Макса

Макса
======
Жизнь – шанс подняться на ступеньку выше!..
Но в ней очень много шансов опуститься
ниже плинтуса.

Народная мудрость

-1-
Опять этот сон. Точнее – сон о ней. Ещё точнее – с её участием.  Является в мои сны какая-то девочка. Маленькая, будто только появилась на свет. Но головка уже кудрявая – как у меня была в раннем детстве. Красивые русые волосы. И глаза – чистые, ясные, серые – как у меня. Как у меня были когда-то, сейчас у меня стальные, выцветшие. Просто наглая сталь. Смотрю себе в глаза, стоя перед зеркалом, и дрожь по телу. Что со мной сделала жизнь?.. Точнее – что я сделал с ней?.. Ведь был нормальным человеком, а кем стал?.. Роботом, машиной. Сердце молчит, даже если кому-то из близких плохо. Просто понимаешь: надо как-то помочь, снимаешь деньги со счёта в банке, отдаёшь. А сердце молчит. Ну, пусть так. Главное делать то, что положено делать качественным людям. А сердце – даст Бог, когда-нибудь проснётся…
И вот опять эта девочка. Будто только что родившаяся на свет. Всю ночь смотрела в мои выцветшие глаза своими яркими глазёнками – пристально так смотрела. И молчала. Жутко стало, если честно. Раньше она говорила со мной, а теперь молчит. И смотрит. И я не знаю, что делать, что сказать. Ведь что говорить: тебя ни о чём не спрашивают. А утро получается муторным. Кажется, что если эта девочка не поговорила со мной, значит я в чём-то виноват. Перед ней?.. Вряд ли. Ведь я ей не сделал ничего плохого. Я даже не знаю, кто она такая. Просто странная новорождённая девочка из моего сна. Я так и называю её: «Девочка из сна». Раньше мне снились другие девочки: уже расцветшие, с длинными, как говорят, от ушей, ногами в чёрных в крупную сетку колготках, с жаркими грудями и влекущими губами. А теперь только эта малютка. Откуда ты свалилась на мою голову?.. Точнее – в мои сны. И зачем?..
Когда она начала являться мне?.. Да с полгода назад. Почему?.. Откуда мне знать. Но я связываю её появление в моей жизни с дыхательными упражнениями, которые выполняю ежедневно около полутора лет. С ними я стал другим, однозначно. И изменились мои сны. Стали более яркими, и после пробуждения я помню их от начала до конца – во всех красках, со всеми эмоциями. И в них появилась она, эта странная девочка с золотыми кудряшками.

