Золотые луковки

                ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ИВАНОВИЧА ЗАХАРОВА

     Сразу после обеда тётя Галя помыла посуду и стала укладывать Толю спать. В последнее время это случалось довольно редко, поскольку мальчик давно уже считал себя взрослым – в сентябре ему предстояло пойти в первый класс. А днём, как он понимал, дрыхнет только сопливая малышня. К тому же, когда спишь, очень много интересного можно пропустить. Потом будешь сильно жалеть. Но уже не наверстаешь.
     Поначалу Толик пытался протестовать. Но соседка по коммуналке Галина заинтриговала мальчишку.
   – Если не будешь спать, то я не возьму тебя покататься на автобусе, – решительно заявила она.
   – Да-а? – сразу оживился парнишка. – А… когда надо ехать? Скоро?
   – Вечером. Вот если ты выспишься, тогда и поедем.
   – А куда?
   – Увидишь. Всё увидишь, Толенька, – ласково отозвалась женщина и устало отвела в сторону глаза, под которыми виднелись тёмные круги. От замотанности и переживаний. А ещё от слёз, которые она старалась никому не показывать. – Поспи, мой хороший. А я пока узелок в дорогу соберу.
     Мальчишка добросовестно разделся и нырнул под одеяло. Старательно закрыл глаза.
   – Ты меня не обманешь, тёть Галь? – сквозь подступающую дрёму тихо произнёс он. – А то я усну и тебе станет жалко меня будить. Возьмёшь и одна уедешь кататься.
   – Нет, мой дорогой, не обману, – вымученно улыбнулась соседка. – Не могу я тебя бросить одного. Поэтому непременно возьму с собой…
     Так оно и получилось. Толька проснулся, когда за окнами начали сгущаться сумерки. Тётя Галя угостила мальчика вкусным бубликом, который тот с удовольствием умял, запивая его душистым чаем. После чего соседка помогла парнишке одеться, накинув и на себя утеплённый плащ с косынкой. Затем, выключив в комнате свет, молодая женщина взяла Толю за руку и вывела во двор. Поправив на мальчике пальто и кепку, поспешила к автобусной остановке.
     Вскоре подошла и натруженная «пятёрка». Пассажиры, кряхтя и сопя, ринулись по железным ступенькам в салон. Туда же юркнули и Толик с Галиной. Плюхнувшись на кожаное сиденье, мальчишка с интересом стал разглядывать меняющиеся за окнами «картинки». Хотя в подступающей ночной темени можно было различить лишь те предметы, которые освещались дребезжащим на ходу автобусом.
   – Тётя Галя, а куда мы едем? – поинтересовался любознательный Толька.
   – Сегодня ночью наступит большой праздник, – шёпотом ответила ему сидящая рядом соседка. – Называется он православная Пасха. А едем мы к церкви. Чтобы своими глазами увидеть службу, которая там сейчас начнётся. Только тс-с-с! – женщина приложила палец к губам и осторожно огляделась. – Ты лучше помалкивай, Толенька. И никому не говори о том, что был у храма. И что там видел. Договорились? Иначе мне будет плохо…
   – А почему? – вполголоса спросил удивлённый мальчик.
   – Понимаешь… Нельзя мне ходить в церковь. За это могут с работы выгнать. Да и вообще. Сплошные неприятности, – тяжело вздохнула спутница. – Поэтому обещай мне, что никому никогда не расскажешь, что был здесь. Со мной.
   – Даже родителям?
   – Да, и родителям тоже не говори, – подумав, добавила Галина. – Так будет лучше. Для всех.
     Толя сосредоточенно посмотрел в окно, поразмышлял несколько секунд и снова спросил:
   – Тёть Галь, а зачем вы идёте в церковь, если вам туда нельзя? Там что – очень плохо? Там нехорошие дядьки с тётьками? Или фашисты там прячутся с автоматами?
   – Да нет! Что ты, глупенький! Совсем наоборот! – тихо выдохнула собеседница. – Люди там очень хорошие. Смирные и добрые. Потому что в церкви Боженька живёт. А от него одна лишь благодать исходит. Просто… Ты ещё маленький. Тебе это сложно понять. У нас в СССР не принято верить в Бога. Многие считают это предрассудком. То есть, глупостью. И не понимают, что всё хорошее в нашей жизни идёт именно от Бога, Господа нашего Иисуса Христа. Поэтому неверующие – сами глупцы. Не прозрели ещё. Но придёт время, когда очень многие люди наконец очнутся и поймут, как сильно они заблуждались. А пока… Пока у нас лишь смеются над теми, кто верит в Бога, кто тайно молится и ходит в храм. Господь с ними! Ибо не ведают, что творят.
   – А кто такой Бог? – с опаской прошептал Толя.
   – Не бойся! Это совсем не враг! – поспешила успокоить его Галина. – Он очень хороший. Никого нет на свете лучше Бога! И всем нам он желает только добра, здоровья, счастья, ума и света. Однако многие люди привыкли доверять лишь самим себе. Они считают, что сами справятся со всеми проблемами и трудностями. И не понимают, что помогает им в этом именно Бог. Наш Боженька.
   – А где он живёт?
   – Где? – растерянно переспросила женщина. – Да везде! Повсюду! Он постоянно с нами. Только мы его видим лишь на иконах. А чтобы увидеть иконы, нужно зайти в церковь. Там их много. Разных.
   – А мы сейчас тоже увидим… иконы?
   – Нет, Толенька! В храм мы не пойдём. Это для меня опасно. Я уже говорила: недобрые люди могут сделать так, что мне негде будет работать. Тогда я не смогу зарабатывать денежки. А без них не проживёшь… Мы просто постоим с тобой рядом с церковью, посмотрим на крестный ход и украдкой помолимся. Встанем так, чтобы нас не было видно.
     Мальчишка притих, с трудом переваривая услышанное. «Если Бог хороший, то почему люди боятся идти к нему в церковь? – озадаченно подумал он. – Зачем нужно прятаться? Почему нельзя говорить о том, что был около храма и молился там?». Пытливый, но ещё не окрепший ребяческий ум попытался найти приемлемые ответы на заданные вопросы, но… Ничего стоящего в голову так и не пришло.
