Пора подумать о себе

       Все последние годы  среди деятелей культуры и искусства только и  слышно что  разговоры про спонсоров и меценатов.  «У вас есть спонсор?»  –  перебивают тебя  вопросом, едва ты начинаешь излагать какую-нибудь свою идею. « Ах, у нас нет меценатов»,  – вздыхают на все лады музейщики, издатели,  поэты и иже с ними. Как-то слышала даже такую  версию: «Нам надо растить новых Мамонтовых, Третьяковых, Дягилевых». Это как же – теплицу для них построить или в пробирке выращивать? Помню, когда  банк ОНЕКСИМ отказался финансировать премию имени Аполлона Григорьева, зарыдала Академия российской словесности: горе, 25 тысяч долларов уплыли.  Увяла зелень. Остались   лавровые  листики  только в супе. От всех этих «всплесков», честно говоря,  с души воротит.  Поневоле начнешь задумываться -  кто они такие  эти спонсоры и меценаты,  чем друг от друга отличаются, словом, кто есть ху, как замечательно выразился  наш достопамятный руководитель бывшего  государства.  Чтобы хоть как-то в этом разобраться,  придется, наверное,  совершить скачок в другую эпоху, в Древний Рим, откуда всё пошло - и лауреаты, и меценаты, и многое другое, что мы легкомысленно приписываем  исключительно нашей литературной действительности.
        Пожалуй, стоит  начать с имени собственного. Гай Пильний Меценат (известно, что он умер в 8 г. до  н.э.)  принадлежал к  древнему этрусскому  роду – о, эти загадочные этруски! -   был образован, писал стихи и прозу. Его огромное состояние позволяло ему оказывать материальную поддержку тем, кому он хотел ее оказать. Например, Вергилию, лишившемуся поместья из-за неразберихи при   раздаче земель ветеранам после победы Октавиана в гражданской войне  против республиканцев. Меценат подарил поэту  дом  в Риме. А Горацию, сыну небогатого вольноотпущенника (то есть сыну бывшего раба) Меценат подарил поместье в сабинских горах в 45 км от Рима с  восемью  рабами для обслуги, и там имелось еще пять ферм, где работали  арендаторы. Интересно, можно ли это сравнить с затратами на  модного кемеровского драматурга Евгения Гришковца, который сочинял одно из своих произведений, проживая  за счет знакомого спонсора в  номере  московского отеля «Балчуг» (примерно 300 долларов в сутки) и обедая в тамошнем ресторане по цене 50 евро за обед? Наверное, с финансовой точки зрения можно – для дарителей  и рабы с арендаторами и  номер в «Балчуге»   были  одинаковой  мелочью - но в культурном плане результаты не сопоставимы. На одной чаше весов  -  золотой век римской поэзии, вскормленный этрусским эпикурейцем, а на другой – оставлю без определения.   
         Произведения самого Мецената до нас не дошли,  говорили, что он был посредственным писателем. Охотно верю, но понимаю также, что  на фоне Вергилия и Горация блистать очень трудно. Гораздо  важнее тот факт, что он не просто  подкармливал  многочисленных поэтов, а сам являлся центром литературного кружка, был деятельным  участником   литературной жизни,  влиял на борьбу литераторов разных направлений, всячески  опекал своих соратников.
    Меценат  был близок к Октавиану Августу,  разделял его политические и  общественные взгляды, поэтому тот оказывал  поддержку поэтам его кружка. Так,  Август поручил Горацию написать юбилейный гимн, исполнявшийся на торжествах раз в 110 лет   (по значимости можно сравнить   с нашей  «песней без слов»). А пока Вергилий работал над «Энеидой»  (это был личный заказ Августа, желавшего прославить род Юлиев, к которому он принадлежал), Август прямо-таки изнывал от нетерпения, не мог дождаться, когда  поэт поставит точку. Но поэт умер,  так и не закончив поэму, и   перед смертью  завещал ее сжечь.  Однако Август своей волей воспрепятствовал  этому и распорядился напечатать поэму  такой, как  есть.  Близость к верховной власти принцепса характерна для  литературного  кружка  Мецената, который  можно с полным правом считать официальной литературой, имеющей государственную поддержку. Что не мешало поэтам оставаться в частной жизни достаточно независимыми.  Вергилий  предпочитал жить в провинции, а Гораций тот просто увиливал от предлагаемых ему должностей.
