Я не забуду нашу встречу

     Передо мной на столе лежат все 5 книг прозы Марии Ивановны Булгаковой и лист газеты Телеграф № 246, пятница, 25 октября 2002 года со статьёй о ней Аллы Березовской: «И как я рада, что жила…».
     И вот гляжу в растерянности на такое литературное богатство. Что я скажу об авторе этих книг, о фронтовой медсестре, педагоге, лекторе, экскурсоводе, писательнице, о которой давно,  убедительно и глубоко сказано другими людьми? Что открою? Чем порадую её читателей? И что добавлю к необыкновенному, пронзительно-светлому образу? Марию Ивановну хорошо знают и в литературных, и в музыкальных кругах Риги и Латвии. Многие люди знают и помнят её и по замечательным экскурсиям, которые она проводила по старой и новой Риге, по Латвии и городам Советского Союза. Впервые знакомство моё с Марией Ивановной Булгаковой состоялось где-то в начале 1997 года, в Риге, в литературной творческой мастерской «Русло». Она была здесь единственным прозаиком среди моря поэтов. На встречах тихо сидела и с большим вниманием слушала и пропускала через свою ранимую душу стихи выступающих поэтов. На одной из таких встреч она сказала, что переписывается со своими друзьями, которые заметили, что письма её, хотя и объёмные по содержанию, легко и с интересом читаются, и посоветовали ей  изложить всё это в книге. Первые свои рассказы в рукописях Мария Ивановна прочитала перед «русловцами». Руководитель студии Анатолий Михайлович Буйлов и поэты, все как один, одобрили её творчество и вдохновили на долгий, тернистый, но упоительный путь в литературе.
     Первая книга Марии Ивановны Булгаковой вышла в свет в 1999 году. В название книги взята строка из стихотворения С.Есенина «О невозвратных и далёких…». В сборник вошли воспоминания М.И.Булгаковой о Великой Отечественной войне и послевоенном периоде 1945 – 1950 г.г., а также заметки о путешествии её по туристическим маршрутам. Книга написана живым литературным языком – ярким и образным. Пересказать содержание книги, думаю, нет смысла. Жизнь - не перескажешь, её надо прожить и пережить своей душой. И душа твоя, при чтении книги «О невозвратных и далёких…», незаметно входит в резонанс с душой автора и становится частью сюжета книги, растворяется во времени описываемых событий. Так рождается чувство сопереживания с описываемыми событиями и героями книги. Так рождается вершина душевного очищения, катарсис.
     Вручая мне свою первую книгу М.И. Булгакова сделала дарственную надпись на странице книги: «Не расставайтесь с Музой – никогда, и жизнь будет светла и прекрасна. 25.04.99».  Эти слова в полной мере выражают настрой и внутреннюю энергетику замечательной, во многом биографической книги «О невозвратных и далёких…».
     Вторая книга – «Жизнь души» была издана в 2002 году. В сборник был включён биографический роман «Наша семья», воспоминания Марии Ивановны о Великой Отечественной войне и послевоенном периоде, заметки о путешествии в Пушкинский заповедник (к 200-летию А.С.Пушкина), размышления о жизни.
     Не случайна, очевидно, была сделана на первой странице книги и дарственная надпись для меня: «Ивану Ивановичу с пожеланием творческих успехов. 24.10.02 Рига». Да, действительно, творчество без жизни души – невозможно!
     Однажды мне довелось встретиться с Марией Ивановной в литературной студии «Сонет», члены которой собирались в «Нелии». Когда поэты и слушатели начали расходиться, мы с Марией Ивановной задержались в зале и душевно пообщались. Она поинтересовалась: как обстоят мои поэтические дела, есть ли вдохновение, как пишется и что пишется? Задал и я ей встречный вопрос: Как Ваши успехи в творчестве? Когда будет издана новая книга?  Из этой мимолётной встречи и родились потом стихи:
 
     Я не забуду встречу нашу,
     О книге долгий разговор,
     И ничего не приукрашу,
     Ваш, вспоминая тихий взор.
     И я скрывать сейчас не буду,
     Что все препятствия пройду
     И чувства тихого запруду
     Прорву я, в солнечном ряду.
     И всё скажу, – чем я владею,
     Что в сердце страстном берегу:
     Как Дон Кихот ждал Дульсинею, –
     Я книге Вашей – света жду!

