Лужа

     В глубине заброшенного сада, у деревянного забора, лежала, растянувшись, дождевая лужа. Вокруг нее росли кусты шиповника, а рядом высился черной громадой полузасохший клен.
     Когда-то за ним бережно ухаживал старый седой человек. Он приходил сюда каждый день и подолгу копошился около своего любимца: поливал его, рыхлил землю вокруг корявых корней и все что-то ласково ему говорил. А то вдруг, замолкая, стоял, прислонившись к морщинистой коре дерева, то ли слушал что, то ли думал о чем.

     Теперь этот человек уже давно сюда не приходит. Клен постепенно состарился, а после нынешней зимы как-то по-особому сгорбился, оголился и почернел.
     И лишь глубокая лужа у забора не давала ему засохнуть совсем. Корни дерева тянулись к ней и пили потихоньку ее живительную влагу. Раньше в густых ветвях клена любила поразвлечься горластая ватага воробьев. А сейчас сюда прилетает лишь один Бесхвостый. Посидит-почирикает, спрыгнет к луже, ткнется острым клювиком в ее тихую гладь и упорхнет.
     И сколько помнит себя эта непросыхающая лужа, всегда с ней рядом были: колючий кустарник, старый клен и Бесхвостый Воробей.

     В хмурую погоду дождевая туча все больше дремала, а в погожие дни она любила поразмышлять.       
     - Вот кусты, - думала она, - они для того, чтобы цвести. Вот дерево, оно для того, чтобы расти. Вот воробей, он для того, чтобы летать. А я ... для того ...
Но ответить на вопрос, а "для чего она", лужа никак не могла.
     И тогда она подолгу глядела в небо. Там тоже жили большие белые лужи, но они отчего-то никогда не лежали на месте.
     - И что это они несутся куда-то? И зачем это им? - не понимала она.

     Однажды, когда Бесхвостый глотнул из лужи и хотел было взлететь, вдруг откуда-то сверху на куст шиповника упала маленькая Ласточка.
     - Пить... Пить...- прошептала она.
     - Сударыня,- воскликнул Воробей,- спускайтесь сюда! Здесь отличная лужа!
Но в ответ услышал:
     - У меня нет сил. Я совсем погибаю.
     Тогда, не долго думая, он набрал из лужи несколько капель и подлетел к Ласточке. Маленькая красавица лежала на ветке, беспомощно опустив крылышки и, казалось, совсем не дышала. Воробей склонился над Ласточкой и влил ей в клювик воду.
     И так метался он от лужи к Ласточке до тех пор, пока птичка не открыла блестящие глазки. Увидев рядом Воробья, она встрепенулась, подняла крылышко и взволнованно прощебетала:
     - О, вы спасли мне жизнь! Я вам так благодарна! Но мы совсем незнакомы. Кто Вы?
     Бесхвостый от радости, что его гостья ожила, подскочил и, чирикнув, отсел подальше.
     - Разрешите представиться,- поклонился он - Бесхвостый Воробей.
     Ласточка поморщилась:
- Без хвоста... Ах, как это некрасиво.
И она расправила свои великолепные перышки.
     - А я - Ласточка. Я только что вернулась из-за гор. Я обожаю путешествия! Меня так влекут заморские страны! Ах, как там прекрасно! Небо там  необычайно синее, деревья там необычайно зеленые! - Ласточка восторженно покачала головой. - А какие там наряды! Яркие! Ослепительные! Да, кстати, - вдруг подпрыгнула она, - Может, у вас здесь модно быть без хвоста?
     - Увы, сударыня, это все кот-злодей. Воробьиху мою схватил. Пришлось ее защищать. Клюнул я ему в глаз - он  и отпустил её. А я вот теперь без хвоста.
     - Ах как это прекрасно! - всплеснула крылышками юная особа.- Вы настоящий герой! И достойны славы!
     - Что вы, сударыня, - смутился Воробей, - у нас такое тут частенько приключается.
     - Ну уж нет! Об этом надо всем рассказывать! Разве вы не мечтаете стать знаменитым? О, что может быть слаще славы! Послушайте меня, неужели это трухлявое дерево и эта гнилая лужа - ваше место в жизни? Нет! Вы достойны большего. Полетим со мной, я всюду буду рассказывать о ваших подвигах, о том, как вы спасли мне жизнь. О нас узнают за горами! Обо мне заговорит весь мир! Летим же скорее, мой друг!
     - Спасибо, сударыня, вы так добры ко мне, но мы, воробьи, никогда не покидаем свою родину.
     - Неблагодарный. Вы еще пожалеете. Когда эта серая жизнь вас совсем заест, вы вспомните обо мне, но будет поздно! Прощайте!

