Экологическое сознание
ИЛИ ХОРОШО ЗАБЫТОЕ СТАРОЕ?
авт. Лысенко С.И., Гольдшмидт Е.С.
Тему научного изучения сознания одним из первых, начал развивать Р. Декарт. Он сформулировал тезис «мыслю, следовательно, существую» (лат. Cogito ergo sum). Вместе с тем, Декарт наметил путь эмпирического изучения психических процессов — путь непосредственного самонаблюдения (интроспекции).
В современной психологии «осознанность» определяется как непрерывное отслеживание текущих переживаний, то есть состояние, в котором субъект фокусируется на переживании настоящего момента, стараясь не отвлекаться на события прошлого или мысли о будущем. Это способность сознания к интроспекции собственной деятельности. Осознанность является так же ключевым понятие древних восточных практик и современных учений о самосовершенствовании. Осознанность – это способность трезво ориентироваться в окружающей реальности и отдавать себе отчёт: где я нахожусь, что в данный момент делаю, почему именно так, и зачем.
В свою очередь экологическое сознание - это способность понимания неразрывной связи человеческого сообщества с природой, понимания зависимости благополучия людей от целостности и сравнительной неизменности природной среды и использования этого понимания в практической деятельности.
Когда-то цель осознания человека состояла в приспособлении к природным условиям, с тем, чтобы оградить себя от стихии и безопасно обустроить собственную жизнедеятельность. Именно в этом направлении развивался человеческий разум — подчиняться природе, жить с ней в гармонии. Эволюция привела человека к другой позиции — подчинить природу себе. Человечество в этом немало преуспело, и особенно в XX в. Увлечение всем искусственным, породило понятия «техника», «технология» и «технический прогресс» и привело к «обискусствлению» природы. Окружающее человека пространство всё с большей натяжкой называется биосферой, и всё с большей уверенностью утверждает себя как «техносфера», «инфосфера» и т.д. Всё больше обостряется конфликт между естественным и искусственным, и разрешить его, урегулировать противоречия человека и дома, в котором он живет, человечества и планеты — предназначение человеческого разума.
История исследования проблем экологического кризиса насчитывает уже почти сто лет, но лишь недавно к нам пришло осознание того, что экологический кризис - это во многом мировоззренческий, философско-идеологический кризис, и что решение экологических проблем в глобальном масштабе невозможно без изменения господствующего в настоящее время антропоцентрического общественного экологического сознания.
Что же такое антропоцентрическое экологическое сознание и чем оно опасно для человечества? Если рассматривать противоположность концепций экологического сознания С.Д. Дерябо и В.А. Исвина [2], мы можем говорить о двух типах экологического сознания:
1) антропоцентрическое сознание, где высшую ценность представляет человек, придерживающееся иерархической картины мира, считающее, что целью взаимодействия с природой является удовлетворение прагматических потребностей, а «правильным» то, что полезно человеку. Природа антропоцентрическим сознанием воспринимается как объект человеческой деятельности, а самО развитие природы мыслится как процесс, который должен быть подчинён целям и задачам человека;
2) экоцентрическое экологическое сознание, высшей ценностью представляет гармоническое развитие человека и природы, призывает отказаться от иерархической картины мира, а целью взаимодействия с природой считает оптимальное удовлетворение как потребностей человека, так и потребностей всего природного сообщества. Именно здесь возникает понятие «экологический императив», гласящее: правильно только то, что не нарушает существующее в природе экологическое равновесие. Природа экоцентрическим экологическим сознанием воспринимается как равноправный субъект по взаимодействию с человеком, а развитие природы мыслится как процесс взаимовыгодного единства.
Многие современные ученые, занимающиеся проблемами социальной экологии, справедливо считают некорректным употребление термина «антропоцентрическое экологическое сознание», так как данный тип экологического сознания, по своей сути, является антиэкологическим. Тем не менее - ярким примером проявления антропоцентрического сознания современного общества является концепция устойчивого развития, продиктованная нам прагматизмом - необходимостью сохранить природную среду, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения.
В условиях приближающегося коллапса системы, человеческий разум переживает особое состояние, он будто деструктурирован. Будучи стержнем духа, совмещая в себе гармонию интеллектуального и эмоционального, рассудка и чувств, рационального и иррационального, он потерял устойчивость и склоняется у одних в одну сторону, у других в другую. Наполнение сознания достоверной информацией отучило его от развивающей процедуры — сомнения и размышления. Собственные открытия все больше субъективны и представляют собой всего лишь понимание ранее известного. Именно эта ситуация позволила материализму уверенно заявить о себе и занять умы целых поколений.
