Классификация аффективных явлений

Переживаниями называют такие состояния, которые описываются словами приятный, неприятный, радость, огорчение и т.д. Другими словами, это состояния, которые хочется сохранить, продлить во времени, усилить или наоборот избавиться, сократить по продолжительности, уменьшить интенсивность. При изучении переживаний важно различать, чем оно вызвано, в чём выражается, что есть субъект переживаний. В аффективной сфере принято выделять такие понятия как эмоциональный тон ощущений, эмоции, чувства, настроение.
Эмоциональный тон ощущений связан с переживанием удовольствия и неудовольствия при непосредственном контакте с объектом в ходе ощущания или воспринимания. «Для эмоционального тона ощущений характерно реагирование на отдельные свойства объектов или явлений: приятный или неприятный запах химических веществ или вкус продуктов; приятный или неприятный вкус продуктов, раздражающее или радующее глаз сочетание цветов и т.д.»  . В течение долгого времени было принято отождествлять эмоциональный тон ощущений с ощущениями. Их различение есть важный шаг в изучении аффективных процессов, позволяющий внести ясность в весьма запутанную картину. «Несмотря на разведение ощущений и эмоционального тона ощущений, до сих пор встречаются отголоски старых  представлений. Так, в разряд эмоций заносится боль, хотя ее нельзя отнести даже к эмоциональному тону ощущений. Боль – это ощущение, а возникающий под ее воздействием эмоциональный тон ощущений называется страданием» .

Краткое рассмотрение проблем, связанных с аффективными процессами нужно предварить уточнением терминологии. Если во всех разделах психологии встречаются элементы синкретизма, то в разделе «Эмоции и чувства», синкретизм перехлестывает через все мыслимые границы. Анализируя различные подходы к классификации эмоций, Е. И. Ильин приводит десятки вариантов классификации, начиная с древности и до нынешних дней. Подходы различаются во всём. К примеру, древнегреческие стоики предлагают подразделять эмоции на четыре основные страсти: желание и радость, печаль и страх. Б. Спиноза считал, что имеется столько видов удовольствия, неудовольствия и желания, сколько имеется видов тех объектов, со стороны которых мы подвергаемся аффектам.

Попытки дать универсальное определение эмоций предпринимали многие учёные, и каждый из них выдвигал для этого собственное основание. Так, Т. Браун в основу классификации положил временной признак, разделив эмоции на непосредственные, т. е. проявляемые «здесь и сейчас», ретроспективные и проспективные. Рид строил классификацию на основании отношения к  источнику действия. И. Кант сводил все эмоции к двум группам, в основе которых лежала причина возникновения эмоций: эмоции сенсуальные и интеллектуальные. Г. Спенсер предлагал разделять чувства по признаку их возникновения и воспроизведения  на четыре класса. А. Бэн (1902) выделял 12 классов эмоций. В. Вундт считал, что число эмоций (имея в виду оттенки эмоционального тона ощущений) значительно больше 50 000. Противоположную позицию занимал Э. Титченер. Он полагал, что существует только два вида эмоционального тона ощущений: удовольствие и неудовольствие. Е. Ильин отмечает ещё одну проблему, затрудняющую систематизацию эмоций: «… с одной стороны трудно определить, является ли выделяемая эмоция действительно самостоятельным видом или же это обозначение одной и той же эмоции разными словами (синонимами), а с другой стороны, не является ли новое словесное обозначение эмоции лишь отражением степени её выраженности (например, тревога – страх – ужас)»  .    

Еще в 1928 году швейцарский психолог Э. Клапаред писал: «Психология аффективных процессов – наиболее запутанная часть психологии. Именно здесь между отдельными психологами существуют наибольшие расхождения. Они не находят согласия ни в фактах, ни в словах. Некоторые называют чувствами то, что другие называют эмоциями. Некоторые считают чувства простыми, конечными, неразложимыми явлениями, всегда подобными самим себе и изменяющимися только количественно. Другие же в противоположность этому полагают, что диапазон чувств содержит в себе бесконечность нюансов и что чувство всегда представляет собой часть более сложной целостности… Простым перечислением фундаментальных разногласий можно было бы заполнить целые страницы»  .

