Необходимость Христова удовлетворения за грех

 НЕОБХОДИМОСТЬ ХРИСТОВА УДОВЛЕТВОРЕНИЯ ЗА ГРЕХ
Джон Гилл (1766)

Ибо надлежало, чтобы Тот, для Которого все и от Которого все, приводящего многих сынов в славу, вождя спасения их совершил через страдания.
Евр.2.10

В предыдущем стихе мы имеем указание на уничиженное состояние нашего Господа в человеческой природе, ибо Он "немного был умален пред Ангелами" по отношению к Его воплощению в целом; ибо что бы ни говорилось о подобии или равенстве человеческой души без греха ангельской, и о том, что обе они суть духовные субстанции, рациональные и интеллектуальные, нематериальные и бессмертные, и что телесная часть человеческой природы уступает природе ангелов, но в данном случае апостол говорит конкретно о страданиях и смерти Христа в человеческой природе, во время которых Он был немного (лишь немного, как в некоторых рукописях) умален пред Ангелами, когда Он страдал до смерти и был под властью и господством ее; ибо Ангелы не умирают, Он же вкусил смерть за людей, или, вернее, за каждого из детей Божиих, которых Он должен был ввести во славу, не устыдившись стать подобным Своим братьям, то есть членам Церкви, среди которой Он воспел хвалу: "вот дети, которых дал Бог", и ради которых Он стал причастен плоти и крови. Вот причина того, почему Христос был так уничижен, и где необходимость тех страданий и смерти, которые Он вкусил за Свой народ. Это было необходимо для того, чтобы Богу спасти грешников и привести их к славе, чтобы Спаситель пострадал за них на их месте и тем удовлетворил все, что могли потребовать закон и справедливость Бога. Поэтому мы читаем, что Христу "надлежало много пострадать и быть убитым, и не должен ли Он претерпеть все это?" (Мтф.16.21, Лк.24.26). Есть необходимость согласно указу Бога, которым это было решено и  определено согласно завету между Отцом и Сыном, а также пророчествам Ветхого Завета, который говорил о страданиях Христа и славе, которая должна им последовать, и почему Он пережил это, а в противном случае "как же сбудутся Писания, что так должно быть" (Мтф.26.54). Спасение грешников сделало Его страдания необходимыми, ибо без них оно не могло быть получено.
В Слове Божественная Сущность описывается как Причина и последняя Цель всех вещей: "Ибо все из Него, Им и к Нему" (Рим.11.36).  Все из Него, ибо Он соделал все для Своей славы, для прославления всех Своих совершенств и как действующая причина всех вещей; все Им, ибо Он сотворил все вещи в природе, небо, землю, море и все, что в них, и все совершается и хранится Его провидением; Отец Мой доныне делает, говорит Христос, то есть хранит все вещи Своим провидением, и Я делаю с Ним (Иоан.5.17);  и все к Нему, ибо все замыслено и взращивается Им: "Все же от Бога, Который Сам примирил нас с Собою через Иисуса Христа" (2 Кор.5.18). Здесь дается также намек на Его благой замысел спасти некоторых людей и привести их к славе, которая, как сказано, дана многим сынам по предопределению Бога, Который определил их к усыновлению через Христа; для них это благословение обеспечивается и закреплено в завете, который работает таким образом, что "Я буду Отцом, и они будут Моими сыновьями и дочерями, говорит Господь Вседержитель"; это о тех, кого Христос искупил из-под закона, чтобы они могли получить усыновление как дети Божьи. Кому дано верить во Христа, тем Он дает также власть и привилегию стать сынами Бога, и потому они открыто явлены как дети Божии по вере во Христа и по благоволению их Небесного Отца дать им Царство. Этих избранных Божиих много, достаточно много, чтобы Христос отдал Свою жизнь для их искупления; ради прощения грехов этих многих была пролита Его Кровь, чтобы многие были сделаны праведными послушанием Его, и потому много обителей славы приготовлено для них Христом в доме Отца их, и есть путь, которым они приведены туда. Бог избрал их "чрез освящение Духа и веру истине, для достижения славы Господа Иисуса Христа". Христос умер за них, и через Его смерть они получают обетование вечного наследия и само наследство. Бог по Своей милости призывает их к вечной славе и приводит их к Себе, чтобы они "участвовали в наследии святых во свете", к которому они приведены Христом, названным здесь Вождем спасения их, или Автором его, как Он назван далее (5.9), ибо Его Бог назначил стать Спасителем людей, и Он Своей рукой достиг спасения для них, которое есть в Нем и ни в ком другом; путем же и идеальным средством, которым Он искупил их, является Его страдание и смерть, ибо "хотя Он был Сыном, но навык к послушанию через то, что Он перенес", и тем "стал совершенным", то есть через Свое страдание Он стал для нас, как сказано, "Виновником спасения вечного"; и чтобы Он стал нашим Поручителем и Спасителем, Он "должен был пострадать за нас, Праведник за неправедных", вместо нас, чтобы тем самым привести нас к Богу, в Его присутствие здесь и в вечную славу в будущем. Это было необходимо для прославления Его Божественных совершенств, и не только Его благодати и милости, но и справедливости и святости. Ясный смысл этих слов заключается в следующем: поскольку таков был замысел и благоволение Премудрого и Всемогущего Творца всех вещей, чтобы привести к Себе некоторых из сынов человеческих ради их вечной славы и счастья, Христос стал их Главой и Автором их спасения и достиг его, а для этого было необходимо, чтобы Он вполне пострадал за нас и вместо нас, чтобы дать закону и справедливость Бога  требуемое Им удовлетворение за наши грехи, и так ввести Своих людей в славу Божественных совершенств.