          Но вернусь к  Меценату. Один ли он был такой? Может быть, он был самый  богатый, самый щедрый и лучше других умел выбирать таланты, но все-таки  существовали  и другие литературные кружки и другие покровители. Упомяну только бывшего консула Асиния Поллиона, писателя и драматурга, учредившего в Риме первую публичную библиотеку, ставшим также  первым  устроителем   выступлений поэтов и писателей перед публикой. Это была тогда большая новинка в общественной и литературной жизни.  Так что,  читая свои стихи  перед  какой-либо аудиторией, я всегда мысленно поминаю бывшего римского консула  «тихим, добрым словом».
        Но все эти римские времена поросли быльем, и, кажется, никому до них дела нет. В нашем сознании меценатство связано,  прежде всего,  с эпохой  модерна, Серебряного века и эмиграции, куда естественным образом перекочевали  владельцы  тугих кошельков, правда,  уже в значительной степени  опустошенных революцией и Гражданской войной.  Кстати, о кошельках.  Почему-то  редко вспоминают о том, что Дягилев разорился, а оперные проекты  Мамонтова  значительно подорвали его состояние. Меценатство это не бизнес. Так,  расход на издание  знаменитого альманаха «Золотое Руно», выходившего на деньги Николая Рябушинского,  составил в 1906г. огромную сумму 84 000руб.,  а приход был только 12 000 руб. Вообще семья Рябушинских сыграла важную роль в развитии русской культуры.  Но свое участие они понимали не как меценатство и тем более спонсорство, а как благотворительность.   Твердые религиозные установки старообрядческого рода  налагали на них особые обязательства  - собирать и хранить все, что они полагали  духовными ценностями. «Русское  религиозное чувство», по определению Владимира Павловича Рябушинского, диктовало не только строить больницы, школы, сиротские приюты, устраивать водопроводы, газовое освещение, внедрять телефоны и автомобили – что было признаком культурного развития народа - но и чтить древнюю книжность, хранить иконы  и поощрять всяческие ремесла, не для коммерции, а тоже как часть  духовной культуры. Братья были коллекционерами и знатоками живописи, икон, рукописных книг.  Сам  Владимир Павлович, банкир семьи, человек обширнейших знаний,  уже в Париже организовал общество «Икона», председателем которого  был до 1951 года,  а почетным главой оставался до самой смерти.  Брат его Степан Павлович считался  в России крупнейшим  собирателем икон. Собственно только Николай был среди братьев «модернистом», писал стихи и интересовался современной литературой.   При своем богатстве он мог тратить  любые деньги на издание «Золотого Руна», однако  при этом требовал, чтобы наряду с  А.Блоком, А.Белым, Д.Мережковским и другими  ведущими писателями, печатали и его  произведения. Ситуация знакомая до боли. Правда,  сегодня «одаренный  спонсор», вкладывая личные средства (а то и не личные, например,  войдя в контакт с какой-нибудь фирмой, хоть с  пивоваренным заводом, а то и вовсе со знакомыми бандюгами) в  какое-либо коллективное дело, норовит себя поставить на первое место среди участников. Мол, мои деньги (или я достал деньги), поэтому должен быть первым. Скромность у нас теперь  не в моде. 
         Не могу понять, почему этих людей называют спонсорами. Спонсор – в изначальном значении – поручитель, тот, кто ручается, термин, тоже пришедший из Рима. За что ручаются нынешние спонсоры? Разве  банк ручается за качество стихов поэтов-лауреатов, награждаемых его деньгами?  Нет, конечно. В лучшем случае он просто кидает эту сумму, мол, нате и отвяжитесь. В худшем случае банк организует фонд и под видом помощи культуре отмывает незаконные капиталы. В обоих случаях со стороны банка это никакое не поручительство, не покровительство и тем более не меценатство в его истинном смысле, которое предполагает личную -  но не финансовую! - заинтересованность и  участие.  Это -  милостыня, брошенная раздувшимся капиталом  нищенке-культуре. И пусть  нищенка сто раз говорит «спаси вас Бог», но если она  полагает, что ей должны подавать, то она глубоко заблуждается. В тот момент, когда капитал сочтет, что  ему не хватает трех рублей на то, чтобы построить на Марсе аквапарк с борделем, он тут же лишит ее этой милостыни. И тут дело не  в экономическом кризисе, по крайней мере, в нашей стране, а в преступном  эгоцентризме капитала, заложенного в его природе.
