Мой Друг

Пасмурным октябрьским утром Костя медленно брёл по безлюдному полю в школу.
Ветер  заставлял глаза слезиться, земля под ногами была стылой и сырой. Одно слово-Осень…Осень со всеми её прелестями в виде редких тёплых деньков, дождей, ветра, свинцового небесного покрывала и липнущих к ботинкам жёлтых листьев, уже не живых, но ещё не мёртвых.
Костя  шёл, спотыкаясь и оценивая перспективы: дойдёт ли он до школы или опять свернёт к леснику Георгию Георгиевичу, которого местные давно уже для удобства звали Георгичем.
Выходило, что поход  завершится горячим малиновым чаем у лесника и перебиранием старых книг, одну из которых Костик унесёт домой.
Потолкав ещё минуты две свою совесть, мальчик понял, что она или спит, или вышла на обед, а потому свернул к лесу.
Константин, как бы печально это ни звучало, не любил учиться. Читать книги - обожал. А сидеть с одноклассниками-хулиганами на уроках безразличной к своей работе учительницы Зинаиды Михайловны не любил. Учительница напоминала мальчику кота из чеховской повести «Каштанка»: её так же ничего не интересовало в жизни, и в каждом движении присутствовала некая брезгливость. Поэтому урок был мероприятием во всех отношениях нудным, хотя порой и рассказывала учительница интересные вещи. Правда, и в причинах отсутствия учеников учительница никогда глубоко не копалась, и Костя ни разу не получал серьёзного втыка за то, что не материализовался в школе: задания он готовил исправно, и придраться в плане успеваемости к нему не могли.
Для мальчика куда милее и интереснее была пожилая библиотекарша Валентина Николаевна, которая снабжала его книгами. Да какими книгами! Пушкин и Лермонтов оказались верхушкой айсберга. Костя  перечитал столько интересных книг о своей Родине, о природе, о войне! И это были старые, почтенные тома, изданные ещё 50-70 лет назад. Когда класс прогуливал физкультуру, все шли курить на пустырь или просто шататься за посёлком, а Костя до вечера сидел в библиотеке. Валентина Николаевна вовремя увидела в мальчишке тонкую и любознательную личность, и всегда старалась найти ему книжки поинтереснее.
Старушка-библиотекарша была доброй женщиной, и всех учеников любила, как внуков. А многие из них посмеивались над ней и хамили чуть ли не в лицо. Сначала Костя, будучи взрывной натурой, просто кричал на них. Но потом…
Он помнил тот день. Они с мамой пошли на кладбище к отцу, погибшему пять лет назад в Первую Чеченскую. И вдруг, среди поросших иван-чаем холмиков, он увидел Валентину Николаевну, сидящую на серой от шлифовки снегом и дождями скамье. Мальчик подошёл и спросил, что она тут делает. Старушка подслеповато улыбнулась и показала на могилу рядом.
Муж, погибший в 79-ом на заготовке леса (задавило деревом). Рядом дочь, зять и внучка-пьяный отморозок врезался в их машину, не оставив шансов никому из пассажиров…
Костя смотрел и не мог произнести ни слова. Подошла мама, извинилась перед старушкой и, взяв сына за руку, повела на остановку.
До того дня мальчик просто кричал на одноклассников.
После него он начал их бить.
Толстый Олег Древлин, изображавший, как библиотекарша кладёт в чай рафинад и одновременно поливавший её непечатными словами, наверняка и не понял, что произошло.
Костя ударил.
Брызнула кровь.
Мальчик не видел её, не видел противного толстяка , верещавшего на полу. Он видел лишь ту большую могилу. И Валентину Николаевну, виновато улыбающуюся и говорящую: «Вот, Костик, детки мои тут лежат…».
Вечером, когда переполох в школе затих, мать заглянула ему в глаза и спросила:
- Ты понимаешь, что людей нельзя бить просто так?
-Я ударил не просто так, мам. Ты сама всё видела.
- Что видела?
-Там, на кладбище. Семью тёти Вали. Этот негодяй издевался над ней. Я не мог иначе.
Мама отошла к дивану, села и тихо произнесла:
-В чём-то ты прав… Не стану тебе больше ничего говорить, сам поймёшь, когда вырастешь, что всех мерзавцев в мире не перебьёшь, и среди них придётся жить, сынок.
Этим всё и кончилось. Дела на Костю не завели, потому что Олег, успевший уже засветиться в детской комнате милиции и имевший репутацию шпаны, понимал, что в ходе разбирательств могут всплыть его прошлые грехи, за которые можно получить и от участкового, и от родителей. А кроме того, толстяк никак не ожидал от тихого, неприметного Кости такой ярости, и был крайне напуган. К слову сказать, повезло и неразумно поступившему Константину: у Древлина не зафиксировали переломов, довольно оперативно вправив носовую перегородку. Как бы то ни  было, но с тех пор издевательства над библиотекаршей прекратились, а Костю все стали обходить стороной. Этому факту он был чрезвычайно рад.