Я не буду настаивать здесь на различных доктринах, содержащихся в этих словах, и не буду далее заниматься теми из них, которые относятся к бытию, природе, совершенству, путям и делам Бога, к принятию Им Своего народа, к славе, принесенной Его людям, к их спасению и ко Христу как Автору его, к Его страданиям и полноте их, но только к удовлетворению во Христе и необходимости его.    
Понятие удовлетворения дословно не выражено в Священном Писании как обозначение дела Христа, но о самой этой вещи оно говорит часто. То, что сделал Христос, пострадав за грешников и вместо них, ради благоволения Бога к ним и принятия их - это то, что мы называем удовлетворением, и о нем обильно возвещено в Слове Божием везде, где говорится о том, что Бог благоволит принять нас ради праведности Христа и вместе с Ним, ибо Он отвечает всем требованиям закона и справедливости, и Им закон возвеличен и прославлен; и когда о Жертве Христа и о Его страданиях говорится, что они есть "сладкое благоухание Богу", то это значит, что Он совершил искупление греха и принес удовлетворение за него, и убрал его прочь, чего не могли сделать жертвы по закону, которые оставляли воспоминание о грехе каждый год, но благодаря жертве Христа он удален навсегда (Ис.442.21, Еф.5.2, Евр.9.26, 10.3-14). Есть и другие термины и фразы, обозначающие Христа и Его дело и эквивалентные понятию удовлетворения за грехи, такие, как умилостивление, примирение и искупление.
Учение о Христовом удовлетворении за грех есть слава христианской религии, то, что отличает ее от всех других религий и дает ей предпочтение пред всеми ими, ибо без него она мало чего стоит. Это учение имеет огромное значение, ибо без удовлетворения за грехи не может быть и речи о спасении. Социниане осуждают себя сами, когда всеми силами, что у них есть, отрицают и пытаются уничтожить это учение, которое единственно обеспечивает веру ко спасению, и если Писание говорит о таких вещах, как пагубные ереси, то отказ от удовлетворения во Христе безусловно есть одна из них, так как без этого ни грех не может быть прощен, ни грешник спасен, усыновлен и приведен к славе. Те, кто ставят перед собой задачу противостоять этой истине, находятся в опасном положении, и если они делают  это умышленно, упорно и сознательно, что и имеет в виду апостол, когда он говорит о тех, кто "грешит после того как получил познание истины", истины об искупительной Жертве Христа, и продолжает отрицать ее, то такие люди неизбежно погибнут, у них нет ни помощи, ни надежды ни на небе, ни на земле, от ангелов или от людей, или от кого бы то ни было, ибо в таком случае "не остается больше жертвы за грехи", то есть никогда не будет принесена другая искупительная жертва, не придет другой спаситель, чтобы спасти людей от грехов их, дав удовлетворение за них, ничего этого не будет, но лишь  "некое страшное ожидание суда, и ярость огня, готового пожрать противников" этой истины, тех, кто упорно противится и противопоставляет себя ей,  ибо "если тот, кто презрел закон Моисея при двух или трех свидетелях", то есть забыл и сломал нравственный закон и заповеди его, "был казнен смертью без пощады", то "сколь тягчайшему наказанию повинен тот, кто попирает Сына Божия", то есть отрицает и отвергает вечное сыновство Христа, как социниане, "не почитает за святыню Кровь завета" (ср. Евр.10.26-28), считая ее кровью простой твари или же недейственной, чтобы забрать грех? Что же касается нас, получивших и принявших эту истину, то будем подвизаться за нее, видя, что она имеет столь большое значение в великом деле нашего спасения.
Я предлагаю не рассматривать здесь учение об удовлетворении в целом и во всех его частях, ибо это невозможно в одной беседе, и не рассматривать также почву и фундамент, на которых оно строится и которыми являются завет и совет мира и обязательства Христа в них, а также причины его, будь то причина достойная или действенная; также мы не будем касаться исполнения всех предписаний закона, совершенного Христом, и кары его, которую Он претерпел, поскольку этого потребовали закон и справедливость Бога, а также формы и способа, которыми это было сделано через Христа, так что грехи Его народа вменяются Ему, ибо эта доктрина включает в себя возложение наших грехов на Христа и Его смерть за них в очищение их, при котором Он умирает за грешников вместо них; мы не будем касаться здесь даже Его поручительства и замены, и целей таковых. Я должен буду только очень кратко рассмотреть необходимость всего этого, показав, что без этого ни грех не может быть прощен, ни грешник спасен и приведен к славе. И есть две вещи, которые я хочу здесь представить и которые, как я думаю, могут быть легко объяснены, чтобы явить необходимость удовлетворения за грех: а  именно, что все люди являются грешниками, а с другой стороны, что если есть воля Божья спасти грешников, по крайней мере некоторых из них, то удовлетворение здесь является необходимым и без него напрасно даже говорить об этом.   