  …А вскоре они уже стояли с тётей Галей около белоснежной церквушки и, прячась за кустами сирени, тайком наблюдали за тем, что происходит около храма. Вот прошли какие-то дяденьки в нарядных длинных одеждах, неся в руках изображения незнакомых людей с умными и добрыми глазами. А вот высокий мужчина с бородой пропел басом что-то непонятное и стал махать блестящей погремушкой, из которой пошёл приятный сладковатый дымок. Через какое-то время на церковной башенке с колоннами показался рыжеватый парень, который начал дёргать связанные вместе верёвки. И тут же оглушительно зазвенели висящие чуть выше железные бубенцы разных размеров. Собравшийся народ с умилением стал креститься, радостно повторяя: «Христос воскресе! Христос воскресе!»
     Потрясённый увиденным, Толя несмело дёрнул соседку за рукав и вкрадчиво произнёс:
   – Тётя Галя! А почему старушки с дедушками не боятся входить в церковь? Ходят вокруг неё? Им можно, да?
   – Да, Толенька, – кивнула женщина. – Они старенькие и уже не работают. Пенсию получают. Их никто не накажет. Им можно.
     Заворожённый чудесным переливом «бубенцов на башенке», парнишка задрал голову вверх и восхищённо заметил:
   – Ой! Какие красивые крестики на золотых луковках! Прямо горят все и переливаются! Здорово!
   – Как ты, Толик, сказал? – удивлённо спросила Галина. – Золотые луковки?
   – Ага! – радостно кивнул мальчишка.
   – Это церковные купола. А на них православные кресты стоят. Символы нашей веры в Бога. Они и в самом деле позолоченные. И похожи на луковицы. Правильно ты подметил. Молодец!
   – А бубенчики как называются? Которые на башне звенят? – не унимался растроганный Толька.
     Соседка перекрестилась, ласково улыбнулась и ответила:
   – Это не бубенчики, а колокола. И звенят они на башне, которая называется колокольней.
   – А…  а зачем?
   – Звенят-то? Это от радости. Оттого, что праздник наступил. Пасха пришла. Христос воскресе!
   – Воистину воскресе! – неожиданно ответил женский голос из-за кустов.
     Галина вздрогнула и осмотрелась по сторонам. Но никого поблизости не обнаружила. Хмыкнув, она поправила платок на голове и натянула его на самые глаза. Толька хотел расспросить соседку, что такое «Пасха», «Христос воскресе» и «Воистину воскресе», но передумал, заметив, что та недовольно и настороженно хмурится. А потом и вовсе стала с беспокойством озираться и, взяв парнишку за руку, начала потихоньку удалятся от храма.
   – Бережёного Бог бережёт, – вполголоса пробормотала тётя Галя, ускоряя на ходу шаги. – Идём, Толенька! Самое интересное уже закончилось.
     Они вышли на обочину шоссе и свернули к молодому осиннику.
   – Автобусы уже не ходят. Пошли, мой хороший, через лес, – женщина потянула мальчика в сторону темнеющих невдалеке деревьев. – Так оно быстрее будет. Тем более, что мы не одни. Не бойся! Господь всегда с нами. Он защитит нас своим Покровом.
     Когда прохладный сумрак леса остался позади и впереди замаячили огоньки городских фонарей, Толька приободрился. Шмыгнув носом, он торжественно изрёк: 
   – Знаешь, тёть Галь. Я вот когда вырасту, обязательно заработаю много денег и построю на них большой-пребольшой храм. Белый, с золотыми куполами и крестами. И сделаю так, чтобы все, кто хочет, могли ходить в эту церковь к Богу. И никого бы не боялись. Чтобы их никто за это не ругал и не наказывал. Не выгонял с работы…
   – Ох ты, мой сладкий! – умилилась попутчица. – Какое же у тебя сердце доброе! И душа чистая… Дай-то Бог, чтобы всё сложилось по-твоему. Чтобы Господь услышал твои слова. Молодчинка!..
     Миновав пару улиц и подойдя к дверям родного подъезда, мальчишка устало вздохнул:
   – Ну вот. Уже и пришли… Тёть Галь, а мои мама с папой скоро приедут?
     Женщина сконфуженно опустила глаза долу и, натужно улыбнувшись, ответила:
   – Думаю, что скоро. Денька через два. Вы, Толенька, будете теперь жить на юге, у тёплого моря. Домик у вас там будет свой. Красота! Настоящий курорт.
   – Да? – растерянно пробубнил парнишка. – А ты? Тоже с нами поедешь?
   – Нет, родной, – замотала головой спутница. – Я здесь останусь. У меня тут работа. И жильё. Куда мне?..
     Мальчишка заметил в глазах соседки слёзы.
   – Ой, тётя Галя! – встрепенулся он. – А почему… почему вы плачете?
   – Да это я так, – махнула рукой соседка и посморкалась в платочек. – Не обращай внимания. Просто… Привыкла я к тебе, Толик. Ко всем вам. Хорошие вы люди… Расставаться жалко. Буду очень скучать.
     Озадаченно почесав под носом, парнишка сочувственно выдохнул:
   – Тёть Галь! А хочешь, я попрошу папу, чтобы он взял тебя с нами?
   – Ну что ты, мой хороший! Не надо! – прослезилась соседка ещё раз. – Знаешь, как говорят? «Где родился, там и пригодился». Поезжайте с Богом! А я буду вам письма писать, открытки поздравительные. Может, когда-нибудь и в гости заеду. Попроведать.
   – Тётя Галя! Приезжай! Пожалуйста! – искренне взмолился Толик. – Я буду очень тебя ждать! И тоже письмо напишу. Правда! Ты приедешь?
   – Ну ладно-ладно, посмотрим, – успокаивающе кивнула Галина. – Там видно будет. Пошли домой! Холодно стало. Уже утро скоро. Спать пора!.. Мы сейчас чуть-чуть разговеемся и – баиньки. Хорошо?
   – Ага! – покорно откликнулся парнишка, поёжился и зевнул во весь рот. – А… что такое «разговеемся»?
   – Ну-у… – смутилась соседка. – Это… В общем, перекусим немного. Чего-нибудь вкусненького. Сегодня можно… Только – чур! Не забудь про наш уговор. Помнишь?
   – Конечно! Я никому не скажу, где мы были. Честно! – с готовностью отозвался Толька и первым вошёл в тёплый подъезд.

