Институт образования в контексте построения социал

Предыстория
Образование – это процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом человечества, воплощённым в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к миру; необходимое условие деятельности личности и общества по сохранению и развитию материальной и духовной культуры [1].
Основными формами педагогически организованного образовательного процесса являются обучение (передача общих и инструментальных знаний и умений) и воспитание (формирование социального характера и закрепление в сознании человека образцов нравственного поведения и принятых в данном обществе социальных норм и социальных ценностей). К неформальному образовательному процессу относят самообразование, т.е. получение знаний через культурно-просветительные учреждения и путём участия в общественно-трудовой деятельности.
В первобытных обществах образование являлось составной частью социально-производственного процесса людей. Потребности познания окружающего мира и рационального поведения возникали вследствие необходимости выживания. Не существовало тогда ни школ, ни учителей. Накопленные знания передавали детям все члены общества (с обособлением семей: члены семьи), рано вовлекая в посильную для них трудовую деятельность. Главным инструментальным средством воспитания был родной язык в форме преданий, былин, сказок и т.п.
Обособление образования как социального института началось со времени разложения первобытнообщинного строя, вызванного расширением масштабов общественного разделения труда, появлением государственной власти и сословного неравенства.
В 4-3-м тысячелетиях до н.э. в Месопотамии, Индии, Китае, Египте и др. регионах мира появляются сначала жреческие, а затем придворные школы (писцов, управляющих, воинов и т. д.) и школы ученичества (семейные школы) при домах мастеров того или иного ремесла [2]. Содержание воспитания приобретает сословно-кастовый характер.
Основы материальной и духовной культуры стран Востока и Египта, начиная примерно со 2-го тысячелетия до н.э., были восприняты и переработаны народами Греции и Рима [3]. Здесь возникают на платной основе элементарные школы (школы ученичества) для простолюдинов в городах (демоса, флебса), грамматические школы, гимнасии (позже: гимназии), ликеи (лицеи) для детей из богатых семей, а также эфебии и школы риторов для юношей знатного происхождения, которых готовили к исполнению командных функций в армии и государстве. Воспитание женщин в Греции было ограничено семейным кругом, в Риме девочки допускались в элементарные школы. Крестьянство обучало своих детей, передавая им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Рабы были полностью отчуждены от школы.
В эпоху феодализма начинает складываться более организованная система образования и рациональная логика обучения сначала в школе, а затем и в учебных заведениях более высокого уровня. Первоначально этот процесс проходил по линии церкви, являвшейся идеологическим оплотом монархий. Большинство школ создавались как церковные (приходские) или монастырские.
В 11-13 вв., когда сложилась вассальная иерархия у феодалов, а к крестьянству добавились социальные группы торговцев и ремесленников, система образования приобретает ярко выраженный сословный характер и становится трёхуровневой. На низшем уровне, наряду с церковными, появляются светские школы, создававшиеся в городах из школ ученичества, цеховых и гильдейских школ. На высшем и среднем уровнях организуются (на церковной или светской основах) университеты и коллегии (позже: колледжи).
В 14-16 вв., называемые эпохой Возрождения, возникает гуманистическая педагогика. Хотя распространение она получила в основном в пределах школ, где учились дети знатных и состоятельных родителей, тем не менее, такие гуманистические идеи, как всеобщность и обязательность образования, полное равенство независимо от пола ребёнка, сопряжение учёбы с трудом на полях и в мастерских, обучение на естественном (родном) языке, приоритет естественнонаучного образования, наглядность при обучении, постоянное самообразование всех взрослых граждан, – оказали существенное влияние на последующее становление института образования.
В наиболее развитом виде эти прогрессивные идеи нашли своё воплощение в 17 в. в теории обучения (дидактике) и системе непрерывного (на протяжении всей жизни) образования выдающегося чешского мыслителя-гуманиста Я.А. Коменского (1592-1670). В Западной Европе идеи Возрождения получили развитие в 17-18 вв. в теориях английского философа-материалиста Д. Локка (1632-1704), а также французских просветителей Ж.Ж. Руссо (1712-78), К.А. Гельвеция (1715-71), Д. Дидро (1713-84), нашедших своё воплощение затем в наиболее передовых проектах организации народного образования, созданных в период французской буржуазной революции 1789-94 гг.
Возникновение в конце 18 - начале 19 вв. машинного капиталистического производства, вовлекшее в фабричные процессы в массовом порядке городское и сельское население (включая женщин и детей), вызвало необходимость расширения сферы образования на области технического обучения, дошкольного воспитания и внешкольного просвещения. Наряду с классическими грамматическими школами, гимназиями, лицеями, колледжами, создаются реальные (технические) школы и училища. В разных странах (Англия, Германия, США и др.) появляются заочные школы и образовательные курсы. Для борьбы с безнадзорностью в городах Англии, Франции, Швейцарии и Германии открываются различные учреждения по воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста: «женские школы», «игральные школы», «школы для вязания кружев» и т.п. Педагогической поддержкой их функционирования стала разработанная в это время швейцарским педагогом-демократом И.Г. Песталоцци (1746-1827) теория элементарного образования («Как Гертруда учит своих детей», 1801), связавшая воедино обучение с воспитанием и развитием ребёнка.
Серьёзным конструктивным шагом в комплексном решении отмеченных проблем стала организация (1816 г.) усилиями социалиста-утописта Р. Оуэна образовательного комбината под названием «Новый институт для формирования характера», в рамках которого были открыты первые в истории ясли для детей рабочих, первая вечерняя школа для работающих подростков, а также первый культурно-просветительный клуб для рабочих и членов их семей.
В середине 19 в. (1840 г.) в практике общественного воспитания детей впервые появилось учреждение под названием «детский сад». Его основателю – немецкому педагогу, ученику и продолжателю дела Песталоцци Ф.В. Фрёбелю (1782-1852) удалось придать педагогической работе этого учреждения столь эффективный и универсальный характер, что к концу 19 в. детские сады получили широкое распространение во многих странах мира (включая Россию).
Но с ростом образовательного уровня растёт и общественное сознание. Появляются просветительные организации, общественные движения и политические партии, выдвигающие требования о преобразовании общественных отношений на началах равенства и справедливости. Эти требования, в завершённом виде отражённые в Манифесте Коммунистической партии (1848), нашли свою первую практическую реализацию в просветительной политике Парижской Коммуны, среди мероприятий которой важная роль отводилась созданию новой системы образования. Коммуной была предпринята реформа начального образования, предусматривавшая его обязательность, бесплатность, всесторонность, одинаковую доступность для детей обоего пола, а также сочетание изучения основ наук с практическим обучением ремеслу. Преподавание религии в школе было запрещено. Содержание детских домов и постановка воспитательной работы в них были объявлены долгом государства. К сожалению, из-за кратковременности существования Коммуны начатые ею мероприятия до конца довести не удалось. Но, тем не менее, победившая коммунаров буржуазия с этими прогрессивными начинаниями уже не могла не считаться.
Оправившись от революционных потрясений 19 века, капитализм в конце 19 – начале 20 вв. вступил в империалистическую фазу своего развития. Интернационализация промышленного и финансового капитала, экономические амбиции монополий в борьбе за рынки сбыта втягивали в орбиту социально-экономических процессов всё новые массы людей, выдвигая более высокие требования к их квалификации. Главным достижением этого периода в западных странах является утверждение обязательного бесплатного начального образования, как для мальчиков, так и для девочек. Появились вечерние и воскресные начальные школы для обучения взрослых, а также средние государственные учебные заведения женского образования. Появилась высшая начальная школа, в программу обучения которой, помимо традиционных дисциплин, были включены предметы естественнонаучного и реального циклов. Возникли (на частной основе) так называемые «новые школы» интернатного типа для детей из состоятельных семей. Среди трудящихся получило широкое распространение самообразование,
С развитием крупной машинной индустрии в 19 – начале 20 вв. во многих странах мира растёт число высших учебных заведений разного профиля: университетов, инженерных и других отраслевых вузов. В университетах предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики, математики, логики. Некоторые страны Западной Европы и Америки делают попытки открыть доступ к высшему образованию женщинам.
Институт образования Российской империи вследствие затянувшейся феодальной предыстории и более позднего вступления в эпоху капитализма представлял в начале 20 в. довольно пёструю картину. Вплоть до 1917 г. в системе образования России сохранялись остатки сословности, а также ограничения по признакам пола, национальности и вероисповедания. Существовало как бы две системы: одна – система элементарного образования (церковно-приходская школа, земская школа, начальное городское училище, фабричная школа, высшее начальное училище и т.п.) для широких масс населения, на базе которого возможен был переход далее лишь в ремесленные школы, низшие технические училища и коммерческие школы. Вторая система – среднего и высшего образования – предназначалась для детей дворянства, буржуазии и духовенства и в свою очередь делилась на две: одна для мальчиков (гимназии, реальные и коммерческие училища, средние технические училища, кадетские корпуса, духовные семинарии и т.п.), другая, с пониженным объёмом знаний, для девочек (епархиальные училища, учительские семинарии, женские гимназии, институты благородных девиц, и т.п.). В 1914/15 действовало 450 таких заведений (54 тыс. учащихся), главным образом в центральных областях России. В Киргизии, Таджикистане и Туркмении не было ни одного, в Узбекистане и Армении – по одному [4]. В школах нерусских народов преподавание на родном языке учащихся было разрешено лишь в первые годы их обучения. Десятки народов и народностей просто не имели своей письменности.
