О национальной идее

Протоиерей Илия Шугаев рассуждает: «Человек сложно устроен. Он состоит из духа, души и тела ».

А вот суждение протоиерея Александра Меня: "...Личность человека, любого, даже самого «малого», представляет собой, согласно Евангелию, безусловную ценность. Небеса радуются о каждой душе, нашедшей истинный путь, как пастух, который счастлив, что отыскал пропавшую овцу. Нужно помнить, что образ стада в притчах не случаен. Если для горожан он ассоциируется с тупой и покорной толпой, то для пастушеских народов стадо – предмет заботы и любви".

Примерно о том же говорил Владимир Путин.

Москва. Владимир Путин ответил на вопрос о том, что для него значит - русский человек. Президент России говорил об особенностях национального менталитета в ходе прямой линии с гражданами. Я так понял его мысли:

«Русский человек, или человек русского мира, прежде всего думает о том, что у каждого есть высшее моральное предназначение. Поэтому человек русского мира больше обращен не в себя любимого, а развернут вовне. Западные ценности заключаются в обратном.
А у нас даже самые богатые люди говорят: «Ну, заработал миллиард – и дальше что?» Только у нас есть поговорка « На миру и смерть красна.». Что такое - на миру? Смерть за други своя. За свой народ. За отечество. В этом и есть глубокие корни нашего патриотизма. Отсюда идет героизм во время войн и самопожертвование в мирное время, чувство локтя, семейные ценности. Мы менее расчетливы, чем представители других народов, но зато мы пошире душой. Мы пощедрее. Никого не хочу обидеть, но это - безусловно наше. Нам есть что взять у других народов, но мы всегда опирались на свои ценности, они на никогда нас не подводили. И они нам ещё пригодятся», - сказал Путин в завершении прямой линии с гражданами.

Я думаю, эти глубокие корни нашего патриотизма всегда есть в нашем обществе, мы – просто такие всегда! Это наш дух! Мне так хочется думать, верить в это!

Но все же, все же…! Мы должны, с малолетства, это лелеять, этому воспитывать. И в семье, и в школе. И общественной жизнью.

Позволю себе нескромность, высказать свое пожелание о воспитании патриотизма.

В школах нужно учить ребятишек так, чтобы они полюбили Пушкина Александра Сергеевича, и других, конечно, великих русских людей. И я бы ввел дополнительное правило. Всех россиян, по очереди, конечно, возить в Михайловское, на Аллею Керн.

Вот кусочек из моего же более раннего повествования.

Аллея Керн – это та, по которой давным-давно действительно гуляли Анна Петровна Керн и Александр Сергеевич Пушкин. Аллея была посажена раньше, и садовник – крепостной крестьянин, может быть, тоже посвящал ее в душе кому-то и думал об этом, любуясь своей работой. Но так уж случилось, что время и последующие события изменили задуманное садовником предназначение, вернее, судьбу посаженных молодых лип.

А Анна Петровна Керн – это та, которую большинство людей, и в прошлом, и сейчас, и в будущем, согласились бы назвать прекраснейшей из женщин. Потому что ей Александр Сергеевич Пушкин посвятил неповторимые стихи.

Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.

Пушкинские места - Святые Горы, Михайловское, Тригорское. В молодые годы мне повезло побывать, хотя бы виртуально, рядом, вернее, как бы рядом, с человеком, который из простых, обычных слов умел играючи создавать шедевры.

«Редеет облаков летучая гряда…».

Или еще:
«Роняет лес багряный свой убор…».

Или еще и далее:
«Под хладом старости угрюмо угасал…»,

«Под небом голубым страны своей родной…».

И конечно, это:

«Я помню чудное мгновение:
Передо мной явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты».

Из Святых Гор, где в пушкинские времена был Святогорский монастырь, и где сейчас могила Великого поэта, и скамья, на которой, по преданиям, любил сидеть Пушкин, автобус повез туристическую группу в Михайловское.

