О Софии Премудрости Божией

        «Любящих меня я люблю, и ищущие меня найдут меня» (Притчи Соломоновы, глава 8).

     Давно я думаю об Образе* Святой Софии Премудрости Божией. Не даёт мне покоя мысль о том, что несправедливо забыто это святое имя и значение самой премудрости в православии, и хочу понять, почему такое затмение произошло.  Я знаю, что покушаюсь на запретную тему, не надо нам, простым мирянам, много раздумывать над тем, чего понять не можем, грешно это. Каюсь. И спрашиваю всё же: почему? Ответьте, пожалуйста, те, кто знает и может размышлять над этим.

     Знакомилась с некоторыми трудами гностиков, читала Оригена, читала и российских софиологов, и русских богословов ХХ века...   Нет единства в трактовке Образа. Неоднозначны и суждения о том, кто изображён на иконе: Божья Матерь, Святой Дух или сам Иисус Христос - Слово. Или этот образ можно трактовать и как образ Спасителя, и как образ Богоматери, и как образ Духа Святого… Значит, есть о чём вести разговор? Но ведь проще сказать: забудьте, не смейте, не рассуждайте, - правда?
 
     Кстати, когда-то в давние времена икона так волновала умы прихожан в новгородском соборе, что было предложение вынести Образ из храма.

     Посмотрите на икону в Новгородском соборе. Разве не очевидно, что справа и слева от крылатого Ангела, восседающего на престоле, предстоит Богородица и Св.Иоанн Предтеча, а сверху в медальоне погрудное изображение Спасителя. Посмотрите на икону Св. Софии Премудрости Божией в алтаре Вологодского храма Софии. Не хочешь, а задашься вопросом: почему Иисус Христос изображается здесь  огненноликой женщиной, с крыльями, подобно ангелу, в окружении Богоматери, Св.Иоанна и опять-таки самого Иисуса Христа? А если центральный образ считать за образ Богоматери, то почему она же стоит рядом? Разве не естественны эти вопросы? Но боятся люди спрашивать почему-то…

     Первые христианские храмы были посвящены именно Ей - Святой Софии Премудрости Божией. Они по сей день носят это имя, их ещё называют попросту Софийскими соборами.  Часто те, кто служит в этих храмах на вопрос о том, кто эта Святая София, отвечают, что это Святая мученица София, мать Святых мучениц Веры, Надежды и Любови. А свой престольный праздник отмечают эти храмы, чаще всего, в день Успения Пресвятой Богородицы, иногда и в день Рождества Пресвятой Богородицы – так повелось. А уж почему так повелось, не знаем.

     Я не философ, не богослов, не специалист в религиоведении. Но вопрос этот меня волнует. Не правда ли, интересно было бы узнать, а как на самом деле складывалось это почитание великого Образа на Руси (да и в других православных странах) и почему первые храмы были в Её честь? Явно не случайно. Вот перечень только нескольких городов, где есть храмы в честь Святой Софии (некоторые из этих церквей древние): в Вологде, в Гродно, в Киеве, в Лаишево, в Москве, в Никосии, в Великом Новгороде, в Полоцке, в Салониках,  в Софии, в Стамбуле, в Тобольске, в Трабзоне, в Херсонесе, в Царском Селе… Многие храмы на Руси, что назывались ранее Софийскими, были переименованы позднее в Успенские.

     По преданию, Святая София явилась просветителю славян Кириллу и вдохновила его.   Опять же, по преданию, Святая София Премудрость Божия явилась сыну строителя храма в Константинополе, повелев назвать храм её именем.

     Иконы, что я видела в храмах и в альбомах, притягивают к себе глубиной и одухотворённостью. Может быть, только на меня они так особенно действуют. Не знаю. Посмотрите сами.

     А как величественно описание этого Образа. Вот, вслушайтесь в слова из Притчей Соломоновых, гл.8:
«22Господь имел меня началом пути Своего, прежде созданий Своих, искони;
23от века я помазана, от начала, прежде бытия земли.
24Я родилась, когда еще не существовали бездны, когда еще не было источников, обильных водою.
25Я родилась прежде, нежели водружены были горы, прежде холмов,
26когда еще Он не сотворил ни земли, ни полей, ни начальных пылинок вселенной.
27Когда Он уготовлял небеса, я была там. Когда Он проводил круговую черту по лицу бездны,
28когда утверждал вверху облака, когда укреплял источники бездны,
29когда давал морю устав, чтобы воды не переступали пределов его, когда полагал основания земли:
30тогда я была при Нем художницею, и была радостью всякий день, веселясь пред  лицем Его во все время,
31веселясь на земном кругу Его, и радость моя была с сынами человеческими.»

     Я твёрдо верю, что Образ Святой Софии воскреснет и осветит своей Премудростью Божией нас, здесь живущих. Как хочется, чтобы Премудрость явилась нам. Так не хватает её…
                ***
                Картина автора
______________
*Образ, имея ввиду Софию Премудрость Божию, в данном материале пишу с прописной буквы


Рецензии
Спасибо!
Есть ещё о Софии: http://proza.ru/2015/09/13/2098
И на вашу страницу зашла. Почитаю.

Наталья Мезенцева Тайна   21.04.2020 22:48   Заявить о нарушении
да я эту статью вчера смотрела - спасибо!

Свет Софии   22.04.2020 09:01   Заявить о нарушении
Чтоб вы долго не искали - основное:

http://proza.ru/2018/06/04/1170

http://proza.ru/2018/06/04/1162

http://proza.ru/2018/06/04/1176

http://proza.ru/2018/06/04/1314

http://proza.ru/2018/06/04/1331

и есть наша страница ютуб:

http://www.youtube.com/watch?v=sgVgiPbTGW8

там и другие ролики

Свет Софии   22.04.2020 09:06   Заявить о нарушении
Большое спасибо. Ссылки открываю и читаю с интересом.
НМ

Наталья Мезенцева Тайна   22.04.2020 11:22   Заявить о нарушении
На это произведение написано 11 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.