127. В. Агошков. Ефратово-Тросна тожь. АС. Пушкин3
Коль уж Пушкин сделал крюк в 200 км, чтобы заехать в Орёл и повидаться с опальным Ермоловым (а на самом деле, никто толком не ведает, с кем хотел видеться Александр Сергеевич), то отклониться от маршрута на каких-то 40-50 км, это про-сто пустяк… Если не рассматривать «семейные проблемы», то влекло поэта в наш край то, что на этих землях решалась судьба Московского государства, и предстояло ещё раз почувствовать дух Кромской крепости, о которой автор упомянул в трагедии:
«Что делают меж тем герои наши?
Стоят у Кром, где кучка казаков…»
Проблема власти и народа, закономерностей истории и её случайностей, загадка русского характера – величие одних и ничтожество других, страсть и опустошённость, патриотизм и предательство… Как на формирование таких черт людей оказы-вают влияние природа, рельеф местности, аура и звёзды…
…Великий поэт, его предки так или иначе связаны с трос-нянскими землями. Но никто не говорит о том, а был ли поэт в Тросне. Что ему здесь делать? На наш взгляд, такой поворот со-бытий не исключён... К.Б. Бедлинский в книге «Страницы дней перебирая» (Тула, 1992г) пишет, что в круг семейств Гончаровых входили «Золотарёвы, Усачёвы, Сокоревы, Хлюстины, Колениц-кие». (стр. 104). У с. Высокое и в с. Тросне владели землями Па-вел Иванович Хлюстин и Вера Семёновна Хлюстина. Фамилия Хлюстин – редкая, и мы получше присмотримся к их обладате-лям. В 30-е годы в переписке Пушкина и письмах сестёр Гонча-ровых встречаются благоприятные упоминания о Хлюстине.
Калужский краевед В.С. Зеленов считает, что поездка на юг была продиктована желанием Пушкина поговорить с родст-венниками Гончаровых, в том числе и с дедом невесты, А.Н. Гончаровым. В Тросне по поводу женитьбы поэт мог разговари-вать с Хлюстиными, их предками, которые в тот момент здесь жили. А также со «своими» родственниками: Квашниными- Самаринами, Трубецкими, проживавшими в Бырдино и Муравле.
В селе Сомово обитал декабрист Сас-Дунаевский, который пропагандировал стихи молодого А.С. Пушкина в городе Калуге. Пушкин мог поехать к Трубецким в сторону Муравля, оттуда че-рез Турейку- Гнилец- исток Оки (по Бокаеву шляху), вспомня с сожалением о хорошей столовой в Курске, свернуть к Малоар-хангельску. Если поэт сразу же направился из Орла в Малоар-хангельск, то незачем ему было вспоминать о Курске!
Что же произошло дальше во взаимоотношениях А.С. Пушкина и С.С. Хлюстина? В письме от 27.6.1834г А.С. Пушкин говорит жене: «Ты пишешь, что думаешь выдать Катерину Нико-лаевну за Хлюстина… ничему не бывать». 4 февраля 1836г меж-ду ними возник конфликт, который чуть не привёл к дуэли. Не исключено, что А.С. Пушкин подарил Н.В. Гоголю не только сю-жет, но и имя главного героя пьесы «Ревизор» – Хлестаков. Не навеяно ли оно фамилией С.С. Хлюстина? Хлюст// Хлюстин// Хлюстаков // Хлестаков. На эту тему у меня есть статья.
А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь не хотели бросать тень на весь славный род Хлюстиных, а потому изменили фамилию на Хле-стаков. Да и к С.С. Хлюстину поэт А.С. Пушкин относился по-разному: то доверял ему секреты, то хотел с ним стреляться.
После смерти поэта вновь всплывает имя Хлюстина, вер-нее, его сестры, Анастасии Семёновны де Сиркур, которая «бо-лее всего... по душе» сестре Натальи Николаевны Пушкиной – Екатерине Дантес. Анастасия Хлюстина вышла замуж за фран-цузского журналиста де Сиркура и жила в Париже, куда приеха-ли и супруги Дантес. Все отвернулись от убийцы поэта, кроме Анастасии де Сиркур. В единственном своём ответе Екатерине – Н.Н. Пушкина написала: «М-м Сиркур поблагодари за память и поцелуй её, услугами ея пользоваться нe можем, ибо мы из чёрных шлафоров не выходим… Брат ея, Хлюстин, много здесь пакостит... про жену его многие толки в Москве, но почти не в ея пользу... теперь они в ссоре, – муж с братом, а жена с женою».
Имеет ли эта история отношение к троснянскому Хлюсти-ну, ведь в селе Высоком владел землями П.И. Хлюстин, а в Ме-дыни был судьёй – Семён Семёнович Хлюстин. Видимо, нет, так как и Вера Семёновна Хлюстина, дворянка села Тросны, тоже не числится дочерью С.С. Хлюстина.
Остаётся одно: в конце XVIIIв в Тросне Антон Семёнович Хлюстин соорудил деревянный храм (см. мой том 17). И Вера Семёновна Хлюстина могла быть, скорее всего, его правнучкой. Однако под руками у нас нет данных, а так ли это. Тем не менее, встреча А.С. Пушкина с детьми Антона Семёновича Хлюстина – калужского мецената – могла иметь место.
Не забудем также, что в числе владельцев села Чернь бы-ли «Геркен, Трубецкие». Геккерен – «отец приёмного сына» Дан-теса – убийцы поэта. А приятелем Дантеса по полку был А.В. Трубецкой. Родственники Пушкина – Чернышёвы – проживали в селе Тагино Орловского уезда, ныне – Глазуновского района. А предки поэта, как мы уже отмечали, владели и землями по реке Бобрик. Были Пушкины и под городом Кромы. Много «ниточек», связанных с Пушкиным, ведут в Кромской уезд!
Позже, когда мы будем говорить о владельцах поместий в Кромском районе, ещё раз вспомним об А.С. Пушкине - нашем великом поэте, его «троснянских» друзьях и врагах… И в том числе и о Геркене. Бывал ли Пушкин в Тросне? Скорее всего, нет. Но утверждать такое у нас тоже нет оснований. Как говорит-ся, ничто не ново под луной – и всё может быть!..
Поэт, конечно, знал, что Орловщина являлась для его предков не чужой землёй…
*
(С) В.И. Агошков.
Свидетельство о публикации №214050402258