О Софии Премудрости Божией

        «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притчи Соломоновы, глава 8).

     Давно я думаю об Образе* Святой Софии Премудрости Божией. Не даёт мне покоя мысль о том, что несправедливо забыто это святое имя и значение самой премудрости в православии, и хочу понять, почему такое затмение произошло.  Я знаю, что покушаюсь на запретную тему, не надо нам, простым мирянам, много раздумывать над тем, чего понять не можем, грешно это. Каюсь. И спрашиваю всё же: почему? Ответьте, пожалуйста, те, кто знает и может размышлять над этим.

     Знакомилась с некоторыми трудами гностиков, читала Оригена, читала и российских софиологов, и русских богословов ХХ века...   Нет единства в трактовке Образа. Неоднозначны и суждения о том, кто изображён на иконе: Божья Матерь, Святой Дух или сам Иисус Христос - Слово. Или этот образ можно трактовать и как образ Спасителя, и как образ Богоматери, и как образ Духа Святого… Значит, есть о чём вести разговор? Но ведь проще сказать: забудьте, не смейте, не рассуждайте, - правда?
 
     Кстати, когда-то в давние времена икона так волновала умы прихожан в новгородском соборе, что было предложение вынести Образ из храма.

     Посмотрите на икону в Новгородском соборе. Разве не очевидно, что справа и слева от крылатого Ангела, восседающего на престоле, предстоит Богородица и Св.Иоанн Предтеча, а сверху в медальоне погрудное изображение Спасителя. Посмотрите на икону Св. Софии Премудрости Божией в алтаре Вологодского храма Софии. Не хочешь, а задашься вопросом: почему Иисус Христос изображается здесь  огненноликой женщиной, с крыльями, подобно ангелу, в окружении Богоматери, Св.Иоанна и опять-таки самого Иисуса Христа? А если центральный образ считать за образ Богоматери, то почему она же стоит рядом? Разве не естественны эти вопросы? Но боятся люди спрашивать почему-то…

     Первые христианские храмы были посвящены именно Ей - Святой Софии Премудрости Божией. Они по сей день носят это имя, их ещё называют попросту Софийскими соборами.  Часто те, кто служит в этих храмах на вопрос о том, кто эта Святая София, отвечают, что это Святая мученица София, мать Святых мучениц Веры, Надежды и Любови. А свой престольный праздник отмечают эти храмы, чаще всего, в день Успения Пресвятой Богородицы, иногда и в день Рождества Пресвятой Богородицы – так повелось. А уж почему так повелось, не знаем.

     Я не философ, не богослов, не специалист в религиоведении. Но вопрос этот меня волнует. Не правда ли, интересно было бы узнать, а как на самом деле складывалось это почитание великого Образа на Руси (да и в других православных странах) и почему первые храмы были в Её честь? Явно не случайно. Вот перечень только нескольких городов, где есть храмы в честь Святой Софии (некоторые из этих церквей древние): в Вологде, в Гродно, в Киеве, в Лаишево, в Москве, в Никосии, в Великом Новгороде, в Полоцке, в Салониках,  в Софии, в Стамбуле, в Тобольске, в Трабзоне, в Херсонесе, в Царском Селе… Многие храмы на Руси, что назывались ранее Софийскими, были переименованы позднее в Успенские.

     По преданию, Святая София явилась просветителю славян Кириллу и вдохновила его.   Опять же, по преданию, Святая София Премудрость Божия явилась сыну строителя храма в Константинополе, повелев назвать храм её именем.

     Иконы, что я видела в храмах и в альбомах, притягивают к себе глубиной и одухотворённостью. Может быть, только на меня они так особенно действуют. Не знаю. Посмотрите сами.

     А как величественно описание этого Образа. Вот, вслушайтесь в слова из Притчей Соломоновых, гл.8:
«22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред  лицем Его во все время,
31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.»

     Я твёрдо верю, что Образ Святой Софии воскреснет и осветит своей Премудростью Божией нас, здесь живущих. Как хочется, чтобы Премудрость явилась нам. Так не хватает её…
                ***
                Картина автора
______________
*Образ, имея ввиду Софию Премудрость Божию, в данном материале пишу с прописной буквы


