Обет в нашу честь

       Лет десять назад я, урезав не столь существенные расходные статьи семейного бюджета и подкопив соответствующий капитал, пригласил в свою крепко тосковавшую по ремонту квартиру первоочередника этого радостно-разорительного мероприятия — специалиста по установке водопроводно-канализационной системы, в просторечии именуемого сантехником. Тридцатилетний молодой человек оказался хорошим мастером и словоохотливым собеседником. За месяц ремонтных работ мы с Кобой Иванишвили о многом переговорили и, можно сказать, сдружились до такой степени, что он не считал зазорным спрашивать у меня, как толкуются и переводятся на общепонятный язык некоторые мудреные слова, с ходу недоступные пониманию мужика со средним профтехобразованием.
        Разобравшись с «гомеостазом» и «коллаборационизмом», Коба заинтересовался «меценатством». Я поделился с ним своими скромными выборочными сведениями из древнеримской истории. Коба энергично закивал головой: «Ва, да это как наш Бидзина из Чорвилы, он тоже всем помогает». И в доказательство своей благородной причастности к большой грузинской филантропии, Коба рассказал, как он посоветовал оказавшемуся на бобах земляку, молодому оперному певцу Нугзару Гамгебели обратиться за помощью к Бидзине Иванишвили. Не знаю, удлинил ли замечательный тенор список наших творческих индивидуумов, многолетне подпитываемых нынешним премьером, который тогда занимался исключительно лишь безвозмездной благотворительностью. Если тенор, конечно, за помощью вообще обратился.
        За помощью не каждый обращается. Кому гордость обращаться не велит, тот готов расплатиться за голодную житуху желудочной язвой. А кому-то совесть позволяет к госзарплате вдобавок получать ежемесячное многотысячное вспомоществование от неиссякаемо щедрого частного лица, — ну, там на бензин к машине или на красную икорку к столу. Осуждать людей мы не вправе. Красиво жить не запретишь. А уж сытно — подавно. Да и неумно чураться благотворительной помощи со стороны, если зарплата отдельных тружеников нашего государства на несколько порядков ниже этой самой предложенной финансовой помощи. Неспроста завидовала сачхерским учителям с их бонусными приплатами вся наша остальная педагогическая рать, в массе своей при хорошем профессиональном вооружении морально разоруженная низкой материальной оценкой затраченного труда.
        И молодоженов из Чорвилы не обошел вниманием наш самый богатый грузин. Две тысячи долларов в подарок каждой новообразованной семье, — неплохой задел, согласитесь, для будущей счастливой жизни после свадеб, тоже, кстати, плясавших, певших и евших на средства Бидзины Иванишвили. Надо сказать, что сегодня с данным противодействием грузинскому демографическому бедствию могут сравниться только массовые патриаршие крестины в Самебе. Проект «Достойное начало», предусматривавший выдачу одной тысячи лари каждому новорожденному ребенку из социально незащищенной семьи, давным-давно заглох. Он явился лучшей иллюстрацией природной «щедрости» грузинских бизнесменов и правительства, пожалевших на святое богоугодное дело 10 миллионов лари, но не брезговавших преступными закупками просроченной вакцины и израильских самолетов-разведчиков за 100 миллионов баксов. В проект «Достойное начало» предполагалось включить 60 тысяч бенефициаров, а все закончилось недостойным государственного мышления, но обычным для государственных мужей бенефисом самодовольства и самолюбования.
