Изгоев. Вечный вопрос

 Разбирая события парламентской Страстной пятницы четырнадцатого года, неизбежно упираешься лбом в более серьезный общий вопрос. Его, как никто лучше отразил в своем романе Тургенев. Выведя образ Базарова, Иван Сергеевич обнажил такой нерв российской реальности, что отзывается, то тише, то во всю мощь и в последующих событиях единой и неповторимой истории России.

 Заметим, бескомпромиссный герой "Отцов и детей" отнюдь не "лишний человек", коими являются иные персонажи в произведениях Тургенева.  Это, думается, некий "инструмент воздействия" на последовавшие после крестьянской реформы события. Именно "базаровы", не признающие авторитетов, готовые  ради идей на радикальные меры и определили дальнейший вектор развития нашей истории.

 В нынешних событиях параллельность разных эпох прослеживается по фразе журналистки Полины Ермолаевой. Беседуя с лидером молодежного крыла наших либеральных демократов, она употребила словосочетание "орудие труда". Очевидно, девушка не решилась на более жесткое определение поведения парламентария и его молодых, как он сам выразился, "придурков". Мы же вправе задуматься, а не явятся ли, взрослея, молодые "придурки" иным "орудием"? История показывает, что такое вполне вероятно. Через полвека после написания "Отцов и детей" Россия сама превратилась в плод чудовищного эксперимента, послевкусие которого ощущается до сих пор. Да и события последних месяцев показывают, что желание радикального воздействия на ход событий не пропало и у более старших "дяденек". Не "кирсановы" конечно, с их прогрессивными идеями, но амбиций поболе.

 Вернемся к разбуженным российскими философами идеям переустройства мира. Способны ли  молодые люди предложить  нечто позитивное? Или на волне патриотических чувств они нацелены лишь на дальнейшее "собирание земель"? И здесь не лишне вновь обратиться к "веховцам", которые предвидя страшные потрясения семнадцатого года, перед самым переломным моментом нашей истории анализировали складывающуюся ситуацию.

 Что касается подрастающего поколения, то здесь более внятно высказывался А.С. Ланде. Под псевдонимом Изгоев он пишет в "Вехи" статью "Об интеллигентной молодежи". Не буду забегать вперед, параллельность с нынешними событиями требует более кропотливого анализа. Обратимся пока к самому автору. Как и тургеневский Базаров, он "учится на лекаря". Как и литературный герой, рано приобщается к политике, становясь марксистом. К началу XX  века Арон разочаровавшись в учении Маркса, участвует в создании Союза Освобождения.  Здесь мы видим резкую смену идеологии, переход от радикальных в то время идей марксизма к более мягким путям воздействия на общество и власть. Программа Союза подразумевала создание конституционной монархии, более широкие избирательные права россиян и право наций на самоопределение.  Заметим попутно, что последний пункт не потерял своей актуальности до сих пор, что явно указывает на отсутствие прогресса за истекший век. Манипулируя им, политики, думается, решают отнюдь не прогрессивные задачи, стоящие перед обществом, а тешат свои амбиции.

 Но вернемся к изгоевским "вехам". Революция пятого года касается и Арона. После еврейских погромов он переезжает из Одессы в Петербург, где избирается в центральный комитет кадетов. Судя по пунктам программы партии тринадцатого года, предлагаемые реформы могли бы помощь России в её эволюционном развитии. Судите сами: равенство, свобода, неприкосновенность граждан страны и их жилищ. Но планам кадетов не суждено сбыться, грянула революция, радикально сравнявшая всех и вся.

 Общие перемены отразились и на Ароне Соломоновиче. В восемнадцатом году его арестовывают и высылают на окопные работы в Вологду. Через несколько месяцев, по ходатайству Максима Горького, Ланде возвращают в Петроград. В двадцать первом Арон Соломонович вновь арестовывается. Его помещают в Ивановский концентрационный лагерь. Сам термин не вполне привычен. Но стоит отметить, что подобные учреждения стали очень быстро организоваться в молодой Советской России. Подобный лагерей только в одной Москве насчитывалось в то время двенадцать. По злой иронии они располагались в закрывшихся монастырях.

 Трудно представить, что испытывали узники тех лагерей. Оставшиеся в живых очевидцы вспоминают, что среди заключенных было много интеллигентов, подвергающихся унижениям. Особенно трудно было женщинам дворянского происхождения. Охранники постоянно издевались над ними, сквернословили, могли в любое время расстрелять. Невольно приходит аналогия с заключением Толоконниковой И Алехиной.

 А Арон Соломонович через год внезапно освобождается из концлагеря и высылается в Германию. Вновь на ум приходит аналогия с недавней высылкой нынешнего "сидельца". Да, порой действия властей не поддаются общечеловеческой логике. И отпуская "мышку", не привязывают ли они к её хвостику "веревочку"?

 В эмиграции Ланде сотрудничает с рядом изданий. В тридцать пятом в тихом эстонском городке Хаапсалу закончилась земная жизнь пытавшегося осмыслить роль российской интеллигентной молодежи Арона Ланде. А через четыре года над его могилой полетели сталинские "соколы".В Хаапсалу была развернута крупнейшая база Красной Армии.  И молодые люди, о судьбе которых размышлял философ, то ли защищали рубежи своей Родины, то ли выступали в роли агрессоров.

 А вечный вопрос о взаимоотношении "отцов и детей", думается, так и не решен. Судя по Власову, он пока "орудие труда". Но как показывает история России, в любое время процесс перековки мечей на орала может повернуться вспять. И не последнюю роль в этих процессах может сыграть наша молодежь. Вернемся к Изгоеву завтра и поговорим о влиянии на современных "детей" их "отцов".

 Это единственное, дошедшее до нас фото Александра Соломоновича. Но столько вопросов он нам оставил, что стоит поразмышлять. Вдруг пригодится?

 


Рецензии
Вы правы, мышке без верёвочек не выпускают.
С уважением,
Владимир

Владимир Врубель   06.05.2014 13:06     Заявить о нарушении
Думаю, Арон Соломонович больше не философ, а аналитик тех событий. Поэтому и хочется провести несколько параллелей по теме "отцов и детей".

С уважением, ЕС,

Евгений Садков   06.05.2014 13:18   Заявить о нарушении