         Так произошло с «Золотым Руном» – Николай Рябушинский   проигрался в пух и в прах и немедленно «сэкономил», закрыв журнал. Так произошло – и это исторический факт,  обрушившийся реально на мою голову, поэтому  я  могу засвидетельствовать его подлинность -  с журналом  «Библио-Глобус»,  в начале 2000-х лучшим  профессиональным  изданием о книгах, который  владелец просто придушил, поскольку ему понадобились деньги на  расширение магазина.  Не все же нищим подавать.  Тем более, какой   смысл им   вкладывать деньги в отечественную культуру – дети за границей учатся, там и работать останутся,  на английском-то языке и музычку слушать и по Интернету лазить намного удобней.   
        Вот я, наконец,  и вырулила конкретно к тому, что отличало Гая Пильния Мецената от  вереницы последующих нуворишей. Этот богатейший  привыкший к роскошной жизни аристократ был человеком идеи, имевшим твердые взгляды на общественное устройство и полагавшим, что литература обязана  – именно  обязана! -   в этом устройстве участвовать, а иначе Рим не будет Римом.  Он был не просто спонсором-покровителем-поручителем своих талантливых и гениальных  друзей, он был их единомышленником и идеологом. Вот поэтому его собственное имя стало нарицательным и сохранилось в веках.  Воистину, много званных, но мало избранных.
       Оглядываясь назад, вспоминаю всех богатых и очень богатых людей, с которыми меня сводила жизнь. Они были все очень разные, но одно качество присутствовало у всех:  больше всего на свете они боялись, что ты попросишь у них денег.  И совершенно не важно, что  попросишь не для себя, а на какой-то проект, который  не имеет целью личную пользу, - они все равно воспринимали это как посягательство на их собственность. Среди них были и неглупые, и образованные, и умно рассуждающие о разных проблемах,  в  том числе и литературных, но главное, что сидело в них гвоздем,  - это чувство собственности, с которой только они знали, что надо делать,  и бесполезно было их в  этом  переубеждать. Как тут не поверить в мудрость буддийской заповеди «ничего не проси». А я бы еше добавила: «Пусть подавятся».
      Странная картина получается. Государство культуру не поддерживает, капитал не поддерживает, церковь – любая - не поддерживает  -  а мы еще живем.  По инерции? Нет, не по инерции, а по закону сопротивления материалов. Мы сопротивляемся  государственному пренебрежению, капиталистическому презрению, церковному прибиранию к рукам. У культуры,  пока она жива, свой путь развития,  не зависящий ни от чьей поддержки, потому что она сама – основная  поддержка  и себе, и всему обществу в целом.  И  когда мы вскладчину или за свои гроши  издаем  свои  книги – это значит, что  мы сопротивляемся существующему положению вещей.Это свидетельство жизнеспособности  и жизнестойкости нашей культуры.  Я знаю множество случаев, когда  литераторы  и поклонники  бескорыстно  работают над  книгой  умершего товарища, а  художники бесплатно предоставляют свои картины,  рисунки  для оформления книг, журналов и  выставок.   Когда не на кого надеяться, тогда открывается второе дыхание, и оказывается, что у нас есть и силы, и возможность  делать то, что мы в нашем творчестве считаем нужным и главным.   Когда мы думаем  о себе сами, у нас все получается, потому что мы  возделываем свою почву.  Сегодня мы  сами для нашей культуры   единственные  настоящие меценаты и спонсоры.

Т.Михайловская


Рецензии
Очень хорошая статья и практически со всем сказанным я согласен. На мой взгляд, проблема тут не только материальная, но она гораздо шире. В Культуре, в том числе, Литературе, основная ценность это, так сказать, продукт творчества и важно, каким он получается.
Приведу пример. Один мой знакомый возмутился тем, что заведующая нашей городской библиотеки пошла выступать в школу вместе с заведомым графоманом, тем самым, его как бы морально поддерживая. Если при этом библиотекарша считается оного автора талантливым, она, тем самым показывает свой культурный (или точнее, бескультурный) уровень.
Возмущаться тем, что руководство библиотеки при этом не оказывает никакой поддержки талантливым литераторам, на мой взгляд, глупо. Мне кажется, если некто не может отличить качественную литературу от неграмотной писанины, он фактически дискредитирует только сам себя. Ясно, что требовать какого-то понимания от продавца продуктового магазина или уборщицы, как минимум, нелепо, а вот от сотрудников библиотек или преподавателей изящность словесности ждёшь, что они могут оценить, что хорошо, а что плохо, и если эти ожидания оказываются обманутыми, наступает разочарование и апатия.

Виктор Байгужаков   24.05.2021 19:13     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.