Необходимо совершенно чётко разграничить чувства и эмоции. По этой проблеме Е. П. Ильин говорит: «Наиболее четкое разведение эмоций и чувств дано А.Н.Леонтьевым (1971). Он отмечает, что эмоция имеет ситуативный характер, т.е. выражает оценочное отношение к наличной или возможной в будущем ситуации, а также к своей деятельности в ситуации. Чувство же носит отчетливо выраженный «предметный» (объектный) характер. Чувство – это устойчивое эмоциональное отношение. Существенно и замечание А.Н.Леонтьева, что эмоции и чувства могут не совпадать и даже противоречить друг другу (например, глубоко любимый человек может в определенной ситуации вызвать преходящую эмоцию неудовольствия, даже гнева)» .
Последнее предложение нуждается в уточнении. Правильнее будет сказать, что эмоции и чувства могут быть противоположно направленными. А сами эмоции и чувства не могут совпадать в принципе, поскольку это явления совершенно различной природы.
Следует отметить, что слово «чувство» здесь понимается как родовое понятие, объединяющее такие понятия как любовь и ненависть, влечение и отвращение и другие относительно устойчивые эмоциональные отношения субъекта к объекту. Я и сам до недавнего времени придерживался такого понимания понятия «чувство», но пришел к выводу об ошибочности такого называния. Обоснование сказанного можно прочитать здесь: http://www.proza.ru/2013/08/17/2065 и http://www.proza.ru/2013/08/23/657.
Аффективные явления можно подразделить на два вида: актуалии и потенциалии. Актуалии – это то, что переживается в данный момент времени. Например, эмоции сиюминутны  и преходящи. А любовь и ненависть – это относительно устойчивые долговременные состояния. Ко всему, что нас окружает, у нас вырабатывается положительное или отрицательное отношение, и все эти отношения законсервированы на заднем плане психики. В каждый конкретный момент времени мы можем актуализировать только одну потенциалию и переживать одну эмоцию. Вся наша психическая жизнь в когнитивном и аффективном аспектах выражается в постоянной актуализации потенциалий и потенциализации актуалий. Регулятивный аспект также играет свою роль. Актуализация может вызвать изменение потенциалии в когнитивном, аффективном и регулятивном аспектах. Фактически, слово «чувство» используют как для обозначения актуальных явлений (к примеру, почувствовал облегчение, ужас, досаду и т.д.), так и для обозначения потенциальных, устойчивых, долговременных психических явлений (таких как любовь, ненависть и т.п.). За неимением лучшего предлагаю использовать термин «чувство» для обозначения актуальных явлений, а для обозначения потенциальных явлений, использовать слово «потенциочувство».      

Интересно проанализировать предлагаемый Е. П. Ильиным способ разложения субъективных отношений на три стороны, составляющие их содержание  или структуру: оценивающую, экспрессивную (эмоциональную) и побудительную.
«Оценивающая сторона отношений связана с сопоставлением себя и других с некоторыми образцами, эталонами поведения, с определением уровня достижений. В зависимости от даваемой оценки (хороший – плохой, приятный – неприятный, красивый – некрасивый, честный – нечестный и т.д.) у человека возникает определенное отношение к предмету отношений (уважительное или презрительное – к человеку, ответственное или безответственное – к своему делу, учебе и т.д.).
Экспрессивная сторона отношений связана с переживанием человеком своего отношения к субъекту отношения, с возникающими у него по поводу оценки эмоциями. Например, оценка человеком себя как неспособного вызывает не только негативное отношение к себе, но и тягостное переживание этого отношения.

Побудительная сторона отношений, выражающаяся, например, во влечениях и интересах, проявляется в стремлении овладеть нравящимся объектом, войти в контакт с обожаемым человеком, заниматься нравящейся деятельностью.

