Первая звездочка

   Промозглый осенний вечер обещал быть веселым и интересным. А каким еще он может быть, когда восемнадцать туристов собрались в одном плацкартном вагоне, объединенные общей целью - побродить где-то на границе свердловской и пермской областей и сплавиться по реке, окруженной загадками и тайнами - по Чусовой. Река, перебившая кучу барок, все время норовит разбить твой катамаран о скалу-боец и поглотить тебя в мутном омуте, а вокруг лишь густой девственный лес да редкие глухие деревеньки. Так виделся предстоящий поход тем, кто прочитал "Золото бунта" - приключенческо-исторический роман Алексея Иванова.
   Вечер действительно был дивным и недолгим, а вот утро медленно тянулось длинными свердловскими километрами, грандиозными мостами и долгими станциями. Вот в Ревде вышли одинадцать человек, сразу разбившихся на две группы. Это была первая в истории Ирбиса звездочка со своими прелестями, передачей плавсредств и со своим звездопадом. У ребят уже сегодня начинался сплав, а нам еще предстояло протопать около сотни километров, прежде чем мы сядем махать веслами. И проехать еще не одну сотню... Вот тут то и всплыли первые проблемы: нашу электричку отменили, всвязи с чем мы задержались в Екатеринбурге еще на пару часов. За это время выяснилось, что обратный поезд идет только до Кузино, и попасть в Дружинино мы сможем лишь на перекладных. Но пока это не главное. Дойти до моста от начальной точки мы теперь не успеваем и руковод решает срезать маршрут, скопировав предстоящий путь Оксаны.
   В электричке нас догнала и вторая ласточка печали - наш походный врач забыла аптечку, и если бы будущий хомендук Айрат не взял с собой лекарств поболее, чем было потеряно, нам бы пришлось очень худо.
   Солнце уползало за горизонт и электричка отстукивала последние аккорды - значит пора надеть рюкзаки и юркнуть в лес. Ведь пройти десяток - другой километров по асфальту как-то неспортивно. Но на краю деревни нам встречается бабушка: "Ох, да куда ж вы на ночь глядя, там дороги нет, кругом волки-медведи, заблудитесь так, что костей никто не сыщет..." Спасибо, а в лесу действительно бурелом, ну его на фиг, пошли подрежем все-таки асфальт. Но вышли мы на какой-то странный дом. Четыре красных глаза светились в темноте и быстро приближались к нам. "Ай-я-яй, я боюсь!" - раздался возглас в ночи и газовый баллончик уперся в нос собаке. Хозяева указали путь, а глаза еще долго светили нам в след.
   Дождик застукал нас на асфальте, совсем недалеко от моста, но встать под ним мы не решились, вдруг местные припрятали там туалет, и палатка материализовалась в десятке-другом метров слева. Ужин и сон сегодня наступили стремительно.
   С утра кто-то продырявил небо и серая хмарь нависла над лесами и поселками, дождик хулиганил и мочил все вокруг. Лишь дождевик дарил чувство сухости и комфорта, да и то не всем. Айрат вон уже термобелье отжимает. Кстати, непонятно что означает надпись снизу его зеленого порнорюкзака "85м". Может опечатка, "85 см" больше соответствует действительности.
   Поселок, вставший у нас на пути, порадовал миниралкой, видом гоповатых подростков у магазина и остатками былой советской роскоши.
   Дороги на урале отличаются прямотой, они здесь виляют не вправо-влево, как в марийке среди болот, а вверх-вниз, что вносит хоть немного разнообразия. Но вот  дорогу преградила речка Шайтанка - неглубокий, но достаточно широкий ручеек. Прыг на тот камень, потом вон на тот, и еще немного... И вот ты уже на другом берегу, воды вроде не зачерпнул, но все-равно стоишь с мокрыми ногами. Времени всего около часа, но дальше по курсу лежит Старик-камень, отложим восхождение на утро.
   С утра, мы поднимаемся на вершину местной сопки высотой метров семьсот. Там, под камнем рядом с какой-то карликовой березой я и оставил заброску оксанкиной группе - в том числе пятилитровку воды. А вот зачем я уже два дня таскал пять литров воды - это интересная история, требующая отдельного повествования.
