Я и всё - два крыла духа

Tat twam asi. Это древнеиндийское универсальное тождество переводят как «ты есть то». Но «то» без развертывания его содержания, без дальнейшего «то, что…» может восприниматься как дальнее и чуждое: «то» это «где-то там», пока его не объяснили. Превращенное в краткий лозунг-максиму из трех слов, оно нарушает равновесие смыслов и подчиняет человека внешнему: ты есть то, что…, то есть – ты есть природа. И не важно, опишем ли мы это соотношение в физических (материалистических) или этических (идеалистических) терминах, суть господства природы над человеком от этого не меняется. Поэтому перевод должен быть не буквально-формальный – «то», а нравственно необходимый – «это». В отличие от «то» «это» как бы приближает к нам вещи, на которые указывает, и не требует непременного пояснения, самим указанием оно утверждает их данность и вхождение в круг твоего бытия. Если «ты есть то» способно растворить тебя в бесконечном многообразии мира и вызвать ужас перед его беспредельностью, то «ты есть это» снимает любой страх, дружелюбно отдавая тебе под руку все вещи вселенной.  В «ты есть то» доминирует разрозненность вещей, холод хаоса; в «ты есть это» дана основа космоса. «То» перечисляет, не в силах объять необъятное; «это» собирает, образуя «всё». В итоге – «ты есть всё». Но «ты» это «я», и потому «я есть всё». Два противоположно направленных единства, два животворных  вектора духа, как два крыла мироздания, видим мы здесь. Первое, материальное, единство – это «я есть всё», то есть всё физически меня определяет, формирует, творит; природа – бог, я ее вечное плотское дитя и ученик. И второе, идеальное, единство – «всё есть я», то есть нравственно я задаю и придаю смысл существованию природы, которая без меня ничто и творится мною этически; здесь мы меняемся местами, бог – я, а природа – мое вечное духовное дитя  и ученик. Так во взаимном творчестве двух божественных начал случай уравновешивается смыслом, вещество одухотворяется, хаос преобразуется в космос, а космос становится лабораторией бессмертия. И всё это происходит во мне, а значит и в тебе.
5 мая 2014


Рецензии