Указанные три стороны отношений не оторваны друг от друга, хотя в разных видах отношений могут быть выражены в различной степени. Возникает вопрос: являются ли все виды субъективных отношений чувствами (т.е. эмоциональными отношениями) или же чувства составляют особый их класс? Ответ, казалось бы, очевиден: по определению, субъективные отношения пристрастны, включают в себя эмоциональный компонент, следовательно, все они являются чувствами. Однако начальник может хорошо относиться к подчиненному как к специалисту, ценить его, учитывать его значение для эффективности руководимого начальником производства, но при этом он может не испытывать по поводу этого подчиненного никаких эмоциональных переживаний. Он к нему личностно равнодушен. Следовательно, возможны субъективные отношения, в которых эмоциональный компонент отсутствует.

Отсюда чувствами могут считаться только такие отношения к кому- или чему-либо, в которых проявляется неравнодушие человека» . 

Вряд ли можно согласиться с утверждением, что «при этом он может не испытывать по поводу этого подчиненного никаких эмоциональных переживаний». Здесь слово «эмоция» употреблено в бытовом значении. С точки зрения науки неиспытывание эмоций тоже является эмоцией. Равнодушие – это частный случай неравнодушия, по величине равный нулю. Поэтому, более обоснованным для Ильина нам кажется вывод о том, что все виды субъективных отношений можно называть чувствами. А в нашей терминологии все виды устойчивых субъективных отношений подпадают под понятие «потенциочувство».    

Возможно, окажется более плодотворным отличный от предлагаемого Е. П. Ильиным способ разложения субъективных отношений. В отношении субъекта к объекту можно выделить три составляющие: когнитивную, аффективную и побудительную. Когнитивный компонент отношения включает в себя объективную информацию, полное досье со сведениями о данном объекте. Аффективный компонент включает  в себя то, как субъект оценивает те или иные свойства или действия объекта, данные в когнитивном компоненте, а также степень экспрессивности в реализации каждой из оценок. Побудительный  компонент состоит в том, чтобы стремиться оградить себя от объекта, при отрицательном к нему отношении или напротив воспользоваться его полезными или приятными свойствами.

Эмоция – это актуализация потенциочувства. Человек может любить или ненавидеть, эти потенциочувства долговременны,  а радость или огорчение, вызываемые соприкосновением с объектами этих потенциочувств или воспоминанием о них – это эмоции. Эмоции дискретны. Потенциочувства – это потенциальные эмоции. Потенциочувства зарождаются через эмоции и претерпевают изменения под их влиянием. Человек сталкивается с объектом, это столкновение всякий раз приводит к возникновению определенных эмоций, таких, например, как радость, огорчение и т.п. А регулярное возникновение определенных эмоций в связи с определенным объектом приводит к формированию потенциочувств, таких, как боязнь, отвращение, любовь, ненависть, приязнь, неприязнь.

То есть эмоции влияют на формирование потенциочувств, а те, сформировавшись, способствуют возникновению определенных эмоций. Но было бы ошибкой считать, что потенциочувства однозначно детерминируют эмоции, поскольку в зависимости от ситуации одно и то же потенциочувство может обернуться самыми разными эмоциями. Например, родительская любовь (потенциочувство) к детям инициирует радость (чувство) при встрече после разлуки, но может явиться причиной огорчения (чувство) в случае неудач или гнева в случае непослушания и т. д. Потенциочувство может проявляться в форме эмоций и не проявляться. И проявляться оно может в форме различных эмоций.
Такое тщательное разграничение этих понятий крайне необходимо. Без этого нельзя говорить о психологии и философии как о науках, а правильнее будет считать их особой формой культуры, носители которой упражняются в высокой словесности, обмениваются высокопарными речами, полными терминов, значение которых расплывчато. Прочитайте следующие цитаты Узнадзе:

