Актуальный Ремарк

Эрих Мария Ремарк. "На Западном фронте без перемен".

В сущности, это автобиографическая проза: немецкий писатель рассказывает о войне от лица солдата-пехотинца, который несколько лет провел в окопах на Западном фронте, где немцы воевали против французов и англичан. Сам Ремарк находился именно там, был тяжело ранен и его описания быта, страхов и маленьких радостей рядовых солдат, вероятно, очень близки к реальным. Автобиографический характер романа подчеркивается еще и тем, что главного героя, от лица которого ведется повествование, зовут Пауль — это одно из имен самого писателя, которое он после войны сменил на Марию — в честь умершей матери.

Ремарк, видимо, один из первых писателей (если не первый), кто описал войну нового типа, когда светлые головы изобретателей и инженеров позволили европейским генералам превратить поле боя в настоящую мясорубку, работавшую несколько лет и перемоловшую миллионы человеческих жизней (только на фронтах погибло около 10 млн. человек!).
 
Какой-либо внятный смысл у этой войны после нескольких месяцев боев просто исчез. Когда стало ясно, что противоборствующие стороны достигнуть победы не могут, то война из деятельности направленной на результат (победу) превратилась в процесс массового уничтожения европейского населения. Миллионы людей по воле нескольких мерзавцев, включая нашего "святого" Николая Кровавого, с энтузиазмом превращали друг друга в удобрения, и полководцы-дегенераты всех воюющих сторон были готовы осуществлять этот процесс до последнего солдата.

Ремарк великолепно показал не только бессмысленность и бесчеловечность военных действий, но и подробно описал, что война уничтожает солдат не только физически — оставшиеся в живых тоже являются ее жертвами. Особенно страдают молодые люди, еще в сущности подростки, которые не успели найти своего предназначения в жизни. Война вырвала их со школьной или студенческой скамьи, все их планы и надежды были забыты, а новых не появилось, потому что на передовой нельзя строить никаких планов и жить будущим. Человек превращается в животное и живет лишь удовлетворением своих самых примитивных врожденных инстинктов. После такого многолетнего нахождения в аду молодым солдатам уже нечего делать в мирной жизни — Ремарк утверждал, что никакого смысла в жизни, не связанного с войной, им уже не найти. Именно поэтому герой Ремарка в конце книги, буквально за месяц до окончания боевых действий, гибнет — в тот день "когда на Западном фронте не было никаких перемен". Жизнь таких солдат как Пауль это война, она заканчивается и жизнь этих солдат тоже.

С описаниями военных действий и выводами Ремарка трудно спорить, но у романа Ремарка есть один явный недостаток. По тексту кажется, что все солдаты относятся к войне так же, как и главный герой романа, но это очевидная неправда. Как мы знаем из истории - во все времена и во всех странах есть люди, которым нравится убивать других людей. Для таких людей "война — это мать родна". И в Первую мировую войну в окопах Западного фронта - совсем рядом с Ремарком – "защищал родину" ефрейтор Адольф Гитлер. Некоторые даже утверждали, что Ремарк и Гитлер были знакомы. Так вот - Гитлер явно не навоевался в Первую мировую, хотя соприкасался с теми же ужасами мировой бойни, что и Ремарк. И таких как Гитлер в Германии оказалось очень много — именно ветераны Первой мировой войны составили основу национал-социалистического движения (из верхушки нацистов были на фронте Герман Геринг, Эрнст Рем, Рудольф Гесс, Мартин Борман, Йоахим фон Риббентроп, Юлиус Штрейхер, Артур Зейс-Инкварт, не воевал (не успел из-за юного возраста), но очень хотел кого-нибудь убить Генрих Гиммлер).

Большинство немцев, которые в 1914-1918гг. не были на передовой и плохо понимали, что там творится, поддержали в итоге нацистов Гитлера, а не его антипода Ремарка, которому пришлось эмигрировать из Германии. Тем ни менее, книга "На Западном фронте без перемен" после выхода в свет в 1929 году была очень популярна в Германии, и после прихода к власти нацисты не могли не обратить на нее внимания. "Пораженческий" роман "На Западном фронте без перемен" вместе с другими произведениями писателя был запрещен, а книги Ремарка публично сжигали как идеологически вредные. Немцам пришлось дождаться 1944-1945 гг., когда все население Германии на своей шкуре прочувствовало, что правда была на стороне Ремарка, а не Гитлера. Жители таких городов как Берлин или Дрезден смогли побывать в настоящем аду на Земле, как и главный герой романа Ремарка. Личное присутствие в преисподней воздействует на людей гораздо сильнее, чем самое талантливое описание ада в книжках, поэтому после 1945 года немцы стали тихие и мирные.


Рецензии