 В высшем образовании в царской России к 1917 г. насчитывалось всего 11 университетов (33 тыс. студентов) [5]. Лишь около 20 городов имели высшие и средние специальные учебные заведения, расположенные в основном в Центральной России. Из-за недостатка вакансий в инженерных и аграрных институтах (к 1917 г. – всего 25 [там же]), отсутствия специализаций нужного профиля, ограничений по сословным, национальным, вероисповедальным признакам, а также по признакам пола, молодёжь даже из состоятельных семей была вынуждена отправляться за высшим образованием за границу (8,5 тыс. чел. в 1913/14 уч. г. [6]). Доля студентов в вузах России из семей рабочих, например, в 1909 г. составляла 0,5%; а из семей крестьян – 1-2% [7].
Определённую роль в приобретении знаний рабочими и крестьянами играли различные общественные курсы и просветительные университеты для народа, хотя этому и препятствовал господствовавший в России социальный строй [8]. Во многих случаях для политического самообразования использовались занятия рабочих в воскресных школах. Со времени создания В. И. Лениным «Союза борьбы за освобождение рабочего класса» кружки самообразования служили постоянным источником пополнения рядов РСДРП пролетариями, достигавшими значительного уровня общеобразовательных знаний и политической сознательности.
Неблагополучным в России было положение с дошкольным воспитанием. Царское правительство не считало нужным вводить общественное дошкольное воспитание в общую систему народного образования. И это несмотря на увеличение безнадзорности детей вследствие пролетаризации крестьянства после реформы 1861 года и жесточайшей эксплуатации трудящихся в городах (в том числе и женщин-матерей), приводивших к массовому распаду семей. Правительственные ассигнования на дошкольное воспитание составляли ничтожную сумму – в среднем около 1 копейки на одного ребёнка дошкольного возраста в год. На всю Россию перед революцией 1917 года, по приблизительным данным, было всего около 250 платных детских садов и 30 бесплатных народных детских садов [9].
В общем и целом состояние образования в России в предреволюционный период находилось на низком уровне и не могло удовлетворить потребности экономического развития страны и запросы народа. Общий диагноз его кризисного состояния выразил в то время В.И. Ленин. Отмечая, что детей школьного возраста в России 22% всего населения, а количество учащихся равно 4,7% населения, он писал: «Такой дикой страны, в которой бы массы народа настолько были ограблены в смысле образования, света и знания, – такой страны в Европе не осталось ни одной, кроме России»» [10].
Произошедшая с большим отставанием от других цивилизованных стран в феврале 1917 года буржуазно-демократическая революция в России ничего нового ни в теорию, ни в практику российского образования не внесла, и все его проблемы достались Советской власти.

Институт образования и Первая социалистическая революция
После Октября 1917 г. институт образования в России получил беспрецедентное развитие. Его небывалые темпы были обусловлены в немалой степени тем вниманием, которое уделяли этой сфере жизнедеятельности общества советские лидеры. В ряде публикаций и выступлений В.И. Ленин сформулировал целевые установки руководимого им правительства: «люди из образования сделали забор, мешающий трудящимся идти вперёд; этот забор будет сметён» [11]; «добиться поголовной грамотности … пойти дальше и перенять всё действительно ценное из европейской и американской науки» [12]; «поставить народного учителя на ту высоту, без которой и речи быть не может ни о какой культуре» [13] и другие.
Следует отметить, что создание советской системы образования на первых его этапах проходило в трудных условиях выхода из мировой войны, военной интервенции и Гражданской войны, хозяйственной разрухи, активного сопротивления свергнутых классов. А задачи стояли немалые. Предстояло превратить образование «из орудия классового господства буржуазии в орудие полного уничтожения деления общества на классы, в орудие коммунистического перерождения общества» [14], т.е. перевести из частной собственности в общественную важнейшие нематериальные средства – знания и умения прежних привилегированных классов, – а также воспитать человека новой формации, руководствующегося гуманистическим принципом «человек человеку друг, товарищ и брат».
Организация системы народного образования на новых, социалистических принципах была начата в стране с декретов СНК РСФСР, принятых в 1917-19 гг.
Всероссийским органом по руководству и управлению народным образованием по декрету от 26 октября (8 ноября) 1917 г. стал Наркомат просвещения, в ведение которого перешли учебные заведения всех ведомств прежней власти. Все образовательные школы стали общенародными. Было введено бесплатное и совместное обучение детей обоего пола на основе его соединения с производительным трудом. Школа отделялась от церкви, запрещалось преподавание в учебных заведениях какого бы то ни было вероучения и исполнение обрядов религиозного культа. Отменялись физические наказания детей. Все национальности получили право обучения на родном языке. В единую систему народного образования было включено дошкольное воспитание и внешкольное образование. Были введены в действие новые правила приёма в вузы, отдававшие преимущество при поступлении рабочим и трудящимся крестьянам. Отменялись все прежние учёные степени и звания и связанные с ними привилегии, чем открывался доступ в вузы молодым учёным, и создавались условия для обновления учебных программ, особенно в области общественных наук.
Важнейшее значение имели принятые в 1918 г. «Положение об организации дела народного образования в Российской республике» и «Положение о единой трудовой школе РСФСР», в соответствии с которыми были ликвидированы гимназии, реальные училища, церковно-приходские и земские школы, была установлена открытая (исключавшая сословные и национальные перегородки в получении образования) и обеспечившая преемственность между ступенями единая система народного образования, создана нормативно-правовая база для формирования соответствующих органов управления в губерниях, уездах и волостях, а также закреплялась доступность и обязательность образования для детей и подростков в возрасте 8-17 лет.
Проведение в жизнь декретов и мероприятий Советского правительства проходило не без сопротивления со стороны контрреволюционных элементов – буржуазии, помещиков, высокооплачиваемых слоёв чиновничества прежней власти и части интеллигенции. Чиновники министерства народного просвещения после перехода власти к Советам объявили забастовку. Государственный комитет по народному образованию, созданный Временным правительством после Февральской революции, отверг предложения наркома просвещения А.В. Луначарского о сотрудничестве. Попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ, директора гимназий и других средних учебных заведений саботировали проведение в жизнь декретов Советского правительства, некоторые из них вступали в контрреволюционные организации для борьбы с Советской властью, запугивали учителей. Созданный ещё в царское время (1905 г.) Всероссийский учительский союз (ВУС), руководящую роль в котором играли сторонники кадетов, эсеров, меньшевиков, организовал забастовку учителей в Москве (декабрь 1917 г.). Имели место забастовки учителей преимущественно средней школы (гимназий, реальных училищ и др.) и в некоторых других городах. Но эти забастовки были быстро прекращены по настоянию подавляющего большинства учителей, и ВУС, как потерявший всякое влияние среди учительских масс, был распущен постановлением ВЦИК от 23 декабря 1918 г. В дальнейшем советскому правительству удалось открытой позитивной политикой привлечь на сторону Советской власти практически всё учительство и уже вместе с ним успешно продолжить революционную перестройку школы.
В деятельности советской власти в этот период проявились истинно пролетарские методы работы. В создание новой системы народного образования (как в своё время в Парижской Коммуне) вовлекались широкие слои общественности и педагогов. В декабре 1917 г. был организован Союз учителей-интернационалистов (позже: Всероссийский союз работников просвещения и социалистической культуры), в который к весне 1918 г. вступило более 12000 человек. При отделах народного образования на местах создавались Советы по народному образованию, состоявшие из представителей различных организаций трудящихся, учителей и учащихся. В 1918 г. был организован специальный отдел съездов Наркомпроса РСФСР, под руководством которого только в 1918 г. в РСФСР были проведены 164 учительских съезда и 81 съезд работников народного образования, в том числе и на местах [3]. В апреле 1919 г. состоялся 1-й Всероссийский съезд по дошкольному воспитанию, на котором были провозглашены единые задачи общественного и семейного воспитания, а  главным типом дошкольных учреждений был признан шестичасовой детский сад. В течение 1919-20 гг. в Москве и на местах были созваны съезды по просвещению нерусских национальностей
Была начата и конкретная работа по организации и строительству новых учебных заведений: к 1920 г. число школ увеличилось по сравнению с 1914 г. на 13 тыс. [3]. Огромным достижением было создание для нерусских народов светских средних общеобразовательных школ.
