Какой сегодня праздник

   -  Здравствуйте, ребята!
   - Здравствуйте, госпожа!
   - Садитесь! Ну, как дела?
   Ребята не отвечали. Наверняка стеснялись, ведь они меня видели в первый раз и никогда больше не увидят. А за последней партой сидели экзаменаторы.Шел мой последний Государственный экзамен по практическому русскому языку. Урок попался в шестом классе в большой школе в областном центре. Это был день 9 Мая, а тема урока -  „К нашему праздничному столу”. Лучшего я не могла себе представить, но... В 1997 году, когда еще почти никто у нас не знал о Дне Европы, а сказать, что это - День Победы Советской армии над фашистской Германией , я не могла - вряд ли это приняли бы хорошо... До последней минуты я не знала как именно поступить, что именно сказать, но ... урок начался! Нельзя было терять больше ни минуты. И я начала:
   - Скажите, ребята, какое сегодня число? Ребята ответили, и я записала на доске : „9-ое Мая, 1997г.” И, как у меня было запланировано, чтобы переход к теме урока был плавным, я спросила:
   - Ребята, а вы знаете какой сегодня праздник?
   Ребята молчали, но сзади, на последней парте экзаменаторы начали шевелиться. Видно боялись услышать мой ответ; видно ожидали, что я скажу, что сегодня День Победы...В следующие несколько коротких  секунд решалась моя судьба и не только!! А весь мой труд, мои длинные и нелегкие университетские годы держались на волоске, которая висела над головой у меня, и только от того, что я скажу, зависела вся моя жизнь... А я знала и именно эту реакцию я ждала, что бы понять что именно надо сказать, как продолжится урок! Экзаменаторы начали махать руками за спинами учеников, делать жесты, которыми хотели мне сказать, что нельзя говорить, нельзя сказать то, что именно ознаменовало девятое число месяца мая. В тот краткий миг, когда я должна была понять их жесты и продолжить урок, вся моя сущность взбунтовалась. Разве возможно забыть все жертвы этой войны?! Разве возможно забыть все зло, что принес нацизм,  и что до сих пор есть в мире нацистские организации?!  Разве история наших народов и мировая история написаны карандашом на листочке бумаги и, когда и как нам угодно, мы можем менять ее?!  Разве?! ...Разве...?!
   Так, ладно! Я правильно все поняла, и хорошо, что у меня был и резервный вариант, точнее, что кроме Дня Победы, 9-ое Мая определили в 1985 году и Днем Европы, хотя в Болгарии это случится гораздо позднее...
   - Не знаете? Хорошо. Я вам скажу. Сегодня День Европы...
   Облегченный вздох экзаменаторов достиг до меня. Я этого ожидала. А может быть и искала, как ударный момент еще в начале урока...
   - И так, ребята, раз сегодня праздник, давайте подумаем вместе, что мы приготовим к нашему праздничному столу. Запишите тему нашего урока...
   Урок пошел прекрасно и закончился ... на отлично, но для меня это навсегда останется таким уроком, как буд- то все случилось не много лет назад , а вчера или, точнее, сегодня. Памятным останется для меня этот день не потому, что я сдала экзамен, а тем, какой была реакция моих учителей- экзаменаторов.  9-ое Мая было  и останется Днем Победы не потому, что Советская Армия победила, а потому, что именно  победила! Как хотелось бы мне, что бы мы не путали эти вещи!  Какое значение имеет сегодня как называлась тогда эта армия, когда в этой войне именно она понесла  половину всех жертв войны?! И как хорошо, что в конце концов и моя родина присоединилась к семье европейских народов и тоже объявила этот день праздником! С Днем Европы, друзья!


Рецензии