Старик и Солнце

            (Сказка о том, как Старик ходил к Солнцу)

  Жили-были старик со старухой у самого тёмного леса. Промышлял дед зверями да рыбой, бабка грядки блюла в огороде да сбирала для печки  валежник. Жили долго они, не тужили. Да вот старость подкралась нежданно, не хватать стало времени сирым. Солнце за лес – у деда нет дичи, у старухи не собрана репа. Так голодные спать и ложатся. Долго ль, коротко ль так оно было, что они на судьбу не роптали, люди, жившие рядом, не знают. Но однажды сказала старуха:
- Не хватает мне больше терпенья – так мы скоро совсем обессилим. Дня для дел мне совсем не хватает. Допоздна я вожусь в огороде, а сготовить еду – где же время? Не могу, уж, угнаться за Солнцем.  В тёмном лесе найдёшь ли тростинку.
- Вправду, вижу, не зря ты гуторишь. День гоняю я дичь по чащобе, как поймаю, уж Солнце садится – и бреду я по лесу в потёмках.  Тоже стало мне дня маловато. Вот бы Солнце чуть-чуть постояло.
- Вот и то-то оно. Но послушай! А давай-ка, мы Солнце попросим. Пусть подольше за лес не уходит. Обратимся к нему по-простому. Ну, а мы ему тоже послужим: будем славить его в наших песнях!
– И играть на дуделках-сопелках!
Так они сообща и решили. Дед, не медля, собрался в дорогу. Положил хлеба-соли в котомку, ну, и склянку – водицы напиться.
Только из дому – поп ему встречу.
– В путь собрался, раб божий, я вижу?
– Я не раб… И рабом я не буду! А иду я за помощью к Солнцу...
– Да, ты, что же, выходит, язычник?!
– Да, я русский, и все это знают! Жил у леса – «пням богу молился». Что чужое, того мне не надо.
– Что я слышу, окстись, окаянный! В пекле будешь, в аду на том Свете!
– Но и рай для тебя не заказан – нет там места неизбранным людям. Чем с избр;нными будешь тягаться?
– Тьфу, тебе, искушенье Господне! Сгинь долой и не жди избавленья. 
Дальше путь свой старик продолжает. Глядь, навстречу ему бабай Яго.
– Мой салям, перезрелая репа! Что идёшь мимо Нас без поклона? Или хочешь с Ордою тягаться?
– Не привыкли мы – русские люди – бить поклоны без веской причины. А иду я приветствовать Солнце и просить у него снисхожденья…
– Ой, Аллах милосердный! Что слышу? Знать, придётся карать непокорность. Вот пойду… доложу я баскаку, чтоб нагайкой смирил он строптивость. Враз про Солнце своё  позабудешь.
Дальше двинулся старый с усмешкой и вошёл он в лесную чащобу. Вдруг навстречу колдун ненароком, весь заросший болотною тиной.
– Что блуждаешь по лесу, мой старче? Знать, беда у тебя приключилась? Не ко мне ли спешишь за подмогой?
– Нет, иду я за светом, аж, к Солнцу. Чем, не знаю, помочь мне ты можешь, сам скрываясь в такой глухомани? Может, ищешь какой здесь корысти?
– Я живу по законам Природы среди тварей лесных и растений. Ну, а к вам меня поп не пускает – не мешал, чтоб (упрёк Иегове!) с вас церковную брать десятину. Мне не нужно ничьё подаянье. И тебе помогу я задаром. Берегись! Горячо наше Солнце. Светит ярко своими лучами. Говоря с ним, держи расстоянье. Смажь лицо моей мазью целебной, избежать чтоб случайных ожогов. Рукавицы возьми, не забудь.
– Эта помощь, наверно, что надо! Вижу я, что колдун есть целитель. Так нужны твои знания людям! Им теперь расскажу я всю правду, чтоб они не чурались тебя.
И пошёл он, не мешкая, дальше.
Долго ль, коротко ль, вышел из лесу. Ну, и Солнце как раз появилось. Увидало и тут же спросило:
- Что за надобность? Слушаю, старче!
Отвечает старик, запинаясь:
- Извиняй нас, что ст;ры мы стали. Не хватает дневного нам света. Оставайся у леса подольше, чтоб смогли мы окончить работу, без которой нейдёт пропитанье.
Говорит ему Солнце учтиво:
 - В вашем небе свечу я, сколь надо. Света ждут и залесные чада. Жаждут света и звери, и травы. Рыбы в море лучей поджидают. Как же их я оставлю без света? Не могу нанести им урона.
Онемел тут старик, да очнулся. Выручай дорогая смекалка! Голь недаром смекалкой богата! Обращается снова он к Солнцу:
- Будь так добро, Великое Диво – не проста твоя служба, я знаю. Расскажу я об этом хозяйке. Но упряма, настырна старуха. Не поверит обычному слову. Скажет мне, что без дела я шлялся. Будь любезно, родимое Солнце! Подари нам хоть света частицу. Отнесу я её в подтвержденье. Будет что нам потом вспоминать.
Отвечает Светило с усмешкой:
- Дать мне света нехитрое дело. Да ведь ты же его не удержишь – вспыхнешь сам,  как лесная смола.
Приуныл было дед, да не сдался. Лоб наморщил он сильно в раздумье, и опять помогла ему смётка – вдруг его, словно луч, озарило. С плеч снимает свою он котомку, достаёт запасённую склянку и, не мешкая, соль насыпает. Обращается к Солнцу с надеждой:
- Не сердися, родное Светило! Знаю, мощь у тебя непомерна – можешь ты запалить даже камень. Запали ж соляные крупицы, пусть в стакане огонь заиграет. Вот его и снесу я старухе!
- Ах, умён ты, сермяжное племя! Будь по-твоему, - Солнце вещает, - Только быстро куда-нибудь спрячься, чтоб огнём не спалило тебя.
Юркнул дед вновь в лесную чащобу, схоронился под старой корягой. Сделал всё, как советовал знахарь и застыл в ожидании чуда. 
Вдруг на небе заря заиграла, грянул гром, и земля задрожала. Испугался старик и забылся… Как очнулся, а Солнце уж скрылось. Но вот факт: перед ним его склянка и лучами златыми играет. Только крышка со склянкой сварилась. Получилась светящая лампа, и лучи от неё побежали.
- До свиданья! Да здравствует Солнце! Пусть всегда твоё имя святится! Свет и радость приносишь ты людям! Нам на Свете не жить без тебя!
Пригодились ему рукавицы – взял он ими горящую лампу и пошёл, не спеша, восвояси, озаряя лучами свой путь.

