Украинский национализм - ящик Пандоры

Откуда берет начало украинский национализм, почему Майдан восхищается Бандерой и Шухевичем и на что готовы его лидеры? Этим вопросом задаётся всё больше и больше людей. Ответ на этот вопрос не так прост, как кажется.
 Определенный культурный комплекс — идей и представлений, книжная культура, — который украинцы считают своим и не считают русским, существовал давно и формировался при Речи Посполитой, частью которой земли современной Украины были одни вплоть до середины XVII века, другие — до конца XVIII века. Эта культура местной шляхты и горожан, составляющих меньшинство украинского народа того периода. Когда левобережная Украина оказалась в составе Московского царства после восстания Хмельницкого в XVII веке, образованные люди с этих земель стали играть огромную роль в развитии русской культуры, принеся свой багаж.
Очень важный багаж, ведь они были связаны с западноевропейской культурой. Знаменитый русский философ и лингвист, князь Трубецкой в межвоенное время пытался доказывать своим украинским оппонентам в эмиграции, что украинцам следует воспринимать русскую культуру как плод собственного творчества, что там украинского не меньше, чем московского. Но с этим посылом, украинские националисты не желали соглашаться, считая украинскую культуру, культурой Запада. Впрочем, они отвергали не только идеи москаля Трубецкого, но и идеи о всеобщем русском мире Ивана Франко. Исповедуя культ Шевченко, а после Второй мировой войны культ Бандеры и Шухевича, они одновременно лишали украинцев  Гоголя, Булгакова, Королёва и Сикорского.
Именно потомки этой интеллигенции, в конце 20 века принялись писать бредовую идею «великих укров», переписывать историю киевской Руси, представляя её историей Киевской Украины. Где не  было места для русского киевского князя – крестителя Владимира, был украинский киевский князь Владимир, как и не было русского киевского князя Ярослава.
Конечно утверждение о причастности украинской культуры к западной культуре,  являлось заблуждением, и только в малой степени было справедливо для окотоличеной части украинцев. Основная масса народа была взращена на традициях православия, противостоящего католицизму. Заявляя о неразрывной связи украинской культуры с Западом, идеологи национализма не желали замечать того факта, что Западная культура видела в украинцах людей второго сорта. Это касалось как Речи Посполитой, так и Австро-Венгерской империи. Но это мало волновало идеологов самостийности и национализма. Так как Украина, должна была во чтобы то ни стало отринута от Русского мира, и стать частью Запада.
Украинский национализм ни что иное, как идея  культурного отмежевания.  Первые зачатки национализма, появились на Украине в середине XIX века. То, что было до этого, нельзя назвать национализмом, то были представления о региональной особости, о казачьих правах. Национализм начал развиваться, когда большинство украинской элиты уже ассимилировалось в русскую культуру. Люди, сформировавшие украинский национализм, — это не традиционная дворянская элита, а интеллигенция. Это особый тип национализма — у народов без элитных групп. Он сформировался в среде «местечковой», как правило, мало образованной среде новой волны интеллигенции. Причем антиимперский национализм тут сложно отделить от анти-русского.
Известный украинский историк Николай Костомаров больше вдохновлялся антиимперскими идеями. Ведь империя в XIX веке не смогла создать формы демократического представительства. И если вы выступаете за какое-то демократическое развитие, то вы против империи. А если вам не нравится империя и вы не считаете себя русским. И тут остаётся  один шаг до того, чтобы сказать: империя такая, потому что русские такие. Они ленивые, пьяницы, безъинициативные кретины, люди второго сорта; тогда как мы, украинцы, представители великой европейской культуры.
В результате Гражданской войны, и развала Русской империи, часть Украины отошла к Польше. И именно в это период началось активное формирование новой волны национализма. Для национального украинского самосознания Галичины врагами «украинского» народа стали, евреи, поляки и Советский Союз, причем с определенного момента (расчленения Польши) он стал главным врагом, так как присоединил западно-украинские территории.
Идеал украинского национализма  отражен в украинском гимне, который был написан во второй половине XIX века. «Сгинут наши вороженьки» и «запануем мы во своей сторонке» — это был во многом крестьянский гимн: не будет польского пана, не будет московского чиновника… Еврея не будет, которому денег кто-то должен. А будем мы, и будет все замечательно. Беда только в том, что в крестьянах бурлила энергия созидания. Тогда как в представителях Майдана, бурлит энергия разрушения. Кто эти экзальтированные активисты Майдана? Задайтесь вопросом. В подавляющем своём числе, это люди, не нашедшие себя в жизни и не желающие работать и созидать в принципе. Это местечковая гопота, вохра, полицаи. И вот все эти, по большому счёту, отбросы украинского общества, украинская интеллигенция объявила украинскими патриотами, открыв тем самым ящик Пандоры.
Украина должна быть украинской, должна восхищаться Бандерой, должна быть единой, неделимой и мобилизованной, и нация превыше всего. Как тут не вспомнить немецкое: «Германия, Германия, превыше всего!». Но этот идеал неосуществим. Ведь политика это искусство возможного. А Украина между тем разделена на Запад и Восток, где разные герои и различная идеология. Очень опасно, когда идеал расходится с тем, что возможно. Угроза того, что перед тем, как понять это, украинская интеллигенция и майданутые бандерлоги наломают дров, довольно велика.


 


Рецензии
История учит тому, что ни чему не учит. Правда украинский фашизм, это пародия на германский. С уважением.

Геннадий Коваленко 1   08.05.2014 21:07     Заявить о нарушении
В точку Геннадий. С уважением.

Сергей Никифоров 4   09.05.2014 07:06   Заявить о нарушении