Письмо сквозь года в крови

Глава 1 Романтика мирной войны

Меня призвали в начале лета в июне 1941 года  КОВО 240-я моторизованная дивизия. Которая действовала в армии с 22 июня 1941, тогда для меня было все по другому, беззаботный мальчишка, который шел воевать потому что не боялся смерти и потому что надо, в то время я еще не знал какой кошмар предстоит мне пережить и через сколько пройти, и пройдя полностью учебку в январе 1942 нас переименовали в 240-й стрелковой дивизией.
Двадцать второго июня сорок первого года мы были Каменец-Подольском имея в составе множество лёгких и учебных танков. В этот же день наша дивизия выступила пешком из Каменец-Подольского двумя колоннами: главные силы направлялись в район Снятын. Мы с моим другом шли улыбаясь и покуривая папиросы. Говорили о том кто лучше вчера вечером от стрелял по банкам и о том что когда приедем домой обязательно будем жить не по далеко. Сашка был очень загоревшим высоким парнишкой, с кучерявой головой и голубыми глазами и широкой по детски наивной улыбкой, который постоянно рассказывал про свою девушку, я ее видел только один раз, очень красивая девушка, французской внешности, маленькими аккуратными губками, и строгим, но таким же добрым взглядом, как улыбка у Сашки, я думаю все таки случайности не случайны. Потому что они познакомились совершенно случайно. Из рассказа Сашки он шел по улице и сломав руку попал в больницу, и входя во внутрь он поймал споткнувшуюся о порог медсестру которая несла ампулы и один уже заправленный морфином шприц который точным попаданием вырубил его на несколько часов. Когда Сашка проснулся, то увидал над собой смеющуюся медсестру. Он спросил ее, почему она смеется, а она ему ответила, что он кричал, что убьешь любого кто прикоснется к моей красавице медсестричке. И с этого момента они ни разу не расставались до войны. И вот Сашка с улыбкой шагает и довольно напевает какую-то песню, а я улыбаясь и щурясь от солнца любовался Бирюзовым небом и мечтал поскорее уже закончить учебку и попасть на фронт.
Дни шли спокойно и размеренно  2-го июля 1941 года нашу дивизию отводят за Днестр и 3-го числа мы сосредоточились в лесу у поселка Должок неподалеку от Каменец-Подольского, после ещё одного перехода, мы оказались в Жмеринке, числа 8-го, насчитывая 9847 человек мы вступили в бои на Великих Нижгурцах и в Хажине. А вот худо совсем стало в начале августа, с 3-го числа и дней за семь, нас практически уничтожили, мы попали в окружение около села Подвысокое. В нашем укреплении, если его так можно было назвать, находилось 14 человек. Я, Сашка, Гришка Мордобой верзила из деревни которого отправили в армию из-за того что если бы он не ушел в армию, то сел бы в тюрьму, Андрюха длинный и худощавый со светлой головой, Витька пулеметчик маленький коренастый и не сломимый духом готовый разорвать всех фашистов в клочья по любому поводу, даже если бы у вас была собака и вы скомандовали ей вас на фашиста, то он бы ее опередил и объяснил это так мол он принял за приказ ему, Пашка, Славка и Матвей три брата, они были тройняшками все как один подтянутые, среднего роста парни, наш командир и трое парней отбившихся от куда то . Нам было очень страшно, совсем не так я представлял себе войну, мне приходилось убивать таких же мальчишек как и я. Брать автомат и стрелять, смотреть как у этого мальчугана разрывает грудь и тонкими струйка стекает кровь с губ, а он мог выучиться, построить дом, придумать то-то великое, стать музыкантом, но всем известно как легко молодой разум поддается идеям и они идут потому что романтика и я пошел точно так же, но меня двигала вперед любовь к родине и я знал, что если отступлю, то какого то немца не убью и не задержу, а если так же поступят все? то что будет с моей семьей и куда мне возвращаться тогда. Тогда не дождавшись командира в назначенное время мы приняли решение прорываться. Первым побежал Гришка затем Я с Сашкой, а после все остальные, мы бежали и не смотрели назад, мы наступали, все стоящие впереди фашистские солдаты ложились замертво под нашим огнем. Не останавливаясь ни на секунды мы бежали, убивали, резали и дальше бежали. Когда мы увидели позиции наших ребят Сашка наступил на противопехотную мину и ему оторвало ногу по сапог, увидев это я впал в ступор, но удар Гришки в челюсть быстро привел меня в чувства, мы схватили Сашу и несли его, спотыкались, но несли не смотря на усталость, жажду, боль в ногах, а когда мы уже были ближе к нашим позициям фашисты перестали нас преследовать. Сашу сразу же как мы добежали отправили в сан часть и ампутировали еще часть ноги, а после направили в госпиталь, где его через пол года отправили домой, с ним мы увиделись уже после войны, командир дивизии как оказалось был взят в плен, но сумел бежать, и вот оно 10-е  августа долгожданное, поесть горячую и вкусную еду и попить чай, помыться в горячей воде с мылом и лечь в сухую и чистую постель. Я уснул.
После этого сражения до самого ноября 43-го года я не участвовал в значительных сражениях.

