116. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. Черкасы-3
Ещё отец Ивана Грозного жаловался на них турецкому Султану «как Государю Азовской земли»: «…но они гнушались зависимостию от Магометанского Царства, признали над собою верховную власть Рос-сии – и в 1549 году Вождь их Сарыазман, именуясь подданным Иоан-на, строил крепости на Дону: они завладели сею рекою до самого устья, требовали дани с Азова, воевали Ногаев, Астрахань, Тавриду; не щадили и Турков; обязывались служить вдали бдительною стражею для России, … и, водрузив знамение креста на пределах Оттоманской Им-перии, поставили грань Иоанновой Державы в виду у Султана, который доселе мало занимался нами, но тут открыл глаза, увидел опасность…»
В 1552 году черкасы владеют берегами Каспия и низовьями Волги. Передали Астрахань в 1556 году Ивану Грозному, проложив Черкасскую и Кабардинскую дороги для сообщения с далёким союз-ником и покровителем – царём России - и другими северокавказски-ми племенами, часто обижали ногайцев. Ногайский Мурза Белек пи-сал Государю: «Аккобек царь с Черкасы в свойстве учинили, и они ему Юрт его, взяв, дали: и Ямгурчей царевич в свойстве учинился и ему Юрт его, взяв, дали ж».
Слова «Передали Астрахань в 1556 году Ивану Грозному…» далеки от всей правды. Вот что сообщает сайт http://www.astrobl.ru/news/67045:
«Там (в Астрахани) воцарился противник Ямгурчея и союзник московского царя – хан Дервиш-Али, обещавший поддержку Москве. Однако в 1556 году этот хан перешёл на сторону давних врагов России – Крымского ханства и Османской империи, спровоцировав этим новый поход русских на Астрахань. Его возглавил воевода Н. Черемисинов. Сначала донские казаки отряда атамана Л. Филимоно-ва нанесли поражение ханскому войску под Астраханью, после чего 2 июля Аст-рахань вновь взята без боя. В результате этого похода Астраханское ханство бы-ло полностью подчинено Московской Руси. После покорения Астрахани русское влияние распространилось до Кавказа. В 1559 году князья Пятигорские и Черкас-ские просили Ивана Грозного прислать им отряд для защиты против набегов крымских татар и священников для поддержания веры. Царь послал им двух вое-вод и священников, которые обновили павшие древние церкви, а в Кабарде про-явили широкую миссионерскую деятельность, крестив многих в Православие.//
В 1561 году состоялся брак Ивана Грозного с Марией Темрю-ковной, «из черкас пятигорских девицей». Весной 1578 в Москву прие-хало большое кабардинское посольство, и били челом «ото всее чер-касские Кабарды» и просили «обороны от крымского царя и от иных недругов их». Тогда же, судя по актам, «сошли на Москву» последние черкаские князья, ведущие свою родословную от патриарха черкес-ских княжеских родов Инала Светлого, правившего в Черкесии XVв. Потомки его, «однородцы» с кабардинскими князьями дома Идархэ (Идаровы), по переезде в Россию, после завоевания Иоанном IV Аст-рахани в XVIв, именовались князьями Черкасскими и в родословных сказках своим предком называли египетского султана. Они дали нача-ло нескольким княжеским родам Российской империи (см. Черкаские князья), которые в дальнейшем играли большую роль в русской исто-рии. В Кремле появляется Черкасский двор, а в городе – Большой и Малый Черкасские переулки. См. также: Адыги и Москва: история
C 1625 года к титулу царя Михаила Фёдоровича добавляется фраза: «Повелитель и Государь Иверския земли, Карталинских и Гру-зинских царей и Кабардинския земли, Черкасских и Горских Князей», что нашло позднее своё отражение и на гербе Российской империи…
В заселении южных окраин России в XVI-XVIII столетиях (совре-менные Белгородская, Воронежская, Липецкая, Тамбовская и другие области) принимали участие черкасы. Эти переселения поощрялись Москвой, заинтересованной в укреплении своих южных рубежей. Су-ществуют записи голландского путешественника и этнографа Карнелия де Бруина (1652-1727) о наличии черкасов в некоторых районах Воронежа, которых он видел в 1707г: «Они тотчас же начина-ют свою музыку, как только кто-нибудь приедет к ним, и подают тут же мёд и водку; между ними есть и женщины, оказывающие проезжим разные услуги. Одежда у них особенная, вовсе не похожа на русскую».
В российском государстве (в частности, в летописях, а также, в официальных документах и государственных законодательных актах) вплоть до конца XVIIIв термин «черкасы» употреблялся в качестве экзонима малороссийских казаков и казаков вообще: «… если б вести им <"козакам"> имя особое, то следовало б называться черкасами, по пришедшим потом в Украйну из черкеской Кабарды черкесам … по-чему всё козачество, да и вся Малороссия, потом черкасами проиме-новалась, а не козарами».
По данным Г.В. Вернадского, в московских документах XVI и XVII веков черкасами назывались как черкесы, так и украинские казаки.
В то же время, российское правительство отличало черкасов от остального населения Малороссии. В указе императрицы Екатерины IIот 8 декабря 1765 года сказано:
«Буде ж кто из помещиков, захватя в своё владение из порозжих Государевых земель, поселили на тех землях разных наций людей, яко то Малороссиян и Черкас и другого звания, которых в вечность за со-бою укреплять запрещено, а они за ними остаться и ныне пожелают, то и на оных Малороссиян и Черкас отмерить же земли на число душ предписанную…»
Поскольку термин «черкасы» применялся в отношении запорож-ских (малороссийских) казаков, а впоследствии им частенько стали называть население Малороссии вообще, это в последующем стало использоваться для создания теорий неславянского происхождения украинцев. Однако работы Медико-генетического научного центра РАМН (в сотрудничестве с английскими и эстонскими учёными) под-твердили сходство протестированных украинцев с южными белоруса-ми, западными и северными русскими (потомками насельников зе-мель Руси вдоль её основной транспортной артерии – водного пути «из варяг в греки»), а также, южными славянами.
Генуэзский историк и этнограф Интериано писал о черкасах:
«Носят длиннейшие усы. На поясе в кожаной сумочке, сделанной и вышитой руками жены, постоянно имеют огниво и бритву с оселком. Ею бреют друг другу голову, оставляя на макушке длинный пучок волос в виде косички». От слова «черкас» произошли распространённые в основном в России и на Украине фамилии: Черкасов, Черкасец, Черкасский, Черкалин, Черкашин, Черкашенин, Черкашенко.
Черкас, скачущий на белом коне, является одним из изображе-ний на гербе княжеского рода Черкасских, ведущего начало от Инала, родоначальника кабардинских, бесленеевских, темиргоевских, хату-каевских и части хегакских княжеских родов, предположительно мамлюкского султана Египта середины XV века.
http://ru.wikipedia.org/wiki/
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214050402177