Росло и количество специальных учебных заведений, в том числе высших. Так, если в 1914 г. общее число вузов в России достигало 105 [15], то уже к 1921 году их стало 244, а число студентов почти удвоилось [16]. 
Для подготовки новых учительских кадров бывшие учительские семинарии были преобразованы в трёхгодичные педагогические курсы. К концу 1920 г. в РСФСР было открыто 57 высших педагогических учебных заведений, в которых обучалось свыше 10 тысяч студентов [3].
Для разработки форм и методов обучения и воспитания, а также внедрения их в практику массовой школы были открыты опытно-показательные учреждения (ОПУ), возглавлявшиеся квалифицированными педагогами того времени – С.Т. Шацким, А.С. Толстовым, Н.И. Поповой и др. В сельской местности с этой же целью организовывались школы-коммуны, представлявшие собой учреждения интернатного типа. В их структуру, как правило,  входили  детский сад, общеобразовательная и профессиональная школы.
В 1919 г. во Второй программе РКП(б), принятой её VIII съездом, были сформулированы долгосрочные задачи образовательной политики Советской власти:
«1) Проведение бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет.
2) Создание сети дошкольных учреждений: яслей, садов, очагов и т.п., в целях улучшения общественного воспитания и раскрепощения женщин.
3) Полное осуществление принципов единой трудовой школы, с преподаванием на родном языке, с совместным обучением детей обоего пола, безусловно, светской, т.е. свободной от какого бы то ни было религиозного влияния, проводящей тесную связь обучения с общественно производительным трудом, подготовляющей всесторонне развитых членов коммунистического общества.
4) Снабжение всех учащихся пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счёт государства.
5) Подготовка новых кадров работников просвещения, проникнутых идеями коммунизма.
6) Привлечение трудящегося населения к активному участию в деле просвещения (развитие «советов народного образования», мобилизация грамотных и т.д.).
7) Всесторонняя государственная помощь самообразованию и саморазвитию рабочих и крестьян (создание сети учреждений внешкольного образования: библиотек, школ для взрослых, народных домов и университетов, курсов, лекций, кинематографов, студий и т.п.).
8) Широкое развитие профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями».

Первоочередной текущей задачей руководства страны стала ликвидация неграмотности и малограмотности среди населения. 26 декабря 1919 г. был принят специальный декрет «О ликвидации безграмотности среди населения РСФСР», который обязывал всех жителей Советской республики от 8 до 50 лет обучиться грамоте на русском или родном языке. 19 июня 1920 при Наркомпросе РСФСР была образована Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности для руководства всей работой в этом направлении. На 1920–25 гг. была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. По всей стране возникли десятки тысяч пунктов ликвидации неграмотности и школ для малограмотных, массовыми тиражами издавались на родных языках буквари и учебно-методическая литература. В 1923 г. было образовано добровольное общество «Долой неграмотность!» во главе с М.И. Калининым (в 1932 г. в нём состояло уже 5 млн. человек). Всестороннюю поддержку государства и массовых общественных организаций (профсоюзы, комсомол, добровольные общества, творческие союзы и т. п.) получало самообразование. С 1920-х гг. по линии внешкольной работы был организован выпуск литературы для самообразования: «Школа на дому» под общей редакцией Н. К. Крупской, «Народный университет на дому», «Готовься в вуз», «Учись сам» и др. Систематически проводились съезды и конференции по проблемам внешкольного образования взрослых. Огромное значение для ликвидации неграмотности имело создание в 1920-30-х гг. письменности для десятков народов и народностей (киргизы, башкиры, буряты, народы Дагестана, Крайнего Севера и др.), перевод старой письменности отдельных народов Средней Азии и Кавказа с арабской на латинскую, а затем на русскую графическую основу (узбеки, таджики, туркмены, казахи, азербайджанцы и др.). В годы первых пятилеток были организованы походы комсомольцев в деревню для ликвидации массовой неграмотности крестьян. В целом за 1920-40 гг. было обучено грамоте около 60 млн. человек взрослого населения [17].
Ещё одной острой задачей, вставшей перед Советским правительством, стала борьба с беспризорностью детей. Перед первой мировой войной 1914-18 гг. в царской России насчитывалось свыше 2,5 миллионов беспризорных детей [3]. За время этой войны, за годы интервенции и Гражданской войны количество бездомных детей ещё более увеличилось. Для спасения сотен тысяч детей от физической гибели и морального разложения создавались ночлежки, клубы для беспризорных, временные и постоянные трудовые коммуны, детские дома и колонии. К началу 1921 г. в республике существовало уже свыше 5 тысяч детских домов, в которых воспитывалось 260 тысяч детей. В следующем году число детских домов достигло 7815 с 415 тысячами воспитанников [там же]. На всю страну стали известными Полтавская колония, организованная А.С. Макаренко, Трудовая сельскохозяйственная колония имени Джона Рида на Волге, Болшевская трудовая коммуна под Москвой. Начиная с 1924-25 гг. борьба с беспризорностью приняла форму всенародной кампании. Было организовано общество «Друг детей». Несмотря на все ужасы и трудности, к началу 1930-х гг. массовая беспризорность была в основном ликвидирована. Многие бывшие беспризорники вернулись к нормальной жизни, а некоторые впоследствии даже стали знаменитыми личностями, например, учёный-генетик академик Н.П. Дубинин, народная артистка СССР А.П. Георгиевская и др.

В определённой мере к борьбе с беспризорностью примыкала задача дошкольного воспитания детей, решением которой занимался созданный ещё в 1918 г. Дошкольный отдел Наркомпроса. Он способствовал открытию в профессиональных педагогических училищах отделений по подготовке педагогов детских садов, а также специальных курсов для привлекаемых к детсадовской работе работниц фабрик и заводов. В 1918 г. при Дошкольном отделе был открыт Дошкольный институт, который в 1921 г. слился с Академией социального воспитания. Были открыты дошкольные отделения при Московском, Самарском университетах, при некоторых педагогических институтах, организован Институт дошкольного воспитания в Петрограде. Дошкольный отдел стремился привлечь к научной и методической работе всех известных дореволюционных специалистов: Ю.И. Фаусек, Л. К. Шлегер, М. X. Свентицкую, Е. И. Тихееву и др.
Сеть дошкольных учреждений начала быстро расти с 1924 г. после XIII съезда ВКП(б). На созванном в его развитие 3-м Всероссийском съезде по дошкольному воспитанию (октябрь 1924) было принято решение об организации при детских садах вечерних и ночных групп, детских комнат при рабочих клубах, кооперативных домах и т.д., а в сельских местностях – летних детских площадок.
Ежегодно на летнюю работу в деревню стали направлять студентов дошкольных отделений пединститутов Москвы и периферийных вузов. Многие городские дошкольные учреждения проводили работу в деревне в порядке оказания шефской помощи.
В июле 1929 г. на объединённом заседании коллегии Наркомпроса РСФСР с представителями партийных, комсомольских, общественных организаций, с рабочими и работницами московских фабрик и заводов был объявлен всесоюзный «Дошкольный поход». Крупнейшие советские предприятия, фабрики, заводы открывали ведомственные детские сады и ясли для детей своих рабочих и служащих. В ряде губерний (Саратовской, Нижегородской, Московской и др.) создавались кооперативные организации, активно занимавшиеся расширением сети дошкольных учреждений в сельских районах. Большое участие в развитии сети дошкольных учреждений приняли ЦК и местные комитеты профсоюзов, особенно строителей, железнодорожников и индустриальных рабочих. В результате координации усилий различных учреждений и большого энтузиазма всего населения пятилетний план Наркомпроса РСФСР (1926-30 гг.) по расширению сети дошкольных учреждений был значительно перевыполнен.
В 1934 г. Наркомпросом РСФСР были приняты новые программы детского сада, исходившие из целей всестороннего развития детей и воспитания их в духе коммунизма. Особо определялись задачи и программа работы родительских комитетов.

Грандиозной задачей образовательной политики являлось создание советской общеобразовательной школы. В годы иностранной интервенции и Гражданской войны, в условиях разрухи и голода в школах обучалось примерно 20 % всех детей школьного возраста. По мере выправления экономического положения государство стало придавать воссозданию школы особое значение. Значительно увеличились средства, выделяемые на народное образование. В 1920 г. Наркомпрос опубликовал первый единый учебный план советской школы, в котором предусматривался разносторонний состав учебных предметов, включавший гуманитарные, физико-математические и биологические науки, значительное число часов на физическое воспитание и искусство. В 1923-29 гг. Наркомпросом периодически издавались рекомендуемые для использования в средней школе комплексные учебные программы.