Во-первых, пусть будет подчеркнуто, что все люди являются грешниками, и представляется, что это сразу же опровергнет все фантазии, что они являются невинными существами, чья природа не развращена, их действия не оскорбительны для Бога и не вредны для их ближних, ибо тогда ясно, почему противники удовлетворения Христова пробавляются таким самомнением; либо же они никогда не понимали, какой подходящей и благотворной является для них эта доктрина, если Писание, опыт, совесть, когда она пробуждена, и ежедневные факты свидетельствуют против них. Писания заявляют, что все люди согрешили в Адаме и стали грешниками своим непослушанием; они реально являются грешниками, ибо "все согрешили и лишены славы Божией", "все под грехом", все участвуют в вине и загрязнении греха, находятся под его властью и господством, и это касается всех, отсюда не исключен никто. Теперь, как люди являются грешниками, они нарушители закона Божьего, ибо "грех есть нарушение закона" и "каждый, совершающий грех, совершает и беззаконие" и получает за свой грех награду и возмездие, то есть праведное наказание. Никогда не было и не будет ни одного греха, что не был бы наказан либо в грешнике, либо в Поручившемся за него (1 Иоан.3.4, Евр.2.2). Если закон нарушен, он обвиняет в грехе, выявляет его вину, осуждает за него, выносит приговор осуждения и смерти, который должен быть исполнен; кара закона есть смерть, и закон никогда не отменяется и не изменяется, как и его кара, и Бог никогда не пойдет на это, и хотя Он указывает благоприятные для нас условия в Своем законе, допуская поручительство за преступника, но наказание всегда должно совершиться. 
Во грехе люди отчуждены от жизни Божией, отчуждены от Бога и удалены от Него, и находятся в состоянии отделения от Него и от общения с Ним, и без примирения и удовлетворения, сделанного за грех, они никогда не смогут вернуться к Нему. Непримиренный грешник никогда не сможет насладиться близостью к Богу и общением с Ним, ибо "какое общение праведности с беззаконием", праведного Бога и неправедных людей? Общение с Богом может быть только плодом страданий и смерти Христа, ибо "Он пострадал, Праведник за неправедных, чтобы привести их к Богу", тех, кто были далеки от общения с Ним, хотя и не далеки от Его союза с ними, чтобы привести их в Божие милостивое присутствие, в состояние Его благорасположения, и именно Его Кровь достигла мира для них, и те, кто были далеки от Бога и общения с Ним, стали близки к Нему (1 Пет.3.18, Еф.3.13-14). Я не говорю, что удовлетворение Христа приобретает любовь Божию; оно есть плод и следствие ее, но я говорю, что оно открывает нам путь в Его объятия, удаляя грех, который не позволяет нам наслаждаться Им.
И здесь позвольте мне заметить то, что связано с опытом, который вы могли бы получить в своем сознании таким образом, чтобы это стало полезным для вас в будущем, когда у вас может возникнуть искушение усомниться в вашей заинтересованности в удовлетворении Христа. У вас есть основания полагать, что у вас есть в любой форме общение с Богом, частное или публичное, в вашей комнате, или в семье, или в доме Божием, через Его установления, либо через служение Слова, молитву или Вечерю Господню? Если да, то  тогда вы можете быть уверены, что Христос дал удовлетворение за вас, или вы никогда не наслаждались бы таким общением.
Опять же, люди в грехе становятся врагами Бога, и поэтому примирение, или удовлетворение за грех становится для них необходимым; они враги в их умах, по злым делам своим,  есть внутренняя вражда в их сердцах, которая внешне обнаруживается в их дурных поступках, ибо их плотские помышления суть вражда против Бога, и кроме того, со стороны Самого Бога есть вражда, объявленная в законе: в глазах закона, и в глазах правосудия, согрешив, они рассматриваются как враги Бога, и восставшие против Него, и они объявлены законом врагами и рассматриваются как таковые. Так что хотя в сердце Бога и нет реальной вражды к избранным грешникам, ибо это несовместимо с Его вечной и неизменной любовью к ним, но есть закон вражды, который должен быть умерщвлен и удален, и он был убит и удален в смерти Христа. Те, кто восстали против короля, могут не иметь никакой вражды в своем сердце к нему лично, но по закону они рассматриваются как враги, мятежники и предатели своей короны правительства, и рассматриваются как таковые, и подлежат преследованию по закону, хотя   по крайней мере, некоторые из них могут быть помилованы, и это такая вражда, которая делает удовлетворение Христа за грехи необходимым. Если бы в умах людей была только внутренняя вражда к Богу, проявляющаяся в их делах, которая может быть удалена только Духом Божиим, излитым в сердца их, Царь мог бы просто сокрушить оружие их мятежа и заставить их примириться с праведностью Христа и путем спасения через Него, и с Его законом и правлением, и по благодати Бога вражда в их сердцах была бы преодолена, и любовь внедрена в их души. Чтобы удалить эту вражду, страдания и смерть Христа как таковые не нужны, ибо сказано, что в то время как избранные Божии были еще грешниками Христос умер за них, и, когда они были врагами, они примирились с Богом смертью Его. Однако это не должно быть понято только как внутренняя развращенность и вражда их сердца, ибо гораздо большая часть тех, за кого умер Христос и за кого Он дал примирение, еще не были тогда в состоянии фактического растления и вражды, ибо их еще не существовало, но смысл в том, что они уже тогда рассматривались как грешники в Адаме, и как враги, мятежники и отступники в своем главе,   когда Христос умер за них, и примирил их с Богом, путем удовлетворения за грехи, которое эта вражда сделали необходимым. Поэтому в связи с этой двойной враждой есть двоякое примирение: одно во Христе, другое через работу Духа Христова; одно совершается через смерть Христа, другое