Дед Моисей

Свадьба отмечалась с соблюдением всех  еврейских традиций. Не смог прибыть лишь Бенцион Хаимович Ободовский, приславший молодым поздравление на своем фирменном бланке, какие в Голте было только у него, а в окрестностях у хозяина вознесенского магазина дамских товаров Иосифа Ефимовича Розенблата.В своем письма Бенцион Хаимович писал молодым, что « вместе с проливаемыми им слезами, по невозможности  лично присутствовать на торжестве он мысленно присоединяется и мысленно же поднимает бокал за благоденствие и счастье новобрачных и их родителей».Письмо Бенциона Хаимовича Ободовского, самого богатого еврея села Голта Херсонской губернии было датировано 24 мая 1895 года по старому разумеется стилю. Именно в этот день состоялось бракосочетание вознесенского мещанина Евеля Мордковича Лангбурта и Фрейды Мордковны Винницкой. А вот старший брат новобрачной фургонщик Меер-Вольф Мордкович Винницкий на свадьбе конечно присутствовал, вместе со своей супругой Дорой и четырехлетним сыном сорванцом Мойше.Через полтора года 7 ноября(по старому опять же стилю) 1896 года у Фрейды родился первенец, которого назвали Мойсей.О чем и засвидетельствовал помощник Ананьевского уездного раввина за надлежащей подписью и казенной печатью.
В дальнейшем судьбы двоюродных братьев Мойсея Ланбурта и Мойше Винницкого, разошлись как гоголевские дороги «восторженно-чудные, летящей невесть куда в пропадающую даль».Семья Винницкого переехала в Одессу,Лангбурты перебрались в Воскресенск. О Мойше Винницком, ставшем одесским налётчиком, более известном, как Мишка Япончик, и убитом в 1919 году написаны книги, сняты киноленты. О Моисее Евсеевиче Лангбурте, отчиме моего отца, полковнике Советской Армии, умершем в 1977 году известно естественно гораздо меньше.
Но жизнь этого человека была не менее удивительной и в ней отразилась, как в зеркале вся советская эпоха.
В возрасте 15 лет Моисей поступил аптекарским учеником в аптеку Вознесенского городского самоуправления, через два года вместе с семьей эмигрировал в США, где пробыл полтора месяца. За эту американскую мечту ему пришлось, потом очень сильно пострадать. Америка не смогла пленить 17-летнего юношу, и он вернулся домой в родной Воскресенск. В феврале 1915 года Моисей Лангбурт выдержал испытание на звание аптекарского помощника при Одесском университете и отправлен на фронт. Два с половиной года окопов Первой мировой войны, медаль «За храбрость». В ноябре 1917 года вновь решил вернуться к мирной жизни, поступил рецептором сначала в аптеку Когана в Николаеве, затем в аптеку  Перельмутера в Одессе.В феврале 1919 года пошел в партизаны, затем в Красную Армию, воевал в шестой сводной украинской дивизии, под командованием тогда еще поддерживающего красных атамана Григорьева. После окончания Гражданской войны был направлен для обучения в Киевский мединститут, который так и не закончил. Работал в киевской аптеке имени Пятакова, затем стал управляющим аптекой в Богуславе. Практически каждый год переезжал с места на место. Корсунь,Черкассы,Шевченко,Киев.
Летом 1926 года судьба забросила Моисея Лангбурта в Ростов-на-Дону.В 1931 году его вновь призывают в РККА. Служит в медсануправлении в Ставрополе, женится на простой полуграмотной русской женщине по имени Матрёна, удочеряет её ребёнка. В 1938 году аукнулось полтора месяца в Америке. Просидел около года, обвинялся, как участник заговора, американский шпион, били, сломали рёбра, выбили зубы. Выпустили с приходом Берия. В конце 1939 восстановили в армии. Прошел всю войну практически без ранений и контузий. Зацепило лишь в конце 1944 в Польше. Два ордена Красной звезды, орден Боевого Красного знамени, медаль «За отвагу», «За оборону Кавказа». После войны вернулся в звании подполковника медицинской службы домой в Ставрополь, продолжал служить в армии. В 1953 году был неожиданно уволен из армии и через несколько дней арестован, как участник заговора врачей-вредителей. Донос на него написала его приёмная дочь Вера, к тому времени уже молодой врач. Жена поддержала дочь, которая собиралась выходить замуж, «а квартира не резиновая»...
После смерти Сталина выпустили. Демобилизовался. Поехал в Ростов, встретился со старыми друзьями-фронтовиками, познакомился с моей бабушкой-вдовой своего товарища, моего дедушки, погибшего в 1941 году в Вяземском котле под Смоленском. Поженились в 1957 году. Далее жил жизнью пенсионера. Жили скромно, на пенсии, получили путем обмена с доплатой две комнаты в коммуналке с одной соседкой, в центре Ростова, в старинном доме на первом этаже. Дедушек у меня не было, поэтому для меня Моисей и был тем самым добрым и заботливым дедом. Аккуратист высшей пробы, педант, экономный, но не скупой. Мои лучшие игрушки- его подарки. Военный китель с погонами и орденами одевал один раз в году в День Победы-9 мая, пиджак с воинскими планками чаще - на 23 февраля или когда шел в гарнизонную поликлинику. Часто лежал в госпитале на Каменке. Посадил в палисаднике, перед свои окном цветы,  а во дворе два вишневых дерева. Собирал вишню, делал из неё наливку, которой угощал соседей, в том числе и постоянно пьяного соседа Николая, слесаря ЖЭКа, жившего в подвале соседнего подъезда. Любил мастерить своими руками всякую бытовую мелочь, столярничал.По вечерам к нему приходили товарищи, как правило, отставники, в памяти сохранились фамилии Лихидченко, Файн, Абрамов, Файнштейн. Практически все бывшие сидельцы. Слушал «враждебные голоса», чаще всего «Голос Америки», советскую власть ненавидел, первые антисоветские высказывания я услышал от деда Моисея. Очень часто рассказывал мне разные истории - о мореплавателях Колумбе и Магеллане, пересказывал романы Жюля Верна,о своем двоюродном брате-бандюгане, о бандитской Одессе.
О войне старался не говорить. В 1977 году его не стало. Когда гроб вынесли во внутренний дворик-колодец и поставили на табуретки, подходило очень много людей, соседи, знакомые, старушки плакали. Подошедший сантехник Николай посмотрел на плачущих женщин и сказал : «Чего плакать то? Ну, слава богу, стало одним жидом меньше». Я помню это, дедушка Моисей, не забыл. После его смерти в папке с завязками с надписью «Документы» нашли очень много его бумаг, фотографий, начиная от письма Бенциона Ободовского, которые Моисей умудрился пронести все 80 лет своей жизни. Я их храню уже 37 лет.


Рецензии
Хорошая история, спасибо!!!

Сергей Засухинпоздеев   09.06.2014 20:37     Заявить о нарушении
Пожалуйста)))

Леонид Санкин   10.06.2014 10:03   Заявить о нарушении