АН10. Кошка, зажатая в угол, бросается на льва

                АН10.Кошка, зажатая в угол, бросается и на льва.

        Ещё один случай поиска дезертира произошёл ранее в ДВО, Хабаровск-43, конец семидесятых. Опять же уход с поста в пехотном полку, та же организация поиска, осложнённая тем, что он вёлся в натуральной тайге.

      В шести километрах от части вышли на домик лесника (три на четыре метра), срубленный по таёжному: из круглого, сантиметров по тридцать, бревна. Поляна, на которой он стоял, была метров сорок-пятьдесят в радиусе, таких не бывает в тайге, скорее всего она возникла при строительстве и затем была дополнительно расчищена.

      Остановил цепь, отвёл людей назад на более безопасное расстояние, уложил всех за укрытия (деревья, камни, корни упавших деревьев). Всё это достаточно громко, но никакой реакции из домика не последовало. Подал команду на выход, назвав солдата по фамилии, реакция отсутствует.

      Пошёл к двери, не доходя до строения метров тридцать замечаю в узком окне (в два бревна) движение. Останавливаюсь и говорю ему, что я его вижу, вторично предлагаю ему выйти, давлю на психику, что он не только обнаружен, но и окружён, выхода у него нет ,обещаю разобраться в ситуации; вполне возможно, что его вины в побеге нет (в условиях ДВО такие побеги чаще всего происходили по причине неуставных отношений).

      Он  в ответ разбивает стекло и демонстрирует свою готовность стрелять. Мягко отхожу назад. Сообщаю по радио о сложившейся ситуации. Часа через два  прибывают командиры  взвода, роты,  батальона и полка (майор, что меня не удивило, т.к. в это время, как сейчас сказали бы, проводилась акция: "дорогу, т.е. выдвижение, молодым"),   со своими солдатами.

      Отправляю свою поисковую группу в часть, сам остаюсь на месте. Пехотные офицеры никогда не были у меня в числе уважаемых, хотя и мой старший сын закончил общевойсковое училище. У них превосходная физическая и боевая подготовка, но их не  учат думать на перспективу, стратегически. Не случайны случаи обморожений и прямых потерь личного состава в ходе обычных тактических учений только по бестолковости офицерского состава.

      Воспитанный в среднем училище боевыми офицерами, прошедшими великую отечественную, я усвоил от них главное: полнокровно может воевать только здоровый, сытый и обученный солдат. Нет мелочей в боевой подготовке, потому многие мои требования к  тактической и боевой подготовке вызывали вопросы у подчинённых мне офицеров-командиров.

      Например, я требовал до выхода в поле натренировать подчинённых разворачивать пункт обогрева за четыре-пять минут с появлением дыма из трубы печи. Даже в тайге в комплект каждой палатки при выходе на учения входило не менее трёх компактных вязанок сухих дров и такой же вязанки щепы для растопки.

      Однако, я отвлёкся, по уже описанному мной выше принципу переговорщиком оказался командир взвода, хотя по логике сложившейся ситуации, именно к нему у дезертира могли быть претензии.

      Одновременно с переговорами командир полка назначил по два человека с каждой стороны домика с целью взять дезертира на прицел через другие окна домика.   Старший лейтенант, выйдя примерно на мой рубеж переговоров, начал бесхитростно: "Приказываю, выходи без оружия или будешь уничтожен !", на этом его дипломатическая миссия завершилась.

      В это время один из сержантов, не выдержав напряжения ситуации, при движении к домику дал очередь из автомата. Дезертир открыл огонь по офицеру и   затем  в окно, в которое  стрелял сержант. Итог  этих тупорылых действий: офицер и сержант получили ранения, солдат, бывший в паре с сержантом, погиб.

     Командир роты предупредил, что безоружные солдаты заберут раненых и труп. сделать это удалось, но понимая, что совершил непоправимое, дезертир от дальнейших переговоров отказался окончательно.

       После доклада Командующему округа было дано разрешение на уничтожение вооружённого дезертира. Так как с линии огня приходилось убирать солдат окружения, дезертир ориентировался откуда будет открыт огонь и успевал принять меры для своей защиты. Три огневых атаки результата не дали, после каждой из них он, экономя патроны, давал короткие очереди по нападавшим, к счастью, здесь обошлось без жертв.

       Брёвна дома хорошо сдерживали автоматный огонь.  Хорошо зная возможности своей техники, я предложил им подтянуть ЗУ-23х2 (зенитная установка), которая легко справится с бревенчатой защитой, подвести по тайге другую технику было просто невозможно. Так они и поступили.


Рецензии