Памятник читателю

Будь я выдающимся скульптором, поставила бы памятник читателю. Да, именно читателю, нагнувшемуся над книгой, погружённому в мир, созданный чужим воображением. Рядом кипит настоящая, реальная жизнь, а читатель на время забывает о ней. Перед его глазами мелькают страницы, похожие одна на другую как две капли воды. Это прямые, широкие серые столбики, состоящие из слов, пробелов, точек, запятых, двоеточий, многоточий и других знаков препинания. Создаётся впечатление, что я описываю какой-то загадочный шифр, а не обычную страницу  книги.
Да, произведения великих, достойных поэтов и писателей – это действительно тайный шифр, который годами пытаются раскрыть миллионы не только простых читателей, но и специалистов – литературоведов, языковедов, историков. И все самые выдающиеся литературные произведения – это неразгадываемые шифровки. Существует множество точек зрения, взглядов на эти произведения, но единого, самого правильного мнения никогда не будет.
И я бы с радостью поставила памятник тем читателям, которые видят в выдающихся стихах, рассказах, повестях, романах не просто возможность убить время, прочесть нудный текст, заданный в школе, и забыть, а которые вместе с автором произведения пытаются мыслить, чувствовать, переживать за его героев. Таким читателям никогда не бывает скучно брать в руки книгу, если в этом четырёхтомном сочинении содержится жизненная мудрость. Конечно, не каждый читатель видит эту мудрость в строках, написанных гениями литературы, но ведь можно почувствовать, ощутить тепло, добродушие, любовь, исходящие от каждого слова, каждой буковки. Читатель может не понять всего, что он узнал из книги, но он непременно должен принять или не принять это, согласиться или не согласиться с мнением автора. Чаще всего мы соглашаемся не разумом, а сердцем. И великое произведение может не всегда дойти до нашего разума, но обязательно тронет наше сердце.
Но чтобы произведение дошло до читателя, его сердце должно быть открыто для восприятия того или иного творения. Мы не должны, заведомо враждебно относясь к автору, открывать его книгу с недобрым сердцем. Такое сердце навсегда закрыто для понимания литературы как искусства и как науки. Люди с закрытыми сердцами читают произведения поверхностно, ради содержания, но никак не ради получения каких-либо новых знаний о жизни.
Задают школьнику в течение недели прочесть первый том романа Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Бедному ученику уже не один раз толковали, как это скучно - читать Толстого, как это долго и неинтересно. И герои у Толстого какие-то странные, и жизнь в его произведении совсем другая, нежели наша спокойная, без войн и потрясений. Зачем тратить на такую книгу время? И в данной ситуации на первое место выходит мудрость педагога, который должен объяснить ученику, почему необходимо каждому русскому человеку знать произведения Льва Толстого. Именно педагог должен подобраться поближе к сердцу ребёнка, тихо и осторожно постучаться в него, и, может быть, это замкнутое, равнодушное сердечко откроется для восприятия всего хорошего, что есть в нашем искусстве и в литературе. Надо только дать детскому сердцу правильный урок, надо научить его отделять хорошее от плохого. Задача преподавателя литературы – воспитывать настоящих, думающих читателей.
Что же такое настоящий читатель? А я вижу его: вот он сидит в углу комнаты, сгорбившись, а в его руках дрожит книга. Он медленно перелистывает страницу за страницей. Он перечитывает одно и то же предложение несколько раз. Он любуется слогом великого писателя. Он восхищается мудростью его мыслей. Читатель аккуратно держит книгу, чтобы случайно не порвать, не помять какой-нибудь уголок листочка. Читатель любовно гладит каждую страничку, ему приятен запах старых библиотечных книг. На душе у него светло и тревожно. Он ощущает неимоверную радость от соприкосновения с великими творениями литературы, ведь именно в них живёт истина. Такому читателю не нужно иметь терпение, чтобы дочитать книгу до конца. Чем больше произведение, тем дольше длится его счастье познания настоящей жизни. 



29 сентября 2012 года


Рецензии
Сейчас они уже над монитором склоняются, книги все больше проигрывают бледному мерцанию монитора! Но читать стали больше,вижу много молодых авторов здесь.

Герасимус   06.05.2014 15:41     Заявить о нарушении
Спасибо Вам большое, что прочитали моё эссе! Я с Вами полностью согласна: книги сейчас, действительно, берут в руки нечасто, а в библиотеку приходят, наверное, только в том случае, если нужно найти какое-то редкое издание. Но очень хочется надеяться, что скоро книги снова выйдут на первое место. Книга - это всё-таки нечто более живое, чем холодный монитор. У книги есть свой запах, своя история. Книга - это труд людей.
Может быть, я не во всём права, но я верю в будущее Книги.

Татьяна Бутяйкина   06.05.2014 16:52   Заявить о нарушении
Можете прямо все, что написали выше, в отдельную миниатюру!
Торопитесь, иначе украду!)

Герасимус   06.05.2014 23:07   Заявить о нарушении