Канадская хитрость

- Джимми, полный провал , операция не удалась. Подробности позже. А пока вот:  я  подаю в отставку...  Благодарю  вас за оказанную  честь работать с вами. -  Выдохнул спонтанную речь Сайрус Вэнс, Госсекретарь США , теперь уже бывший, и положил трубку, не спеша покинул рабочий кабинет. Уже в машине он  пожалел о том, что не забрал личные вещи, но возвращаться не стал. «Плохая примета»,-  усмехнулся он.
Операция «Орлиный коготь», организованная для спасения 52 работников Посольства Соединенных Штатов  в Тегеране, закончилась полным провалом, и судьба заложников, американских граждан, повисла в воздухе. Утром следующего дня центральные  газеты рассказали читателям о случившемся и повергли в шок жителей Америки, с замиранием сердца следивших за ходом тегеранского конфликта. Граждане толпились у газетных киосков, по несколько раз перечитывали  сообщения об оказавшихся в плену  своих соотечественников, с ужасом представляя, чем может завершится эта драма попахивающая кровью.  Пытались выудить  между строк хоть какую-то обнадеживающую информацию.
Разочарование неумелыми действиями правительства охватило  страну.               
Президент  США Джимми Картер пребывая в подавленном состоянии, отменил запланированную  встречу с журналистами и, уехал к себе в свой загородный дом. Прихватил с собою  свежие газеты и  уединился там в небольшой беседке у озера. Однако уже вечером появилась призрачная  надежда:  позвонил директор ЦРУ адмирал Стэнсфилд Тёрнер  и сообщил о том, что нескольким дипломатам удалось вырваться из второго дипломатического корпуса окруженного разьярённой толпой.
После небольших мытарств  по Тегерану,  они оказались  на квартире канадского посла Кена Тейлора,  и тот,  отчетливо представляя какой серьезной опасности подвергает не только себя, но  и остальных работников посольства, не побоялся рискнуть: решил проявить «канадскую хитрость»,  чтобы  спасти американских коллег.               
– Завтра в десять утра встречаемся у меня.- прокричал в трубку, окрылённый сообщением Джимми Картер и уже спокойнее добавил, - и  пригласи  тех,  кого посчитаешь нужным.               
Этой ночью Президент не заснул. Он понимал,  Америка такого провала  ему не простит.               
Бодрствовал и директор ЦРУ. Ему передали план спасения дипломатов предложенный канадцами и он от волнения ни как не мог сосредоточиться и вникнуть в содержание текста с грифом «Совершенно секретно». Весь на нервах,  выкуривая  одну сигарету за  другой , нисколько не заботясь об остальных членах семьи, он  шумно  перемещался по квартире, то задевая стулья, то со скрипом  задвигая выдвижные ящики  рабочего стола в поиска нужных документов, карандашей, чистых листов бумаги, вторых очков и прочее.
В два часа ночи   он позвонил эксперту ЦРУ   по маскировке и экс фильтрации Тони Мендессу и   задал ему вполне «естественный»  для этого часа вопрос:               
- Тони, ты не спишь?               
– Уже нет, - ответил тот, потирая сонные глаза.               
– Тогда жду у себя.               
Эксперт нехотя поднялся с постели, оделся и  поехал, как бывало не раз, к директору ЦРУ домой. Они просидели за рабочим столом до утра, просчитывая
детали.
Утренняя встреча директора ЦРУ с Президентом длилась недолго. Президент  одобрил предложение канадского посольства представить дипломатов работниками
канадской киностудии, приехавших в Иран для выбора  места сьёмок, и вывезти их по поддельным документам  в третью страну.
Тот час же поставили в известность об этом канадское правительство. И «машина» завертелась. 
Для пущей убедительности,  среди прочей документации, решили  изготовить значки крупных размеров  с логотипом  киностудии:  это избавило бы от дополнительных вопросов на таможне, так как  ушлые иранские таможенники, задавая вопросы  обратили бы внимание на американский акцент у канадских киношников.
А для правдоподобности версии наскоро, при  содействии канадской кинокомпании "Lionsgate", ветеран Голливуда Джон Чамберс  разработал набросок сценария фильма «Арго»,  основные события которого проходили на фоне природы Среднего Востока.  Определились и со сроками:  решили, чтобы усыпить бдительность иранский властей, не торопиться, тем более, что относительно лояльное
к американцам правительство Мехди Базаргана,  ушло в отставку, и их место заняли представители агрессивного мусульманского духовенства.
В назначенный срок из Оттавы дипломатической почтой   в Канадское посольство Ирана прибыл пакет с паспортами. Получили  и увесистую бандероль из Вашингтона, пересланную при посредничестве английского дипконсульства в Каире. Но американцы в спешке изготовили не значки с логотипом липовой киностудии , а магниты, которые  не представлялось возможным использовать. Предлагать их в качестве
сувениров не общаясь с таможенниками не реально было, и  это в корне  меняло всю концепцию плана.
От идеи использовать значки, однако, решили  не отказываться. Второй секретарь посольства попросил своего водителя иранского происхождения Махмуда, а тот подключил своего одноклассника, старого друга Вагифа Омари и местная сувенирная фабрика, ничего не подозревая взялась в быстрые сроки выполнить заказ.
В день вылета в Швейцарию группа усталых  «киношников», в сопровождении канадских представителей, поблескивая новенькими
значками, успешно преодолевала таможенные барьеры в Мехрабадском аэропорту Тегерана.  Но, уже перед входом в самолет, молодой работник аэропорта обратил внимание на значки у группы иностранцев и, с нескрываемым удивлением,  воскликнул:               
- О, какой красивый значок ! У меня огромная коллекция значков с логотипами кинокомпаний всего мира, но такого  нет. И о такой кинокомпании я тоже никогда не слышал!               
Группа напряглась и застыла в ожидании. Роберт Андерс, к которому обратился молодой иранец,  проявляя хладнокровие в ответ улыбнулся, отстегнул значок и молча протянул его таможеннику.
Тот растерялся, нерешительно  взял значок, затем,  засияв от счастья, низко поклонился в знак благодарности. И  тут же, широким жестом приглашая группу в самолёт, приколол значок себе на грудь.
Через три с половиной часа Боинг 777- 300 ЕР  удачно приземлился в  Цюрихском аэропорту.


Рецензии