«Обратимся к так называемым эмоциональным переживаниям: удо¬вольствие и неудовольствие, любовь и ненависть, страх и гнев... Что является для них характерным? Представим себе, что мы испытываем одно из них, например, страх, удовольствие или же любовь. Разве хоть одно из этих переживаний передает какой-либо признак или момент объективной действительности или же, в общем, является отражением чего-либо объективно существующего? Разумеется, нет! Вос¬принимая зеленый цвет растения, подразумеваем, что тем самым происходит пости¬жение цвета растения: растение имеет именно такой цвет, и об этом нам известно благодаря восприятию. Но получаем ли мы хоть какие-то сведения об объективной действительности, испытывая удовольствие или любовь? Конечно же, нет! Любовь или удовольствие - мое состояние, а не признак какого-либо объекта. Это относит¬ся и ко всем остальным эмоциональным переживаниям.

Следовательно, эмоциональное переживание представляет собой только состо¬яние субъекта» .

«Пересмотрев всю совокупность эмоциональных переживаний, можно убедить¬ся в существовании двух, четко различающихся между собой групп переживаний. Одну группу составляют такие эмоции, как, например, любовь, ненависть, страх, гнев, горе, радость и прочее. К совершенно иного типа переживаниям относится удоволь¬ствие, испытываемое, например, от приятного запаха розы, или неудовольствие, доставляемое горьким вкусом.

В первом случае имеем дело с душевным состоянием, как бы полностью затра-гивающим субъекта и дающим скорее его целостную характеристику, чем какого-ли¬бо отдельного переживания. Во втором случае, наоборот, несомненно, речь идет о переживании с тем или иным частичным содержанием: например, восприятие горь¬кого вкуса или аромата розы и возникающее в связи с ним и для его характеристики эмоциональное переживание. Здесь эмоциональное переживание имеет более за¬висимый, более специальный, более определенный характер, чем в первом случае, поэтому каждая из этих групп, как в повседневной речи, так и в науке имеет свое название. «Душевные состояния, пусть даже временно целиком заполняющие наши переживания и подчиняющие себе всю остальную душевную жизнь», называют эмо¬циями; те же душевные движения, которые «связываются с другими душевными про¬цессами и содержаниями и имеют в силу этого более специальный и ограниченный характер», называются чувствами (Штерн).

Как видим, эмоции и чувства отличаются друг от друга тем, что первые пред-ставляют собой более целостные и субъективные переживания, а вторые имеют бо¬лее специальный и как бы объективный характер» .

Здесь мы наблюдаем полный сумбур и мешанину в понятиях. А если даже такой знаменитый учёный и признанный авторитет как Узнадзе допускает такие ошибки, то чего ждать от простых смертных.

Интересен анализ следующей цитаты С. Л. Рубинштейна, проведённый Ильиным. «Так, чувство любви к другому человеку – это чувство радости от общения с ним, восхищения от того образа человеческого, которое при таком общении с ним выявляется, связанной с этим нежности к нему, заботы о нем, как только начинает ему что-то угрожать, огорчения, когда он терпит неудачи или подвергается страданиям, возмущения, когда по отношению к нему совершается несправедливость, гордости, когда в трудных условиях он оказывается на высоте…»(1957, с. 262), Ильин здесь пишет, что в данном высказывании Рубинштейн «дважды неточен, говоря, во-первых, что чувство любви – это чувство радости, огорчения и т.п. (в действительности это эмоции), а во-вторых, даже если бы он сказал, что чувства любви – это эмоция радости, огорчения и т.п., то и это было бы не точно, так как чувство не является эмоцией» .

Мы видим, как Ильин блестяще разглядел далеко неочевидные ошибки Рубинштейна. Далее приводится ошибка самого Ильина. Если даже такие корифеи как Узнадзе, Рубинштейн и Ильин спотыкаются на понятиях чувства и эмоции, что говорить о рядовых учёных.  Вряд ли кто станет отрицать необходимость наведения порядка в терминологии с целью добиться однозначности.

Проведение такой  чёткой границы между эмоциями и чувствами не означает, по мнению Е. П. Ильина, исключение чувств из эмоциональной сферы. В этой связи он говорит: «Специфика чувства как эмоциональной установки заключается в том, что оно является долговременным эмоциогенным фактором, вызывающим эмоциональный отклик в тот момент, когда в поле сознания появляется объект этого чувства» . 