Въезд туда на транспорте запрещен, и довольно большой отрезок пути нужно было идти пешком. По старому сосновому бору, лесной песчаной дорожкой. В моей старости я забыл уже многие детали. Но в голове прочно сформировался образ тех мест, может быть, и не совсем верный.

Лесная дорожка – такая, по каким, похожим, я много раз ходил во времена своего детства, ранней юности. «Надо же, и Пушкин ходил по такой же дорожке, как и у меня в детстве!» - подумалось мне тогда. «И, наверное, он тоже удивлялся чистоте соснового леса, трогал и гладил мОховый теплый ковер, как будто вылепленный из чудесной светлой глины. По которому сновали туда – сюда муравьи и другие букашки».

Общая панорама пушкинского Михайловского представилась мне тогда образцом типично русского пейзажа: слева лесистые холмы, перед которыми извивается небольшая лесная речушка. Спереди - пойма этой речушки и заливные луга. За ними розовеют дали, вьется дымок, там – Тригорское. Справа – золотистая роща. Ближе – капустные малахитовые огороды….

Многие ожидали увидеть богатую барскую усадьбу, дом с колоннами, с парадным подъездом и ухоженным парком. Но все оказалось не так. Простой одноэтажный дом, с большими окнами. Мне он представился похОжим на дореволюционную школу, в каком либо селе.

Незамысловатое крыльцо, на которое по утрам, как рассказывал экскурсовод, полураздетый и зимой, выскакивал Пушкин с пистолетами и палил, стрелял в цель, в дверь расположенного напротив погреба. Он был очень метким стрелком, тогда это было не только полезно, но и модно. Хотя и не хватило его умения метко стрелять в дуэли с Дантесом….

Но больше всего мне запомнилась аллея, которая тянулась от дома к хозяйственным постройкам и, дальше, к золотистой роще справа. Вековые липы, это сейчас, а тогда они могли быть еще молодыми деревьями. «Аллея Керн!» - говорили все. «И любви!» - думали некоторые. Сейчас Аллея была пешеходной, и толстые корявые корни пересекали ее в некоторых местах. И по ней любили гулять Анна Керн и Пушкин. Оба молодые. И беседовать. И волноваться. И думать о счастье и любви.

«Ну, вот почему мне так хорошо было на той аллее?» - думаю я сейчас. «Что меня так сильно тогда волновало? Ну, если бы я был тогда совсем молодым, и пришел бы на эту аллею со своей девушкой, которую бы очень любил, тогда бы было все понятно. Было бы приобщение к «чудному мгновению». А, если ты уже не юный, и у тебя семья, и жена, которую любишь, и дети, и все это приносит радость, удовлетворение, спокойствие. И вот все равно бьется сердце совсем по-другому, когда на этой аллее».

И у многих из туристической группы чувствовалось волнение. Все старались говорить, спрашивать – потише, благоговейно. Наверное, у всех людей, как бы счастливы они не были, остаются в душе какие-то незавязанные, неоконченные душевные веревочки, конечики, которые просыпаются, оживляются, когда ты там, где было сильное чувство. У кого-то эти конечики ко-ротенькие, у других – длиннее…

Наверно, многие думали на той экскурсии - как приходила Анна Керн сюда? Может быть, просто говорила заранее: «Я приду!» И Пушкин ждал ее. Так же, как и у всех простых людей. Как и у меня бывало в молодости. «Я приду!» - и сердце ожидало и билось радостно.

Душе настало пробуждение:
И вот опять явилась ты,
Как мимолетное видение,
Как гений чистой красоты.

И сердце бьется в упоенье,
И для него воскресли вновь
И божество, и вдохновенье,
И жизнь, и слезы, и любовь.

Я, грешный человек, не всегда выполнял одну из Христовых заповедей – хотеть и радоваться счастью других людей. Но вот на этой Аллее такой радостью я был переполнен. Да и не только я один. Наверно, от любви, которая случилась здесь давным-давно, почти двести лет назад, что-то изменилось здесь так, что людям здесь хорошо, радостно и благодатно.

