Я просто печка, в которой пекут пирожки

В Беларуси всё больше желающих стать суррогатными матерями

Могу побиться об заклад: на планете Альфа (в гениальном фильме Георгия Данелия «Кин-Дза-Дза») аборигены -- те, что в белом, на фоне цветочных полян -- размножались каким-нибудь сверхтехнологичным, высоконаучным способом.

Нет, Данелия об этом  зрителю ни полслова, но, похоже, за цветочными полянами прятались-таки лаборатории с пробирками и  эмбрионами. Тогда, в середине восьмидесятых, у нас, обывателей, это считалось бы крутой фантастикой: какие эмбрионы, если колбасы не достать! Тем не менее, в США к тому времени (1980) уже родился и даже подрос первый ребёнок, рождённый суррогатной матерью. Хватило всего лишь три десятка лет, чтобы и мы оказались в считавшемся невероятным будущем. «Порядочная семейная пара ищет суррогатную маму. Высокая оплата. Официальный договор». «Мне 28 лет, двое детей, готова стать сурмамой», -- объявлениями подобного рода на специализированных сайтах в Интернете сейчас уже никого не удивишь. В России очереди на участие в программе суррогатного материнства – на шесть месяцев вперёд. У нас, в Беларуси, за год примерно тридцать бесплодных пар (правда, всё больше из зарубежья) обретают счастье быть родителями – по тем же, уже не фантастическим, а реальным программам. Ура, аплодисменты? Да, ура. Потому что только те, кто годами сражался за право родить своего малыша  и совсем уже отчаялся, знает, как это страшно – наверняка знать, что  у тебя никогда, ни за что, никаким чудом не будет своего собственного ребёнка.

Впрочем, аплодируют далеко не все. Некоторые сомневающиеся задают вопросы. Например: а как быть с нравственной стороной вопроса? Нравственно ли, допустим, вынашивать ребёнка за деньги? Не становится ли это похожим на бизнес: выносил-родил получи гонорар, выносил-родил, получи следующий… И -- рациональное зерно в этих сомнениях есть. Почему, скажем, в благополучной Франции, которая обгоняет нас в развитии на полстолетия вперёд, суррогатное материнство до сих пор под запретом? Как, и в большинстве штатов Америки?А старушка-Великобритания даёт право своим подданным только в случае крайней необходимости воспользоваться услугами гестационного курьера (так в 2001 году Всемирная организация здравоохранения официально назвала суррогатную мать), но исключительно на безвозмездной основе. Никакой выгоды, значит -- никаких товарно-денежных отношений, ничто не продаётся, ничто не покупается.

Что остаётся делать бездетным французам? Паковать чемоданы и ехать, скажем, в Украину, которая, по мнению некоторых экспертов, становится «суррогатным раем для всего мира». Потому что гестационные курьеры здесь здоровые, деньги за услуги по европейским меркам берут смешные, выправить необходимые для пересечения границы с крошечным ребёнком на руках документы не составляет особых хлопот. По словам директора Харьковского центра суррогатного материнства Ольги Чуприной, каждый год к ним  в центр приходит 100-150 женщин, готовых стать суррогатными матерями за гонорар до 20 тысяч долларов. Открыв только один случайный сайт, я получила «26 предложений от 13 компаний, предприятий и магазинов, у которых можно купить суррогатное материнство в Украине по лучшей цене». Правда, случаются и казусы. К примеру, американку Джанет Руньен не выпустили домой с новорождённым. В посольстве США просто не врубились: ребёнок Джанет родился в местном роддоме на два дня раньше, чем его мама приехала в Украину.

Вопрос второй. Опять-таки нравственный. Его часто задают священники, педагоги и психологи. Как быть с  эмоциональной близостью матери и ребёнка? Ведь маленький человечек не чувствует себя желанным в утробе, простите, гестационного курьера. Ещё хуже, если суррогатная мама включилась в процесс: как потом оторвать от сердца  выношенного и рождённого тобой малыша?
«Я отношусь к  суррогатному материнству как к оригинальному бизнес-проекту», -- признаётся в интервью известному столичному еженедельнику наша с вами современница, решившая выносить ребёнка для бездетной пары. Женщина, по её же признанию, имеет собственное небольшое дело, две квартиры и хороший автомобиль.
«Я просто печка, в которой выпекают пирожки», -- делится своими чувствами другая суррогатная мама.

Возможно, это лучшее для них развитие ситуации. Потому что, непонятно, как быть с заложенной в каждую из нас природой материнской нежностью и любовью, которые могут проявиться. А  не проявятся – тоже вопрос. И всё громче голоса, выкрикивающие про «биологическую проституцию».

Грубый и совершенно некорректный пример опять же из кино: лейтенант Рипли из знаменитых «Чужих» не осталась до конца равнодушной даже к чудищу, которого выносила в утробе. Можно ли безвозвратно истребить в себе материнское начало?
ОТЧАЯНИЕ, ЖЕЛАНИЕ, ТАЙНА, ЦИНИЗМ, ШАНС, НАДЕЖДА, ДЕНЬГИ, ОЖИДАНИЕ, СЧАСТЬЕ, ТРЕВОГА – добавьте сами слова, из которых, как вы считаете, складывается новое для нас явление СУРРОГАТНОЕ МАТЕРИНСТВО.

Я вспомнила ещё одно важное. ВЫЖИВАНИЕ. Кто знает, может быть, природа придумывает новые способы сохранения жизни на Земле, а мы ещё не дошли до этой главы в учебнике?


Рецензии