Вновь пошёл дед сквозь ту же чащобу, где целитель от церкви скрывался. Увидал тот явлённое чудо. Увидал и, как ель, распрямился.
- Дай обнять тебя, доблестный старче! Этот свет – озарение людям. Он осветит дорогу познанья и разгонит невежества мглу.
- Помогли мне твои наставленья. Ты – кудесник, - теперь твёрдо знаю. Нам нужны не молитвы, а знанья. И как раз не хватает тебя.
Только из лесу – ждёт его Яго. С ним баскака служилые люди, и в руках их тугие нагайки. Но не дрогнул старик, не взмолился. Поднял вверх лучезарную лампу.
- Вот вам сила Великого Солнца! Кто коснётся, сгорит, словно хворост. Прочь с дороги! Ату, басурманы!
Испугались баскаковы слуги, испугались и все убежали. С ними Яго вдогонку пустился, ногти длинные в гневе кусая. Кто куда разбежались варяги. Сила света для мрака – погибель.
Дальше движется дед восвояси. Вдруг навстречу толпа выбегает. Поп кадилом толпу подгоняет, деда кличит «нечистою силой». И опять наш старик не смешался. Вновь поднял лучезарную лампу.
- Стойте люди! Вот Солнца частица. Днём и ночью теперь будет Солнце. Страшен свет для живущих неправдой, а для правдой живущих он люб. И не надо вам будет молиться, Иегову просить о подмоге. Сила наша прибудет от света. Я несу вам от Солнца привет.  И не бойтесь поповских страшилок. Поп живёт возле нас паразитом. Дружбу водит с варягом, с баскаком. А колдун, что в лесу – он кудесник, жив Природой, другим помогает. Он нам друг. Век здоровья ему.
Встали люди, на лампу взирая, почесали крутые затылки, опустили глаза виновато и пошли потихоньку домой. Поп же тотчас в стогу схоронился, испугался «нечистую силу». Перевесило дедово чудо. Свет рассеял поповскую мглу.

Дед к старухе уж к ночи вернулся. У порога избы задержался. Спрятал лампу поглубже в котомку. Постучался с нарочитым шумом. Дверь поспешно жена отворила и дорожника в избу впустила.
– Отвечай,  повидал ли ты Солнце? Говори – не терзай мою душу!
– Ан, постой, не спеши же, подруга – отвечает старик, подбоченясь, – Ай, житьё наше будет не тёмно.
– Мёд бы пить нам твоими устами! Мимо рта не снеси, пустомеля! Видно, зря я тебя ожидала. Да, попал ли ты к Солнцу, бездельник?
Видит дед, осерчала старуха. Зря не стал он томить ожиданьем. Распахнул широко он котомку. И нежданно заря заиграла… Тут старуха и впрямь испугалась – на пол бряк и под стол закатилась, проглотила язык горемыка.
Вновь прикрыл старик лампу котомкой, дал старухе воды две бадейки, понемногу привёл её в чувство.
Дальше старые в счастье зажили. Что ни вечер, гостей привечали, выставляя великое чудо. Дед рассказывал людям про Солнце – величал его Батюшкой Хорсом. Стал давать свою лампу на свадьбы, а затем – на другие потехи.
Появились учёные люди – рукотворные сделали «солнца» и придумали слово «электро». Стала светлою жизнь днём и ночью. Загорелись несчётные «солнца».

Слава Солнцу – источнику Света! Слава людям, стремящимся к Свету! Слава труженикам и учёным! Пусть для всех будет светлою жизнь!


Рецензии