Тамара Шарова, критик О голубиной почте и не тольк
Рецензия на спектакль по пьесе А.Герни
" Письма любви "
Сколько писем вы написали любимому?
Десятки,сотни и только по " электронке"?
Есть разница.Но есть и одно великое общее:
в любом письме человек старается быть луч-
ше,чем есть на самом деле.Письмо нас выст-
раивает
корректирует,чистит.Об этом говорит герой
американского драматурга Альберта Герни в
пьесе " Письма любви",спектакль по кото-
рой поставила
известный режиссер Алла Зорина.
Спектакль
в исполнении одного или двух актеров-невероятно сложная вещь.Выстраивается все на индивидуальности,совершенстве техник актеров,сценическом опыте исполнителей.Рискуют режиссеры,сценографы,административная группа ,если хотите.А как же,сборы от билетов дело наипервейшее. Ведь зрителя немало разочаровывает всего лишь два имени в афише. По совпадению, пришлось на той же площадке Одинцовского театра-студии,когда-то видеть Любовь Орлову и Ростислава Плятт в автобиографической пьесе Бернарда Шоу по письмам любви.Аншлаг был,но...(исключительно в рамках допустимого личного ощущения) Плятт очень старался,чтобы зритель не стал пробираться к выходу. Что делать,трудно держать зал на двух актерах.Поэтому когда материал выстроен
в монологах-диалогах через письма,правомочно для режиссера экспериментировать,рисковать ,домысливать,позажигать,говоря молодежным сленгом.
Так и поступил,к примеру,челябинский режиссер Владимир Филонов,поставив ту же пьесу А.Герни в театре-студии" Манекен" в Челябинске.Он ввел фигуру Мима,оживив рисунок героини художницы. Текста,разумеется, не добавлено,но новое действующее лицо и письмонош,и свидетель,и официант,и партнер по танцу.
Музыки много,танцы-обниманцы потешны,близость героев расцвечена и облегчена.
С точностью наоборот у Зориной в Одинцовском театре-студии"Наш дом".Следуя автору,она вывела на сцену только двоих актеров.Далее в своих
лучших личных традициях-минимализм в декорациях и максимальное задействова-
ние всех частей театрального пространства,включая зрительный зал.В центре
сцены эскизно выстроены два типичных двухуровневых коттеджа американского пригорода,но между ними жестко пройдет незримая стена,которая полностью
исключит вербальные коммуникации героев.Планка для актеров поднята высоко.
Исполнителем роли Эндрю Мейкниса Лэдда-третьего стал актер Олег
Снопков,которого театральный мир знает как доцента кафедры сценической пластики ГИТИСа и доцента кафедры актерского мастерства ВГИКа.Красивый,фактурный актер своими внешними данными определил образ героя,
как основательного,покладистого,отнюдь не рефлексующего парня.Но предстоит
начать с детских лет.И как быть с такой фактурой в роли ребенка?
Мелисса Гаднер,соседская девчонка из пригорода Нью-Йорка, а затем талантливая
художница-второе действующее лицо спектакля "Письма любви".Ее исполнила актриса с солидным репертуарным листом Екатерина Лавренко.
Детские годы были прожиты актерами достоверно-лексика,тембровые окраски,игрушки сделали акценты и переключили внимание зрителя от фактуры взрослых исполнителей.Будто актеры слышали от психоаналитиков:какой будет женщина в конце жизни предугадать невозможно,а вот в восьмилетнем мальчике уже можно увидеть взрослого мужчину.Да.женщины очень меняются,а мужчины нет.
Такие кальки для наблюдений были представлены зрителю.И он верил и размышлял.
Тиннейджерские годы потребовали пластического мастерства от обоих актеров.
Для опытного Снопкова это был очередной тренаж,Лавренко не подвела.Пластика актрисы Лавренко всегда вызывала одобрение критики,поэтому физическое воплощение образа Мелиссы Гарднер-и подростка ,и взрослой женщины-ей удалось
как нельзя лучше.На протяжении всей хронологии образа от девчонки до увядающей дамы,появлялись актерские находки ,подтверждавшие рисуемый возраст.
Достоверно звучал голос,менявший тембровую окраску,над чем хорошо поработала актриса.
Соревнования актеров на сцене не существовало,а в антрепризах с новыми вводами на гастролях,это частый грех актеров.У Зориной актерская задача настолько сложна,что Лавренко и Снопков захвачены проживанием роли ,а зрители захвачены ими. Хотя актеры тоже из разных трупп,что говорит о профессиональной ответственности перед зрителем .
Удалось главное-ни на секунду не было потеряно внимание зала.
Письмо вещь универсальная.Для исследования языковой личности и разведки интеллекта,познания со стороны фрейдизма.А его, родимого Фрейда, тут ох как много!По законам этой науки Мелисса-ребенок плаксиво отказывается от поцелуев,а в девушках настойчиво требует прекратить переписку,и быть здесь и сейчас,в крайнем случае,перейти на телефонные переговоры. Ей страстно хочется сближения.С неисполненной страстью девственницы она мечется на сцене,требовательные ноты в голосе почти неприличны,но..Эндрю-Снопков очень достоверно возвращает все на круги своя:письма,письма,письма.Интонирует актер
настолько мастерски,что зритель берет его сторону.А ведь не раз актер провоцировал зрителя на мысль о том, что со стороны секса у Эндрю есть особенности:в анамнезе " покорные азиатки" и иже с ними.Однозначности абраза актер избежал и мигрировал в солидного отца семейства и успешного политика.
Во второй половине жизни своих героев актеры получили еще более сложные режиссерские задания.В самом деле,как проживать двойную жизнь женатого Эндрю
и разведеной известной художницы Мелиссы,отягченной периодическим пристрастием к наркотикам и алкоголю.У обоих семьи,дети,стареющие и болеющие
родители,да еще и публичность,папарацци,профессиональная конкуренция.Они, потерявшие было друг друга,вдруг опять находят адреса и списываются.Что это?
Какая-то голубиная почта сложилась,когда привязанность к избраннику,месту гнездования будит навигационную память. Да, именно голубиная почта использовалась для связи с осажденными крепостями.А если ваша голубка окружена рвами условностей ,обязанностей,болезней?А к нему письма поступают
уже через секретаршу,сенаторскую почту,ревнивую жену?Самое время прекратить странные отношения через письма или наоборот?Благородный голос сенатора Лэдда-третьего не оставляет у зрителя сомнения-этот джентльмен даму не оставит. Без письма.
Стрела,пущенная в цель, летит долго.В зале будто слышится ноющий звук летящего древка.Зрители начинают досадовать,но вдруг герои встретились,где-то пересеклись,и у них все получилось!Взрыв удовлетворенной страсти,как бомба,разметал их по разные стороны и вдавил в портальные стены сцены.Высокий градус эмоций герои отыграли органично, сретушировав возраст пятидесятилетних любовников.Но оказалось,что стрела уже близко, и Мелисса встала перед ней,прокричав:"Теперь меня не будет нигде!"Стрела предназначалась ей и пронзила ее как голубку.
А он остался жить.И написал последнее письмо,но уже ее матери. О том,что они, любившие друг друга с детства и предназначенные друг другу, прожили жизнь
порознь.А были нужны друг другу все годы.Олег Снопков стоит в последней мезансцене с ассиметрично распущенным шарфом,потеряный,одинокий,чтобы сказать нам:без любви жизнь ассиметрична,держите любовь и не теряйте ее ни в каком возрасте.Это ваша жизнь,только ваша и только для любви.
Тамара Шарова,
театральный критик
г.Москва
Свидетельство о публикации №214050401855