 «Так, Л. В. Благонадежина пишет, что отдельные эмоции и чувства могут обозначаться одним и тем же словом, но их происхождение и роль в жизни человека различны. Автор утверждает, что страх в условиях опасности для жизни – это эмоция. Но страх оказаться в смешном положении, потерять уважение людей – это чувство» .

Будет правильным вывести из научного оборота слово «страх», по причине его полисемантичности и заменить его словами «боязнь» для обозначения потенциочувства и «испуг» для обозначения эмоции. Концовка приведенной цитаты могла бы звучать так: «Испуг в условиях опасности – эмоция. Боязнь потерять уважение – потенциочувство».

Опасность ситуации с полисемантичностью показывает ошибка, допущенная Е. П. Ильиным в следующей цитате.

Надо отметить, что вопрос о том, какое из пристрастных психологических явлений относится к эмоциям, а какое – к чувствам, подчас решить сложно. Дело в том, что одно и тоже явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка – отношение к данному объекту. Например, можно ревновать кого-то в данный момент и проявлять при этом все признаки эмоционального состояния, а можно рассматривать человека как соперника за обладание чем-то как постоянную перспективу, испытывать к нему определенное устойчивое отношение, т.е. чувство. Поэтому можно говорить об эмоции ревности и о чувстве ревности  .

Казалось бы в чём тут ошибка? А в том, что, по словам Ильина «одно и тоже явление может выступать и в роли эмоции, как кратковременное и острое переживание, и в роли чувства, как долговременная установка». На самом же деле это два совершенно разных  явления, по недоразумению обозначаемые одним и тем же словом. Это ещё один пример издержек языкового синкретизма. Как у болезней есть острая и хроническая форма протекания, так и в психических явлениях нужно различать  актуалии и потенциалии. Ревность или ревнивость – это потенциочувство, это бдительное отношение ко всему, что связано с честью и достоинством своей семьи, рода и т. д. Это долговременное устойчивое отношение. А вот актуализацию этой потенциалии предпочтительнее не называть тем же словом «ревность». Ситуативное проявление, актуализация потенциочувства «ревность» более уместнее будет обозначать словом «ревнование». Это состояние, которое возникает когда человек вдруг возревновал, ощутил ревность в острой форме. Слово «ревнование», признаться, звучит несколько неуклюже, но для лучшего различения может быть полезно. Также целесообразно различать бдительность и бдение. Первое из них есть устойчивое отношение, жизненная позиция, а второе – воплощение в жизнь, актуализация этого отношения.
Эмоциональный тон ощущений и восприятий возникает в результате ощущания и воспринимания. Для каждой модальности есть диапазон удовольствия и страдания. Эмоциональный тон ощущений и восприятий можно отнести к первичным переживаниям, а эмоции – к вторичным переживаниям по поводу состояния жизненно важных переменных.

У человека формируется система ценностей, он мысленно устанавливает уровень, на котором должны быть те или иные параметры. В дальнейшем он рефлексирует по поводу состояния параметров и испытывает ту или иную эмоцию.

Эмоции возникают как результат мыслительной деятельности, в ходе которой сначала внимание фокусируется на каком-либо обстоятельстве, далее оно сопоставляется с тем, что ожидалось. В зависимости от того, лучше ли произошедшее, чем ожидавшееся, возникает эмоция того или иного знака. Абсолютная величина эмоций зависит от того, насколько значимое  место занимает преследуемая цель в общей системе ценностей, как влияет достижение или недостижение цели на общую картину.

