Геннадий Шпаликов

(Вторая редакция)


Геннадий Шпаликов
6 сентября 1937(Карелия)- 1 ноября 1974 .

                Я к вам травою прорасту,
                Попробую к вам дотянуться,
                Как почка тянется к листу
                Вся в ожидании проснуться.
                Шпаликов.


14 мая1956 года выпускник Киевского суворовского училища Геннадий Шпаликов записал в дневнике: «Вчера покончил с собой Фадеев. Очень неприятно и смутно на душе. Фадеев-алкоголик. Жалости нет, алкоголиков не жалеют. Братья-писатели, конечно, наплетут к случившемуся всякую душевную ерунду, но нужно сказать прямо: Человек, который учил целое поколение молодёжи твёрдости, непримиримости и чистоте,- просто талантливый болтун с сожженными внутренностями. Оправдать его нечем».

Не мог он оправдать и своего кумира Маяковского. Не знал этот 19-летний максималист, как его судьба сложится. Пройдёт 18 лет и он покончит жизнь на чердаке переделкинской дачи. Григорий Горин вытащит тело из петли шарфа. Соберет разбросанные бумаги, вызовет милицию.

Накануне 29 октября 1974 года он написал последнее в своей жизни письмо и стихотворение любимому другу и писателю Виктору Некрасову:

"...работать - сейчас особенно - совсем почти невмоготу - так давно уже не было - не со мной, а с общим положением в кино.
Не думаю, что дело в каких-то особых запрещениях - это пусть другие себя утешают -
просто я чувствую, что должен наступить какой-то качественный, общий скачок, уж больно такая общая мура идет - ужас".
(из письма Виктору Некрасову)

"Чего ты снишься каждый день,
Зачем ты душу мне тревожишь?
Мой самый близкий из людей,
Обнять которого не можешь».

На следующий день открывали мемориальную доску Михаилу Ромму на Новодевичьем кладбище. Шпаликову не дали выступить. Он с Г.Гориным возвращается в Переделкино, выпивает бутылку дешёвого вина. Через короткое время позвали Горина со страшным известием.

"Я видела его последние, вернее, предпоследние дни. Трагическая, как бы несбывшаяся жизнь, совершенное одиночество, лютая унизительная нужда"... - написала Белла Ахмадулина в предисловии к сборнику стихов Шпаликова.

Драматург Александр Володин встретил Шпаликова в коридоре киностудии, когда он работал  над своим последним сценарием: « Вид его ошеломил меня. В течение двух-трёх лет он постарел, конечно, страшно. Он кричал, кричал: «Не хочу быть рабом! Не могу, не могу быть рабом»!  - «Как зависит дар художника от того на какой максимум счастья он способен! У Шпаликова этот максимум счастья был высок. Соответственно, так же глубока и пропасть возможного отчаяния». ( А. Володин «Записки нетрезвого человека».)

Не стало ещё одного молодого талантливого человека.

Родился он в семье военного инженера Федора Григорьевича Шпаликова.
В июле 1956 окончил Киевское суворовское военное училище. Там же, в суворовском училище, начал писать стихи и рассказы.
С 1956 по 1961 гг. учился во ВГИКе на сценарном факультете.

Поначалу судьба Гены складывалась удачно. В двадцать четыре года он уже написал «Заставу Ильича».
Фильм подвергся жестокой цензуре, автор сценария был обвинён в безыдейности. Из фильма был исключен ряд сцен. В том числе сцена в Политехническом музее, где многочисленные поклонники поэзии встречаются с молодыми поэтами. В ходе разбора фильма, пришедшегося на день рождения дочери, Шпаликов выступил с резкой критикой, направленной против людей, громивших фильм.

Через несколько лет фильм вышел под другим названием: «Мне двадцать лет". Затем выходит фильм: «Я родом из детства» и другие… Его печатали, снимали. Он женился на красивой и талантливой актрисе Инне Гулая, у них родилась дочка, им дали квартиру… Он был самый молодой знаменитый сценарист, о нем выходили статьи в газетах, в журналах, кто-то собирался писать о нем книжку. Но в один момент все оборвалось.

Друг Геннадия Шпаликова писатель Виктор Некрасов, автор романа «В окопах Сталинграда» оказался в опале. Его перестали печатать, и он бедствовал. Гена поехал в Киев, написал заявку на сценарий, заключил договор на киевской студии, получил аванс и все деньги отдал Виктору Платоновичу. А поскольку за Некрасовым была установлена слежка, об этом тут же узнали. И киностудия расторгла с Геной договор и потребовала вернуть деньги.