Глава 2 Моя дивизия моя семья

Позже в августе 1943  меня перевели в 61 отдельный артиллерийский полк, но этим же годом в ноябре меня перебрасывают 121 гвардейскую стрелковую дивизию 13-й армии 1-го Украинского фронта.
Для меня было неожиданностью в первый же день мне объяснили ситуацию и направили в бой это была Киевская наступательная операция. 1 ноября началось наступление. Войска других дивизий сдерживали противника. А утром 3 ноября основная группировка фронта где я находился нанесла удар. И наши войска сумели продвинуться вперед на 12 километров. Медленно, но верно мы продвигались вперед. много ребят было ранено, много убито и все таки 5 ноября фашисты обратились в бегство по шоссе на Васильков. А 6 числа Киев полностью был освобожден. Я мало разговаривал, не то что раньше, постоянно вспоминал Сашку, какой он сейчас, что с ним. Эх. Мда. Вокруг развалины и не одного близкого душой человека рядом, не кому поддержать, все горит, дымит и кровь, море крови. И в этот момент рядом со мной на пятую точку с криком посторонись приземляется парень прямо на кирпичи со смехом, достает из-за уха папиросу и ловко одним движением поджигает ее, дает мне. И беззаботно спрашивает как меня зовут и что я такой грустный. Я был ошеломлен этой беззаботностью, Я я не знал что сказать и хлопал губами как рыба и начал размахивать руками. Парень захохотал и протянул мне руку. Вовка. Но все зовут Есенин. Я тоже дал руку и сказал что меня зовут Миша, рассказал ему все что со мной было, а после того как я закончил. Вовка посмотрел на меня серьезно, но тут же улыбнулся так же беззаботно. И внезапно говорит. Не мыль мозги лишними мыслями, думай только о светлом, хорошем и ты будешь не победим! В этот момент у меня по коже пошли мурашки! Но стало легко и крепко внутри, будто в меня воткнули стальной лом, который ни кому и ни когда не сломать. После мы еще не много поговорили и стали держаться вместе. Мы прошли множество сражений вместе Житомирско-Бердичевская операция, Корсунь-Шевченковская операция, Ровно-Луцкая операция, Проскуровско-Черновицкая операция,Льво;вско-Сандоми;рская опера;ция, Сандомирско-Силезская операция, Нижнесилезская операция, Верхнесилезская операция, Берлинская операция. Но...

Глава 3 Пражская операция или один кирпич держит дом.