   Оксана была амбициозным и подающим надежду, но еще совсем неопытным руководом, и на тренировочных ПВДшках они столь тщательно обходили источники воды стороной, что заканчивалось все пивом с печеньками. В одной из таких ПВД они, пройдя мимо нас всего метрах в пятиста, сумели так затеряться в болотистых марийских дебрях, что мы с Саней не смогли их найти. Вот я и решил, пусть, если что, хоть раз насладятся горячим ужином и чаем.smile
   Однако, вид со Старика-камня не порадовал - смотреть на белое марево, в котором при желании можно было разглядеть  лишь отдельные снежинки, было неинтересно. Поэтому, не долго думая, мы спустились в какое-то болотце, через пару километров превратившееся в широкий проспект местного разлива. Но долго сегодня по нему походить не пришлось. "Дальше идти нет смысла, через несколько километров поселок", - четко прозвучал приказ руковода возле какого-то ручейка. И мы снова теряем пару часов светового времени. На следующий день нам предстоит преодолеть более сорока километров. "Это все по дорогам", - успокаивает нас Макс перед сном.
   Главная интрига теребит наши умы с утра - будет ли мост через Сулем - небольшую, но глубокую речку. Бродить немного вплавь или по грудь в ноябре, когда первый снежок уже покрыл землю тонким, но ровным слоем, а легкий морозец сковал мелкие лужицы, превратив их в кусочки льда  - бр-р-р, аж мурашки по спине бегают от одной только мысли об этом. До поселка недалеко, все идут тихо - не дай Бог лесники сцапают. Дорога подходит к реке и обрывается у высокого берега Сулема, а из воды торчат опоры моста. Шансы дойти сегодня до наших тают на глазах, но мы догадываемся посмотреть налево, и с удивлением обнаруживаем там отличный бетонный мост и плотину. Тут то Ольга и попросила отправить ее в Казань. Конечно с простудой шутки плохи, но до ближайшего транспорта не один десяток километров, так что давай сюда свой рюкзак, вот тебе кружка горячего колдрекса (теперь стало понятно, зачем нам нужны были горелки в этом походе) и вперед! Да не тут-то было. Сделав небольшой кружок по местным зарослям на том берегу мы понимаем - еще одна лесная речка преградила нам путь, Кутья, мать ее. Теперь никаких мостов - лишь тонкое скользкое бревно, которое на ладан дышит - того и гляди сломается под ногами. Каждый срубил себе по два шеста, но и те не придают уверенности - одно неосторожное движение и ты в воде. Никого не радует такая мокрая перспектива, поэтому медленно, муравьинными шагами переходят все на другой берег. Так в час по чайной ложке лишь к обеду мы вышли на дорогу. Ни о каком обеде, естественно, не могло быть и речи, лишь бутерброды и шоколадки упали в наши голодные желудки, а впереди еще километров тридцать дорог, часа четыре светового времени и цель, до которой нельзя не дойти.
   "Шестиметровая дорога с улучшенным покрытием" позволяет идти очень быстро, семь километров в час - не предел, вот только то ли лужи, то ли болотца посреди дороги заставляют то и дело обходить лесом все это безобразие. Но водных преград на пути становилось все меньше. Еще несколько таких переходов и мы на месте. Тем временем хмурое небо бросало под ноги мокрый снег, и при каждом шаге слышалось: "Хлюп-хлюп, хлюп-хлюп, хлюп..."
   Но вот наезженная дорога поворачивает налево.
- Макс, пошли туда, нам все-равно три километра влево надо пройти, если дороги не будет там потом по ЖПС срежем на точку.
- Это нелогично - прозвучал ответ в сумерках и группа пошла прямо - мы сейчас через пару километров другую дорогу подрежем, она там точно есть.