Одно неясное воспоминание осталось у меня от того посещения Пушкинских мест.

Уже в конце экскурсии мы проходили мимо огромного камня, валуна.

Из рассказа экскурсовода - недалеко было поместье Рылеевых. Поместье знаменитого поэта и декабриста Рылеева, друга Пушкина.

И вот на этом валуне, камне, друзья оставляли короткие сообщения друг другу. Мне это показалось интересным. И вот – запомнилось!


  *****


Для воспитания патриотизма, мне, не скромному, хотелось бы вот еще что:

Пусть возле каждого населенного пункта, поселка, города – обязательно было бы поле, русское поле. Как в той песне Яна Френкеля.

Поле, русское поле…
Светит луна или падает снег -
Счастьем и болью связан с тобою,
Нет, не забыть тебя сердцу вовек.
Русское поле, русское поле…
Сколько дорог прошагать мне пришлось!
Ты - моя юность, ты - моя воля.
То, что сбылось, то, что в жизни сбылось!

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!

Поле, русское поле…
Пусть я давно человек городской -
Запах полыни, вешние ливни
Вдруг обожгут меня прежней тоской.
Русское поле, русское поле…
Я, как и ты, ожиданьем живу -
Верю молчанью, как обещанью,
Пасмурным днём вижу я синеву!

Не сравнятся с тобой ни леса, ни моря.
Ты со мной, моё поле, студит ветер висок.
Здесь Отчизна моя, и скажу не тая:
Здравствуй, русское поле,
Я твой тонкий колосок!

Поле, русское поле…

И мне бы хотелось, чтобы… это было - ржаное поле. Как… из моего детства, «я твой тонкий колосок». Пшеница – более ухоженная зерновая культура. А в ржаном поле – всегда встретишь, увидишь – васильки. Дружит рожь с васильками! И еще – рожь более высокорослое, среди зерновых культур, растение. И только на ржаном поле можно увидеть бегущую, как в море, волну.

И я еще согласен, если то русское поле будет льняное. Уж очень красиво цветет лен!

 «Синий лен»

Ходят волны на просторе
То ли поле то ли море синий лен
Словно песня словно пламя
Словно небо под ногами синий лен
Тихим шорохом прибоя
Обручил меня с тобою синий лен
Вновь мне сердце растревожил
На глаза твои похожий синий лен
Ведь он волшебник синий лен
Нам снова сказки дарит он
И наяву весь мир наполнен с нами
Может просто шутит с нами синий лен
Горит как пламя синий лен
И если ты в меня влюблен
Твои глаза сияют добрым светом
Виноват наверно в этом синий лен
Словно нежными руками
Нас коснется лепестками синий лен
В сердце снова вспыхнет пламя
Станет тихими словами синий лен
Ночь пройдет неслышно рядом
Нас засыплет звездопадом синий лен
Мы расстанемся с рассветом
С нами будет знать об этом синий лен
А он волшебник синий лен
И если ты в меня влюблен
Твои глаза сияют добрым светом
Виноват наверно в этом синий лен


Что вот со мной делать! Хотел порассуждать о патриотизме. А закончил песнями.


Рецензии
«Есть еще такая старинная русская забава - поиск национальной идеи...», - цинично высказался Путин о русских патриотах. В этих словах прозвучало истинное отношение Премьера к русскому народу.
«Русские националисты!», - не так давно со злостью произнёс Путин во время выступления. Оказывается, что в нашей стране не положено защищать права русского народа.

«...Сегодня в России быть евреем престижно. Это сопровождается рядом
небольших, но приятных бонусов, которые человек может получить.
И хорошо, что это так...», - подчеркнул Александр Френкель, директор Еврейского
общинного центра С.-Петербурга.

Любовь Шифнер1   23.09.2019 12:35     Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.