-2-

Опять мама грохочет кастрюлями!.. Поспать невозможно!.. А чего ты ждал от однокомнатной квартиры?.. Каждый раз, приезжая сюда, чувствую себя парализованным: никакой возможности заняться чем-то!.. И почитать невозможно, и в компьютер лучше не заглядывать. Вечно слышны либо грохот кастрюль, либо шуршание половой тряпки, либо мамин голос, спрашивающий с плохо скрываемой надеждой: «Чайник поставить сынок?.. Будешь пить со мной?..» «Нет, мама!.. – отвечаю с нескрываемым раздражением. – не хочу пока!.. Тысячу раз сказал: будет надо, сам поставлю!..» Вздыхает, уходит на кухню – пить чай. А я продолжаю валяться на раскладном кресле. Парализованный. Каким же я был когда-то идиотом: ведь были деньги, мог купить маме квартиру побольше!.. Двухкомнатную или даже трёх... Вместо этого пробухал, протратил бабло на девочек. Теперь лежу на раскладном кресле и слышу каждый мамин вздох. Поделом дураку!.. Улыбаюсь: почему-то самоупрёки вызывают наслаждение, вместо раскаяния и сожаления. Уже давно такая ерунда творится. Смеюсь!..
- Сынок, что?.. – стремительно влетает мама.
- Да ничего мам, всё нормально!.. Потихоньку просыпаюсь.
- Ах, только просыпаешься?.. Ты опять задремал?..
- Нет, - начинаю злиться. Не понимает она меня. И себя частенько не понимает. И слова порой с трудом вспоминает. Эх, не дай Бог дожить до такого состояния!.. Лучше умереть молодым!..
- Сынок… - мама присаживается на диван. – А мы пойдём сегодня к Олегу?.. Он ведь ждёт!..
- Не знаю!.. – я уже почти взбешён. – Когда решу, что к нему надо пойти, скажу!.
- Но ведь… - мама опускает глаза. – Плохо ему. Сам не может прийти к нам – только по квартире передвигается. И то – ползком… Тоскливо ему одному...
 - Понимаю, - возможно, в этот момент мои глаза не стального цвета, а почти ослепительно белые.  – Я сказал: решу позже!..
Не хочется идти к брату. Ничего позитивного от него не услышишь, оно и понятно. А выпьет - так и вовсе негативным становится. Хоть и не замечает этого.
Мама тяжело понимается, хватается за поясницу.
- Ох, стрельнуло опять!..
- Помочь, растереть чем-нибудь?.. Мазь есть?.. – звучит грубовато.
- Да нет, Петенька, пройдёт… Пойду… - мама ковыляет к двери.
Вдруг оборачивается:
- А как ты спал, сынок?.. Неважно?.. Я слышала ночью, ты бормотал во сне. Я ведь тебе говорила: ложись на диван, а я  - в кресле.
Думаю: «Ни фига подобного!.. Кресло моё!.. Я только его заслужил!..»
Говорю:
- Нормально спалось, мамуль!.. У тебя мне всегда хорошо спится. Сладко. Просто… - сам не ожидал, что скажу это «просто».
-Что "просто"?.. – смотрит встревоженно.
- Да сон опять снился, - и чего меня понесло?.. Никогда не откровенничал с ней, да и ни  с кем другим, а тут…
- Что за сон, сынок?.. – мама вернулась к дивану, присела. Приготовилась слушать. Понятно, ведь ей хочется поговорить с сыном. Хоть раз за всю жизнь нормально поговорить. Ну хоть о чём-нибудь!..
- Да… - жалею, что раскрыл пасть. – Не стоит об этом, мам. Так, ерунда какая-то.
- Ну ты скажи, - звучит умоляюще, а глаза такие – что не откажешь!.. Виноватые, хоть и не виновата мама ни в чём. И – обесцвеченные жизнью глаза, - как у меня. Да, это не наследственное...
- Да, мам… - чего тормозить: замахнулся – бей! Развлеки старушку-мать!..
А почему нет?.. Расскажу. Хоть во время рассказа забуду, что я парализованный.
- Девочка мне снилась, мам. Маленькая, грудной ребёнок. Похожа на моего Ваську, когда из роддома привёз его. Такое же тельце. Жалкое, сморщенное. Но головка уже в волосиках. Кудрявая. И выражение глаз осмысленное. Такие ясные серые глазки, с нежной голубизной…
- Ну, чего замолчал?.. Что дальше?.. – ох, нравится маме слушать всякую ерунду!.. А потом пересказывать всем знакомым, которых встречает на улице. Или звонит им по телефону, чтобы посудачить час-два кряду.
- Да ничего. Говорит она со мной. Давно мне снится – уже полгода . Сперва говорила, потом замолчала. А в эту ночь опять проснулся дар речи…
-И что она говорит?.. – маме нравится слушать меня. Улыбается. Щёку рукой подпёрла – приготовилась к длинному интересному рассказу.
- Да она как-то странно говорит, мам. В смысле – странные вещи. И будто стихами, но не в рифму. Что говорит?.. Ну, вот, например:
«Привет!.. Ты не знаешь меня, я не знаю тебя,
но мы совсем не чужие. Ты мне ближе, чем можешь предположить,
я тебе гораздо ближе, чем ты знаешь.
Я с тобой уже много лет, и ты мне то нравишься, то не очень.
То вовсе не нравишься, но я не перестаю любить тебя!..»
Блин, что я несу?.. Ведь мама меня до конца дня расспросами загрузит!.. Парализует на все сто!.. Не глупи, оставь себе два процента подвижности!..
- Ну, что ещё она говорит?.. – похоже, маме нравится не то, что я говорю, а просто звук моего голоса. Будто она в последний раз слушает его.
- Ну… Вот ещё. Прости, цитаты, как ты понимаешь, не совсем точны, передаю смысл!.. Не было желания записывать свои сны!.. Да и не упомнишь всё дословно!..
Улыбается мамуля. И у меня на душе потеплело. Впервые за многие годы. Сам удивился этому ощущению. Странное ощущение, я его не помню.
- Говори, говори...
- Ну… Вот. «Ты только живи. А я буду смотреть на тебя и радоваться твоим успехам, переживать из-за твоих неудач – чтобы разделить твою боль. Ты знаешь, родные люди всегда связаны друг с другом. Они вообще все связаны, но родные – особо. Вот как мы с тобой… Мне очень хочется, чтобы твой новый день был прекрасен!.. Я рада, что ты смог… пройти свой путь. Но пусть дальше в нём будет больше добра. Пусть он станет счастливым!..»
Я сам разулыбался. Я и так счастлив – счастливее некуда!.. Посмотрел на маму. Вот если б только она жила подольше!.. Хоть и донимает своими бесконечными беседами – но не слушать нельзя. Я ведь вылез из неё когда-то. Так что надо слушать, если ей это необходимо.
- Какие интересные сны тебе снятся!.. – мамуля просто счастлива. Рада, что сын загрузил её мозг какой-то ерундой. – А мне редко что-то хорошее снится. Да и вообще сны вижу редко… Ещё что-нибудь расскажешь?..
- Ммм. Мам, больше ничего не припоминается. Ну, так, отдельные фразы. «Мне нравится твой костюм, в котором ты был на своей свадьбе. Это мама тебе купила. Мне хотелось бы быть в этот день рядом – в красивом белом платье. Пусть не таком красивом, как у твоей невесты, но всё же…"
Как расцвела мамка! Лет двадцать скинула!.. Сын заговорил!.. Пусть и несёт какую-то чушь, но ей так приятно!.. Ладно, мне не жалко!.. Языком молотить – не мешки ворочать!.. На зоне…
- Ну всё, мам, хватит сказок, - вдруг почувствовал усталость, хоть не мешки ворочал. Молчание – золото!.. Болтовня – серебро!.. Будем алхимиками своей жизни: превратим как можно больше серебра в золото!..
- Ну ладно, - мама поднялась, опершись ладонями в колени, с натугой разогнула спину. – Пойду готовить ужин. Ты хочешь курочку?..
- Мам!.. – опять злюсь, рот скривился так, что самому неприятно. – Говорил тебе: сам скажу, когда захочу пожрать!.. Почему ты постоянно хочешь забить в меня какую-то еду?!. Хватит уже!..
- Ну ладно, хватит, так хватит, - мама не удивилась моему ответу. Она будто ждала именно его. Видимо, слова о моих обедах и ужинах перестали иметь для неё смысл. Просто хочется поухаживать за мной. И лишний раз услышать мой голос.
Мама вышла в коридор, ведущий к кухне.
- Макса.
- Что ты сказал, сынок?.. – радостное мамино лицо появилось в дверном проёме.
- Девочку из моего сна зовут Максой. Она мне сказала.
Мама побледнела, взгляд стал невидящим.
- Макса?.. – мамины губы задрожали, её качнуло.
- Мам, что?.. – я соскочил с кресла, приобнял тщедушное тело. – Что с тобой?..
Выцветший взгляд маминых глаз.
- Ох, мне бы сесть…
Я проводил старушку к дивану, присел напротив на корточках. Привычка.
-Что такое, мамуль?..
В маминых глазах появились слёзы.
- Макса – это твоя сестра.
В недоумении я наморщил лоб. Тоже привычка – морщить лоб.
- Какая сестра, мам?.. Ведь нас двое у тебя: я да Олег!..
Мама глубоко вздохнула.
- Первой у меня была девочка, - мамино дыхание стало прерывистым, из глаз потекли слёзы. - Она после родов прожила всего несколько минут. Я даже не обняла её как следует. Ничего ей не сказала. Не покормила. Её будто не было, хоть я и носила её в себе восемь с половиной месяцев…
- Мам, а почему не рассказывала раньше?.. Где её могила?..
Мама разрыдалась:
- У неё нет могилы. Я оставила её в роддоме… Таких детей сжигают.
- Понятно, - я поднялся. – А почему Макса, что за странное имя?..
Мама опустила голову, слёзы всё ещё текли из её глаз.
- Мы с твоим папой мальчика ждали. Он хотел мальчика. Имя придумал – Максим. А родилась девочка. Твой папа был сильно пьян, когда ему сообщили, что девочка родилась и тут же умерла. И он сказал мне в утешение: «Сдох Максим, ну и чёрт с ним!..» Я тогда поняла, что не того человека выбрала в мужья. Хоть он и был хороший, но порой такое мог сказать или вытворить!.. Особенно, когда был пьян. А выпивал он очень часто… Я девочку Максой назвала – так, чтобы по имени вспоминать. Но почти и не вспоминала: хватало проблем с тобой и с Олегом. Сначала ты неизвестно где пропадал, неизвестно чем занимался… В тюрьму попал… Шесть лет не спала – о тебе думала, тебя ждала!.. Потом Олег обезножил… В общем, если б не ты, я б и не вспомнила о Максе, наверное… До самой смерти.
- Понятно… - я смотрел на цветы, стоящие на подоконнике в глиняных горшках. – Мамуль, пойдём… чаю попьём, что ли?..
- Да… Нет, не хочу, - мама прилегла на диване. – Я полежу немного.
Посидел немного рядом, слушая её дыхание, нежно погладил по плечу. Ну, насколько нежно получилось. Как-то в жизни, в основном, не до нежностей было.