За несколько часов после берлинской операции нас собрали и построили. И сказали что немедленно отправляют в Прагу. По прибытию под Прагу нам сказали привести себя в порядок, выспаться и ждать дальнейших указаний. Мы спали и Ели, ели и спали, даже с  Вовкой за несколько дней поговорили всего несколько раз. И вот. Пришел приказ о наступлении на Прагу. 9 мая 1945 года мы вошли в Прагу шагая рядом со своим другом наблюдали как едет впереди колонны и въезжает первым танк т-34. И почти сразу завязался бой. Нас встретили плотным огнем части Вермархта и СС. Через 6 часов с ожесточенными боями Я, Вовка и еще несколько солдат заняли небольшой кирпичный дом в котором был коридор метров 10 практически не было стен, лишь ее остатки. Все в крови, грязи, саже и с опаленными руками и шеей из-за периодически залетающих за шиворот гильз мы сидели отстреливались, у меня в щеке противно зудил осколок стекла, У одного из совсем молодых ребят была прострелена нога в трех местах и хлестала кровь, ему перетянули ногу дали автомат и положили за стеной. И тут я заметил как Вовка прищурился и пристально уставился в точку. Я только хотел у него спросить, как он словно на мине порвался с места, встал в полный рост, сорвал гранату, кинул ее по коридору, и в эту же секунду в него попала пуля в районе груди. В моих глазах это все проходило так медленно, но я ничего не мог с этим поделать, я видел как подкашиваются его ноги, как он падает, чуть дергается и перестает дышать. Фашисты бежали по коридору. В голове зашумело и я улыбнулся. Мне было плевать на все, мне не страшно, я сорвал две гранаты вырвал обе чеки и побежал на встречу, увидев это солдаты побежали обратно по коридору, я кинул гранаты вслед им по лестнице но внизу поднималось еще множество солдат Вермархта. И первым что мне пришло в голову, это увиденный мною остаток стены на котором держалась вражеская половина здания. Не сбавляя скорости я влетел в нее со всего размаху и выбил единственный кирпич на котором держалась вся эта конструкция и с грохотом вылетел на ружу ударившись головой о землю я отключился под грохот и крики. Очнулся я когда мне на голову вылили пол фляжки воды. Надо мной стоял Вовка и с серьезным видом выцеливал врага на другой стороне то ли улицы то ли чего, повернувшись ко мне он улыбнулся и расхохотался! Я сперва подумал что боты скинул, но увидев четко мир и придя в себя. Первым делом зарядил Вовке в челюсть, больше с перепугу, чем из-за обиды что он погиб первым. Вовка улыбнулся  и еще сильнее засмеялся и говорит. Я знал что ты без башенный. Но чтобы без оружия снести целое здание и похоронить 15 человек под ним я вижу впервые. Поднявшись с земли я окончательно пришел в себя. Мне дали автомат и меня гложил главный вопрос почему он упал не шевелясь и не дышал. На этот вопрос он мне ответил так как и было должно быть по его плану, он всем перед боем сказал ни при каких обстоятельствах не двигаемся со своих позиций, упав немцы подумали бы что он мертв и он смог бы в ближнем бою убить больше, но я его опередил. Спустя пол часа периодических перестрелок мы примкнули к основным частям и уже в общем потоке продолжали бить немцев не отступая. В ночь с 11 мая на 12 мы добили остатки немецких частей СС.
После войны в Праге наши с Вовкой пути разошлись. Он отправился домой. А меня в ноябре 1945 года перевили в отдельную роту ОКР СМЕРШ где я был автоматчик. Наша дивизия на территории Западной Украины принимала участие в ликвидации подпольных вооруженных отрядов УПА - ОУН и СБ – УОН.
10 февраля 1946 года я попал в военный госпиталь  №2349. с тяжелейшими ожогами.  после чего 9 апреля вышел и 14 отправлен в запас.
В мае познакомился с  (Устюжаниной) Куповой Просковьей Михайловной. И с 1947 по 1961 родили 5-ро девчонок.
Пару раз он встречался с Сашкой и Вовкой. Очень часто сидел и смотрел в голубое небо на лавке, курил длинную папиросную трубку, щурил глаза от яркого, теплого солнца и с улыбкой вспоминал все что с ним было, а еще мечтал о том что у него будут внуки и правнуки, но правнука назовем Вовкой надо Михаил Мифодьевичу об этом рассказать.
 
В 1975 году Купов Михаил Иванович умер.


Рецензии