     Третья книга прозы М.И.Булгаковой увидела свет в 2005 году. Название её было простым и, в тоже время, ёмким и многоплановым - «Счастье». В сборник вошли очерк «Поиски и находки», повесть «Юкка», рассказы о деятелях культуры, о жизни, о животных. Вошли в книгу и воспоминания о Второй мировой войне (в честь 60-тилетия со дня Победы). Третья книга, как и две предыдущие, только утвердила меня во мнении, что Мария Ивановна самобытная и неординарная писательница, тяготеющая к литературному жанру мемуаров, и  заслуживающая много добрых и тёплых слов в свой адрес от её читателей.
     На развороте книги, прямо под названием: «Счастье», она, красивым и ровным почерком написала: «В этом сложном мире человеку трудно сохранить свою душу. Трудно, но нужно! Вот я Вам, Ваня, желаю мужества, оптимизма, любви и желания писать. Счастья Вам и хороших людей вокруг! 22.10.05 Рига». 
     Простые, вроде бы, слова, но насколько они глубоки и пронзительны по сути. Бесчувственный, толстокожий человек, возможно, не сможет их принять близко к сердцу, а может, даже, и не поймёт. Каждое слово пожелания особенно дорого мне не только смысловой нагрузкой, заложенной в нём, но и тем, что это сказала убелённая сединами женщина, прошедшая в молодости, в качестве санитарки сквозь ад войны, знающая цену горечи поражения и слёзам радости победы.
     Прочитайте книгу «Счастье»  и вы поймёте: насколько счастье может быть разным. Но в любых жизненных ситуациях оно оставляет след в душе – раз и навсегда!
     В размышлениях о книге «Счастье» тогда сложились такие строки:

     Простите, Мария Ивановна, долго
     Смущённый восторгом я Вам не звонил.
     Душа широка Ваша, знаю, как Волга.
     Моя же – не стоит и капли чернил.

     Но с Вами всегда мне легко, и так рада
     Душа говорить: – Мир и светел, и свят –
     Достаточно Вашего тихого взгляда,
     Открытого, словно сиреневый сад.

     Достаточно ей и тепла, и привета,
     И слова про "Счастье" на долгом пути.
     И рад я сказать Вам про виденье это: –
     Ваш свет и в моей полыхает груди!

     Четвёртая книга – «Встречи. Избранное» М.И.Булгаковой, увидела свет в 2010 году. – В сборник вошли рассказы и повести, как новые, так и ранее опубликованные. О мастерстве, как писательницы, Марии Ивановны, я уже говорил. Здесь замечу только – в этой книге собраны лучшие её произведения. Книга оканчивается великолепным автобиографическим рассказом «Встречи», в котором она касается и источника движущей силы своего творчества. Заключительную часть этого рассказа приведу полностью. Надеюсь, друзья, желающие больше узнать о стиле, о литературном уровне и языке писательницы, в этом небольшом отрывке рассказа найдут и с благодарностью оценят талант и высокий уровень мастерства Марии Ивановны Булгаковой.

     «Какой странной и непостижимой кажется мне моя жизнь! Я задумалась об этом на склоне лет, когда появилось свободное время для раздумий, для анализа.
     Господь дал мне длинную жизнь.
     За что?
     Зачем?
     Я могла погибнуть в боях, как гибли мои товарищи, могла погибнуть по дороге в госпиталь, в госпитале на операционном столе или в разных других обстоятельствах – и всё же осталась в живых.
     Для чего?
     Давно выросли дети, внуки. Правнуки живут далеко, но даже будь они рядом, сил заниматься ими у меня уже не осталось. Следовательно, я больше не нужна ни детям, ни новой поросли.
     Так зачем же я тут, на Земле?
     Может быть (несмело подумала я), для того, чтобы продлить жизнь тех, кого уже нет, но кто входил в орбиту моей жизни, кто затронул моё сердце? Мне не хочется, чтобы их, частицу мироздания, мгновенно забыли, будто их никогда не было на Земле. Пускай они люди невеликие, но каждый из них захватывающе интересен, неповторим. Они для меня – как многоцветье в великолепном букете полевых и садовых цветов! Я хотела бы продлить их пребывание на этой земле. Каждый из тех, о ком я написала в четырёх своих книгах, родился и жил в двадцатом веке. Это мой и их неповторимый век, век, о котором Давид Самойлов сказал:   
    