же при обращении, и мы видим и то и другое в одном тексте, Рим.5.10: "Если, когда мы были врагами, мы примирились с Богом смертью Сына Его", то есть закон вражды был убит, и даны примирение и удовлетворение за грех, то "тем более, примирившись", то есть, по благодати и Духу Божию в возрождении, когда внутренняя вражда будет удалена, а сердце наполнено любовью к Богу и готовностью служить Ему, "спасемся жизнью Его". Этот текст должен быть записан золотыми буквами в наших сердцах; ничего подобного не может быть нигде, ни в каких объемистых трудах язычников, но лишь в Слове Божием, оно содержит мысли, чувства, которые никогда не могли бы возникнуть в сердце человеческом сами по себе, если бы не были открыты  самим Богом в Священном Писании; враги примирились с Богом смертью Сына Его! Таким образом, отсюда ясно, что  если люди являются грешниками, и поэтому нарушителями закона, чуждыми Богу и врагами Ему, то удовлетворение должно быть дано за их грехи, чтобы они были прощены, спасены и приведены к славе.
Во-вторых, другая причина того, что удовлетворение за грех представляется необходимым, в том, что есть воля Божия, чтобы спасти грешников, по крайней мере некоторые из них, и это, безусловно, объявлено так в Божественном откровении. Бог решил спасти, Он решился на это в себе, и сказал: Я спасу их, то есть Он назначил некоторых не на гнев, которого они заслуживают, но к получению спасения через Иисуса Христа. Он выбрал их к этому "через освящение Духа и веру истине".  Есть те некоторые, кто избраны к вечной жизни, сосуды милосердия, приготовленные к славе, и их спасение было решено в совете и завет благодати, в совете мира между Отцом и Сыном; в совете был устроен замысел спасения, а в завете оно было постановлено, и Сын Божий согласился быть Автором спасения, и соответственно, в полноту времен Он был послан чтобы быть Спасителем людей, он пришел взыскать и спасти то, что было потеряно, и он спас Свой народ от грехов его. "Истинно и всякого принятия достойно слово, что Христос пришел в мир, чтобы спасти грешников", и Он приобрел спасение для них Своими страданиями и смертью через пролитие Его крови, которое было вменено им;  будучи совершенным в страдании, Он стал Автором спасения их, Своей Кровью Он искупил Своих людей Богу и Своей смертью примирил их с Ним, и все это  было по определенному совету и предвидению Божию, для евреев и язычников, и то, что Он пострадал за них, было не чем иным, как рукой и волей Божией, предопределенной заранее,  и поэтому было необходимо, что Христос должен был пострадать и умереть, чтобы дать удовлетворение за грехи людей.
Некоторые утверждают, что Бог может простить грех и спасти грешников без удовлетворения: это говорят социниане, а также некоторые другие, которые считают, что не то чтобы удовлетворение не было нужным и целесообразным, но для дела спасения оно не было необходимым. Но Бог не мог не делать то, что было правильным и уместным сделать. Такие выражения  подрывают доктрину удовлетворения Христа и поощряют и укрепляют руки социниан, ибо ее противники употребляют один из этих аргументов против другого. В самом деле, если мы не хотим оскорбить Святого Израилева или наложить ограничения на Его власть, мы должны быть осторожны и внимательны в этом вопросе. Его власть бесконечна; власть, принадлежащая Богу, неограничена, Он  может сделать больше, чем мы можем подумать или представить, и с Ним нет ничего невозможного, и никто не может преуменьшить славу Его власти или оспорить ее, или найти в ней несовершенство и слабость. Можно сказать, что есть некоторые вещи, которые Он не может сделать, ибо в этом Его слава, ибо на самом деле обратное было бы лишь слабостью и несовершенством. Так, Писание неоднократно заверяет нас, что Бог не может лгать,  потому что это противоречит Его надежности и истинности, и Он не может грешить, что противоречило бы Его чистоте и святости, и не может совершить ничего несправедливого по отношению к Своим творениям, что противоречило бы Его справедливости и праведности; Он не может отказаться от Самого Себя, иначе Он пошел бы против Своей природы и совершенства, и по той же причине, Он не может простить грех без удовлетворения, ибо, как мы увидим, это никак не согласовалось бы с Его совершенством. В конце концов, это напрасная и бесплодная вещь - спорить о силе Божией, что Он может сделать и чего не может; в случае, когда Он объявил Свою волю, что Он будет делать, или не делать, как в случае перед нами, при том, что Он провозгласил Свое имя как "Бог прощающий беззаконие, преступление и грех", Он добавил также: "и не оставляющий без наказания", то есть без удовлетворения Его справедливости, не давая виновным остаться безнаказанными (Исх.34.7, Чис.14.18). Даже помилованные грешники не остаются ненаказанными, ибо если они не наказываются сами, то наказание переносится на поручителя (Иер.30.11). Кроме того, в вечном завете благодати, который Бог заключил со Своим Сыном, Он возвестил Свою волю на это, и Сын согласился прийти в мир, чтобы это сделать, говоря:  "вот, иду исполнить волю Твою, Боже", и зачем? чтобы принести тело, приготовленное для Него, вместе со Своей душой, в жертву за грех, для удовлетворения за него и очищения его, и именно это явствует из молитвы нашего Господа в саду, ибо если бы был другой способ помилования за грехи и спасения грешников, чем через кровь, страдания и смерть Христа, как жертву и удовлетворения за грехи, то была бы удовлетворена Его настойчивая просьба: "Отче мой,  если это будет возможно, да минует Меня чаша сия", то есть если те, кого Ты дал Мне и кого Я обязался спасти, могут быть спасены и их грехи прощены без этой Моей горькой чаши страданий и смерти за них, то избавь Меня от нее, "тем не менее, не как Я хочу, но как Ты", и Я сделаю то, что Ты повелел, как бы тяжко и страшно это ни было.