Всякая деятельность человека направлена на получение положительных эмоций или эмоционального тона ощущений. Она инициируется с этой целью, она направлена на эту цель и прекращается с ее достижением (а в случае недостижения человек старается подсластить горькую пилюлю). Но эмоции в свою очередь подчинены мыслительной деятельности и зависят  от характера ее протекания. К примеру, в результате ДТП человек оказался лишен трудоспособности на несколько месяцев. Он страдает от боли и испытывает чувство досады при мысли о том, сколько важных дел можно было исполнить, сколько приятных минут можно было бы провести, если бы не эта нелепая авария. Но вот он начинает смотреть на ситуацию под другим углом. Он ставит вопрос: «А могло ли быть хуже?» И тогда он понимает, что могло быть намного хуже, что случившееся с ним – это достаточно мягкий вариант, что ему сильно повезло. И у него возникают положительные эмоции, а настроение становится намного лучше.

Кстати, о настроении. Необходимо определить его статус. К чему отнести настроение – к эмоциям или потенциочувствам? Выясняется, что настроение – это отдельный вид психических явлений, который не может быть сведен к потенциочувствам или эмоциям. Допустим, человек, который работал в обычном режиме, получил известие о событии, вносящем существенные изменения в его судьбу. Мы можем наблюдать, как резко меняется порядок функционирования его психики, а с ним и поведение. В зависимости от характера информации он может стать более доброжелательным или жестким, снисходительным или недоверчивым. В таких случаях говорят о перемене настроения. Значит, настроение – это постоянно присущее человеку душевное состояние, которое может меняться под воздействием эмоций. Настроение выражает состояние оценочной функции.

Настроение характеризуется теми же тремя компонентами, о которых выше велась речь: когнитивным, аффективным и побудительным. В настроении важно выделить несколько оценочных функций переднего плана, связанных с той думой, которая актуализирована, несколько оценочных функций второго плана, которые подспудно давят на душу. На настроение влияет и информационный мусор в форме навязчивых мелодий, идей и т. п. Аффективная составляющая настроения зависит от когнитивной. То, как человек реагирует на внешние обстоятельства, зависит от состояния оценочной функции. Она диктует, прыгать ли от восторга, хвататься ли за голову или проявить сдержанность. Побудительный компонент регулирует поток запросов в ходе принятия решения и деятельность после принятия решения. 

Как известно, эмоции представляют собой переживания, которые актуальны, сиюминутны. Потенциочувства представляют собой отношение субъекта к объекту. Потенциочувства долговременны, потенциальны, неситуативны. Они представляют часть личности.

Настроение – это актуализированная, активизированная часть личности, ее передний план. Оно сохраняется в активизированном состоянии намного дольше, чем эмоция. Но продолжительность его ограничена.

Для настроения характерна мобилизация отдельных черт личности, определённых оценок, определённая форма и интенсивность эмоционального реагирования в той или иной ситуации. Настроение может быть охарактеризовано как предрасположенность к переживанию определённых эмоций.

Эмоции кратковременны, дискретны. Они управляют поведением. Кто управляет ими? Как происходит переход от одной эмоции к другой? Что творится в промежутке между дискретными эмоциями? Эмоции возникают в ходе мыслительного процесса. Как уже говорилось, он состоит из следующих этапов:  выбор фигуранта, выбор предиката, установление связи между ними. Это когнитивный этап. Результат сопоставляется с требуемым (желательным). В зависимости от их соотношения возникает та или иная эмоция. Интенсивность ее тем больше чем большую значимость имеет в глазах субъекта преследуемая цель. Далее  начинается регулятивный процесс. В зависимости от эмоции субъект стремится либо сохранить ее, либо избавиться от нее. Для этого посылаются запросы, получают ответы, связанные с требуемыми, в конце концов, принимают решение и осуществляют его.

На этом завершается регулятивный процесс и начинается когнитивная стадия следующей думы. Здесь мы видим, что регулятивный процесс внутри себя может содержать несколько поддум, включающих в себя когнитивные, аффективные и регулятивные процессы.

Каким-то образом, завершение предыдущей думы привело к какому-то результату. Начинаются когнитивная и аффективная стадии следующей думы. Оценивается результат предыдущей думы и возникает та или иная эмоция. Она дискретна и кратковременна. Она может длиться доли секунды, а в конце этого краткого промежутка времени начинается поиск новой проблемы и начало новой думы. Она также пройдет через те же этапы  и завершится новой эмоцией. Причем между этими эмоциями проскакивает несколько промежуточных субэмоций.