     Мне выпало счастье
     Быть русским поэтом.
     Мне выпала честь
     Прикасаться к победам.
     Мне выпало горе
     Родиться в двадцатом,
     В проклятом году
     И в столетье проклятом.
     Мне выпало всё…
    
     Двадцать первому предстоит решать свои задачи, свои проблемы. Но уже без нас.
     Помните!»

     Дарственная надпись в книге  была лаконична: «Ивану Ивановичу с любовью. 06.06.10 Рига»
     И вот, совсем недавно, ещё не выветрился запах типографской краски, в начале 2014 года, (09.02.2014 – Марии Ивановне исполнилось ровно 90 лет), увидела свет пятая книга: – «Ах, время, времечко (искорки моей жизни)». В книге опубликованы рассказы: о времени, о литературной жизни Риги, о современниках, - написанные в период с 2011 по 2013 годы.
     В одном из рассказов в этой книге Мария Ивановна Булгакова так пишет о своём предназначении:

     « Этому, то ли очерку, то ли рассказу (сама не знаю, что это по жанру) я дала название «Начало» сознательно: раз есть начало, то должен быть и конец.
     Все годы, что я писала, ушли у меня на то, чтобы разобраться в себе самой и успеть попросить прощения у тех живых и уже ушедших, кого я, быть может, обидела вольно или невольно. И поблагодарить судьбу за полноту жизни, за горе и радость. За мечту о любви и за любовь – к роду моему, семье, к Родине, работе, ко всему и ко всем, кто согревал моё сердце.

     …Теперь на финишную вышла
     Жизнь прошумевшая моя, –

     Это строчки из последней книги однополчанина Бориса Верховского, которую я получила только что из Петербурга. В книге много снимков: умные, красивые, одухотворённые лица – это новое поколение, наша смена. Но лучше всех лицо самого автора с лаконичной надписью: 25 апреля 2012 года мне исполнилось 93…
     В глазах за стёклами больших очков столько ума, доброты, печали, предощущения завершения жизни, что у меня сжалось сердце и увлажнились глаза.
     Я моложе его всего на пять лет…
     На финишную вышло всё наше с Борей поколение. Однополчане почти завершили свой земной путь! Осталась их горсточка. Скоро не с кем будет аукнуться: «Ау! где же вы, друзья-однополчане, дорогие спутники мои?»
     Тут, пожалуй, и можно было бы поставить большую точку и закончить моё дилетантское вторжение в такую серьёзную область, как литература, и попросить прощения у тех, кого это оскорбляло.
     …Но обещала ещё о Сэме и Элеоноре…»
     В завершение рассказа «Начало» Мария Ивановна приводит слова молитвы написанной в нацистском концлагере одним из заключённых, и обращается к нам, ко всем читателям, к народу:

     «Молитва человека, находящегося в неволе концлагеря без надежды на жизнь, свободу, пронизывает, как током, заставляет содрогнуться, задуматься о многом, подсказывает, быть может, единственно верный путь спасения Земли.
     Чтобы жизнь на Земле продолжалась, нужна любовь, много, много, много любви, ибо всё движется только ею. Нужно так жить, чтобы был свет в душе.

     Если будет свет в душе,
     Будет красота в человеке.
     Если человек красив,
     Будет гармония в доме.
     Если есть гармония в доме,
     Будет порядок в нации.
     Если есть порядок в нации,
     Будет мир во всём мире.