Некоторые утверждают, что Бог может простить грех и спасти грешников без удовлетворения: это говорят социниане, а также некоторые другие, которые считают, что не то чтобы удовлетворение не было нужным и целесообразным, но для дела спасения оно не было необходимым. Но Бог не мог не делать то, что было правильным и уместным сделать. Такие выражения  подрывают доктрину удовлетворения Христа и поощряют и укрепляют руки социниан, ибо ее противники употребляют один из этих аргументов против другого. В самом деле, если мы не хотим оскорбить Святого Израилева или наложить ограничения на Его власть, мы должны быть осторожны и внимательны в этом вопросе. Его власть бесконечна; власть, принадлежащая Богу, неограничена, Он  может сделать больше, чем мы можем подумать или представить, и с Ним нет ничего невозможного, и никто не может преуменьшить славу Его власти или оспорить ее, или найти в ней несовершенство и слабость. Можно сказать, что есть некоторые вещи, которые Он не может сделать, ибо в этом Его слава, ибо на самом деле обратное было бы лишь слабостью и несовершенством. Так, Писание неоднократно заверяет нас, что Бог не может лгать,  потому что это противоречит Его надежности и истинности, и Он не может грешить, что противоречило бы Его чистоте и святости, и не может совершить ничего несправедливого по отношению к Своим творениям, что противоречило бы Его справедливости и праведности; Он не может отказаться от Самого Себя, иначе Он пошел бы против Своей природы и совершенства, и по той же причине, Он не может простить грех без удовлетворения, ибо, как мы увидим, это никак не согласовалось бы с Его совершенством. В конце концов, это напрасная и бесплодная вещь - спорить о силе Божией, что Он может сделать и чего не может; в случае, когда Он объявил Свою волю, что Он будет делать, или не делать, как в случае перед нами, при том, что Он провозгласил Свое имя как "Бог прощающий беззаконие, преступление и грех", Он добавил также: "и не оставляющий без наказания", то есть без удовлетворения Его справедливости, не давая виновным остаться безнаказанными (Исх.34.7, Чис.14.18). Даже помилованные грешники не остаются ненаказанными, ибо если они не наказываются сами, то наказание переносится на поручителя (Иер.30.11). Кроме того, в вечном завете благодати, который Бог заключил со Своим Сыном, Он возвестил Свою волю на это, и Сын согласился прийти в мир, чтобы это сделать, говоря:  "вот, иду исполнить волю Твою, Боже", и зачем? чтобы принести тело, приготовленное для Него, вместе со Своей душой, в жертву за грех, для удовлетворения за него и очищения его, и именно это явствует из молитвы нашего Господа в саду, ибо если бы был другой способ помилования за грехи и спасения грешников, чем через кровь, страдания и смерть Христа, как жертву и удовлетворения за грехи, то была бы удовлетворена Его настойчивая просьба: "Отче мой,  если это будет возможно, да минует Меня чаша сия", то есть если те, кого Ты дал Мне и кого Я обязался спасти, могут быть спасены и их грехи прощены без этой Моей горькой чаши страданий и смерти за них, то избавь Меня от нее, "тем не менее, не как Я хочу, но как Ты", и Я сделаю то, что Ты повелел, как бы тяжко и страшно это ни было.