Тётя Валя же, как и прежде, подыскивала интересные книги и беседовала с мальчиком обо всём на свете. Про тот случай она не вспоминала, видимо, не считала, что ради одинокой старухи стоит кого-то бить. А может она была неким подобием зеркала. Только зло она поглощала, а отражала добро.
Погружённый в воспоминания, мальчик не сразу понял, что стоит на опушке.
Он стряхнул дрёму и пошёл к сторожке.
До лесника оставалось метров 300,когда он увидел убегавших в поле Древлина и его дружков. Костя сплюнул и собрался продолжить путь, как вдруг услышал тонкий плач. Звук был тихим и доносился из ямы, оставшейся от упавшей сосны. Он подошёл к яме. Заглянул на дно. И обомлел.
На куче мусора и песка лежал избитый щенок овчарки. На боках виднелись ожоги, на боку мальчик насчитал три удара ножом. Морда несчастного пса была перемотана скотчем, видимо, чтобы не укусил мучителей.
- Подонки!- Костя скатился в яму, содрав куртку и осторожно завернув в неё щенка. Выбравшись из ямы, которую отморозки решили сделать могилой щенка, мальчишка бросился к леснику.
Георгич открыл дверь, ворча:
- Костик, опять уроки прогуливаешь? Мамка за…Что это там у тебя?
Мальчик передал ему куртку:
- Помоги, дядя Жора, они его мучили!
Сторож увидел побои пса и вздрогнул:
- Кто?
- Древлин и его пристяжь.
- Вот шакальё! Вот фашисты! Так, Костя, заходи, сейчас лечить псинку будем!
Запрокинув голову назад и уняв мерзкие, постыдные слёзы, мальчик зашёл и закрыл дверь.
Внутри старик начал обрабатывать раны собаки какими-то мазями без надписей. Пока он совершал с ранами щенка какие-то медицинские манипуляции, Костик ножницами аккуратно разрезал скотч и снял проклятый намордник. Щенок благодарно лизнул ему руку.
-Гляди, Костик, жив наш бедолага,- лесник улыбнулся.- Ничего, мы тебя выходим…Слушай, а откуда в лесу породистый пёс?
Мальчик пожал плечами. В самом деле, в посёлке одни дворняги. Да и неважно это, в конце концов, этому негодяю Древлину ничего не стоило купить щенка специально для истязаний...
Дядя Жора перенёс собаку на печь и завернул в пуховый платок. Щенок пригрелся и вскоре уже спал, изредка поскуливая.
-Пока он у меня побудет,  до выздоровления, потом забирай.
-Я?
-Ну а кто ж, не Папа Римский-сторож сел за стол, доставая чашки.- Ты его спас, второй матерью стал, считай. Теперь отвечаешь за него, парень.
Костя  переводил взгляд с собаки на окно.
-Да ты не переживай, он тебе станет лучшим другом. Преданней любого человека в этом изолгавшемся мире.

Через две недели мальчик забрал пса домой.
Мама ничего против не имела, и Друг (так Костя назвал щенка) стал жить у него в комнате. Был он немного косолапым и ушастым, но очень ласковым и добрым. Собаки вообще благодарны тем людям, кто спасает их от нужды и смерти, а Друг - тот вообще обожал свою семью. А больше всех - Костю.
Мальчик и пёс не расставались ни на минуту. Костя подолгу играл с ним, а через некоторое время начал тренировать. Друг учился ползать на брюхе, валить на землю убегающего, приносить палку, подавать лапу и даже считать до десяти. Учился он охотно, так как за успешно усвоенный урок получал вкусное угощение.
Что касается мучителей Друга, то расплата не заставила себя ждать. И самое смешное, что Древлин попался на воровстве картошки с грядок лесника. Явиться туда было верхом глупости, и за эту глупость хулигану пришлось отвечать.
Крепко держа отморозка за ухо, сторож велел показать, где похищенное. Выяснилось, что картошку Олег просто давил ногами и кидался в воробьёв на заброшенной колокольне. Сторож нахмурился и крепче сжал ухо Древлина.
- Плевал я на эту картошку, -произнёс он.- А вот про щенка, замученного тобой, не забыл?
Олег тут же упал на колени и во всём сознался. Зрелище было настолько жалким, что Георгича  передёрнуло. Вдобавок ко всему, с толстяком от страха случился конфуз, и старик отпустил его, понимая, что незамеченным ему по улице не пройти, а позор куда хуже тумаков.
Минуло полтора года. На улице кончался март, и каждое утро Костя бегал по двору, обтираясь почти стаявшим снегом. А рядом с ним вприпрыжку носился уже не щенок, а красавец-пёс с роскошной шерстью, мощными лапами и добрыми, голубыми глазами. И, как оказалось, Друг возмужал не только внешне.
Однажды, ещё в начале марта, Костя зашёл в библиотеку, и вдруг увидел очаровательную девочку в вязаном белом свитере, из-под высокого воротника которого на плечи ниспадали пшеничные косы. Девочка стояла рядом с Валентиной Николаевной и о чём-то говорила.