В своей жизни мы часто захламляем окружающее нас пространство ненужными вещами, вместо того, что бы подумать - так ли мне нужна та вещь, к которой так привычно потянулась рука в магазине? Зачем это использовать? Как это влияет на моё здоровье и мир вокруг? Можно ли без этого обойтись?
Экологическое мышление подталкивает на постоянный поиск новых идей и решений, учит мыслить глобально, помогает держать сознание «на плаву». Всегда выключать свет, выходя из комнаты; выключать воду во время чистки зубов, не забыть вовремя выдернуть из розетки зарядку от телефона – все эти действия помогают практиковать осознанность и все время находиться «в моменте».
Наука в разнообразных формах общественного сознания заполнила мир огромными потоками информации. Добытые ею сведения образовали информационное пространство, которое становится все более плотным. Стремление к овладению все большим объемом информации в системе образования стало совершенно бессмысленным.
Сейчас особое место в техносфере занимает всемирная система объединённых компьютерных сетей для хранения и передачи информации - интернет. Она уже доступна для каждого и открывает новые возможности скорости и качества коммуникации человечества. Но, не смотря на все свои положительные стороны – оказывает и негативное влияние на психику человека. Достаточно упомянуть дихотомию, эго-распад на «Я виртуальное» и «Я реальное», которое в разной степени влечёт за собой как снижение настроения, самочувствия, активности, так и дезадаптацию, неадекватное восприятии себя и окружающего мира, нарастание тревоги, связанной с нарастанием своего рода диссонанса между «Я виртуальным» и «Я реальным».
Помимо этого, тревога служит катализатором к формированию зависимости, к появлению психологических разладов во взаимоотношениях в социальной сфере, к нервным срывам и беспричинной агрессии. Кроме этого, зачастую представленная нам в сети информация искажена, а умение сомневаться в достоверности, размышлять и анализировать информацию у нас, в подавляющем большинстве случаев, отсутствует.
Как мы можем судить из всего вышесказанного - общая ситуация в биосфере и техносфере стала крайне неустойчивой. Это влияет на психику людей, порождая экзистенциальную тревогу и неуверенность в завтрашнем дне. Проблема формирования экологического сознания личности отягощена факторами всё увеличивающейся нагрузки цивилизации, информационным мусором и невозможностью вернуться к исходному положению.
Человечество только начинает делать свои первые шаги в сторону гармоничного сосуществования с природой. Конец XX в. завершил эру социализации, эру подавления индивида личностью и обратил свой взор к человеческому, разумному, гуманному, духовному. Каждый индивид обустраивался по-своему, по-своему решал вопрос гармонии с природой. Сегодня уже возникают отдельные группы людей и целые организации, которые начинают понимать онтологически, как следует выстраивать свои взаимоотношения с биосферой, появляется теологический аспект, экологическое сознание сращивается с ноосферным и происходит формирование нового мировоззрения.
Актуальная задача современности – формирование нового – экологического, биосферного, ноосферного, а в пределе – космосферного сознания []. Человечество должно пойти по пути коэволюции - эволюции в сторону объединения в единое целое. Более того, мы вместе идем в сторону нашего сознательного участия в этом процессе. Мы должны осознать изменения, которые должны пройти, которые уже проходим, и понимать их необходимость привести нас в единый организм.
Сущность коэволюции заключается во взаимосвязанном, совместном развитии человечества. Этот процесс взаимодействия, взаимной эволюции, позволяет сформировать систему более высокого уровня – альтруистического объединения, использующую механизм отдачи. «Только вместе» - такое условие нашего здесь выживания. Коэволюция – это развитие, достойное человека. Он начинает понимать замысел природы. И общество меняется к тому, чтобы существовать в природе как ее неотъемлемая часть.
Что бы изменить экологическое сознание человечества, стоит начать с каждого человека в отдельности. Мы давно нуждаемся в новом способе осознания себя в мире, в переходе к картине мира, где человек является функциональным звеном, а не созерцателем и эксплуататором.
Литература и источники
1. Вернадский, В.И. - Биосфера и ноосфера / В.И. Вернадский. – М.: Айрис-пресс, 2004. – 576 с.
2. Дерябо, С.Д. Экологическая педагогика и психология / С.Д. Дерябо, В.А. Исвин. - Ростов-на-Дону: «Феникс», 1996. – 480 с.
3. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека / П. Тейяр де Шарден. — М.: Наука, 1987. – 240 с.
Свидетельство о публикации №214050700818