132. ВАгошков. ЕфратовоТросна тожь. Владения 50дес

Тросненская волость.
 
Дворянин Василий Павлович Малышев имел в сельце Тро-ицкое (Ладыжино тожь) усадебной земли – 3,5 дес., под садом – 10,6, под огородом – 9,5, под выгоном – 9.1, заливных лугов – 9, суходольных – 58,8 дес., леса дровяного – 15. Всего земли – 505,1 десятины. Удобрялись 25 дес. земли, есть севооборот. Под паром – 77 дес. Есть земля и луга в аренде. Пахотной земли в аренде – 80,1 дес., покос – 38,4 дес. Пастбище по полям сдаёт-ся крестьянам за возку снопов. Значительная часть полей обра-батывается постоянными рабочими и убирается жатвенной машиной. Вяжется и увозится издельными крестьянами или за пастбища. Молотится -- подёнными рабочими. Заливные луга -- по реке Большая Ракитня, суходольные -- по полям. Урожай сена по заливным лугам – 400, по суходольным -- 120 пудов.
 
Убирается сено постоянными и подёнными рабочими. Сох -- 13, плугов -- 7, сеялок разбросных -- 2, борон: деревянных -- 4, деревянных с железными зубьями -- 3, жатвенных машин и се-нокосилок – 2, конных грабель -- 1, конных молотилок -- 1. Стои-мость инвентаря -- 2500 руб. Лошадей -- 28, выездных -- 9, рабо-чих -- 30, коров -- 26, тёлок -- 23, быков -- 4, волов -- 6, бычков и волов -- 2, овец -- 22, свиней -- 15, построек на 14 тыс. руб (же-лезн. и деревян.). Три помещения для рабочих, 2 -- для скота.

В Интернете нет ссылок на В.П. Малышева. Имеется Малышев Василий Пименович (Пименов сын). Подпоручик (на 1761- 1767 гг.). Наказ дворян Мало-ярославецкого уезда. На 1761г значится как фактически живущий в Малояросла-вецком уезде. Может ли он быть одним из родственников В.П. Малышева, трудно сказать. Также есть Малышевы – художники 19 века.

Впрочем, я нашёл в воспоминаниях брата Антона Павловича Чехова – Михаила Павловича Чехова такой отрывок:

«С осени того же года мы все оптом переехали на другую квар-тиру по той же Грачёвке, в дом Савицкого, на второй этаж, и размести-лись так: Зембулатов и Коробов – в одной комнате, Савельев – в дру-гой, Николай, Антон и я – в третьей, мать и сестра – в четвёртой, а пя-тая служила приёмной для всех. Так как отец в это время жил у Гаври-лова, то волею судеб его место в семье занял брат Антон и стал как бы за хозяина. Личность отца отошла на задний план. Воля Антона сдела-лась доминирующей. В нашей семье появились вдруг неизвестные мне дотоле резкие, отрывочные замечания: "Это неправда", "Нужно быть справедливым", "Не надо лгать" и так далее.

Началась совместная работа по поднятию материального поло-жения семьи. Работали все, кто как мог и умел. Я, например, должен был вставать каждый день в пять часов утра, идти под Сухаревку, поку-пать там на весь день харчи, возвращаться с ними домой и потом уже, напившись чаю, бежать в гимназию. Часто случалось, что я от этого опаздывал на уроки или приходил в гимназию весь окоченевший, как сосулька. С этой квартиры началась литературная деятельность Анто-на. Брат Александр, как я уже упомянул выше, не жил с нами. Мы даже очень редко его видели.

Он бесконечно долго учился в университете, и что он в это время делал, чем занимался, мы не знали.

У него было два товарища по математическому факультету – братья Леонид и Иван Т... Они были круглыми сиротами, были очень богаты, и душеприказчиком у них был инспектор народных училищ В.П. Малышев, живший в их же доме на 1-й Мещанской. Это была об-ширная помещичья усадьба с громадным садом и массою сирени. Братья Т. жили по одну сторону ворот, в большом родительском доме, а В.П. Малышев – во флигеле, по другую. В описываемое время братья Леонид и Иван Т. достигли совершеннолетия и, будучи ещё молокосо-сами, приняли от Малышева всё имение и капиталы, доставшиеся им от родителей. Начался кутёж. Сорили деньгами, напивались, держали около себя подозрительных женщин.

С ними покучивал и наш Александр. Он познакомил с ними и нашего скромного брата Ивана, который держался в сторонке и вёл себя так солидно, что резко выделялся на фоне этой развесёлой жизни. Это обратило на себя внимание В.П. Малышева, который, несомнен-но, сокрушался, видя, какое применение получали родительские капи-талы. Ваня понравился ему. Разговорились. Узнав, что по обстоятель-ствам, совершенно от него не зависящим, он лишился возможности продолжать своё учение в гимназии и теперь готовится в учительскую семинарию военного ведомства, В.П. Малышев, как инспектор народ-ных училищ Московской губернии, предложил ему держать экзамен сразу на приходского учителя и немедленно же отправляться на место.
 
Иван (да и все мы) обрадовался этому. Он съездил в Звениго-род, выдержал там незамысловатый экзамен и вскоре же был назна-чен Малышевым в заштатный городок Воскресенск Московской гу-бернии. Он уехал туда, и наша семья убавилась на одного человека.



(С) В.И. Агошков.


Рецензии