1. С Его справедливостью и святостью. Бог от природы и по сути Своей прост и свят, и таковы все Его пути и дела;   "Он праведен во всех путях своих, и свят во всех делах Своих"; все существа признают Его справедливость и святость, и ангелы усваивают Ему то же самое; так ангел вод говорит: "Ты праведен, Господи"; дьявол должен был признать, что все люди, хорошие и плохие, принадлежат Ему;  злой фараон сказал: "Господь праведен, а я и народ мой виновны", пророк Иеремия, даже когда он сокрушался о провидении Божием и соблазнялся о нем, не мог не признать справедливость Бога: "Праведен будешь Ты, Господи, однако же буду говорить с Тобою о правосудии". Праведный Господь любит правду и ненавидит беззаконие; Его очи слишком чисты, чтобы созерцать его с восторгом, Он не является Богом, что получает удовольствие от греха, но Он испытывает полную ненависть к нему, Он не может не ненавидеть его и не являть Свою ненависть к нему во всем, что Он делает, наказывая его, и карающее правосудие имеет важное значение для Него. Хотя социниане, отвергающие удовлетворение Христово, отрицают это, но Бог есть огонь поядающий, и, как для огня естественно сжигать все, что может гореть, так для Бога вполне естественно наказывать грех и истреблять грешников огнем Своего гнева, как шипы и терновник. Праведный Бог знает Свой закон, который Он применяет для наказания греха и грешников, высоко ценит его, чтит и славит, и это праведное дело для Бога - подвергать скорбям Свой народ за грехи и судить антихриста и антихристиан, и этот суд признают истинным и праведным бесчисленные ангелы и святые на небесах (Откр.16.6, 19.1-2). Праведен будет последний суд,   когда грешники будут судимы по делам их, и приговорены навечно правосудием Божиим, и никогда грех и грешники не останутся безнаказанными.
2. С правдой и праведностью Бога, в связи с Его святым и праведным законом. Бог имеет право дать закон всему творению, и Он дал его как Правитель вселенной, ибо "там, где нет закона, нет и преступления", люди могут жить с безнаказанностью, и никакое обвинение не может быть предъявлено им; "грех не вменяется, когда нет закона", но Бог дал закон, который является "святым, справедливым и хорошим", и который показывает, что является благом и совершенством; и этот закон имеет власть, как каждый закон должен ее иметь, или он не будет иметь никакой силы, чтобы обязать к соблюдению его и удержать от неповиновения. Кара же закона Божия не меньшая, чем смерть, и смерть вечная, которая единственно является надлежащим возмездием за грех, и Бог объявил, что Он подвергнет ей нарушающих Его закон: "в день, когда ты съешь от него, ты умрешь", сказал Он Адаму, и это был не только закон, но и положительное моральное предписание.  Истинность, правда и верность Бога в том, что Он устанавливает кару и угрожает ее исполнением, либо на нарушителе, либо на Поручителе за него, ибо суд Божий в том, что грешный человек достоин смерти, и этот суд истинен и состоится, ибо "Бог верен, а всякий человек лжив".
3. Это также не согласуется с мудростью Бога, чтобы грех был прощен без удовлетворения за него. Не мудро для любого законодателя - выпускать закон, который не наказывает за преступление; это слабость всякий раз, когда это признается, и хотя некоторые напуганные люди могут называть это милостью и любовью, нежностью и мягкостью, но это не правосудие и не является актом благоразумия, а последствия его плохи, это ведет к ослаблению авторитета законодательной власти, вводит правительство в презрение и ободряет нарушителей его законов, от которых можно уйти безнаказанно; мудрый законодатель не будет поступать таким образом. Но замысел примирения человека и искупления во Христе представляется делом высочайшей мудрости, задуманным и совершенным Богом, ибо здесь Он "изобилует всякой премудростью и ведением", и где же Его совершенная мудрость, если бы всего этого можно было достичь более простым способом, с меньшими затратами , без страданий и смерти Сына Его? Если бы был другой и лучший способ спасения грешников, бесконечная Мудрость нашла бы его, и бесконечная благодать и милость исполнила бы его.
4. Это также не так уж хорошо согласуется с величием любви Бога и Его Сына Иисуса Христа, возлюбленного Сына Его, Которого Он послал в этот мир в подобии плоти греховной, чтобы Он страдал, был поносим и подвергся насилию со стороны худших из людей, подвергся пыткам и самой жестокой, болезненной и позорной смерти на кресте, чтобы дать примирение и искупить грех, который можно было просто простить и спасти грешников без всего этого, просто рассказав им, что их грехи прощены и они должны быть спасены. Это не только не выражает любви Бога к Своему народу, но имеет тенденцию уменьшать и снижать ее. То, что Бог отдал Сына ради грешников, чтобы Ему пострадать и умереть за них, когда они были грешниками, в умилостивление и искупительную жертву за их грехи, всегда усваивают любви Божией, как самое сильное выражение ее, но где же величие этой любви, если спасение могло быть осуществлено легче и с меньшими затратами усилий? И действительно, если оно могло бы быть совершено в любой другой форме, величие Его любви померкло бы. Или грешник должен умереть, или Христос должен умереть для него; но чтобы избранные грешники не погибли, Бог по Своей любви избрал и послал Своего Единородного Сына умереть за них.