Школьная система претерпевала изменения в типах и структуре учебных заведений, сроках обучения, формах связи и преемственности общего и профессионального образования. Росло число средних школ, быстро увеличивалось количество школ в деревне. С 1921 г. наряду со средней школой (9-летней, с 1929 г. – 10-летней) действовала семилетняя трудовая политехническая школа. По решению XIV Всероссийского съезда Советов (1929) при школах стали создаваться мастерские по труду (столярные, слесарные, токарные). Учащихся вооружали элементарными производственно-трудовыми навыками, умением пользоваться простейшими инструментами труда, знакомили с трактором, автомобилем, электромотором, устраивали экскурсии на производство.
14 августа 1930 г. СНК СССР с учётом большой подготовительной работы во всех союзных республиках принял постановление о введении с 1930/31 уч. г. повсеместного всеобщего обязательного начального обучения детей в возрасте 8-10 лет, а в городах и рабочих посёлках – всеобщего обязательного 7-летнего обучения. В его развитие первый Всероссийский съезд по политехническому образованию в августе 1931 г. вынес решение о прикреплении всех школ в городах и в промышленных районах к предприятиям, а сельских – к колхозам, совхозам и МТС, в результате чего обеспечивалась материальная база школьного трудового воспитания. В 1931-35 гг. были изданы постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР, касавшиеся структуры, методов и обеспечивающих средств функционирования начальной и средней школы, которые способствовали  укреплению организационных и научно-педагогических основ советской школьной системы [17]. В 1937 г. по постановлению Совнаркома РСФСР стали создаваться заочные средние общеобразовательные школы, готовившие учащихся к сдаче экзаменов экстерном при дневных школах. В конце 1930-х годов по всем школьным дисциплинам были изданы стабильные учебники.
Большая роль в период становления советской школы отводилась воспитательной работе, охватывавшей умственное, нравственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие детей и молодёжи. Особый вклад в разработку проблем воспитания своими теоретическими трудами и непосредственным участием внесли в это время Н.К. Крупская и А.С. Макаренко.
Н.К. Крупская дала марксистский анализ истоков детского движения, раскрыла его сущность, показала принципиальное отличие между пионерской и скаутскими организациями. В статье «Пионердвижение как педагогическая проблема» (1927) она раскрыла неразрывную связь школы и пионерской организации, показала их единство и различия. «...В то время как в школе, – писала она, – центр тяжести кладётся на учёбу, в пионердвижении этот центр переносится на воспитание». Средствами воспитания Н.К. Крупская считала художественную литературу, игры, массовые детские игрушки (предпочтительно, самодельные), пробуждающие интерес к труду и техническому творчеству.
А.С. Макаренко важнейшим педагогическим средством считал организацию детского коллектива и воспитание личности в самом коллективе и через коллектив, придавая большое значение фактору самоуправления воспитанников. Он справедливо полагал, что в государстве трудящихся основой воспитания должен быть труд, который, способствуя физическому развитию, одновременно и вырабатывает у воспитанника психологию труженика, а не потребителя произведенных кем-то материальных и духовных благ. Человек должен гордиться своим трудом и его результатами, неинтересную работу превращать в «праздник первого снопа» («Педагогическая поэма». – 1932), в источник творчества. В руководимых А.С. Макаренко учреждениях был установлен даже обычай: самую трудную работу поручать лучшему отряду.
Общему улучшению воспитательной работы в стране способствовало постановление ЦК ВКП(б) «О работе пионерской организации» (1932), которым  инициировалось развёртывание государственной сети внешкольных учреждений. Во всех республиках стали открываться и расширять свою работу Дворцы и Дома пионеров, детские туристские станции и базы, детские лыжные станции, стадионы, детско-юношеские спортивные школы, станции юных натуралистов и юных техников, клубы, театры. Возникли первые детские железные дороги. Тысячи комсомольцев были направлены в качестве вожатых пионерских отрядов. Общее количество пионеров в СССР к 1941 г. превысило 12 миллионов [3].
В целом в результате принятых мер за годы первых пятилеток в СССР была создана по общему признанию первоклассная общеобразовательная школа.

Следующей составной частью образовательной политики и, пожалуй, главной с точки зрения становления социалистических производственных отношений стала организация профессионального образования.
Формированию общих трудовых качеств личности и допрофессиональному получению знаний в области техники и технологии способствовала уже политехнизация школьного образования. Однако восстановление и развитие производительных сил страны требовало подготовки в большом количестве квалифицированных специалистов для разных отраслей народного хозяйства. Начало развитию советского профессионально-технического образования было положено в 1919 г. декретом СНК РСФСР «О мерах к распространению профессионально-технических знаний». С 1921 г. на предприятиях быстро развивались четырехгодичные школы (с 1926 г. – семилетние) фабрично-заводского ученичества (с 1940 года – фабрично-заводского обучения – ФЗО), имевшие своей целью подготовку квалифицированных рабочих для промышленности и транспорта. С осени 1923 г. в сельских местностях стали открываться школы крестьянской молодёжи (с 1930 г. – школы колхозной молодёжи), которые давали учащимся знания по агрономии, технике и организации сельского хозяйства. ФЗУ и ШКМ обеспечивали своим выпускникам возможность продолжать образование в старших классах (8–9) школ или в техникумах и поступать затем в высшие учебные заведения. В них учащиеся получали и общее образование. Из среды их выпускников нередко подбирали кадры для партийной, хозяйственной и профсоюзной работы.
Своеобразным способом, обеспечивающим широкий доступ к среднему и высшему профессиональному образованию пролетарской молодёжи, стала организация в 1919/20 уч. г. специальных подготовительных курсов – рабочих факультетов. При этом поступление в вузы стимулировалось, согласно утверждённому СНК РСФСР «Положению о высших учебных заведениях РСФСР» (1922), назначением студентам государственных стипендий. В 1928/29 уч. г. в стране уже насчитывалось 176 рабфаков, в которых обучалось свыше 57 тыс. рабочей молодёжи [18]. «Увеличившаяся сеть рабочих факультетов обеспечила возможность пролетаризировать высшую школу, успешно осуществлять подготовку кадров трудовой интеллигенции. 75% выпускников рабочих факультетов поступало в вузы; индустриально-технические и социально-экономические вузы на 80–90% комплектовались рабфаковцами [9]. Число рабфаков в 1932/33 уч. г. достигло 1025 [19]. Лишь к концу 1930-х годов в связи с развитием в стране среднего образования, а также введением в вузах (с 1936 г.) обязательной производственной практики рабфаки утратили своё значение и были упразднены.
Реализации права на высокое профессиональное образование в СССР способствовало увеличение числа высших и средних специальных учебных заведений с охватом всех национальных республик. Только за годы первой пятилетки число втузов увеличилось в 5 раз. К концу второй пятилетки более 100 городов всех советских республик имели университеты и институты [20]. С целью удовлетворения возрастающего стремления взрослого населения к получению образования и квалификации без отрыва от производства была создана система вечернего и заочного высшего и среднего образования. При вузах в 1925-31 гг. создавались народные университеты для повышения общего уровня образования рабочих и крестьян и расширения их политических и общетехнических знаний [21]. В 1930-е годы появились учебно-производственные комбинаты – заводы-техникумы и заводы-втузы, – обеспечившие тесную связь обучения с конкретным производством.
Завершающими звеньями системы профессионального образования СССР стали организованные в конце 1930-х гг. институты усовершенствования (повышения квалификации) специалистов – учителей, врачей, инженерно-технических работников. Они способствовали поддержанию квалификационного уровня занятых в трудовых процессах специалистов в соответствие с неуклонно прогрессирующими требованиями науки и техники.
Озаботилось советское правительство и подготовкой научных и научно-педагогических кадров. После упразднения (как элементов неравенства) учёных степеней и званий в 1918 г. руководство страны уже к началу 1921 года стало принимать энергичные меры к возрождению российской науки, отчасти привлекая к сотрудничеству старую интеллигенцию, отчасти мобилизуя представителей энергичной и целеустремленной революционной молодёжи. 13 января 1921 г. в составе Академического центра Наркомпроса был учреждён Государственный учёный совет (ГУС) [22] с возложением на него обязанностей вести теоретическую работу в области образования по научно-политическому, научно-техническому и научно-педагогическому направлениям. Одновременно ГУСу поручалось проведение аттестации научно-педагогических работников высшей квалификации – профессоров, преподавателей и научных сотрудников, рекомендованных правлениями вузов.
В 1923 г. Наркомпрос утвердил «Положение о порядке оставления при высших учебных заведениях студентов для подготовки их к научной и педагогической деятельности». А уже в январе 1925 г. Совнарком РСФСР утвердил «Положение о научных работниках вузов» и «Инструкцию о порядке подготовки научных работников при научно-исследовательских институтах и вузах по прикладным, точным и естественным наукам», согласно которым лица, подготавливаемые к научно-педагогической деятельности, стали называться аспирантами.
