Изобретение литературоведческого велосипеда
Дарина Сибирцева
Думается, есть проза Героя, проза текста и проза формы.Речь, конечно, идёт о художественной прозе. Такие мысли собрались в мой "литературный велосипед" по следам очередного общения в рецензиях с одним из авторов Прозы.
Вероятно, всё это уже открыто в серьезных литературоведческих трудах, но как приятно самой прийти к таким же мыслям.
Началось всё с воспоминаний о Шерлоке Холмсе Конан Дойла. Только ленивый не прошелся за столетие по качеству рассказов этого цикла. И тем не менее,странный сортировщик-время выбрало именно этого Героя, в противовес тому, что сам писатель невысоко ценил эти рассказы (он больше любил свои научно-фантастические повести с профессором Челленджером, и исторические - с бригадиром Жераром).
Частенько я поминала этот факт в связи с тем, что "авторские и читательские предпочтения априори не совпадают".
А вот как пишет о Холмсе сам Вл.Набоков, в одном из своих художественных произведений:"...Шерлок, придавший логике прелесть грёзы, Шерлок, составивший монографию о пепле всех видов сигар, и с этим пеплом, как с талисманом пробирающийся сквозь хрустальный лабиринт возможных дедукций к единственному сияющему выводу". Во, как!
Но в этот раз высветилось другое - разная проза имеет место быть.
Слабый в текстовом и стилистическом плане цикл Дойла о Холмсе создал Героя на века - который вот уже больше столетия будоражит умы читателей, писателей,режиссеров, театралов, критиков и т.д.
Как совершенно справедливо писал М.Веллер:"В Холмсе простота формы и банальность языка точно соответствует общему уровню условности...Значит плоха не проза, а наши представления о ней".
Таким образом, автору может улыбнуться удача, если он создал Героя или форму, или блестящий высокоуровневый синтаксически яркий текст.
Примером сплава всех трех позиций являются гениальные произведения.
Один из лучших примеров: "Мертвые души" Н.Гоголя:
Герой на все времена - Чичиков (и не только он один!)
узнаваемая типическая фигура сквозь столетия;
форма - поэма в прозе с выдающимися лирическими отступлениями и подачей ослабленной сюжетной линии через изображение полноты окружающей жизни;
текст - написан великолепным языком с множеством стилистических изысков, подробностей и находок, полновесным ярким не статичным образом).
Но на то они и гениальные произведения - даются только гениям.
А простой литератор может надеяться ухватить только кусочек из трех столпов прозы.Кому что нравится - Герой, форма или текст?
Иллюстрация к тексту: картина Г. Приведенцева "Книжная крепость"
Свидетельство о публикации №214050700838
Повторюсь снова, твои литературоведческие статьи всегда познавательны, интересны и вообще напоминают о том, что кроме заполонившей сеть графомании, есть ещё и настоящая литература.
Тема любопытная. Я вот задумалась, что лично для меня предпочтительно. Безусловно, найти фактурный запоминающийся образ Героя – удача для автора. И всё же… Мне больше интересны текст и форма. Особенно форма. Эксперименты с литературными изысками , возможно, мало, кто оценит, но это захватывающая, трудная гимнастика для ума. Я помню твои рассказы с нелинейным, сложным построением, с использованием литературных приемов. Меня и привлекали они больше формой(училась). Так что спасибо за просветительский труд!
Твоя,
Светлана Климова 23.06.2022 22:42 Заявить о нарушении
Тема действительно интересная, она меня долго занимала, и именно с формой я пыталась экспериментировать, и самой было интересно, и чтобы читателя зацепить...увы, здесь, на этой площадке, это интересует лишь единицы подвижников.
Трудно сказать, чтобы выбрала бы я, теперь, спустя столько лет,пожалуй- Героя, о нем как-то забыли за последние десятилетия в нашей литературе, и пусть бы появился из-под чужого талантливого пера тот "Герой нашего времени", который бы отразил наше сложнейшее время и наши надежды.
Обнимаю тебя, спасибо!
ПС: что-то со связью? Не проходят сообщения... Напиши здесь или смс
Наталья Буданова-Бобылева 24.06.2022 09:15 Заявить о нарушении