Русские берёзы

Люблю я смотреть на наши русские берёзки. Они такие тонкие, светлые и в то же время – прекрасные, величественные. Если сощурить глаза, то берёзовая роща будет напоминать ряды ослепительно белых колонн, как в каком-нибудь музее или старинном дворце. Но колонны в музее холодны и одиноки: каждая из них стоит отдельно от другой, и они никогда не коснутся друг друга, хотя расположены эти колонны довольно близко. Берёзки же всегда дружны и держатся за руки, как любящие сёстры или лучшие подруги. Их объятья, правда, слабы. Ветер постоянно разлучает беззащитные берёзки, гнёт дрожащие ветви и ветхие стволы. Но дружба «верных подружек» выдерживает это испытание. Глядишь – и ветви берёзок снова образовали нехитрое сплетение.
Тепло и радость жизни исходят от русских берёзок. Особенно удивительно это наблюдать весной, когда снега уже почти стаяли и на улице установилась жаркая погода. Сердце поёт гимн весне и берёзкам, освободившимся из-под снежного плена.
Мне всегда казалось, что то главное, чего я ещё не знаю о жизни, мне обязательно кто-то должен рассказать. Я ждала, что другие, много повидавшие люди, объяснят мне, почему необходимо мириться со своей судьбой и любить жизнь такой, какая она есть. Я не хотела ничего знать о тех, кто жил до меня. Им было труднее, чем мне сейчас, или легче?
На этот вопрос я нашла свой ответ. Мне рассказали об этом родные берёзки. Вы только посмотрите на них – ведь они живые! Вот почему я почувствовала тепло, исходящее от них, вот почему я так привязалась к ним и даже полюбила мои прогулки по берёзовой роще. Мои берёзки – это люди, старые и молодые, не ушедшие из мира живых навсегда, но оставившие память о себе своими прекрасными делами. Среди этих берёзок есть и те, кто отдал свою жизнь за Родину во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Каждая берёза – это памятник, долговечнее тех, что сделаны из мрамора или гранита.
Передо мной всегда возникают разные образы. Вчера я видела вместо стройных берёзовых рядов красивых восемнадцатилетних девушек, наверное, вчерашних школьниц. Они стояли молча, не наклоняясь друг к другу и не держась за руки. Видимо, одиночество было им в ту минуту приятнее. Через мгновение я увидела их одетыми в свадебные платья, белые, переливающиеся слегка золотистым светом в ясный солнечный день. Это были вечные невесты, потерявшие своих женихов в войну, но не изменившие их памяти. Если бы все люди знали о берёзках-невестах, тогда бы ни у одного человека никогда в жизни не поднялась бы рука срубить какое-нибудь из деревьев. Это – памятник, который поставила природа своим несчастным дочерям.
Памятники, как известно, ставят, чтобы помнили, а не чтобы оскверняли память. Срубая берёзы, мы уничтожаем всё, что в них заложено природой – душу, любовь, человечность. Не мы возводили этот памятник берёзам-невестам, и не нам его разрушать.
Таков мой первый образ. Сегодня я вижу уже не бедных невест, а добрых нянечек, военных медсестёр. Они спокойны и строги. Их лица напоминают раненым бойцам матерей, сестёр, жён, невест, ласковых девушек, далёких, живущих только в мечтах. Медсестра – это земной ангел, облегчающий и физические, и душевные страдания.
– Что же ты молчишь, сестра? Спой мне о мире без войны, спой о голубиной тоске, о первой весенней грозе, о жарком лете, о морозном январе и о моём дне рождения. Спой о том, как я стал комсомольцем, как экзамен свой первый сдавал. Спой о детской моей кроватке и о маминой тёплой щеке, о её поцелуе сладком и о горькой солёной слезе. Я боюсь одинокой ночи после операции. Я боюсь, что рана моя не пройдёт всё равно. А калекой кому я нужен? Ты, сестричка, красивым меня тогда назови… – так говорило множество бойцов, а ещё больше так думало, но молчало.
И смотрю я на берёзку-сестру со страшными мыслями: сколько же ей пришлось подобных речей выслушать, сколько смертей увидеть! А теперь она стоит, и никто не открывает ей свою душу. Вернее, никто не узнаёт в этой тонкой белоствольной берёзке сестру, верную подругу, советчицу.
Ну а завтра я увижу совсем другой образ. Вереница берёзок будет напоминать мне белые ленточки, которые мы вставляем в волосы, завязываем в виде банта. Одну из таких ленточек я однажды потеряла. Наверное, её унёс ветер, или чайка поймала мою ленту, или эта ленточка обвилась вокруг берёзовых ветвей и знаменем колышется в воздухе.
Один очень старый человек на улице обронил трость. Я подала ему эту трость. А он мне говорит: «Не надо было, я сам. Ты иди. Все сейчас куда-то спешат, и ты иди. Это твоё время». Я ответила что-то вроде того, что мне, мол, нетрудно и что я никуда не тороплюсь. И только в тот самый момент, пока я говорила, мне снова на глаза попалась трость и белая ленточка, повязанная на ней. Я не преминула поинтересоваться: «Что это у вас за ленточка?» А он, не удивившись вопросу, тут же ответил: «Эту ленточку носила моя дочь. Она как будто чувствовала, что не вернётся. Оставила её мне, на память. Храните всё памятное о своих родных и близких людях…»
Что ни говори, а берёзки рассказали мне целую жизнь и ещё больше скрыли от меня. Всему своё время. Приходите к мудрым берёзам чаще и ищите живое в них.




                1 мая 2013 г.


Рецензии