В ожидании чуда
1
Лето. Ласковое солнце. Звонкое утро. Маленький парк – райский уголок, наполненный веселыми трелями птиц, яркой зеленью деревьев и разноцветной мазаикой из живых цветов в блестящих капельках росы.
Бабушка ведет внука, Сашеньку, в детский сад. Они идут по тропинке, через парк.
Сашенька – непоседа отпустил руку бабушки и побежал, но вдруг остановился и весело подпрыгнул перед цветущими розовыми кустами. Красные и белые розы, словно вышитые на зеленом ковре лужайки шелковыми нитями, вызвали у ребенка восторг.
- Бабуль, а ты купишь мне краски и кисточку? - громко сказал он.
- Зачем они тебе, милок? – устало спросила баба Катя.
- Я рисовать хочу, а у меня нет ни красок, ни кисточек, - насупился внук.
-Иди, иди уже, а то на завтрак опоздаешь.
Бабушка посмотрела внуку вслед и покачала головой: “Как же, краски ему подавай, - подумала она. – Может, в деда пошел? Видать, тоже художником будет”.
2
Баба Катя шла медленно, у нее болели ноги. Артрит сковывал движения и посылал в мозг болевые сигналы, мешая ей думать о чем-то еще, кроме как о больных суставах. А думать ей было о чем…
Мужа она давно похоронила; единственная дочь - Вера, мать Сашеньки, недавно развелась с мужем и вот уже месяц, как уехала с новым ухажером в Германию. А бывший зять, тот еще гуляка, не успев разойтись, женился на своей секретарше.
Развод, раздел имущества, передел собственности – меняет мороощущение, угнетает и становится причиной чувства безысходности, особенно для детей разводящихся. Но это не в счет, главное для взрослых - их собственные амбиции, а дети вырастут, что с ними станется. Сашенька не первый и не последний, у кого развелись родители.
Но должен же быть предел цинизму? Оказывается, нет.
Если некоторые родители после развода не могут поделить ребенка, то по отношению к Сашеньке было с точностью до наоборот – он мешал бывшим супругам и был причиной их нешуточных конфликтов.
В результате, нарисовалась печальная картина – ребенок оказался ненужным ни маме, ни папе и никак не вписывался в их дальнейшие планы на будущее.
Придя, наконец, к соглашению - родители решили отвезти сына в село к бабушке и оставить его там на неопределенный срок.
Сунув матери немного денег на содержание ребенка, Вера со спокойной совестью укатила за границу. Зять был не лучше - рассказывал теще небылицы, обещая забрать Сашеньку к себе, в новую семью, но, не тут-то было... В итоге, Сашенька при живых родителях стал сиротой.
3
Сашенька остался жить у бабушки. Ему было хорошо и спокойно с бабулей, которая не жалея сил, холила и лелеяла внука, превозмагая боль в суставах. Но все равно, мальчик скучал по родителям. Каждый вечер Сашенька выходил во двор и до боли в глазах пристально смотрел на дорогу в ожидании чуда - вдруг мама и папа помирились и вместе едут к нему. Ребенку не нужны были обещанные родителями подарки, он просто хотел крепко обнять их и почувствовать родное тепло.
Иногда, перед сном, лежа в своей кроватке, Сашенька тихо плакал: ему безумно хотелось к маме и папе, чувствительное сердечко шестилетнего ребенка не выдерживало долгой разлуки. Бабушка все слышала и очень переживала за внука, но ничего не могла поделать: непутевые - зять и дочь были далеко – ни позвать, ни поехать. “Пусть поплачет, может, полегчает”, - с болью в сердце думала она.
Спасением для ребенка был детский сад, где он общался с детьми: играл, пел, рисовал, его любили воспитатели, как самого доброго и смышленного в группе мальчика.
4
Через месяц из Германии позвонила дочь. После телефонного разговора, мать приняла сердечные капли. Она не могла понять, откуда у Веры эта вопиющая безответственность и чем обьяснить бездушие по отношению к собственному ребенку. Разговор был коротким и конкретным: Вера поинтересовалась лишь физическим здоровьем сына и матери, потом спросила остались ли еще деньги. На упреки отвечала без особых эмоций, мол кому сейчас хорошо, и ей не сладко. Она все делает для сына, зарабатывает деньги вдали от дома, но выслать сейчас не может, так как у самой туго...
-Деньги, деньги – да разве дело в деньгах? Сашенька скучает, плачет по ночам, боюсь заболеет, а тебе, как видно, все равно. Ему не нужны твои деньги, ему нужна ты. Слышишь меня или нет? Хочешь
откупиться от сына? Я старая уже, помру, на кого внука оставлю? Приезжай, дочь, одумайся, побойся Бога… - кричала в трубку, возмущенная словами дочери, мать. А та просила оставить ее в покое и ждать денежного перевода.