Итак, необходимость удовлетворения за грех для его прощения до некоторой степени открывается даже при свете природы в чувствах и практике язычников, которые хотя и не могли знать о надлежащем удовлетворении за грех, но имели некоторые подсказки в этом направлении; в свете природы они видели зло греховных дел, по крайней мере некоторых из них, и потому мучились угрызениями совести; они также понимали, что если совершен грех, божество возмущается и гневается, и даже изливает ярость на них, и поэтому, хотя их ум пребывал в страхе и ужасе перед наказанием, они видели его необходимость, чтобы успокоить божество, и предпринимали различные, хотя и глупые и бесплодные, а порой варварские и бесчеловечные меры для того, чтобы умирить гнев Божий, отдавая "первенцев за грехи тела своего и плод чрева своего за грехи души своей"; и это показывало наличие у них чувства необходимости удовлетворения за преступление и умиротворения правосудия или мести со стороны божества (ср. Деян.28.4). Что касается евреев, которые удостоились Божественного откровения, то совершенно ясно, что они были знакомы с учением о помиловании и удовлетворении за грехи, и жертвы, которые они получили указания приносить, указывали на   правильный метод удовлетворения за грех и прощение его через страдания и смерть Мессии; все их жертвы, особенно за грех, ясно показывали необходимость удовлетворения за него и указывали на прощение, которое предстоит в будущем. Часто говорится, что священник должен сделать искупление за грехи людей, и их грехи прощены будут им (Лев.4.20-26,31-35, 5.10-18, 6.7). Эти жертвы не могли действительно искупить грех и очистить его, но если Бог может прощать грехи, без удовлетворения вообще, почему бы Ему не простить его за такие жертвы? Истинная причина этому такова, что Он не мог, в согласии со Своим собственным совершенством, сделать это без жертвы Сына Его. Итак, в целом можно сделать вывод, что удовлетворение за грех через страдание и смерть Христа  было абсолютно необходимо для прощения грехов; "без пролития крови не бывает прощения"; не было прообраза прощения греха под законом без пролития крови животных; и не было никакого реального прощения грехов ни тогда, ни сейчас, без пролития крови Христа (Евр.9.22), никогда не было и не может быть.
Существуют различные возражения против этой доктрины, и на некоторые более общие и главные из них я должен обратить внимание, и дать краткий ответ.
1. Предполагается, будто учение о удовлетворение правосудия Божия за грех является несовместимым с милосердием Божиим, и не оставляет места для него. Но атрибуты справедливости и милосердия не противоречат друг другу, они находятся в согласии вместе в одной Божественной природе. Бог описывается как имеющий и то и другое: "милостив Господь и праведен" (Пс.116.5), Он и милосерден, и справедлив (Исх.34.6-7), и как эти атрибуты находятся в единстве в Божественной сущности, они не противоречат друг другу и в Его делах, и в удовлетворении  "милость и истина встретились, и правда и мир лобызаются"; здесь правосудие удовлетворено и открывается путь для милосердия.
2. Возражают, что если прощение грехов достигается через полное удовлетворение, то нельзя сказать, что оно свободно; предполагается, что это затмевает славу благодати Божьей в прощении грехов; но величие богатства этой благодати и Кровь Христа едины, и это выражается в стихе: "в Нем (Христе) мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7). Свободная благодать Божия столь далека от того, чтобы затмить  прощение грехов через удовлетворение Христа, что оно светит только ярче через нее, ибо эта свободная благодать Божия и дана при том условии, что Христос будет принесен в жертву за грех, чтобы искупить его, как спросил Исаак Авраама: где же агнец для всесожжения? Сын мой, говорит он, Бог усмотрит Себе агнца для всесожжения" (Быт.22.7-8). Поэтому Бог в Его богатой милости и благодати предоставил Христа как приношение и жертву за грех, и Его благодать в высшей мере явлена в том, что Своего собственного Единородного Сына Он отдал в эту искупительную жертву, как Агнца, взявшего на Себя грех мира. Это была благодать, явленная в Божественной цели и постановлениях, предложенная в Его совете и завете и данная в умилостивлении за грехи; это  была милость нам, что Он не пощадил его, но предал Его за всех нас, и это была благодать Бога принять удовлетворение, данное Христом, ибо, хотя это было настолько полным и окончательным, как ничто не может быть более, это не было бы так неоспоримо, если бы Он не вменил этого Христу в обязанность. Если бы это не было согласовано в завете между Богом и Христом, Бог мог бы в строгой справедливости замечать наши беззакония и настаивать на удовлетворении нами самими, Он мог бы настаивать, что "душа согрешающая должна умереть", поэтому благодатью и милостью Бога было вообще допустить поручительство и возможность удовлетворения за нас, и это была Его благодать - принять это удовлетворение, как если бы оно было дано нами самими. Кроме того, то, что оно стоило Христу так дорого, стоило Его жизни, крови, страданий и смерти, чтобы дать   удовлетворение за грех, и обеспечить прощение, ознавало, как велика эта благодать нам. Кроме того, благодать в Писании противопоставляется только делам людей, но не делу Христа и не Его удовлетворению.
3. Говорят, что замысел прощения через удовлетворение делает любовь Христа к людям большей, чем у Отца, и потому они более обязаны одному, чем другому; Сын представляется как  нежно ласковый, сострадательный и добрый ко грешникам, а Отец - как неумолимый и не сдерживающий свой гнев без удовлетворения Его справедливости; но как выражена любовь в этом деле удовлетворения Христа! Как дерзок человек, который возьмет на себя сказать, кто явил большую любовь, Отец в предоставлении Своего Сына, или Сын, отдавая Себя, чтобы быть искупительной жертвой за грех, ибо, как сказано, что "Он возлюбил Церковь и предал Себя за нее", и возлюбил нас и предал Себя за нас, и, как говорит апостол, "возлюбил меня и предал Себя за меня" (Еф.5.2, Гал.2.20). Так сказано об Отце, что Он так возлюбил мир, что отдал Своего единородного Сына, чтобы пострадать и умереть за людей, и "в том Его любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши", и что Он выражает свою любовь к нам, в предоставлении Сына Своего на смерть за нас,  когда мы были еще грешниками (Иоан.3.16, 1 Иоан.4.9-10, Рим.5.8). Может ли быть большая любовь, чем эта? И какая из них большая, не нам судить.
