Толька

Фотография, выскользнув из альбома, спланировала на пол. Наклонившись, я подняла светлый прямоугольник и внимательно взглянула на маленького(лет шести), мальчика, запечатленного на ней. Он сидел на стуле, положив ладошки на голые загорелые коленки, и серьезно глядел в объектив карими глазками.
Фотография была черно - белой, но я точно знала, что глаза у ребенка темно - карие. В их глубине таилась боль и обида, нанесенная мальчику окружающей действительностью. Его родители недавно развелись и мама, забрав с собой маленькую сестренку, уехала, оставив сына на попечении свекрови. Двоих детей ей в одиночку было не вытянуть. Наверное, она так думала.
Может, именно поэтому симпатичный мальчуган с умным, не по годам взрослым, взглядом, станет в будущем уголовником с шестью ходками "за колючку". Может, виновата бабушка, старавшаяся изо всех сил заменить брошенному ребенку отца с матерью. Именно она будет мотаться по зонам, таская неподъемные сумки с "дачками", будет ждать своего Тольку, и беззаветно любить, и скучать по нему, даже тогда, когда он превратится в прожженную сволочь.
У Тольки родятся три дочери - все от разных женщин. (А он будет мечтать о сыне). Старшая будет незаконнорожденной, потому что ее мать никогда не любила отца своего ребенка, а боялась его. Несмотря на страх, она наотрез откажется выйти за него замуж, когда он сделает ей предложение.
Среднюю дочь оставят в роддоме, потому что ее мать уже имеет ребенка, а Толька откажется от нее еще задолго до родов.
Лишь младшая девочка родится в законном браке, и будет расти в полной семье после того, как папа вернется с зоны после шестой, последней, отсидки. Ей будет восемь, и она ученица второго класса - умница и отличница.
Но, через несколько лет Толька уйдет из семьи к молодой, непутевой девахе. Он будет бить ее, выгонять зимой на мороз. А когда она забеременеет - пнет ногой в живот, и случится выкидыш. Вскоре деваха, несмотря на свою недалекость и хронический алкоголизм, уйдет от него, не выдержав таких испытаний. Тогда Толька вернется к бабушке, воспитавшей его, и за пару лет превратит ее в сошедшее с ума существо, путающее время, события, и людей, а при ходьбе опирающееся на палочку. Хотя, еще два года назад бабуля была здорова и активна: садила огород, бегала в магазин, и даже гоняла очередную Толькину "****ину"(как сама бабушка ее называла)угрожая той топориком для разделки мяса.
В итоге, бабушка пережила всех: сына(отца Тольки), сноху, и даже самого Тольку. Не дожив до своего пятидесятилетнего юбилея, он застрелился.
И вот, я смотрю на фотографию маленького мальчишки с карими глазами, на лице которого нетдаже тени улыбки. А от чего ему было улыбаться? Даже самая любящая бабушка не способна заменить ребенку маму.
Толька совершил много плохого, злого, бесчеловечного, в том числе, и по отношению ко мне. Но я простила его, и теперь хожу на могилу на кладбище. С мраморного памятника пристально глядит на каждого приходящего Толька - уже не маленький мальчик с большими глазами, а сильный, взрослый мужчина, с характерным прищуром много повидавшего зэка. Жесткие складки вокруг рта выдают сложный, противоречивый характер. Кривая, едва заметная ухмылка не скрывает блеска "фиксы" из светлого металла - коронки, которые ставят на зонах местные стоматологи.
Как легко, оказывается, любить умершего человека, если искренне его простишь. Ведь он уже никогда и никому не сделает ничего плохого. А я, его старшая дочь, храню в своем альбоме несколько фотографий: маленького, грустноглазого мальчишки; фото с зоны; семейную фотографию отца, его жены, и моей  трехмесячной сестренки; и ту фотографию, с которой сделан портрет на памятнике. И еще одна маленькая деталь - та дата, что стоит на памятнике отца, стоит и в свидетельстве о рождении моего сына. Он похож на Тольку, лишь глаза его не карие, а серо - зеленые, и на его очаровательном личике частенько играет и лучится озорная улыбка, которая неизменно согревает мое сердце. 


Рецензии