-Ой, а вот и Костик пришёл, -тётя Валя улыбнулась.- Познакомься, это моя внучатая племянница, Оля. Она  к нам насовсем переехала…
- Конечно, насовсем, - парень просто растаял от её голоса.- Кто же тебе помогать будет, ба? Нельзя всё на Костю сваливать.
Когда ребята вышли на порог школы, Костя произнёс:
- Не возражаешь, если провожу до дома?
-Ой, ну что ты…Дома дел много, дров надо приготовить…
-Я уже вчера тёте Вале всё нарубил,- улыбнулся мальчик.
Оля покраснела и опустила глаза:
- Она много про тебя рассказывала…Про тот случай с дураком этим жирным…Спасибо тебе.
- Да чего ты, брось, спасибо ещё за это говорить…
До дома тёти Вали они дошли быстро, быстрее, чем хотелось бы парню.
- Ну, мне пора…-она улыбнулась.- В школе увидимся.
Вечером Константин смотрел на чистое небо. Друг хозяйственно собирал щепки от дров в одну кучу и звал хозяина играть звонким лаем. Но тот обмяк и не шёл.
Понятное дело-парень влюбился. Но он боялся хотя бы заговорить с Олей об этом. Костя никогда этого не делал, даже маме говорил «я тебя люблю, мамочка» очень редко, хотя и ругал себя за это. Наверное, поэтому он и мечтал, что однажды у него родится дочь, а не сын. Потому что сын редко будет говорить ему о любви, и сам Костя будет стыдиться этих «розовых соплей».
В раздумьях он проворочался всю ночь, а утром просто проспал будильник. Когда он проснулся, мама уже ушла на работу, часы радостно показывали начало двенадцатого, а Друг носился по двору, ловя зубами невесть откуда вылетевшую муху.
В это же время Оля уже шла домой из школы, и у моста столкнулась с Древлиным и двумя его дружками. Подлый мальчишка знал о симпатиях Кости и выхватил у Оли сумку. Девочка рванулась, но стихла, как только Олег показал ей внушительный кулак: в отличии от мозга, тот за полтора города вырос, являя аналог увесистой гири.
-Молчи, а то как двину,- сплёвывая, произнёс отморозок.
Чья-то тень накрыла обидчиков Оли.
А через минуту огромная овчарка повалила Древлина на мост, вцепившись зубами в кисть хулигана. Костя уже подбежал и ударил в грудь подручных. Те тут же дали дёру, и парень уже хотел оттащить пса от визжащего свиньёй Олега, как вдруг…
Старые берёзовые перила, к которым налётчики прижимали Олю, сломались, и девочка полетела в воду. Её подхватило течение и понесло вдаль от моста.
Костя понял, что по земле он не успеет. Скинув куртку, парень прыгнул в холодную речную воду. Реакции Косте было не занимать - он успел схватить Олю за воротник. Теперь река тащила их вдвоём.
- Костик…Костенька…- шептала девочка
-Тише, не бойся…
Он вспомнил, что скоро река сузится, но совсем ненадолго. Он успеет выкинуть девочку на берег. Костино тело напряглось.
Показался изгиб. Из последних сил, окоченевшими пальцами, Игорь подбросил Олю, при этом сам ушёл с головой под воду. Как он это сделал - известно одному небу. Но когда Костя вынырнул, то увидел, что девочка лежит почти на берегу, касаясь воды только ногами, и яростно откашливается. И тут же Костя с грустью понял, что у него свело ногу, и ему не выплыть. Течение было сильнее.
Вдруг кто-то упал в воду и быстро поплыл к Косте. Через пару секунд мальчик почувствовал, что крепкие зубы тащат его за свитер к берегу. Это был Друг. Из последних сил паренёк начал помогать своему любимцу бороться с течением. И они справились. Так благородный пёс отблагодарил самого дорогого ему в мире человека за то осеннее утро, когда сам был спасён от смерти Костей.
На берегу к ним уже бежали взрослые, врач и Оля.
- Ты молодец, парень,- закутывая Костю в одеяло, произнёс доктор.- Спас девочку, она ведь плавать не умеет. Ты знал?
- Ннетт… -у парня зуб на зуб не попадал от холода.- Эт-то не я… Не я…
Оля подошла к нему, села рядом  и прошептала на ухо:
- Костик, спасибо тебе…Я только в воде поняла, как страшно умереть, и перестать быть с тобой рядом...Я  люблю тебя…
Парень улыбнулся и потрепал за холку Друга. Пёс вальяжно развалился на начинающем греть по-весеннему солнышке и смотрел на хозяина.
- Спасибо, дружище- Костя обнял овчарку за шею и посмотрел на Олю.
- Какой красивый,- она села ближе.- Твой пёс?
- Это не пёс, Оль,- мальчик уже не сдерживал когда-то противные, а теперь радостные слёзы.- Это мой Друг. Самый преданный. И самый настоящий.
Пёс чихнул и протянул девочке лапу.


Рецензии