   …Прошло немало лет. Но ту пасхальную ночь мальчишка запомнил на всю оставшуюся жизнь. Став взрослым, Анатолий Петрович воплотил в реальность и свою мечту. На собственные средства он построил в родном городе чудесный храм Иоанна Предтечи, который и по сей день радует прихожан и просто прохожих сияющими на солнце «золотыми луковками».


Рецензии
Здравствуйте, Стас! Эта тема очень актуальна сейчас, когда происходит ЭТО безбожие на свете. Когда заживо сжигают невинных людей, взор с молитвой устремляется к небу. Господи, помоги! Я весьма тронута вашим рассказом. Благодарю от всей души! Так хочется верить, что этот кошмар закончится как можно быстрее.

Инга Ткалич   05.05.2014 10:06     Заявить о нарушении
Добрый день, Инга! Весьма благодарен вам за очередной, доброжелательный и эмоциональный отклик! Данный рассказ очень дорог мне тем, что я был лично знаком с Н.И. Захаровым. Являясь руководителем промышленной компании, он много сделал во благо нашего города. В том числе постоянно занимался меценатством, помогая детским домам, церковным подворьям, творческим коллективам и простым людям, нуждающимся в финансовой поддержке. Светлая ему память! А вам, Инга, желаю счастья, здоровья, созидания и прекрасного настроения. Ещё раз спасибо! С уважением, Стас.

Стас Волгин   05.05.2014 11:02   Заявить о нарушении
Спасибо, Стас, за ваше творчество. Талант есть талант.

Инга Ткалич   01.01.2024 00:31   Заявить о нарушении