   Шестиметровая дорога с улучшенным покрытием растворялась на глазах у изумленных туристов, превратившись сначала в обычную дорогу, постепенно сужающуюся, и вот прямо на дороге уже растут небольшие елочки! Макс, давай вернемся, пока не поздно. Ну вот, еще чего, возвращаться мы будем. И вот мы идем уже просто по лесу, сначала достаточно редкому, затем густому и труднопроходимому. А вскоре и худшее, что могло произойти, все-таки случилось - коварный лес 2А преградил наш путь. Толстые еловые стволы, лежащие вповалку как попало, мокрые разлапистые еловые ветки и около километра до дороги. Темнота окончательно окутала Урал непроглядным мраком. Даже сфотографировать это безобразие не удалось, что сделало отчет неправдоподобным, но тогда было не до бумажек. Всего в нескольких километрах отсюда нас ждут товарищи, там согревающий костер, дымящийся котелок с супом, горячий чай. Вот только дойдем ли мы до них, ведь силы на исходе. Хотя куда мы денемся, так бы встали прямо здесь, но мы обещали придти, и от того, выполним ли мы данное обещание, зависит успешное прохождение маршрута.
   Под такие размышления где низко кланяясь уральскому лесу, а где перелезая через поваленные деревья мы прорвались к дороге, и тут Айрат попросил его разгрузить. Беспрецедентный случай в истории нашего турклуба. Руковод дал ему шоколадку и волшебный пендель, после чего настали самые волнительные километры нашего пути. А вдруг они недоплыли по каким-то причинам, или промахнулись и теперь сидят вокруг костра где-то ниже по течению. От этой мысли становилось не по себе, развести костер и поставить палатку самостоятельно казалось тогда самым трудным, что может быть на свете. Ужасно хотелось остановиться и больше никуда не идти, но сидеть без костра и без движения было равнозначно самоубийству. Лишь в такие минуты по настоящему понимаешь что значит дым костра создает уют. Вот он, сначала едва уловимый запах, прекраснее которого быть не может промозглой осенней ночью, затем небольшой, но яркий огонек где-то вдали. И вот уже непонятно откуда взялись силы, глаза вдруг заблестели в темноте и с криком "Ура! Наши!" мы ринулись на зов, не замечая кустов и оврага на пути.
   Та радость встречи, счастье осознания того, что дошли не забудутся никогда. Наверное, такие чувства знакомы летчикам, целующим землю после аварийного рейса. А мы были готовы расцеловать своих друзей.
   В этот вечер за миской супа Джонни сделал крылатое наблюдение: "Пешеходники отдыхают сидя, а водники стоя." У нас даже мысли не было постоять хоть минуту, если что надо проще было послать водника, чем самому встать.
   Наутро команда подъем звучит неоднократно, но вылезти из теплого зимнего спальника у меня нет сил. Оля уже всем рассказала как "я расстегиваю спальник, а там Вован трясется как осиновый лист", но я думаю только о том, как пролежать еще пару минут. Однако стоило лишь вылезти наружу, как слабость и озноб растворились в уже по зимнему морозном воздухе. Хорошо что хворь сегодня прошла, ведь чем дальше, тем жестче.
   Фото на память и Оксана отправилась совершать пешеходные подвиги, а мы, расхватав по веслу, принялись усиленно отдыхать. Этот день, пожалуй, не запомнился ничем особенным. Ноябрьский мороз еще не полностью вступил в свои права, так что сплав доставил сплошное удовольствие. Оказывается, пройти и проплыть сорок километров, пусть даже по стоячей воде - это огромная разница. Как говорится, все познается в сравнении.
   Наутро мы отдали швартовые едва рассвет забрезжил над горизонтом. Но наши почему-то очень нервничали по поводу долгого пребывания у костра. Сплав по своей природе требует разговоров, а потому, не найдя лучшей темы для беседы, мы принялись с пеной у рта спорить, нужно ли все СВ вагоны переоборудовать в плацкарт ради увеличения пассажиропотока. Затем нам захотелось потравить анекдоты, и хотя те с визгом разбегались, мы находили все новые и новые. А тут анекдот и сам приплыл к нам в виде сарая, на котором какой-то шутник написал: "ГОСПОДА, НЕ ПОДНАСРИТЕ! убирайте мусор!"