Да, материнская любовь Веры, по иронии судьбы, окончательно перевоплотилась в банальную материальную поддержку жизнедеятельности собственного ребенка и на этом закончилась, иссякла полностью. Победили сухая расчетливость и неотвратимая тяга к золотому тельцу.
5
Время шло. Сашенька окончательно адаптировался к сельской жизни. Он так и рвался помочь бабушке по хозяйству. Баба Катя смотрела и радовалась: хороший внук растет, добрый, заботливый.
Так и не дождавшись денежного перевода от дочери, баба Катя пересчитала оставшиеся и грустно вздохнула. “До пенсии нам не дотянуть”, - подумала она и взяла из комода ключ от мастерской мужа.
Мастерскую мужа, после его смерти, она открывала лишь для того, чтобы убрать пыль и проветрить. Селький живописец - Иван Никанорыч оставил жене в наследство прекрасные картины с изображением местных достопримечательностей и деревенского пейзажа. Порой, баба Катя задумывалась над тем, чтобы отдать картины в краеведческий музей, но не решалась - слишком дорога была память о муже.
Женщина открыла мастерскую. Не долго думая, со слезами на глазах и со словами “прости меня”, выбрала одну из картин с изображением местного пейзажа, завернула ее в старую газету и вышла из дома. Еле ковыляя больными ногами, она направилась в магазин “Подарки”, где принимали изделия ручной работы и картины для продажи туристам и гостям села, приезжающим посетить древнюю Никольскую церковь, построенную еще во второй половине 14 века…
Вечером того же дня, Сашенька попросил у бабушки листок бумаги и карандаш: “Бабуль, а хочешь я тебя нарисую”, - сказал он весело. – Нина Андреевна сегодня меня похвалила, сказала, что я здорово рисую”.
Бабушка растрогалась и решила посвятить не по годам смышленного внука в святая святых – показать ему мастерскую деда.
Мастерская деда оказалась пределом детских мечтаний для Сашеньки.
- Баба Катя, а дедушка любил вкусный запах красок? - сверкая любознательными глазками спросил внук.
- Еще как любил, он весь пропах этим запахом. А ведь ему столько же лет было, сколько и тебе, когда он начал рисовать. Сначала он углем нарисовал собаку на досках амбара, а потом пошло, поехало…
- Куда он поехал? - спросил удивленно Сашенька.
- Да никуда не поехал, жил с матерью в соседнем доме и все время что-то рисовал. В нашем селе его Ванькой – художником прозвали. Бывало, идет со стопкой бумаг в руке, а соседи шушукаются: “ Смотри, вон Дарьин Ванька-художник на речку рисовать пошел”. Уехал он уже потом, когда вырос: поступил в Ленинградскую академию художеств и стал настоящим художником. Вот так-то, Сашенька. Уж больно твой дедушка любил нашу землю, свой дом, родные пейзажы и рисовал поэтому с душой.
- Я тоже хочу выучиться, отправь и меня, бабуля, пожалуйста, в эту какадемию.
Бабушка громко рассмеялась и крепко обняла внука: “Какой же ты у меня смешной и, главное, умный, весь в деда”.
6
Воскресное утро. Бабушка решила взять внука в церковь, пусть приобщается.
Сашеньку крестили через месяц после рождения. Он смутно себе представлял, что может быть внутри церкви, но знал, как она внешне выглядит. В детском воображении церковь ассоциировалась с высоким домом с золотой крышей, похожей на шапку.
Церковь. Запах ладана. Горящие свечи – много свечей. Чудотворящие старинные иконы – хранители многоголосья молитв просветленных душ, отраженных в прозрачном, кристально чистом озере слез откровения и покаяния.
Сашенька чуть прищуривается, и свечные огоньки превращаются в маленькие мерцающие, блестящие звездочки. Детские глаза скользят по золоченной, богатой церковной утвари и останавливаются на иконе Николая Чудотворца. Она висит высоко на стене,приходиться вытягивать шею и вставать на цыпочки, чтобы разглядеть ее.
От новых ярких впечатлений мальчик затаил дыхание. Святой лик с образа смотрел Сашеньке прямо в глаза.
… Через несколько дней, когда бабушка пошла забирать внука из детского сада, к ней, улыбаясь, подошла воспитательница и протянула рисунок : “Посмотрите, Катерина Матвеевна, что рисует Ваш внук, прямо чудеса какие-то. У нас сегодня был урок рисования, дети должны были нарисовать фрукты, а Сашенька нарисовал вот это удивительное лицо. У меня аж мурашки пошли по коже, когда я увидела”. На самом деле, на листке бумаги было лицо, походившее на святой лик.
