115. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Черкасы-2

115. В.Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Черкасы, часть -2


Черка;сы (итал.Circassi) – название племён торков и берендеев, чёрных клобуков в древних и средневековых русских летописях, один из народов Золотой Орды и средневекового Египта в XIII-XIV вв., а так-же экзоним казаков (преимущественно, украинских) в российском го-сударстве (в частности, в официальных документах) до конца XVIII вв. Не путать с черкассы. Историк начала XIX века А. Попов считал, что черкасы впервые упоминаются в начале II века н.э. под названием гениохов. Согласно Попову, Анквиал, как правитель Черкасии, был из-вестен и при при преемнике Траяна Адриане.
 
Распространение среди черкасов христианства относится ко времени византийского императора Юстиниана (527-565), который на их земле построил первый храм. Черкасы названы Рашид ад-Дином среди народов, которые Чингисхан предназначил для владений Джучи (в одном ряду с урусами и асами) (в §262 и 270 «Сокровенного сказания» они названы серкесутами); о них говорится в булле Иннокентия IV 1245 года.
//Данные записи про серкесутов могут быть неправильно истолкованы. Возьмём реку Терек: теркские казаки// Черкские// Черкасские казаки?//
 
Этноним «черкасы» итальянского происхождения и был позаим-ствован у средневековых генуэзских купцов и путешественников, ко-торые первые придали ему распространённость. Живший на Кавказе в XVв генуэзец Георгий Интериано в своих воспоминаниях «Жизнь зи-ков, именуемых черкасами» писал, что «зихами» зовутся они на греческом и латинском языках, татары и турки зовут их «черкасами», и на их собственном наречии они называются «адыги».
//Генуэзские купцы состояли в основном из евреев, а не итальянцев.//

Название «черкесы» использовалось тюркскими народами (главным образом киргизами, татарами и турками), а также русскими. На рубеже XIII и XIV столетий в русских летописях вместо «касогов» по-степенно появляется новый экзоэтноним «черкесы». При этом их также иногда называли турецким именем «казаки». В то же время, исследо-вателями отмечается, что русские дали коллективное имя «черкесы» горцам Черкасии, входившим в различные племена.

В русском языке форма «черкес» вытеснила форму «черкас» лишь в XIX веке, после начала Кавказской войны.

В своей «Истории государства Российского» Карамзин писал: «Вспомним Касогов, обитавших, по нашим летописям, между Каспий-ским и Чёрным морем; вспомним и страну Казахию, полагаемую Им-ператором Константином Багрянородным в сих же местах; прибавим, что Оссетинцы и ныне именуют Черкесов Касахами: столько обстоя-тельств вместе заставляют думать, что Торки и Берендеи, назывались Черкасами, назывались и Козаками…»

По мнению историка Георгия Вернадского, в XI веке (если не раньше) на Днепре был основан город Черкассы, – в то время у князя Мстислава Черниговского и Тмутараканского была личная охрана из черкесов. Первые упоминания черкасов в русских летописях относят-ся к XIV веку: Ясские и Черкасские горы упомянуты в повести о смерти Михаила Тверского; черкасы – один из народов Золотой Орды, постра-давший от мора 1346 года; черкасы названы среди жителей египет-ской Александрии, пострадавших от похода 1365 года; также «черка-зы» были среди участников войска Мамая во время Куликовской бит-вы; в Воскресенской летописиXVI века при описании событий 1152 года название Черные Клобуки поясняется «еже зовутся Черкасы», од-нако в более ранних летописях (например, Ипатьевской) такое пояс-нение отсутствует. Период XIII-XIV веков характеризуется массовой ми-грацией черкасов в регион среднего Поднепровья (от устья Десны до острова Хортица, – конец Днепровских порогов), получивший в связи с этим наименование «Черкасии».

В.Н. Татищев в «Истории Российской с самых древнейших вре-мён» указывает, что курский баскак (губернатор) Ахмат вызвал часть черкасов с горы Бештау и Пятигорья: «Оные прежде из кабардинских черкес в 14-м веке в княжестве Курском, под властью татар собравши множество сброда, слободы населили и воровством промышляли, и из-за многих на них жалоб татарским губернатором на Днепр переведе-ны, и град Черкасы построили. Потом, усмотрев польское беспутное правление, всю Малую Русь в казаков превратили, гетмана или отома-на избрав, все черкесами поименовались».
Известный российский историк Карамзин писал:

«Торки и Берендеи, назывались Черкасами, назывались и Коза-ками … некоторые из них, не хотев покориться ни Моголам, ни Литве, жили как вольные люди на островах Днепра, ограждённых скалами, непроходимым тростником и болотами; приманили к себе многих Рос-сиян, бежавших от угнетения; смешались с ними и под именем Комков составили один народ, который сделался совершенно Русским тем легче, что предки их, с десятого века обитав в области Киевской, уже сами были почти Русскими. Более и более размножаясь числом, питая дух независимости и братства, Козаки образовали воинскую Христианскую Республику в южных странах Днепра, начали строить селения, крепости в сих опустошенных Татарами местах; взялись быть защитниками Литовских владений со стороны Крымцев, Турков и сни-скали особенное покровительство Сигизмунда I, давшего им многие гражданские вольности вместе с землями выше днепровских порогов, где город Черкасы назван их именем».

Также, согласно Карамзину, в XVв: «между Азовским и Каспий-ским морем, сделалась новая воинственная республика, составленная из людей, говорящих нашим языком, исповедующих нашу веру, а в лице своем представляющих смесь Европейских с Азиатскими черта-ми; людей неутомимых в ратном деле, природных конников и наезд-ников, иногда упрямых, своевольных, хищных, но подвигами усердия и доблести изгладивших вины свои - говорим о славных Донских Козаках … они считались Российскими беглецами; искали дикой вольности и добычи в опустевших Улусах Орды Батыевой, в местах ненаселённых, но плодоносных, где Волга сближается с Доном и где издавна был тор-говый путь из Азии в Северную Европу; утвердились в нынешней своей области; взяли город Ахас, назвали его, думаю, Черкасским, или Ко-зачьим (ибо то и другое имя знаменовало одно); доставали себе жён, как вероятно, из земли Черкесской и могли сими браками сообщить детям нечто Азиатское в наружности».

Есть важное замечание о том, что в то время казаки именова-лись черкасами (или наоборот, черкасы – казаками) «ибо то и другое имя знаменовало одно». Это подтверждает и Сигизмунд фон Гербер-штейн, посол германского императора, посетивший Великое княжест-во Московское в 1517 и в 1526 гг., который, в частности, рассказы-вал, что там, где Кавказский хребет упирается в южный рукав Кубани, в горах жили черкасы пятигорские, или чики (chiki): «Этот народ, наде-ясь на защиту своих гор, не оказывает послушания ни туркам, ни тата-рам. Русские утверждают, что это христиане, что они живут по своим обычаям, ни от кого не зависят, исповедуют греческую веру, а службу церковную отправляют на славянском языке, которым главным обра-зом и пользуются. Они по большей части смелые пираты. Спускаясь в море по рекам, которые текут с их гор, они грабят, кого попало, а осо-бенно купцов, плывущих из Кафы в Константинопольни не подчинялись никому».

см. ранее и далее

(С) В.И. Агошков.


Рецензии