Процессы образовательной программы в области подготовки научных кадров чётко сочетались с народнохозяйственными планами подъёма общей экономики страны. Так, «план ГОЭЛРО дал импульс исследованиям по научной организации труда, творчеству, совершенствованию учебно-воспитательных процессов в школе и вузе… К середине 1930-х годов наука и образование как факторы самоорганизации программы развития энергетики страны определили устойчивую тенденцию снижения зависимости отечественного машиностроения от поставок зарубежного оборудования. Стратегия технологического прорыва заключалась в интеграции производства с образованием и наукой» [23]. Постановлением СНК СССР от 13 января 1934 г. устанавливаются учёные степени кандидата и доктора наук и учёные звания: ассистента, доцента, профессора (в вузах), младшего, старшего научного сотрудника и действительного члена (в научных учреждениях), организуется докторантура. В перечне научных организаций, имеющих право принимать к защите кандидатские диссертации, значилось 75 вузов, из которых половина в то время находилась в подчинении промышленных наркоматов [там же].               

Таким образом, в результате целенаправленной политики к концу 1930-х гг. впервые в истории человечества была создана истинно демократическая система образования, о выдающихся успехах которой свидетельствовали неоспоримые факты.
В 1939 г. (по данным переписи) грамотные среди населения в возрасте от 9 до 49 лет составили 87,4%. При этом грамотное население в национальных республиках в возрасте от 9 лет и старше стало составлять 70 % и более [17]. К 1940/41 уч. г. в Советском Союзе насчитывалось 191545 школ [там же]. Общее число учащихся общеобразовательных школ всех видов достигло 35,6 млн. При этом в среднеазиатских республиках в 1940/41 уч. г. по сравнению с 1914/15 уч. г. это число увеличилось: в Туркменской ССР – в 37 раз, в Киргизской ССР – в 47 раз, в Узбекской ССР – в 75 раз, в Таджикской ССР – в 854 раза [там же]. Была создана уникальная государственная система внешкольных учреждений. К концу 1940 г. сеть внешкольных учреждений различного профиля только в системе народного образования страны насчитывала 1846 учреждений [24]. За 1929-40 гг. в сети ФЗУ было подготовлено свыше 2,3 млн. квалифицированных рабочих [17]. Общее число вузов к 1941 г. достигло 817 [16], что примерно в 8 раз было больше, чем в 1914 г. В них обучалось 811,7 тыс. студентов, из них на дневных отделениях – 558,1 тыс., на вечерних – 26,9 тыс. и на заочных – 226,7 тыс. чел. [25]. В 1940 г. было 3773 средних специальных учебных заведений (974,8 тыс. учащихся, в т.ч. 787,3 тыс. на дневных отделениях) [4], что также в 8 с лишним раз было больше, чем в 1914 году. К 1940 г. степень доктора наук имело 1500 человек, степень кандидата наук – 8 тысяч [16]. К концу 1930-х гг. советская интеллигенция, (в большинстве своём вышедшая из рабоче-крестьянской среды) насчитывала 14 млн. человек, представлявших все нации и народности СССР [26]. Это был большой скачок в развитии образования как социального института.
В третьей пятилетке, задания которой были утверждены в 1939 г. на XVIII съезде ВКП(б), уже с этих достигнутых позиций предусматривалось перейти к осуществлению полного среднего образования в городе и завершить всеобщее семилетнее обучение в сельских местностях и национальных республиках. Съезд принял также резолюцию, которой была поставлена задача «поднятия культурно-технического уровня рабочего класса СССР до уровня работников инженерно-технического труда».
Однако в конце 1930-х гг. на созидательную жизнедеятельность советского народа начала накладывать негативный отпечаток напряжённая международная обстановка, требовавшая принятия мер по укреплению обороны страны. К числу этих мер, в частности, относится принятое 26.10.1940 г. Постановление СНК СССР «Об установлении платности обучения в старших классах средних школ и в высших учебных заведениях СССР и об изменении порядка назначения стипендий», которое внешне вроде бы шло вразрез с общей образовательной политикой страны. Однако в нём присутствовал прагматический подтекст – его действие не распространялось на военные учебные заведения, – и, таким образом, оно исподволь стимулировало молодёжь к поступлению в эти заведения.
Но времени мирной жизни оставалось уже слишком мало. 22 июня 1941 г.  на Советский Союз вероломно напала фашистская Германия.
Во время этой невиданной в истории войны наша страна понесла неисчислимые потери. Захватчики уничтожили и разграбили 82 тыс. школ, около 2 тыс. высших и средних специальных учебных заведений, 44 тыс. зданий клубов, дворцов культуры, изб-читален, 427 музеев и т.д. [27].
Страна в условиях войны делала всё возможное, чтобы сохранить образовательный потенциал. Часть школ, техникумов и вузов удалось перебазировать из западных в восточные районы страны. Не прекращались занятия с детьми (нередко в бомбоубежищах) в осаждённых городах Одессе, Севастополе, Ленинграде. Работали специальные консультационные пункты для учеников выпускных 7-10 классов в Москве. На временно оккупированной врагом территории продолжали работать по советским программам школы в партизанских районах Украины, Белоруссии, Брянской, Псковской и других областей.
Были приняты меры по обеспечению трудоустройства детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность. Для борьбы с беспризорностью по Постановлению СНК СССР в начале 1942 г. стала создаваться сеть детприёмников и детдомов, осуществлялись меры по трудоустройству старших подростков. По специальному постановлению правительства с начала 1943 г. при школах и детских домах стали открываться учебно-производственные мастерские. Учащимися были выработаны сотни миллионов трудодней, собраны сотни тысяч тонн металлолома и тысячи тонн лекарственных трав. В ряде среднеазиатских республик, где было много эвакуированных граждан, в 1943 г. была отменена плата за обучение. При эвакуированных предприятиях открывались дошкольные учреждения. Широкое распространение получили группы с круглосуточным пребыванием детей. Возник новый тип учреждений – дошкольные и пришкольные интернаты.
Для детей воинов Красной Армии и партизан Великой Отечественной войны, а также детей-сирот, родители которых погибли от рук немецких оккупантов, с 1943 г. начали организовываться суворовские и нахимовские военные училища, специальные ремесленные училища. Для охвата всеобщим обучением подростков, занятых на производстве, в 1943 г. было принято постановление о создании вечерне-сменных школ для рабочей, а в 1944 г. – сельской молодёжи.
В годы войны не снижался уровень учебно-воспитательной работы. В учебные планы школы был включён предмет «Военное дело» (1942/43 уч. г.), и было принято решение об организации раздельного обучения мальчиков и девочек (1943). Были введены: всеобщее обязательное обучение детей с 7-летнего возраста (декабрь 1943); выпускные экзамены по окончании начальной и семилетней школы; экзамены на аттестат зрелости; награждение золотой и серебряной медалями учащихся, отличившихся в учении (1944); пятибалльная система оценки успеваемости и поведения учащихся (1944).
Чтобы не допустить снижения подготовки специалистов с высшим образованием, уже в 1943/44 уч. г. в восточных районах СССР открылось более 50 вузов [25].
В целом война доказала эффективность государственной образовательной политики СССР. Плоды этой политики – десятки тысяч классных специалистов, конструкторов, учёных, квалифицированных производственников, создавших высококачественную военную технику, плеяда выдающихся военачальников, одержавших блистательные победы на полях сражений, миллионы самоотверженных патриотов – защитников социалистической Родины, проявивших верность тем идеалам, на которых их воспитывала советская школа.
В то же время поступательное развитие нового общественного строя, конечно же, было нарушено. Прежде всего, это коснулось людских потерь, существенная доля которых пришлась на воспитанное уже в советское время физически и духовно здоровое поколение граждан – молодёжь – естественный авангард строителей нового бесклассового общества. Кроме того, руководству страны в образовательной политике пришлось пойти на уступки церкви. В целях расширения международных контактов по линии неправительственных организаций и подготовки освободительной миссии Красной Армии в страны Европы, где  заметное влияние на общественную жизнь оказывала церковь, в 1943 г. было легализовано церковное образование и издание периодической церковной литературы, что в последующие годы естественно повысило долю религиозной составляющей в общественном сознании, особенно среди недостаточно образованного населения.
По окончании войны основными задачами страны в области образования были восстановление и укрепление общеобразовательной школы в городах и районах, освобождённых от оккупации, завершение процесса всеобщего обучения и увеличение обязательных его сроков по всей стране.
Уже в 1950 г. работало свыше 220 тыс. школ, и их строительство продолжалось как за счёт госбюджета, так и по инициативе и на средства колхозов. На этой материальной базе в 1950-56 гг. был завершён переход на всеобщее 7-летнее образование [28]. В 1954 г. было восстановлено совместное обучение мальчиков и девочек.