Баба Катя бережно сложила рисунок внука и спрятала в сумку.
7
Наступила осень. Баба Катя сдала в салон несколько картин мужа, чтобы собрать внука в школу. Сашеньке исполнилось семь лет, и бабушка записала его в первый класс сельской школы.
Дочь так и не приехала, говорила, что не ладится у нее там с работой, а бывший зять, как был с ветром в голове, так и остался - его не интересовала судьба сына.
Так и жили бабушка с внуком. Сашенька часто с головой уходил в свое любимое рисование, а баба Катя старалась не мешать, она понимала, что оно спасает внука от душевных потрясений, связанных с равнодушием заблудших родителей.
…В день, когда выпал первый снег, баба Катя отвела Сашеньку в школу и пошла в церковь, к батюшке, взяв с собой бережно собранные рисунки внука. Она поставила свечки за здравие и за упокой, тихо помолилась и подошла к батюшке, чтобы показать рисунки.
Батюшка долго и внимательно перебирал их, а потом заулыбался и сказал, что в рисунках есть душа - они светятся, а мальчик обязательно должен выучиться на иконописца, есть искра от Бога. Он посоветовал бабе Кате приводить Сашеньку на уроки рисования в церковную школу к пожилому художнику-иконописцу, брату Матвею.
8
…С тех пор прошло много лет. Александр Александрович стал известным художником – иконописцем. Он часто рассказывал сыну, Ваньке, истории из своего детства: про село, ставшее ему родным, про любимую бабушку, про деда - художника, про своего первого учителя – мудрого старца Матвея. Но никогда не рассказывал о своих родителях. На вопросы сына отвечал, что живут они очень далеко и потому приехать не могут... Воспоминания, связанные с ними, были самыми тяжелыми в его жизни.
…. Мать осталась жить в Германии, у нее была другая семья: муж, дети. До его совершеннолетия изредка приходили денежные переводы. Приехала она лишь один раз, на несколько дней, на похороны матери – чужая, холодная женщина. После отъезда звонила редко, говорила натянуто, а потом и вовсе связь прервалась. А отец – он был постоянно в поисках той одной, единственной. Каждый раз при встрече с ней “искушенный ловелас” терял голову и почему-то, обязательно делал предложение, а спустя некоторое время разводился, оправдываясь, что опять ошибся…
Александр давно простил их - родителей не выбирают.
Иногда он молился и в молитвах благодарил их за то, что дали ему жизнь и обязательно вспоминал самого дорогого, родного, близкого на всем белом свете человека – доброго ангела, бабушку. Больная бабушка, держась из последних сил, дождалась внука из армии, а через месяц отдала Богу душу. Хоронили Катерину Матвеевну всем селом: она была человеком доброй души и за долгие годы проживания в селе снискала любовь и уважение односельчан.
Баба Катя оставила внуку дом и несколько картин деда - сельского живописца Ивана Никанорыча. Бабушка умерла, и дом опустел, замолчал, заскучал. Однако продавать его внук не стал, так как сросся с этой землей и с домом, ставшим для него единственным родным пристанищем.
Выросший практически на селе, Александр не чурался физической работы. Он привык полоть, рубить дрова, топить печь. Но мечтал лишь об одном - продолжить обучение иконописи. По рекомендации батюшки из Никольской церкви, Александр после армии поступил в церковную семинарию и, успешно окончив ее, с течением времени стал узнаваемым иконописцем, воплотив в жизнь мечту бабушки.
В его мастерской всегда горел свет – это означало, что мастер пишет образ для одной из провославных церквей или реставрирует старую икону, вдыхая в нее новую жизнь прикосновением волшебной кисти.
После окончания работы, Александр, по привычке, выходил на балкон своей мастерской любоваться ночным небом, усыпанным звездами, опоясывающими небосвод широким магическим кольцом млечного пути. Туманное свечение от миллиардов звезд Галактики, как и в детстве, отражалось в глазах мастера земными огоньками миллионов свечей, источающих тепло, согревающих душу и сердце Человека от Бога – иконописца Александра.
* * *
Оставь свой добрый след …
Не уставай идти
по праведному Млечному Пути.
Свой ум, талант, душевные порывы
отдай ты людям - без остатка, без нарывов.
Не надо злобы, зависти и склоки.
Будь выше этого!
Ведь ходим все под Богом!
Свидетельство о публикации №214050302026
С уважением, Людмила.
Людмила Рейзе 21.07.2014 19:11 Заявить о нарушении
Карина
Карина Канач 21.07.2014 19:36 Заявить о нарушении