Рецензии
Трудности прочтения иконы "София Премудрость Божия" возникли от ее неканоничности. Трулльский собор (Пято-Шестой Вселенский) запретил изображения Второй Ипостаси, т.е. Иисуса Христа в символическом виде. Поскольку Сын Божий РЕАЛЬНО воплотился и люди видели Его физическими очами; следовательно, нет необходимости прибегать к иносказанию. Оно будет лишь затемнять Истину. Что мы и наблюдаем на примере с иконой Софии. Потому она спорна и непонятна для многих. До 16 века такого образа не было в наших храмах. Но когда Русь отступила от исихазма, то стала впадать в "басни", в результате чего появилась икона не только Софии, но и Ангела Хранителя, например. Место икон заняли аллегории. На аллегории же молиться нелепо. Ибо нет конкретной личности. А по догмату иконопочитания, выработанного на Седьмом Вселенском соборе в 787 году, икона есть связь образа (на доске) с Первообразом (на Небе) через имя. И тут без личности не обойтись. Но и догматы были постепенно заслонены "баснями". С ними же проще. И много думать не надо. Даже решения Стоглава и Большого Московского собора, призывавшие к трезвости в иконографии, практически остались решениями на бумаге. Ибо после 1666 года (время проведения Московского собора) с особым остервенением стали появляться иконографические ереси, которые существуют до сих пор, стимулируя рождение новых. Получился такой внушительный размах, что Патриархия боится поднимать этот вопрос. Ведь придется убирать значительное количество росписей и икон из храмов. А что скажет привыкший к ним народ? Тут и гадать нечего. Считается, что может случиться смута.
Вот такая картина...
С уважением,

Виктор Кутковой   06.04.2025 01:51     Заявить о нарушении
Виктор, благодарю за прочтение и за отзыв. Это интересно.

Позволю себе поспорить.

Первый храм Святой Софии Премудрости Божией был построен не в 16 веке, как Вы утвержаете, а в 532-537 гг. в Константинополе. На Руси Святой Софии Премудрости Божией были посвящены храмы позже, в Киеве в 11 веке!
Цитирую:
"Первая икона «Софии – Премудрости Божией» появилась в Новгороде в XV в., хотя первая церковь на Руси, освященная в ее честь, была построена в 989 году в Новгороде, а следующая – в 1037-м – в Киеве".

Позже, когда Премудрость стала забываться по непонятной причине (ищу), этот образ олицетворяли то с Богоматерью, то с Христом. Что очень странно, присмотритесь сами! Я описываю иконы, где помимо Софии изображены и Богоматерь с младенцем, и сверху Христос Спаситель. Не странно?!

Явно, что этот образ захотели вычеркнуть из Писания и забыть о нём. Иначе что же получается? Кто же Богу помогал творить?
Притчи Соломоновы, гл.8:
«22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред лицем Его во все время,
31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими».

С уважением и ожиданием логически обоснованного объяснения.
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   06.04.2025 22:36   Заявить о нарушении
Наталья, Вы спорите сама с собой :-)). Разве я говорил о появлении храмов Софии? Вот мои слова: "До 16 века такого ОБРАЗА не было в наших храмах".
Вы говорите о появлении его в 15 веке. Эта датировка неточная. Не удивлюсь, если она принадлежит современным искусствоведам. Появляется икона Софии именно в первой половине 16 века. Почитайте специальную статью на сей счет о. Георгия Флоровского. Да, к концу 15 века уже начинался кризис богословия образа, но не до такой степени, чтобы породить антиканоничную икону, противоречащую решениям Вселенских соборов.
Ваши ссылки на Библию - это литература, а не богословие. В богословии шаг в сторону - и стреляют :-). Со страниц, написанных свв. Отцами, слетает огонь.
А мне не хотелось бы доводить дело до столь горячего состояния :-))).
С наступающим праздником Благовещения Вас!
С уважением,

Виктор Кутковой   06.04.2025 22:58   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Виктор!
Когда-нибудь надо договорить, это мне надо.
Я же о Софийском соборе в Константинополе (есть у меня эссе) и уж потом о Киевском. То есть о первых православных. Там и образы.
Да,согласна, лучше спокойно отойти в сторону от спора и помолиться в двунадесятый великий праздник. Поздравляю Вас с Благовещением! Мира на душе и мира народам!
С уважением.
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   06.04.2025 23:14   Заявить о нарушении
В Константинопольской Софии никогда не было и нет такой иконы, какая находится, например, в иконостасе новгородской Софии.
Кстати, в 15 веке монах Аарон написал почти весь иконостас для Софийского собора в Новгороде, кроме праздничного чина (последний был написан Исайей Гречином в 14 веке; сейчас вместо него копия, выполненная реставратором Батхелем, а сам чин находится в экспозиции Новгородского музея). Но икону Софии Аарон не писал. И вообще, местный чин в этом храме самый поздний. Причем, икона Софии там просто подставлена (в советское время на тумбу, обтянутую холстом, а после передачи собора епархии владыка благословил заменить тумбу новодельной доской с текстом). Икона явно происходит из другого храма и из другого иконостаса. Не исключено, что попала в иконостас даже позже 17 века, когда это чин формировался. Иначе она была бы написана в размер икон местного чина.
Спорить не люблю.
С уважением,

Виктор Кутковой   06.04.2025 23:59   Заявить о нарушении
Со знающим человеком не стоит спорить. Его лучше послушать и подумать.

Я благодарна Вам за столь подробное проникновение в тему, мне интересную.

Меня, правда, заинтересовал образ Софии Премудрости Божией.Кто она, эта «художница»? Не только икона, а описание помощницы Бога в Притчах Соломона.
И не случайно философы рассуждали о ней.
Как хорошо, что Вы написали мне.

