Звезды над урманом часть 63

Предыдущая страница: http://proza.ru/2014/05/01/466

Изгнанный царевич Сейдяк, сын Бекбулата и племянник сибирского хана Едегера, после трех зимних набегов на Кучумовские поселения находился на летнем отдыхе в районе впадения речки Ом в Эртыс. Обосновал он на высоком берегу улус, который находился в девяти днях пути от Кашира (Искера), его родины, столицы ханства, так жестоко отобранного узбеком Кучумом.
Прибывший человек из Чиги Туры был знаком Сейдяку.
Он был сыном одного из влиятельных подданных Едигер-хана, погибшего от руки Кучумовских воинов, и даже дальним родственником самого Сейдяка.
 – Присаживайся, дорогой Ибрагим. Угощайся. Ты ведь голоден и только с дальней дороги. Я видел твоего коня – он весь мокрый – и велел накинуть на него плед с моего жеребца, пока ты спал в гостевой юрте.
 – Благодарю тебя, почтенный Сейдяк. Быть тебе ханом на нашей земле.
 – Силен Кучум. Я только и могу нападать на его людей из засад, – возразил Сейдяк.
 – Терпит нынче слепой узбек поражение за поражением. Недолго ему осталось корпеть на престоле наших предков.
 – От кого терпит? Говори, – чуть не пролив чай из пиалы, удивился царевич, – если хорошая новость, то награжу тебя двадцатью лошадьми и бухарской саблей.
 – Русичи скатились по Тагилу в Туру, бьют Кучума. В последнюю битву сам Кучум повел войска, но перебили его всадников урусы из-за земляного вала и окопа, который выкопали ночью, английские и испанские пищали у них теперь бьют далеко. От злобы своей, а нам на радость, хан не внемлет советам мудрого воеводы Маметкула, предложившего окружить урусов и взять голодом. Повел упрямый узбек конницу да и положил ее на поле перед рвом. Самого ранили, сына Алея, наследника своего, чуть к Аллаху не отправил. Теперь Кучум готовит новое, большое сражение у самого Кашира. Зазывает гонцов в степь с посланиями помочь ему в борьбе с урусами. Слышал я, почтенный Сейдяк, и тебе грамоту Кучум присылал?
 – Прислал. Предложил мир и согласие. Просил забыть прошлое и выступить супротив урусов. Но я ответил, что смерть моего отца и дяди может только сгладить смерть Кучума и его выводка.
Ибрагим протянул пустую пиалу слуге:
 – Налей еще, уж очень вкусен чай у твоего хозяина.
Слуга, поклонившись, подлил половину пиалы.
 – Да лей больше, – попросил Ибрашка.
Слуга поклонился и отошел, недолив и капли.
 – Одичал ты, на Руси проживая, – улыбнулся Сейдяк, – у нас полная чаша означает – выпил и уходи прочь. Когда же половину наливают, значит, что беседа не кончилась и тебя не гонят из юрты.
 – Так столь лет на Руси жил. Там коли ковш поднесенный не выпьешь, то обидишь хозяина, – рассмеялся Ибрагим.
 – Просьба к тебе, Ибрагим, есть. Нужно съездить к почтенному Валихану и склонить его не идти на помощь Кучуму.
 – Я готов.
 – Писать ничего не буду. Напомни ему, что десять лет назад посещали наши владения послы Мальцев Семен и Третьяк Чебуков. После того Иоанн разрешил нам торговать без пошлины на землях княжих, вести торговлю всякую, свободно пребывать в городах на Руси. Это было золотое время. Но Кучум порвал отношения с урусами, набеги принялся вершить. С Русью нужно торговать, а не воевать, потому как ойраты с востока на нас глазами волчьими глядят. То, что Валихан победил малый отряд, спасибо ему и Исатаю, но, если пойдут на нас тумены джунгар, не выдержим мы натиска и все под монголоидами в гнете окажемся на веки вечные. А уж как вырезали под корень они роды наши, знает Валихан по легендам предков. Были тогда времена, когда всех мужчин, кто выше оси колеса арбы, резали, а кто ниже, уводили в рабство.
 – Моя жизнь и так в опасности, уважаемый Сейдяк, так как моя стрела в бою ранила Кучума, а она подписана моим именем. Знает, слепой осел, что смерть его рядом ходит и ищет меня, – протянув взятую из своего колчана стрелу, улыбнулся Ибрагим.
Сейдяк осмотрел стрелу, на деревянной поверхности мелко было выведено по-арабски: «Ибрагим мстит Кучуму».


***

 – Рукодельница ты наша, – рассматривая сеть-поставуху, похвалил Архип Ксению.
Ванюшка, вставив пальцы в ячею, важно добавил свое слово:
 – Почитай, трехперстная выходит. На чебака аккурат сойдет.
 – А мы ее на стерлядь поставим в протоке. Стерлядка как раз по затопленному тальнику сейчас ходит, личинок и жучков со стволов собирает. Вот мы сетеху и притопим вдоль течения под кустами. А для начала, Вань, кишки оленьи кинь на солнцепек, а как вороны налетят, так мы и жахнем по ним из пищали, – предложил Архип.
Вогул недоверчиво взглянул на друга:
 – А вороны тебе на что?
 – Опарышей дождемся, рядом с сетью ворон с пригрузами и притопим. Стерлядь найдет приманку и начнет там кружить, вот в сеть и залетит. Мы так на Волге ставили по большой воде. Вона зимой сколько стерлядок в морды попадало. Значит, и летом она есть. Китайские купцы придут, нужно у них еще ниток шелковых наменять.
 – Не придут нынче купцы китайские. Хан Кучум грамоты заслал, чтоб воинов к нему посылали князья остяцкие и вогульские, так как казаки уже вблизи Кашира стоят. Много челнов пришло с Туры на Эртыс и Тобол.
Архип схватил друга своими огромными лапами и, как ребенка, подбросил вверх, да так подросл, что шаман врезался головой в потолок кузни.
 – Пошто молчал?! Сучий кот!!!
 – Так ведь только же с Атлымских юрт пришел. Ты своею сетью мне голову заморочил, не успел и рассказать, – вырываясь из рук кузнеца, оправдался Угор.


*- той- праздник.
*-достархан – праздничный стол (стол для гостей).
*-кобыз- музыкальный инструмент (схож с домброй)



продолжение: http://www.proza.ru/2014/05/08/1016


Рецензии
Олег,
я смотрю,и тогда была заваруха, как сейчас. И причёски у ребят на картине похожие!
С дружеским приветом и с наступающим праздником, Днём Победы!
Только быстро не заканчивай роман!
Владимир

Владимир Врубель   08.05.2014 00:17     Заявить о нарушении
Спасибо Владимир.
С днем Победы!
Олег.

Олег Борисенко   08.05.2014 05:03   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.