Инстинкт, сознание, разум

Инстинкты млекопитающих, включая людей, работают в содружестве с аналитической деятельностью мозга. Путём влечений и эмоций инстинкты воздействуют на сознание, и таким образом направляют произвольное поведение.
Исполнительные программы сложного инстинкта связаны с влечениями и объединяют в себе множество безусловных рефлексов, необходимых для реализации влечения.Мозг постоянно анализирует ситуацию и вычисляет пути достижения цели влечения (осознанно или неосознанно). Полученное умозаключение о ситуации (осознанное или неосознанное) мозг сравнивает с генетической памятью, и  при наличии соответствия, переключает управление поведением  на исполнительную программу  инстинкта. При непредвиденном изменении ситуации мозг переключает управление поведением на сознательное или индивидуальное бессознательное управление (возможно, в промежутках между безусловными рефлексами исполнительной программы). И поведение изменяется в соответствии с ситуацией.
Люди осознают свои влечения (ибо они направляют их сознательное поведение), но рефлексы общения большинством людей не осознаются, так как они вызываются посредством излучения мозга (например, НЕПРОИЗВОЛЬНОЕ оборачивание в ответ на инстинктивный взгляд за спиной). Люди объясняют свои рефлекторные чувства известными им мотивами, не подозревая об их рефлекторном происхождении. Например, чувство уважения к победителю, который, очевидно, не прав, или презрения к побеждённому, который прав. А своё ИНСТИНКТИВНОЕ уважение к человеку, имеющему более сильную лидерскую программу (к лидеру или авторитетному члену социальной группы) люди  объясняют тем, что этот человек обладает умом, талантом, и вызывающими уважение качествами личности, которые на самом деле у него могут быть выражены слабо, или отсутствовать. Независимо мыслящие  люди (НМ) – исключение, их речевое сознание в бодрствующем состоянии прочно связано с аппаратом логического мышления, что не допускает переключения на инстинктивные исполнительные программы управления или подчинения. Они оценивают других людей исключительно разумом, и люди оценивают их так же разумом, а не инстинктивно.
Люди и животные произвольно способны не допустить инстинктивных действий, если они считают их неприемлемыми в данной ситуации. Т.е. – не допустить включения исполнительной программы. Но изолированные рефлексы общения (вне исполнительной программы) включаются в любой ситуации в ответ на определённый сигнал (а не на умозаключение о ситуации), и вызывают кратковременные рефлекторные чувства, которые не соответствуют заложенному в них смыслу. Например, рефлекторную радость победы ощущают не только над противниками, но и над  теми, кого любят: мужья над жёнами и наоборот, матери над детьми (особенно часто можно наблюдать), близкие друзья друг над другом. Рефлекторное чувство можно приглушить усилием воли, можно скрыть его внешние проявления, но ЗАПРЕТИТЬ его появление – невозможно. Собеседник на неосознанном уровне его уловит и соответственно отреагирует.
ПАТОЛОГИЧЕСКИЕ ИНСТИНКТЫ работают по тем же законам. Например, человек, рождённый с патологическим инстинктом садизма, может на время подавить своё влечение к мучительству и убийству. Его умозаключение о ситуации (осознанное или неосознанное) может не допустить включения исполнительной программы этого патологического инстинкта в неподходящей ситуации. Но помешать включению изолированных патологических рефлекторных чувств (радости в ответ на чужое страдание) невозможно (хотя их можно приглушить). У садиста не может быть инстинкта спасателя с рефлекторным выбросом целительной энергии, поскольку в ответ на тот же самый сигнал - чужое страдание - у него рефлекторно возникает садиская радость (такая же светлая и чистая, как и любая другая инстинктивная радость). Люди с патологическим инстинктом садизма, как и все, имеют лидерскую программу и программу подчинения. Известны случаи, когда такие люди создавали группы для коллективного садизма (ибо при этом инстинктивно включается упоительная радость единства совместных сознательных действий). Рядом с лидером-садистом у членов его социальной группы включается инстинкт подчинения, который заставляет их НЕОСОЗНАННО ПЕРЕНИМАТЬ МНЕНИЕ И ЧУВСТВА их лидера, в том числе – и патологические. Без присутствия лидера-садиста люди с нормальными инстинктами не могут ощущать радость от чужих страданий. Страдание врага, который в прошлом причинил много горя, у жестоких людей может вызвать чувство удовлетворения, но рефлекторная радость не возникает. Рефлекторная радость победы не является «естественным садизмом», ибо она возникает не в ответ на чужое страдание, а на строго определённый сигнал: чувство унижения противника, которое означает, что он ощутил себя побеждённым («ниже» победителя).Рефлекторная радость охотника так же не является «естественным садизмом», она возникает от поимки жертвы, а не от её страданий. Хищники убивают ловко и быстро, не заставляя жертву страдать.


Рецензии