4. Говорят, что если Христос есть Бог, Божественная личность, Он должен гневаться на грех, и если Он дал удовлетворение, Он должно быть, дал удовлетворение Самому Себе, что представляется абсурдом. Все это может быть разрешено тем, что Христос есть истинный Бог, Второе Лицо Божества, и Он равно оскорблен грехом с Отцом Своим, Которому Он дал удовлетворение, что тоже может показаться абсурдом. Но есть некоторые случаи, когда люди сами дают себе удовлетворение, и это не кажется абсурдом, например, восстанавливая денежные потери, причиненные ими самим себе, но не как частному лицу, а в качестве члена сообщества.   Таким же образом, член парламента, нарушив законы и правила внутреннего распорядка, тоже должен дать удовлетворение себе не как частному лицу, а как члену парламента. Вполне возможно для законодателя дать себе удовлетворение за нарушение собственного закона, если он нарушил его, будучи законодателем. Так Залевк, автор закона, наказывавшего прелюбодеяние ослеплением, после того как его собственный сын нарушил этот закон, чтобы дать полное удовлетворение закону и законодателю, и все же оказать милость сыну, велел ослепить на один глаз его и на один - себя. Но в случае с удовлетворением, данным Христом, нельзя рассматривать ни одно из Лиц Божества отдельно, но Бог по существу должен рассматриваться во всех трех Лицах, или, скорее, правосудие Божие в Его природе должно почитаться общим для всех трех Лиц. Совершенство в Его природе, представленное Первым Лицом, Отцом, возмущено грехом и требует удовлетворения, и оно дается Вторым Лицом в человеческой природе, Богочеловеком, Который обладает тем же самым Божественным совершенством. Сын Божий, Который также любит праведность и ненавидит беззаконие, также оскорблен грехом, и требует того же удовлетворения, которое Он как Посредник дает Богу Отцу; и так обиженный человек может посредником для правонарушителя, и дать удовлетворение для него, без всякого абсурда или противоречия, как дать удовлетворение для себя. То же самое можно наблюдать касательно правосудия Божия, как совершенство Божественной природы, которым обладает Третье Лицо, Дух, требует удовлетворения, и, это дает Христос, Поручитель и Спаситель грешников, так что удовлетворение не дается одним Лицом исключительно и по отдельности, но в справедливости Бога во всех Его лицах, и это Тот, Кто есть Господь, Судия и Правитель всего мира, Кто поддерживает и будет поддерживать честь Его справедливости, и Его славное величие, и Его праведный закон.
5. Еще раз скажу, что если считают, что учение об удовлетворении Христа за грехи ослабляет обязательства и долг людей и открывает дверь распущенности, то это крайне далеко от истины, ибо оно, напротив, усиливает обязательства и побуждает больше следовать долгу, а также способствует святости жизни, хождения и слов тех, кто имеет основания полагать, что Христос дал удовлетворение за их грехи, ибо любовь ко Христу, умершему за них, ставшему грехом и проклятием за них, чтобы удовлетворить за их грехи, сильнее всего побуждает их к тому, чтобы жить в соответствии с Его волей и во славу Его; будучи куплены ценой Крови Христа и освобождены Им от суетной жизни, они тем более побуждаются прославлять Бога своим телом и душой, которые принадлежат Ему, и в страхе и трепете проводить время своего странствования. Благодать Божия, которая явилась как дар в Его Сыне, во Христе как Искупителе и Спасителе Своих людей, ставшем для них Жертвой и Примирителем, действенно учит их отвергать нечестие и мирские похоти и жить целомудренно, праведно и благочестиво в нынешнем злом мире (2 Кор.5.14, 1 Кор.6.20, 1 Пет.1.17-18, Тит 2.11-12).
Чтобы закончить, скажу еще одно-два слова.
1. Мы можем узнать отсюда о мерзкой природе греха, о страшной греховности его, о том, какая злая и горькая вещь грех, так что ничто не может дать ни искупления, ни удовлетворение за него, но лишь пролитие Крови, страдания и смерть Христа.
2. Мы можем видеть строгость Божией справедливости, которая не уменьшилась, но настаивала на страданиях и смерти Христа, ибо закон требовал умилостивления и удовлетворения за грехи народа, и если он не пощадил Сына Божия, вставшего на место нас, но востребовал полное удовлетворение из Его рук, то он никак не пощадит грешников без Христа, которые не заинтересованы в Его удовлетворении, и как же страшно впасть в руки Бога Живого, когда Он будет судить землю!
3. Давайте восхитимся и прославим совершенства Бога, Его мудрость, праведность и святость, а также Его любовь, милость и благодать, которые так славно сияют в этом деле удовлетворения и примирения за грехи, совершенном Кровью Христа, ибо Он Тот, для Которого все и от Которого все, приведший многих сынов в славу, Вождь спасения их, усовершенный чрез страдания. 


Рецензии