По линии профессионального образования в 1945-46  гг. действовало 3169 техникумов и училищ (1007,7 тыс. учащихся) [4]. В 1950-е гг. для подготовки специалистов без отрыва от производства были открыты специализированные вечерние и заочные техникумы, расширена сеть вечерних и заочных отделений при дневных учебных заведениях. В 1954 г. были созданы как повышенный тип профессионально-технического учебного заведения профессиональные училища для подготовки рабочих, обслуживающих сложную технику [21].
За короткий срок было восстановлено более 300 вузов и построено большое число новых. На базе крупных промышленных предприятий были организованы заводы-втузы. Особое внимание стало уделяться подготовке специалистов по отраслям новой техники – радиоэлектронике и электронной технике, автоматике и вычислительной технике, биофизике, биохимии и др.
Несколько  странным в череде мер того периода выглядело постановление Совета Министров РСФСР от 17 июня 1948 г., которым было утверждено «Положение о средней мужской школе с преподаванием ряда предметов на иностранном языке». Оно вносило в эгалитарную советскую систему образования дух элитарности, поскольку давало преимущества как учителям этих школ (по оплате труда), так и выпускникам, увеличивая их шансы при поступлении в профильные вузы (языковые или международных отношений). Во всяком случае, диссонанс в общий процесс развития всеобщего равного образования оно внесло, создав прецедент для создания во второй половине 1950-х гг. подобных школ в столицах союзных республик, явно ориентированных на детей высокопоставленных родителей и «продвинутого» слоя интеллигенции.
Важной вехой в образовательной политике того времени было Постановление Совета Министров СССР от 6 июня 1956 г. «Об отмене платы за обучение в старших классах средних школ, в средних специальных и высших учебных заведениях СССР», которым  были восстановлены исходные основы равной доступности образования для всего населения, а также созданы предпосылки для дальнейшего повышения общеобразовательного уровня в стране.
В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР», на основании которого вместо 7-летнего вводилось всеобщее 8-летнее образование, срок полного среднего образования был увеличен  с 10 до 11 лет,  и его предусматривалось осуществлять на основе соединения обучения с производительным трудом в дневной, вечерней школе либо в техникуме. К сожалению, из-за недостатка рабочих мест для школьников в полной мере реализовать идею овладения учащимися социально значимыми профессиями в то время не удалось. Поэтому в 1964-66 гг. школа вернулась к 10-летнему сроку обучения при сохранении 8-летнего образования как обязательного.
По принятому закону была расширена сеть вечернего и заочного образования, были организованы консультационные пункты, группы при дневных школах, индивидуальное обучение молодёжи, предоставлялись преимущества для поступления в вуз производственникам со стажем работы не менее трёх лет, обеспечивалась возможность внеконкурсного зачисления лиц, направленных в вузы предприятиями, колхозами и совхозами.
В 1958-59 гг. школы ФЗО, ремесленные училища, другие профессиональные учебные заведения были преобразованы в 1-2- годичные дневные и вечерние городские и сельские профтехучилища (ПТУ).
До середины 1960-х гг. продолжало расти число высших и средних специальных учебных заведений. Значительно расширилась зона самоуправления учащихся всех уровней. Получили широкое развитие студенческие стройотряды, спортивные общества, театры художественной самодеятельности, ансамбли и пр. Советские студенты стали активно участвовать в международном молодёжном и студенческом движении.
Совершенствуется система самообразования. Ведущими в ней становятся различные формы политического самообразования и добровольной учёбы в возрождённых в 1950-е годы народных университетах, на различных курсах, в научных кружках, обществах и пр. Повышению организованности и систематичности самообразования способствует деятельность организаций общества «Знание», разнообразных лекториев, сети массовых библиотек, многочисленных научно-популярных, научных и специальных изданий в помощь самообразованию, технических фильмов, а также радиовещания и телевидения.
Перепись населения 1959 г. зафиксировала грамотность населения в 98,5%; число лиц с высшим, незаконченным высшим, средним и неполным средним составило 58,7 млн. чел. [27].

Следующий этап послевоенного развития советского образования был связан с его реформой по постановлению от 10 ноября 1966 г. «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы», дополненному затем постановлениями «О завершении перехода к всеобщему среднему образованию молодёжи и дальнейшем развитии общеобразовательной школы» (1972) и «О мерах по дальнейшему улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы» (1973). Они были направлены на осуществление в стране всеобщего среднего образования на базе полных 10-летних школ. Эти нововведения как база для дальнейшего развития советской системы образования были зафиксированы в 1973 году Верховным Советом СССР в «Основах законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании».
В течение 8-й и 9-й пятилеток (1966-75 гг.) происходила реструктуризация восьмилеток в десятилетки. Активно шло создание новых учебников и учебных программ. В 1975 г. в программу курса алгебры 8-х классов в связи с повсеместным внедрением вычислительной техники были введены основы алгоритмизации [21]. Укреплялась материальная база школ, необходимая для трудового обучения и политехнического образования. Возникли межшкольные учебно-производственные комбинаты (УПК), где школьники проходили трудовую подготовку предпрофессионального характера. Появились работающие по режиму продлённого дня учебно-воспитательные комплексы (УВК), включавшие общеобразовательную школу с филиалами внешкольного образования и дошкольные учреждения. Воспитание по-прежнему было ориентировано на подготовку творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста.
В основном за годы этих пятилеток задачи образовательной реформы, начатой в 1966 г., были выполнены. В 1975 г. 97% выпускников 8-х классов поступили в учебные заведения, дающие среднее образование. Была создана система подготовки и повышения квалификации учительских кадров. Велась подготовка учителей и воспитателей в 200 педагогических институтах и 404 педагогических училищах, а также в 65 университетах. Была создана сеть методических учреждений, в том числе 186 институтов усовершенствования учителей и свыше 4,5 тыс. методических кабинетов [17].
Пути улучшения профессионально-технического образования в этот период были определены постановлениями «О мерах по дальнейшему улучшению подготовки квалифицированных рабочих в учебных заведениях профессионально-технического образования» (1969), «О дальнейшем совершенствовании системы профессионально-технического образования» (1972), «О мерах по расширению сети средних сельских профессионально-технических училищ и по улучшению их работы» (1975). Были созданы средние профессионально-технические училища на базе 8-летнего и среднего общего образования. В профессионально-технических учебных заведениях, помимо профессиональной подготовки учащихся, большое внимание стало уделяться их техническому, художественному творчеству и физкультурно-спортивной работе. Преподавателей и мастеров производственного обучения готовили (1975 г.) 13 инженерно-педагогических факультетов политехнических институтов, 69 индустриально-педагогических техникумов, Всесоюзный институт повышения квалификации инженерно-педагогических работников профтехобразования (Ленинград).
Средние специальные учебные заведения (техникумы и училища) строились в это время на базе 8-летнего образования (3-4 г. обучения) и на базе 10-летней школы (2-3 г. обучения). Обучение в них велось более чем по 450 специальностям, объединённым в отраслевые группы. С 1969 г. при вузах стали организовывать подготовительные курсы, а для передовых рабочих и колхозников и для лиц, демобилизованных из Вооружённых Сил СССР, стали создавать подготовительные отделения. Высшее образование стало реально доступным всем гражданам, имеющим законченное среднее образование.
В 1960 г. в Москве был открыт Университет дружбы народов им. Патриса Лумумбы, и с этого времени СССР стал и международной кузницей кадров. К 1975 г. в высших и средних специальных учебных заведениях СССР обучались лица из 134 стран мира, главным образом, из социалистических и развивающихся. Получили развитие и научные связи советской высшей школы с вузами зарубежных стран. СССР в те годы ежегодно командировал за рубеж более 17 тыс. профессоров, преподавателей, аспирантов, студентов и принимал столько же граждан из других стран [17].
В системе народного образования СССР получили широкое развитие различные формы послевузовского повышения квалификации. В 1967 г. на базе отраслевых курсов усовершенствования кадров были созданы первые Институты повышения квалификации руководящих работников и специалистов. Была налажена производственно-экономическая учёба персонала по месту работы, что способствовало приобщению рядовых работников к решению вопросов управления.
В целом, по свидетельству большинства отечественных и зарубежных учёных и практиков, к середине 1980-х гг. в Советском Союзе была создана одна из сильнейших систем образования в мире, позволявшая человеку непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки, в том числе в учреждениях, занятых повышением квалификации и переподготовкой кадров. Оно стало главным фактором социализации личности, духовного и интеллектуального развития советского человека.
Однако в системе образования в это время проявились и определённые негативы. В результате разрешённого по постановлению 1966 г. открытия некоторого количества спецшкол и спецклассов средних школ с углублённым изучением отдельных предметов, было обнаружено «кумулятивное влияние более развитой среды созревания и качества среднего образования» в них, создававшее разные социальные перспективы после получения среднего образования [29]. Ограниченность же числа «углублённых» школ при ограниченном приёме в вузы создавала новые (наряду с ранее созданными языковыми мужскими школами) очаги элитарности в эгалитарной (по замыслу) образовательной советской системе.