     И Ласточка упорхнула.
     Дождевая лужа слышала весь этот разговор и слова маленькой Ласточки поразили ее.
     - Да-а-а…, такая жизнь кого угодно превратит в болото, - с тоской подумала она. - Каждый день я вижу одно и то же: какие-то колючки, скрипучее дерево и этого глупого невежу. Другое дело - Ласточка! Как она прекрасно говорила о заморских странах!
     И дождевую лужу вдруг охватила такая глубокая тоска, что она стала сохнуть день ото дня и сохнуть, пока совсем не потеряла сознание.

     А когда очнулась, то увидела, что вокруг нее несутся куда-то большие облака, те самые, которые видела она в синем небе, когда лежала в саду у забора. Но теперь она знала, что это - облака, потому что сама стала таким же белым пушистым облаком.
     - А где же старый клен и деревянный забор,- спохватилась она, посмотрев вниз. И довольная, рассмеялась. Теперь она была далеко-далеко от той серой жизни, о которой с таким презрением говорила маленькая Ласточка.
     - О, теперь я увижу прекрасные страны! Вперёд!.. Скорее вперед!..
     И она понеслась, гонимая ветром, к синеющим вдали высоким горам.

     Шло время. Облако, которое было когда-то лужей, незаметно теряло свою легкость и превращалось в большую грузную тучу. Куда только не заносил ее своенравный ветер!
     Поначалу она пристально разглядывала проплывающую под ней землю в надежде увидеть заморские чудеса. Но деревья внизу росли такие же зеленые, как старый клен, а небо повсюду было одинаково голубым.
Ничего здесь особенного-то  и нет- вскоре решила туча, равнодушно проплывая над полями и лесами. А ветер все тащил ее вперед, и она мчалась, нигде подолгу не задерживаясь. Рядом с ней, то исчезая, то вновь появляясь, молчаливо неслись такие же угрюмые тучи.

     Как-то раз, пролетая над чужими краями, туча увидела маленькую Ласточку. Та одиноко сидела на верхушке цветущего дерева и задумчиво смотрела в ту сторону, откуда дул ветер.
     И туче вдруг стало грустно. Она вспомнила заросли шиповника, Бесхвостого Воробья и старое дерево. Где-то они теперь? Что с ними стало?
     И ей захотелось хоть разок поглядеть на родные места, где она нежилась когда-то в глубине сада. О, теперь она никогда бы не покинула ту "серую глушь", ведь там она была не одна, там всегда с ней рядом были друзья. А здесь в этом холодном просторе небес ей было так пусто и так одиноко.

     Туча все тяжелела и тяжелела. Черная от тоски, она уже еле ползла, когда увидела однажды внизу старый клен, заброшенный сад и деревянный забор.
     И тут туча не выдержала. Что-то прорвалось внутри у нее, и понеслись к родной земле светлым потоком ее горькие слезы. Туча чувствовала, как постепенно возвращалась она в родные места и от счастья у нее так закружилась голова, что все вокруг померкло.

     А когда она пришла в себя, то увидела рядом деревянный забор, колючие заросли шиповника и старый клен. Дерево уже совсем засыхало. Ветви поникли. Листья сморщились, вот-вот облетят. Лужа плеснулась к его корням и оросила их свежей водой.
     Клен пил живительную влагу, и его листочки благодарно зашуршали на оживших ветвях. А на колючем кустарнике распустились алые розы! Первый раз она видела такие прекрасные цветы.
     - Чирик! Чирик! - раздался звонкий голосок.- За мной! Все за мной! Сюда!
И к луже подлетела маленькая стайка воробьев.
     - Пейте, дети мои,- прочирикал Бесхвостый Воробей,- в этой
луже самая вкусная вода!

     И  тут лужа поняла - она здесь для того, чтобы рос этот старый клен, чирикали воробьи и цвели чудесные цветы!

 1980 г.


Рецензии