-3-

На следующее утро я проснулся намного раньше мамы. Сделал зарядку на кухне. Мама пришла ко мне, когда я пил кофе со сгущённым молоком. Глаза у мамы были заплаканные, но на увядшем лице сияла улыбка.
- А мне нальёшь кофейку?..
- Конечно, мам, присаживайся… Ты чего такая… радостная.
Мама присела на табуретку.
- Сон приснился…
- Какой?..
Мама легко вздохнула и всхлипнула одновременно.
- Мне снилась Макса… Какая она хорошенькая - ну просто ангелочек!.. -  мама несколько раз глубоко вздохнула. – Она сказала, что у неё всё хорошо...  И что она любит меня.
С неудовольствием я почувствовал, что глаза стали мокрыми. И вдруг захотелось подойти к зеркалу: посмотреть на них. Подумалось, что они не такие бесцветно-стальные, как вчера. В них появилась синева. Совсем чуть-чуть.
- Мам, вот твой кофе!.. Долго не рассиживайся – к Олегу пойдём!..
Вышел в ванную – ополоснуть лицо холодной водой. Вернувшись на кухню, увидел, что мама сидит с кружкой кофе в руке, упёршись в стену невидящим взглядом. Стекая по морщинистым щекам, в кофе капали слёзы.


Рецензии