И его жизнь переменилась. Теперь все, что он писал, отвергали, его фамилия нигде не упоминалась — нет такого сценариста Шпаликова, и все. Гена запил, был в долгах, Инна с дочкой ушла…

В 1974 году он написал непроходной сценарии - «Девочка Надя, чего тебе надо?» Героиня фильма - депутат Верховного Совета СССР, разочаровавшись в идеалах коммунизма, в финале публично сжигает себя на городской мусорной свалке. Закончив работу, Шпаликов отправил рукопись в Госкино и ушел навсегда, не дожидаясь ответа.

Поэт не ошибся в друзьях. Они сберегли его стихи, дневники, сценарии и записи. Читаешь эти воспоминания и видишь человека, любящего жизнь, шутника, романтика. Человека, воспевающего истинные и безыскусные чувства.

Из биографии Геннадия Шпаликова:

Первый брак — сценаристка Наталья Рязанцева (1959)
Второй — киноактриса Инна Гулая (1962)
Дочь Дарья Шпаликова родилась 19 марта 1963 года в Москве.

Поэзия

Стихи Геннадий Шпаликов начал писать в конце сороковых. Первые стихи выходят в 1955 году: 26 июня в газете «Сталинское племя» напечатаны «Два стихотворения», 1 ноября в той же газете опубликована подборка стихотворений под общим названием «Лирические стихи». Первый сборник стихов  опубликован посмертно: «Избранное» (1979).

СТИХИ

***
Бывает всё на свете хорошо, -
В чём дело, сразу не поймёшь, -
А просто летний дождь прошёл,
Нормальный летний дождь.

Мелькнёт в толпе знакомое лицо,
Весёлые глаза,
А в них бежит Садовое кольцо,
А в них блестит Садовое кольцо,
И летняя гроза.

А я иду, шагаю по Москве,
И я пройти ещё смогу
Солёный Тихий океан,
И тундру, и тайгу.

Над лодкой белый парус распущу,
Пока не знаю, с кем,
Но если я по дому загрущу,
Под снегом я фиалку отыщу
И вспомню о Москве.
1963 ?

Людей теряют только раз,
И след, теряя, не находят,
А человек гостит у вас,
Прощается и в ночь уходит.

А если он уходит днём,
Он всё равно от вас уходит.
Давай сейчас его вернём,
Пока он площадь переходит.

Немедленно его вернём,
Поговорим и стол накроем,
Весь дом вверх дном перевернём
И праздник для него устроим.


Ах улицы, единственный приют,
Не для бездомных -
Для живущих в городе.
Мне улицы покоя не дают,
Они мои товарищи и вороги.

Мне кажется - не я по ним иду,
А подчиняюсь, двигаю ногами,
А улицы ведут меня, ведут
По заданной единожды программе.

Программе переулков дорогих,
Намерений весёлых и благих.
Декабрь 1963

Лают бешено собаки
В затухающую даль,
Я пришёл к вам в чёрном фраке,
Элегантный, как рояль.
Было холодно и мокро,
Жались тени по углам,
Проливали слёзы стекла,
Как герои мелодрам.
Вы сидели на диване,
Походили на портрет.
Молча я сжимал в кармане
Леденящий пистолет.
Расположен книзу дулом
Сквозь карман он мог стрелять,
Я всё думал, думал, думал -
Убивать, не убивать?
И от сырости осенней
Дрожи я сдержать не мог,
Вы упали на колени
У моих красивых ног.
Выстрел, дым, сверкнуло пламя,
Ничего уже не жаль.
Я лежал к дверям ногами -
Элегантный, как рояль.
1959

________________________________________
Жила с сумасшедшим поэтом,
Отпитым давно и отпетым.
И то никого не касалось,
Что девочке горем казалось.

О нежная та безнадёжность,
Когда всё так просто и сложно,
Когда за самой простотою -
Несчастья верста за верстою.

Несчастья? Какие несчастья? -
То было обычное счастье,
Но счастье и тем непривычно,
Что выглядит очень обычно.

И рвано и полуголодно,
И солнечно или холодно,
Когда разрывалось на части
То самое славное счастье.

То самое славное время,
Когда мы не с теми - а с теми,
Когда по дороге потерей
Ещё потеряться не верим.

А кто потерялся - им легче,
Они все далече, далече.
Январь 1974


Однажды утром зацвести,
Пока её никто не видит,
А уж на ней роса блестит
И сохнет, если солнце выйдет.

Оно восходит каждый раз
И согревает нашу землю,
И достигает ваших глаз,
А я ему уже не внемлю.