Эмоции иногда могут быть очень сильными и устойчивыми. Устойчивость здесь не означает непреходящести.  Эмоция уходит, но значимость породившей ее причины настолько велика, что она (эмоция) снова и снова возвращается. Это может быть радость, которая распирает, это может быть горе, которое занимает все мысли и не дает ни о чем другом думать. Но обычно происходит чередование радостей и огорчений. И на порядок этого чередования влияние оказывает настроение.

Таким образом, эмоции влияют на настроение, оно влияет на эмоции. Настроение определяется потенциочувством – это передний план личности, состояние оценочных функций, значимых в данный момент. И все, что в настроении кажется существенным, откладывается в потенциочувствах, частично в форме осознанных обобщений, частично в виде неосознанных побуждений. Можно сказать, что эмоции влияют на формирование потенциочувств через посредство настроения и, в свою очередь, чувства посредством настроения актуализируются в эмоциях. Настроение выступает также посредником между двумя эмоциями.
Субъект переживаний

Важнейшим вопросом является вопрос о том, кто является субъектом эмоции. Конечно, можно сказать человек. Но проблема в том, где у человека локализован центр по эмоциональному реагированию. Или может весь человек задействован в эмоциональном реагировании?

В ходе изучения того, как организована познавательная деятельность, мы ставили вопрос о субъекте мысли и пришли к выводу о существовании эгоцентра (ЭЦ), являющегося субъектом мысли. К выводу о существовании ЭЦ нас привели такие соображения как необходимость выбора одной думы из множества возможных дум, выбора фигуранта одного из неограниченного множества потенциальных фигурантов, выбора  предиката, одного из множества возможных. Мы уже говорили, что ни сами образы, ни их нейроносители  не могут коллегиальным путем решить, кому из них попасть на экран и стать фигурантом или предикатом. 

При изучении эмоций необходимость ЭЦ становится еще более очевидной. Ведь если эмоции – это переживания, то чьи? Независимо от того, говорим ли мы об эмоциональных тонах ощущений  в форме наслаждения и боли или об эмоциях в форме радости и огорчения, мы говорим о переживаниях, а они не могут быть ничьими, бессубъектными. Ни мышцы, ни суставы, ни кости не могут быть их субъектами. Обо всех процессах, происходящих в них, информация стекается в мозг. Но и нейроны мозга не могут переживать самостоятельно. Иначе все ощущения, восприятия возникали бы спонтанно и независимо друг от друга. Также и воспоминания независимо друг от друга вызывали бы одновременно миллионы переживаний. Человек не существовал бы как некая целостность, переживающая в одно мгновение одно переживание, имеющая одну цель и способная организовать свою деятельность, имея в виду улучшение эмоций.

Но мы знаем, что человек в одно мгновение осуществляет считывание одного ничтожно малого фрагмента информации из невообразимо большого объёма информации, могущей быть прочитанной, испытывает одно переживание и принимает одно решение. Все эти рассуждения свидетельствуют о существовании эмоционального центра или эгоцентра (ЭЦ).   


Образ и три его составляющих. Потенциообраз. Мир образов и образ мира (картина мира).
Актуализация и потенциализация.

Психические процессы, порождающие переживание следующие: ощущание, образопорождание, мышление. Эти процессы порождают следующие психические продукты: ощущение, образ, мысль. Ощущения порождают эмоциональный тон ощущения, а образы порождают эмоцию. Мысль сама по себе не порождает аффективной реакции, но по окончании мыслительного процесса принимается резюме, которое воплощается в форме образа, а это вызывает эмоцию. Например, бизнесмен, проанализировав ситуацию, приходит к выводу, что он банкрот. На него нападает отчаяние. Но оно вызвано не самой мыслью, а теми образами, в которые трансформируется его мысль: его семья остается без жилья, средств к существованию и т.д.


Рецензии