Выявилась скрытая «тупиковость» по некоторым траекториям непрерывного образования. Так, в вузовском контингенте доля выпускников средних профтехучилищ не превышала 1%, а имеющих среднее специальное образование – 5 % [там же].
Заметной становится диспропорция в социальном составе студенчества. Так, доля выходцев из служащих (46,2%) в составе студентов в 1979/80 уч. г. почти в два раза превышала соответствующее соотношение их в общем составе населения [30].
Отрицательно сказалась на системе образования и проводившаяся с 1965 г. в стране экономическая реформа. Нацеленность деятельности предприятий на показатель прибыли, определявший величину их различных фондов, приводила к стремлению добиваться этого за счёт сокращения штатов. Снизился прирост персонала в материальном производстве. Упал престиж некоторых профессий и специальностей. Зато численно возрос слой интеллигенции. На начало 1977 г. число работников умственного труда составляло 37,5 млн. человек [31]. И хотя шли процессы «технизации умственного труда» и «интеллектуализации физического труда», до стирания разницы между ними, а, следовательно, и до построения социально однородного общества было ещё далеко. Получение среднего специального и высшего образования воспринималось в обществе ещё не как гуманитарная ценность (приобщение к высотам общечеловеческой культуры вообще), а чисто прагматически, т.е. как средство перемещения в социальный слой «белых воротничков». Поэтому, по мнению некоторых исследователей [32], рост численности интеллигенции мог свидетельствовать и о перенасыщении народного хозяйства специалистами, а избыточное их наращивание выглядело, с точки зрения экономики, как ошибка. Решение вопроса о трудоустройстве интеллигенции стали искать на путях «размножения» министерств и ведомств и создания при них НИИ, использовавшихся зачастую в качестве подразделений для сбора и обработки управленческой информации, а также для «творения» диссертаций госчиновникам.
Таким образом, в условиях отхода от принципа эгалитарности образование как социальный институт стал в конце 1970 – начале 1980-х гг. давать крен в сторону расслоения общества по образовательному цензу, порождая обстановку относительной  нестабильности.
В 1984 г. была предпринята новая реформа образования [33], согласно которой предполагалось к 1990 г. «осуществить переход ко всеобщему профессиональному образованию молодёжи». В рамках её реализации ставилась задача усилить профессионализацию общеобразовательной школы и обеспечить унификацию в системе профессионально-технического образования посредством создания единого звена – среднего профессионально-технического училища (СПТУ). Обучение выпускников СПТУ в вузах предлагалось вести по сокращённым учебным планам. Предполагалось также развернуть систему педагогического всеобуча родителей, а также перейти на подготовку учителей и воспитателей только с высшим педагогическим образованием. Предусмотренные реформой изменения нашли затем отражение в новой редакции «Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о народном образовании» (1985). В очередной пятилетке было намечено построить новые образовательные школы на 7 млн. ученических мест и профессионально-технические училища на 810 тыс. мест [34].
На первом этапе проведения этой реформы была расширена и усовершенствована сеть межшкольных УПК. Был осуществлён переход школы на 11 летний (в некоторых республиках: 12-летний) срок обучения, в школу стали принимать детей, достигших 6-летнего возраста. В программу обучения был введён учебный курс «Информатика». Школы постепенно стали оснащаться новейшей техникой.  Важной частью подготовки студентов в вузах стала научно-исследовательская работа (НИРС).
Однако в связи с начавшейся в 1985-87 гг. в стране «перестройкой» реорганизация в системе образования приобрела характер непоследовательности и незавершённости. Пришедших с 1985 г. во власть «перестроечников» система обязательного государственного образования уже не устраивала, поскольку требовала постоянного внимания и приложения личных усилий. Их же больше привлекало исполнение представительских функций на разных правительственных и неправительственных форумах. Вожделённым в этой ситуации для них становится образ саморегулирующегося, легального рынка образовательных услуг. Финансирование образования стало неуклонно снижаться. Падала зарплата работников образования. Так, если в 1970 г. она составляла 72,7 % от уровня зарплаты в промышленности, то в 1990 г. – 65 % (в 1940 г. – 97%) [35]. Снизились темпы оснащения школ современной техникой – к 1991 г. кабинеты информатики и вычислительной техники были созданы только в 14 % средних школ СССР [36]. СПТУ так и не были доведены по содержанию образования до уровня техникумов. Не были созданы и сокращённые учебные планы, которыми бы устранялось частичное дублирование образовательных программ начального и среднего, а также среднего и высшего профессионального образования, чем обеспечивалась бы определённая экономия бюджетных средств.
Под давлением обстоятельств исповедовавшийся до этого «знаниевый» (когнитивный) подход к образованию, исходивший из принципа всестороннего развития личности, стал заменяться на личностно ориентированный, отвечающий рыночному мышлению. В довершение всего в конце 1980 – начале 1990-х гг. и вовсе стало происходить возрождение дореволюционных типов образовательных учреждений: гимназий, лицеев, начальных церковных училищ, – с целями реформы 1984 г. никак не корреспондирующих.
«Перестройка» внесла хаос и в систему централизованного планирования образовательной отрасли, поскольку внедрение рыночных механизмов в экономику поставило выбор профессии и уровня образования в зависимость от текущего рыночного спроса, а не от долгосрочных целей развития общества. В этих условиях стало происходить смещение в оценках социальных перспектив и у самих выпускников вузов. Так, выпускники технических вузов мало рассчитывали на социально-профессиональное продвижение, служебную карьеру, поскольку в реальной жизни они могли видеть немало примеров, когда «десятки, сотни выпускников гуманитарных вузов работают председателями кооперативов, руководителями посреднических фирм и т.п.» [37]
На рубеже 1980-90-х годов появились негосударственные (коммерческие) вузы, в которые можно было поступать не столько за знаниями, сколько за получением своевременно проплаченной «корочки» (свидетельства об образовании). 
На коммерческую основу было переведено большинство народных университетов [21]. Система массового социально-политического и экономического образования взрослых была в конце 1980-х гг. фактически ликвидирована, и возникший «вакуум» в общественном сознании стал тотчас же стихийно заполняться всевозможными негативными влияниями.
Конечно же, в этих условиях поставленные реформой 1984 г. задачи выполнить до конца не удалось. Но даже и достигнутый при таких обстоятельствах уровень всё равно свидетельствовал о чрезвычайно высоком потенциале советской системы образования.
В 1990/91 уч. г. работало 135,9 тыс. (РСФСР: 69,6 тыс.) государственных общеобразовательных школ, 911 (РСФСР: 514) государственных вузов (в т.ч. 71 университет), 4556 (РСФСР: 2603) государственных средних специальных учебных заведения. В общеобразователь¬ных школах обучалось 45,3 млн. (РСФСР: 20,9 млн.) учащихся, в ПТУ – 3614 тыс., в средних специальных учебных заведениях – 4097 тыс. (РСФСР: 2270 тыс.), в вузах – 5152 тыс.  (РСФСР: 2824 тыс.). Без отрыва от производства в общеобразователь¬ных школах обучалось свыше 1 млн. учащихся, в средних специаль¬ных учебных заведениях – 1,3 млн., в вузах – 2,1 млн. Действовало 2601 межшкольных УПК, 5077 дворцов и домов пионеров и школьников, 1817 станций юных техников, 1251 станция юных натуралистов, 569 станций юных туристов, 9341 детских школ искусств, 9280 детско-юношеских спортивных школ, 134,6 тыс. клубных учреждений. Только постоянных дошкольных учреждений в 1990 г. было 152,3 тыс. (16247 тыс. детей). Было 268 школ-интернатов (49,9 тыс. детей). Обучались новым профессиям и повышали свою квалифика¬цию на предприятиях, в учреж¬дениях, организациях и кол¬хозах, а также были охвачены другими видами обучения 35958 тыс. человек [38]. В 1990 г. в 700 учебных заведениях 120 городов СССР [39] обучалось 126,5 тысяч иностранных студентов, что составляло 10,8% от их общемировой численности. СССР занимал третье место в мире после США и Франции по количеству студентов-иностранцев [40].
Этот потенциал советского образования внушал надежды на выправление ситуации и дальнейшее его эволюционное развитие. Однако такому развитию событий помешал контрреволюционный переворот 1991-93 годов в стране. Ему способствовали различные внешние и внутренние факторы-«силы». К сожалению, определённая доля вины за случившееся ложится и на институт образования.
Как уже отмечалось выше, одним из таких факторов явилось возрождение на разных этапах советской истории элитарных учебных заведений, ставивших в привилегированное положение их выпускников по отношению к общей массе абитуриентов, что приводило к расслоению общества сначала по статусу, а затем (в условиях «перестройки») и по доходам.