   Остановившись в очередной раз погреться и размять ноги мы вдруг поняли, что оказывается очень мерзнем. Мы мерзли, когда любовались этой забавной надписью и когда проплывали мимо дачи мэра, столь похожей на элитную базу отдыха, вобщем мерзли весь день и с каждым часом становилось все холоднее и холоднее. Значит пора вставать на ночевку. Еще один веселый вечер прошел под аккомпанемент гитары и закончился песенкой "Спят усталые игрушки, книжки спят..."
   Наутро выяснилось, что мы пережили самую холодную ночь. Наши потери кашляющими и чихающими были огромны. Да и плыть было зябко. Как хорошо заметил кто-то, когда идешь, ноги почему-то не мерзнут, а вот когда гребешь... Местные красоты уже особо не радовали, река уж очень напоминала Илеть в районе Кленовой Горы. Лишь изредка скальные выходы рассеивали такое впечатление, да Саша, поворачиваясь к нам, придавала красоту реке. Посыпал обильный снег, заметая катамараны и хлопая каждому снежинками по лицу. Вскоре на нашем судне появились туристы свежемороженные, все, приплыли. Еще один день прошел незаметно, но позитивно. Теперь нас ждал филосовский вечер.
   Когда холод распугал всех по палаткам, выяснилось, что среди нас есть еще один любитель кухонной политики. Так мы и узнали Русю не только как талантливого гитариста, но и как интересного мыслителя начала двадцать первого века. Итогом длинного разговора о несправедливости государственного устройства, роли личности в истории, феномене Сталина и обо многом другом стал вывод, что вся проблема в том, кто будет контролировать контролирующих. Тут, уже при свете луны, вышел Макс и подвел иной итог нашему разговору - лишь тоталитарными методами можно добиться чего либо в этой жизни.
   Это утро было по-зимнему солнечным и морозным. Пока шли до ближайшей деревеньки по Чусовой пошел лед. Как же вовремя мы закончили сплав. Вот и местный магазин раскинул свои прилавки, налетай, покупай, а у выхода нас уж ждет газелька, скинулись по полтинничку и мы в Кыне. На вокзале было тепло и уютно, кого-то захватила дремота, а кого-то терзал настолько жестокий голод, что баранки с майонезом съедались так, будто это был вкуснейший деликатес.
   Когда подошел поезд мы ощутили как тесен мир плацкартного купе. На столе появились "консервы, хлеб и чай", зазвучали интересные песни под гитару и, наверное, каждый вспомнил свои студенческие годы. За окном солнышко блестело на снегу и дарило всем радость. Хотелось так ехать и ехать целую вечность... Но поезд, к сожалению, идет лишь до Кузино. Эх, как некстати...
   Короткая пересадка в Кузино была шагом в иной мир. Из плацкарта прошлого столетия мы пересели в современную электричку, быстро домчавшую нас до Первоуральска. До Дружинино уже недалеко, близок локоток, да не укусишь. Договориться с газелистами городских маршруток не удалось, да и везти четырнадцать туристов в тринадцатиместной машине никто не хотел. И тут, пока возможность успеть на поезд таяла на глазах, к нам подъехала удлиненная газелька. Садимся быстрее, командир, газуй что есть мочи, надо успеть. Прощальные огни ночного Первоуральска, промелькнув, растворились в темноте.
   Успели, значит нас снова ждет приятная встреча, если девчонки прошли маршрут в срок, конечно. Вот они, самые волнительные минуты, сейчас разрешится главная интрига всего похода. Поезд медленно подползает и со скрежетом тормозит у перрона. Радостные лица ребят - первое, что мы видим в вагоне, который собираемся оккупировать. Теперь понятно зачем надо устраивать звездочки - красочные рассказы оксаниной группы внесли изюминку в этот вечер.
   За ночь Казань подкралась прямо к поезду, а вместе с ней толпа встречающих и по осеннему теплый солнечный денек, от каких мы уже отвыкли за время похода.


Рецензии