Remote. Офис не обязателен

Сегодня появляется все больше книг, которые заставляют нас по-новому взглянуть на традиционные устои экономики и сложившиеся практики ведения бизнеса. Одна из таких книг — «Remote. Офис не обязателен». Его авторы — Джейсон Фрайд и Дэвид Хайнемайер Хенссон, которые создали компанию 37 SIGNALS и написали книгу-бестселлер Rework. Новая книга Джейсона и Дэвида была выпущена в 2014 году издательством «Манн, Иванов и Фербер».


По мнению авторов, тенденция к увеличению числа дистанционных или удаленных работников год от года становится все более влиятельной. Многие крупные корпорации и среднего размера компании позволяют своим сотрудникам работать дома. Малый бизнес еще более активно пользуется удаленной работой.

Развитие удаленной работы стало возможным благодаря применению современных технологий. Интернет, электронная почта, социальные сети, сервисы хранения данных — все это помогает нам работать дистанционно. Однако есть одно «но»: в апгрейде нуждается мозг человека. Чтобы такой апгрейд провести, авторы и написали эту книгу.

Большое внимание в книге «Remote. Офис не обязателен» уделено различным мифам и отговоркам, которые не дают топ-менеджерам организовать удаленную работу в своей компании. Это и боязнь некачественной работы, и мысли о том, что сотрудники будут отлынивать, и многое другое. Авторы методично развенчивают эти мифы.

Они говорят: нужно кардинально менять взгляд на бизнес. Важно не то, как человек проводит свое рабочее время, а то, какой он выдает результат. Предположим, я — журналист. И передо мной стоит задача писать по два аналитических материала объемом по 10 тыс. знаков каждый в неделю. Определены темы текстов, сроки сдачи, примерный круг экспертов. А во всем остальном я свободен. Буду ли я писать днем или ночью, утром или вечером, в парке или ночном клубе, за чашкой кофе или слушая музыку — это никого, кроме меня, не волнует.

Ориентация не на процесс, а на результат, — очень продуктивная вещь. Работнику она дает свободу от четкого распорядка, работодателю — свободу от необходимости нудного и изматывающего ежеминутного контроля. В итоге, всем становится лучше.

Большой плюс книги «Remote. Офис не обязателен» — это достаточно большое количество примеров из практики — как известные компании используют модель удаленной работы. Конечно, было бы здорово, если примеры были российскими (например, в режиме «хоум офис» работает издательство «Манн, Иванов и Фербер»), однако от зарубежных авторов требовать это было бы неразумно. Но самые важные примеры связаны с бизнесом самих авторов книги — интернет-компанией 37 SIGNALS. Очень ценно, когда в основе книги лежит собственный опыт. Это просто бесценно.

Другой плюс — книга рассказывает, как именно выстроить удаленную работу, с чего начать и чем закончить. Очень здорово, когда книга объясняет не только что делать, но и как это делать.

Еще один важный момент — авторы книги «Remote. Офис не обязателен» не стремятся показать удаленную работу только в розовом свете. Они видят ее проблемы и недостатки, но предлагают эффективные пути их решения. Например, при работе дома человек оторван от коллектива и может испытывать дефицит общения. Но это решаемо — работники могут общаться через чат, иногда собираться вместе вживую. Кроме того, авторы советуют удаленным работникам более активно общаться с друзьями, знакомыми, не терять социальные связи.

Мне лично книга Джейсона и Дэвида показалась очень разумной и полезной. У меня был опыт удаленной работы, работы дома. И все те моменты, которые описываются в книге, на самом деле имеют место быть. Мне интересно было узнать, какие сомнения испытывает при удаленной работе руководитель — ведь раньше я смотрел на это только со своей точки зрения.

Перейдут ли после прочтения этой книги все офисы на дистанционную работу? Конечно, нет. И прежде всего, по психологическим причинам. Некоторым не совсем полноценным руководителям просто необходимы офисные элементы самоутверждения: большой кабинет, кожаное кресло, многочасовые совещания. И они от этого никогда не откажутся.

Однако и книга эта далеко не для всех. Она пригодится прежде всего молодым, инициативным, гибким умом предпринимателям. Зачастую у них нет денег на офис, поэтому книга поможет им организовать удаленную работу. А кто-то, возможно, и сможет снять офис, но не будет делать это по принципиальным причинам.

Книга показывает нам возможность другой жизни. Другой взгляд на мир. Другое видение. А воспользоваться им или нет — это личное дело каждого.

Михаил Палочкин


Рецензии