Другим негативным фактором нужно считать формальное (по причёсанным  под решения партии и правительства учебникам) изучение политэкономии, позволившее допустить внедрение в общественное сознание советских людей идеи о возможности применения рыночных методов и механизмов для управления социалистической экономикой, а затем и идеи разгосударствления находившихся в общенародной собственности средств производства и непроизводственных фондов.
Ещё одним негативным фактором нужно считать избыточно патерналистскую систему воспитания, приучавшую людей к мысли о безупречности принимаемых верхними эшелонами партийной и государственной власти решений и альтруистичности намерений верховных вождей-руководителей. Именно из-за этого, прикрытая словесной шелухой демагогия о «демократизме и гласности» прокравшихся в партийную и государственную номенклатуру «сорняков», не была вовремя распознана доверчивыми людьми, воспринявшими её поначалу как отеческую заботу партии и правительства о благе народа на «сложном» этапе развития страны.
Была допущена стратегическая ошибка – численно растить социальный слой интеллигенции в отрыве от потребности в ней материального производства [41]. Первоначально процесс формирования новой рабоче-крестьянской интеллигенции, призванной заменить буржуазных специалистов на развивавшемся социалистическом производстве, находился в естественном русле решаемых страной задач. К 1938 г. доля выходцев из рабочих и крестьян среди студентов высших и средних учебных заведений равнялась 55,9% [42]. В связи с произошедшей реструктуризацией были даже сняты ограничения на приём в партию служащих после XVIII съезда ВКП(б). Но на этапе построения «развитого» социализма в 1965-85 гг. характерными стали уже не столько нужды производства, сколько самовоспроизводство интеллигенции. В выпускных классах спецшкол, в техникумах и СПТУ наибольшее число учащихся составляли выходцы из тех социальных слоёв, к вхождению в которые готовили эти типы учебных заведений [43]. Следует при этом отметить, что немалую долю в общем её составе занимала интеллигенция не производственной сферы (что в известном смысле входило в противоречие с принципами построения нового общественного строя, основанного на равном участии всех членов общества в создании и материальных, и духовных благ). И именно эта часть породила диссидентскую среду, способствовавшую расшатыванию устоев социализма и возрождению в общественном сознании архетипов буржуазных «ценностей».
Ну и, пожалуй, главная ошибка заключалась в том, что, ликвидируя сословное, вероисповедальное и прочие формы неравенства, советское образование породило новую его форму – по признаку партийности. Высшая партийная школа, Академия общественных наук, Высшая комсомольская школа и ряд других высших учебных заведений – представляли собой учебные заведения, набор контингента слушателей в которые осуществлялся только по рекомендациям партийных организаций. Диплом данных учебных заведений рассматривался в качестве сертификата, дающего право на получение высокой должности в партийно-государственной иерархии советского общества. И именно эта партийно-государственная номенклатура и была использована «прорабами перестройки» в качестве её главного приводного ремня.

Заключение
70 с небольшим лет существования СССР дали беспримерный, признанный во всём мире взлёт образования и тесно связанных с ним науки, искусства, всей культуры и для всех входивших в него народов. Советским людям есть чем гордиться. В СССР было последовательно проведено возвышение образовательного уровня населения от ликвидации неграмотности до всеобщего обязательного полного среднего образования. Страна вплотную подошла к реализации всеобщего обязательного среднетехнического образования. Даже по оценкам западных экспертов, советская система образования являлась одной из лучших в мире [44]. Она служила достойным примером для подражания при решении многих вопросов образовательной политики во многих странах мира.
Оставалось сделать буквально ещё один рывок в область всеобщего высшего образования, и формирование сообщества людей новой коммунистической формации как ассоциации творческих индивидуальностей, органично сочетающих в своей деятельности физический и умственный труд, было бы воплощено в реальную жизнь. Так что будущим строителям социалистического и коммунистического общества есть с чего начинать писать историю новой высокоинтеллектуальной человеческой цивилизации.

Литература
1. Новый энциклопедический словарь. – М., 2006.
2. Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики: Учебн. пособие для вузов. – М., 1998.
3. Константинов Н.А. и др. «История педагогики», 1982.
4. Средние специальные учебные заведения. // БСЭ. Изд. 3. Т. 24. Кн. 1, 1976.
5. Иванов А. Е. Высшая школа России в конце XIX - начале XX в. – М., 1991.
6. Марголин Д. Справочник по высшему образованию. Ч. II: Руководство для поступающих во все высшие учебные заведения за границей. – Пг.-Киев, 1915.
7. Жиромская В.Б. Советский город в 1921 – 1925 гг.: проблемы социальной структуры. – М., 1988. С. 139-140).
8. Самообразование. // БСЭ. Изд. 3. Т. 22, 1975.
9. История педагогики. - www.gala-d.ru.
10. Ленин В.И. ПСС, изд. 5, т. 23, с. 127.
11. Ленин В.И. ПСС, изд. 5, т. 35, с. 275.
12. Ленин В.И. ПСС, изд. 5, n. 45, с. 206.
13. Ленин В.И. ПСС, изд. 5, n. 45, с. 365.
14. VIII съезд Российской Коммунистической Партии (большевиков). Москва, 18-23 марта 1919 года. Стенографический отчет. – М.,1919.
15. Высшее образование. // БСЭ. Изд. 3. Т. 5, 1971.
16. Берхин И.Б. История СССР  (1917-1978): Учеб. Пособие. – М., 1979.
17. Народное образование. // БСЭ. Изд. 3. Т. 17, 1974.
18. Рабочие факультеты. // БСЭ. Т. 21, 1975.
19. Катунцева Н. М. Опыт работы по подготовке интеллигенции из рабочих и крестьян. – М., 1977.
20. История России с древнейших времён до конца XX века. Арсланов Р.А., Керов В.В. и др. Пособие для поступающих в Вузы. М., 2001.
21. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т2. – М., 1999.
22. Организация науки в первые годы Советской власти (1917-1925). Сб. документов. – Л., 1968.
23. Сергеев О.Л. Программирование прогресса. // «Экономическая и философская газета» № 44/2010.
24. Смольников Е.В. Становление и развитие системы дополнительного образования детей в отечественной педагогике. Автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к.п.н. – Ульяновск, 2006.
25. Высшие учебные заведения. // БСЭ. Т. 5, 1971.
26. Курс Отечественной истории IX–XX вв. Основные этапы и особенности развития российского общества в мировом историческом процессе: Учебное пособие / Под ред. Н. П. Ольштынского. М., 2002.
27. Берхин И. Б. История СССР: Советский период. Учебное пособие.- М., 1987.
28. Российская педагогическая энциклопедия. В 2-х томах. Т.1. – М., 1993.
29. Рубина Л.Я. Проблемы социального развития молодёжи в условиях перестройки системы образования. – В сб. Социалистический образ жизни и проблемы образования. – Свердловск, 1989.
30. Рубина Л.Я. Советское студенчество: социологический очерк. М., 1981, с. 56.
31. Народное хозяйство СССР за 60 лет: Юбил. стат. ежегодник, М., 1977, с.8.
32. Ханин Г.И. Высшее образование и российское общество. – «ЭКО», № 8-9/2008.
33. Постановление Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 г. «Об основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы».
34. Народное образование в СССР (1984-1986) и перспективы его развития. 40-й сессии международной конференции по образованию ЮНЕСКО. – М., 1986, с. 47.
35. Смолин О.Н. Социально-философские основания стратегии модернизации России: Роль образования и науки // Филос. науки. – 2006, № 1.
36. Джуринский А.Н. История образования и педагогической мысли: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. – М., 2003.
37. Рубина Л.Я. Образовательный путь поколения. – В сб.: Социальные проблемы образования. – Свердловск, 1991.
38. Народное образование и культура. // Народное хозяйство СССР в 1990 г. Статистический ежегодник. Ч.1. – М., 1991.
39. UNESCO Statistical Yearbook. P., 1990, p.3.301-3.403.
40. World Educational Report. P.1993, p.106.
41. Соколов В.С. О государственной политике в отношении духовного и интеллектуального потенциала нации. Доклад на общем собрании Российской академии образования. 21 ноября 1994 г. – sokolov.krasu.ru › publication11.
42. Сорокина Н.Д. Образование в современном мире (социологический анализ). – М., 2004.
43. Миков Ю.В. Содержание жизненных ориентаций различных категорий учащейся молодёжи. – В сб.: Социальные проблемы образования. – Свердловск, 1991.
44. Белканов Н. Оценка советского образования: взгляд из-за рубежа // Народное образование. 2003, № 7.

Напечатано в сборнике «Исходные положения
современной коммунистической теории ИП-2». –
М., «Галлея – Принт», 2011, с. 311-351.


Рецензии