     Так говорят китайцы. Восток мудр. Там есть чему поучиться…»
    
     И вот завершая обзор творчества Марии Ивановны Булгаковой, скажу: – Книга «Ах, время, времечко (искорки моей жизни)» получена мной из рук Марии Ивановны, в день её Рождения, когда мы, группа писателей, членов литературной творческой мастерской «Русло», пришли с поздравлениями к ней домой. Мария Ивановна очень плохо себя чувствовала, поэтому, когда я, бестактно, обратился к ней с просьбой сделать для меня дарственную надпись в книге, тихо прошептала: – «Извини меня, Ванечка, потом, потом…»
     Дарственная надпись, порой, может и ничего не сказать, но может и рассказать многое о человеке, сделавшем надпись в книге, и о его характере и душевном настрое. Дарственная надпись характеризует и автора, и того, к кому она обращена. Надписи в книгах, сделанные рукой Марии Ивановны Булгаковой, мне говорят о многом. За ними – целая жизнь! И все же, надпись в книге не главное… Главное – что в душе… Главное – что подарено душой, – что подарено от души – душе.
     Желаю Марии Ивановне Булгаковой крепкого здоровья, счастья и всех благ в жизни, успеха в творчестве и новых замечательных книг о прошлом, о будущем, о жизни и о нас с вами, дорогие читатели и почитатели таланта и мастерства писательницы-летописца. Пусть земные годы и ускоряют свой бег, но и в наши дни когда-то найдётся и откликнется неравнодушный, талантливый кинорежиссёр, и по произведениям Марии Ивановны Булгаковой будет снят грандиознейший, многосерийный фильм. Я в это твёрдо верю!

     P.S. - В 2012 году М.И.Булгакова, по рекомендации членов Русской писательской организации в Латвии, была принята в члены союза писателей России.

     В преддверии дня Победы 9 мая, у меня родились такие строки стихотворения, посвящённые Марии Ивановне Булгаковой. К ним добавлю только, что когда началась Великая Отечественная война 1941-1945, ей, вчерашней школьнице было 17 лет. В 18 лет она уже была направлена санинструктором 7-ой роты 3-го батальона 62-го полка 150 Сталинской стрелковой дивизии добровольцев-сибиряков, потом ранение, медсанбат, годная к нестроевой и в 1942 году в составе концертной бригады на фронте до Победного мая 1945 года.

Война! Её земное слово –
Не для покоя. В горький час
Война ударила сурово,
Коварно – и не в бровь, а в глаз.

Война корёжила, ломала
Всё, что встречалось на пути.
Но жизнь сквозь грозы прорастала,
В Победу жаждая войти.

И совершалось в битве чудо,
На всякой линии огня,
Вставали люди, как запруда,
Как сталь живая и броня.

И санитарка молодая,
Спасала юного бойца…
А смертный ворон, налетая,
Кружил у самого лица.

Но жил народ единой силой.
И песня, поднимала всех,
Гремела громко и громила
Фашистов, веруя в  успех.

И Май Победный в сорок пятом,
Пришёл, пришёл в родимый дом…
А крик души, пружиной сжатой,
Из горла вырвался потом…

05.05.2014


И.И. Кунцевич – поэт, член союза писателей Северо-Западного региона России, член Международной Ассоциации Писателей и Публицистов, член литературной творческой мастерской «Русло»


Рецензии
Иван Иванович, Вы просто молодец! -Так полно, душевно, прекрасным литературным языком рассказали о Марии Ивановне. О её богатой духовности, о её несомненном подвиге во время войны и на протяжениии всей её жизни! Она человек,достойный подражания! Я всегда восхищалась и продолжаю восхищаться ею, как человеком и как
талантливым писателем. К сожалению, не все её книги у меня есть. И из Вашего рассказа я узнала о всех книгах Марии Ивановны и безгранично рада за неё и восхищаюсь ею ! А Вам огромное спасибо за такую трогательную статью о М.И. Булгаковой.

Галина Паудере   14.06.2015 22:34     Заявить о нарушении
Спасибо, за добрые слова! Это часть истории жизни военного поколения!

Иван Кунцевич   15.06.2015 10:32   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.