Не приоткроет мне оно
Опущенные тяжко веки,
И обо мне грустить смешно,
Как о реальном человеке,

А я - осенняя трава,
Летящие по ветру листья,
Но мысль об этом не нова,
Принадлежит к разряду истин.

Желанье вечное гнетёт,
Травой хотя бы сохраниться -
Она весною прорастёт
И к жизни присоединится


***
Ах, утону я в Западной Двине!
Или погибну как-нибудь иначе.
Страна не зарыдает обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

Они меня на кладбище снесут,
Простят долги и старые обиды.
Я отменяю воинский салют.
Не надо мне гражданской панихиды.

Я никогда не ездил на слоне
И не решал важнейшие задачи.
Страна не зарыдает обо мне,
Но обо мне товарищи заплачут.

Не выйдет утром траурных газет,
Подписчики по мне не зарыдают.
Прости, прощай, Центральный Комитет!
И гимна надо мною не сыграют.
?



Песня Александра Галича «За семью заборами»[ была написана в соавторстве с Геннадием Шпаликовым:

 За семью заборами
Александр Галич,
Геннадий Шпаликов

Мы поехали за город,
А за городом дожди,
А за городом заборы,
За заборами - вожди.

Там трава несмятая,
Дышится легко,
Там конфеты мятные
"Птичье молоко".

За семью заборами,
За семью запорами,
Там конфеты мятные
"Птичье молоко"!

Там и фауна, и флора,
Там и галки, и грачи,
Там глядят из-за забора
На прохожих стукачи.

Ходят вдоль да около,
Кверху воротник...
А сталинские соколы
Кушают шашлык!

За семью заборами,
За семью запорами
Сталинские соколы
Кушают шашлык!

А ночами, а ночами
Для ответственных людей,
Для высокого начальства
Крутят фильмы про ****ей!

И, сопя, уставится
На экран мурло:
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!

За семью заборами,
За семью запорами
Очень ему нравится
Мэрилин Монро!

Мы устали с непривычки,
Мы сказали:
- Боже мой! -
Добрели до электрички
И поехали домой.

А в пути по радио
Целый час подряд
Нам про демократию
Делали доклад.

А за семью заборами,
За семью запорами,
Там доклад не слушают -
Там шашлык едят!

1961

Фильмография
Режиссёрские работы

1966 — Долгая счастливая жизнь
Сценарии
1962 — Трамвай в другие города
1962—1988 — Застава Ильича («Мне двадцать лет»)
1963 — Я шагаю по Москве
1966 — Я родом из детства
1968 — Стеклянная гармоника
1972 — Ты и я
1973 — Пой песню, поэт

       Литература:

Шпаликов Г. Ф. Бывает все на свет хорошо: Сборник стихов. /Составитель А.Нехорошев, Редактор А.Корина, Предисловие Б.Ахмадуллиной. — М.: Изд-во ЭКСМО-ПРЕСС, 2001. — 432 с. — ISBN 5-04-088108-8

Федор Раззаков, «Звездные трагедии: загадки, судьбы и гибели». стр. 75—81.
«Хроника жизни и творчества Геннадия Шпаликова» по Шпаликов Г. Ф. «Прощай, Садовое кольцо». Сборник стихов. Москва: ЭКСМО-Пресс, 2000

Александр Галич, Геннадий Шпаликов «За семью заборами»
Ссылки

В Викицитатнике есть страница по теме
Геннадий Фёдорович Шпаликов

Сайт памяти Геннадия Шпаликова

Стихи Геннадия Шпаликова в Антологии русской поэзии

Бондаренко В. Праздник глазами остриженного подростка. // Газета «Завтра» (14 декабря 1999). Архивировано из первоисточника 9 февраля 2012. Проверено 8 марта 2010.
Геннадий Шпаликов. Стихи. Биография. Фото на сайте «Лучшие русские поэты и стихи»
Источник —


Рецензии
Потрясающий автор. Одно из его произведений называется "Долгая счастливая жизнь". Как жаль, что не сбылось...

Сергей Соломонов   12.04.2016 00:40     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Сергей. Я вчера заглянула к Вам. Страница была закрыта. Огорчилась.
Спасибо за отклик.
Не пропадайте.Всего доброго!

Майя Уздина   12.04.2016 09:00   Заявить о нарушении
Я закрылся ненадолго: до мая. Много дел. К Вам и другим любимым авторам всё равно буду заглядывать как читатель.
Весеннего настроения!

Сергей Соломонов   12.04.2016 09:27   Заявить о нарушении
На это произведение написано 15 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.