Всевозможных Вам благ! С праздником!
Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   07.04.2025 01:35   Заявить о нарушении
Наташа, если Вас интересует тема Софии Премудрости Божией, то советую прочитать работу архиеп. Серафима (Соболева) «Новое учение о Софии Премудрости Божией». Даю адрес, где с ней можно бесплатно ознакомиться:
http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobolev/novoe-uchenie-o-sofii-premudrosti-bozhiej/
Писали о Софии и уже упомянутый прот. Георгий Флоровской: "О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси" // http://azbyka.ru/otechnik/Georgij_Florovskij/o-pochitanii-sofii-premudrosti-bozhiej-v-vizantii-i-na-rusi/. Замечательный труд оставил Н.К. Гаврюшин , проф. Московской Духовной Академии: "...И еллини премудрости ищут" ЗАМЕТКИ О СОФИОЛОГИИ. Из книги "ПО СЛЕДАМ РЫЦАРЕЙ СОФИИ" // http://proroza.narod.ru/Gavrusin.htm. Интересная глава "Филиокве и софиология" есть у М.В. Васиной в книге "Духовные истоки иконопочитания" (С. 196): http://xpa-spb.ru/libr/Vasina-M-V/duhovnye-istoki-ikonopochitaniya.pdf
Вот не знаю, к сожалению, сохранятся ли ссылки на перечисленные работы. Будет жаль если слетят.
Советую у софиологов не искать ответы.
Учение о Софии в русской религиозной мысли впервые было изложено в работах Вл. С. Соловьёва («София», 1876; «Чтения о богочеловечестве», 1878; «Россия и Вселенская церковь», 1889), П. А. Флоренского («Служба Софии Премудрости Божией», 1912; «Столп и утверждение истины», 1914), С. Н. Булгакова («Философия хозяйства», 1912; «Свет невечерний», 1917), Н. А. Бердяева («Смысл творчества», 1916), Е. Н. Трубецкого («Смысл жизни», 1918), Л. П. Карсавина («Noctes Petropolitanae», 1922). Сторонники софиологии даже объединились в Братство Святой Софии.
Критика софиологических идей была ориентирована по большей части на модернистское учение С. Н. Булгакова. Против него выступил Н. О. Лосский («Мир как органическое целое»), но его сочинение не вызвало большого отклика. В 1926 г. архиепископ Феофан (Быстров) докладывал Архиерейскому собору Русской Православной Церкви за границей о вреде «модернистских организаций». В 1927 г. к нему присоединился Ю. П. Граббе («Корни церковной смуты: Парижское братство св. Софии и розенкрейцеры»). В 1928 г. с критикой выступил иеромонах Иоанн (Максимович), будущий епископ Шанхайский, ныне канонизированный как святитель («Почитание Богородицы и Иоанна Крестителя и новое направление русской религиозно-философской мысли», 1928). В 1932 г. – Г. В. Флоровский (указ. соч. «О почитании Софии, Премудрости Божией, в Византии и на Руси»), В. В. Зеньковский («Преодоление платонизма и проблема софийной твари»).
В защиту софиологов, к сожалению, выступил В. Н. Ильин («Церковная смута и обвинение в еретическом модернизме», 1927; «Ангеология и учение о св. Софии, Премудрости Божией», 1929).
В 1935 г. оценку софиологии дала церковная иерархия. Указом Московской патриархии (7 сентября 1935) учение о Софии С. Н. Булгакова было признано нецерковным. Независимо от этого Архиерейский собор РПЦЗ (30 октября 1935) осудил софиологию как ересь.
Отец Сергий Булгаков остался священником лишь потому, что клялся в никогда не бывшем произношении своего учения с церковной кафедры.
Зачем же нам сознательно впадать в ересь?
С уважением,

Виктор Кутковой   07.04.2025 14:42   Заявить о нарушении
Добрый день, Виктор!

Вы такую большую работу для меня сделали, что мне даже неловко. Список замечательный и если не будут работать указанные ссылки, я постараюсь найти тексты.

Как Вы заметили, я искала ответы, в первую очередь, конечно, у софиологов. С.Аверинцев, помнится, предупреждал о сложностях пути подобных поисков и рассуждений. Но ведь интересно узнать! Иначе как трактовать образ Софии, сотворившей Богу в Притчах Соломоновых? Когда я об "образе", я имею ввиду не иконы, а сущность той, кто "была при Нём художницею и была радостию, веселясь пред лицем Его"..."и радость моя была с сынами человеческими".

Видимо, должны существовать определённые табу. Этому нас учит церковь. В пространных рассуждениях далёкого от богословия человека кроется опасность перейти черту. Я Вас поняла и прислушалась. Постараюсь быть осторожнее. Благодарю сердечно за предостережения и нужные советы.

Желаю Вам мудрости, глубины в творчестве (чем обладаете и без моих пожеланий) и дальнейшей радости познания - предела же этому нет.

Наталья

Наталья Мезенцева Тайна   07.04.2025 15:36   Заявить о нарушении
На это произведение написано 12 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.