        Благотворительность, как известно, бывает двух видов: по велению души и по правительственной разнарядке. И хотя в основе обоих видов лежит человеческая доброта, разница между ними весьма существенна. Когда в 1987 году Сванетию накрыли снежные лавины, газеты наперебой популяризировали личности наших маститых писателей, не без партийной указки свыше включившихся в кампанию по сбору средств в помощь пострадавшим горцам. Умолчу, какими невеликими суммами исчислялись эти денежные жертвоприношения, малозначной цифирью украшавшие газетные полосы. И почти незаметно в печати промелькнуло сообщение о том, что простой казанский мужик, конюх-возчик Асхат Галимзянов перечислил в фонд помощи сванам 40 тысяч рублей. Деньги по тем временам немалые, считай, аж три «Волги» и еще «Жигули» в придачу. У нас ныне, ручаюсь, этого благородного добряка никто не помнит. Он честно, что называется, поднялся на продаже откормленных хавроний, весь доход тратил на нужды народа, жил скромнягой, и памятник в Казани этому непубличному филантропу поставили еще при жизни.
        Бидзина Иванишвили — человек умный и памятники ставить себе при жизни никому не разрешит. Самеба, он же Троицкий собор, не в счет, это скорее олицетворенное напоминание отечественным денежным тузам следовать его примеру. Может быть, не в таком эпохальном масштабе, но с не менее напористым желанием творить добро. Да вот только много ли в стране доброхотов, согласных поделиться своим богатством с бедными соотечественниками?! Меценатов типа Давида Сараджишвили или братьев Зубалашвили давным-давно извела под корень советская власть. Выкорчевывая из сознания строителей коммунизма частнособственническую психологию, она поставила вне закона и частную благотворительность. Люди творят благо из сострадательной жалости к ближнему. И перестают его творить, если государство внушает своим гражданам мысль, что жалость унижает человека. Пошел третий десяток лет, как советская власть в Грузии дала дуба, но заметного повышения уровня жалости у суперимущих слоев населения к меганеимущим не наблюдается.
        В длинной веренице стран третьего мира Грузия по количеству богачей в хвосте не отсиживается и острого дефицита миллионеров не испытывает, в том числе — среди ныне власть имущих и среди побывавших во власти в очень недавние времена. Министры в нашем новом правительстве избранием на ответственные посты обязаны только народу. И наши 125-ларовые пенсионеры с глубоким пониманием относятся к их работе, оцененной государством в 6300 лари ежемесячной зарплаты. А будут относиться еще и с глубокой благодарностью, если министры просто так, по доброте душевной, сократят разницу между вышеозначенными суммами регулярными отчислениями в тот же самый пенсионный фонд. Сократят, скажем, вполовину. Или три тысячи лари — зарплата, недостойная министра, у которого, кроме нее, имеется весьма пухленький пакет оплачиваемых государством привилегий, — персональное авто, безлимитная мобильная связь, бесплатные забугорные перелеты-переезды?!
        Тогда впору вспомнить про так называемый «децильный коэффициент», в международной социологической практике определяющий глубину расслоения общества и степень разрыва в чистых, беспримесных доходах разнополюсных слоев населения страны. Превышение данного разрыва более чем в 12 раз автоматически относит такую страну к разряду — свят, свят, свят! — клептократических! Такая квалификация не всегда означает, что чиновничество просто ворует (впрочем, у нас недавно так и было), а просто государство недодает положенное народу. Так почему бы получающим сверх положенного не подобреть душой и не облегчить свои карманы ради народа?
        Любой народ всегда восторженно реагирует на удалые поступки, а наш народ особенно. Он и миллиардера Каху Бендукидзе, продавшего в Грузии все за исключением совести, к лику святых причислит, достаточно тому создать в стране некий филиальчик международного филантропического движения «Giving Pledge» («Обет дарения»). Движение это объединило в своих рядах сначала североамериканских, а потом и богатеев со всего мира, решивших отстегнуть немалую долю кровного состояния на благотворительные нужды. В 2010 году зачинатели проекта Билл Гейтс и Уоррен Баффет призвали прочих миллиардеров не хранить деньги в кубышке, а с их ничем незаменимой помощью двигать человечество к разумному прогрессу, ну, а себя, то есть, сподобившихся на сей шаг, без ложной скромности записать в его, прогресса, форейторы. Один из уставных пунктов «Обета дарения» предусматривает вместе с указанием рода целенаправленной благотворительной деятельности филантропа и обязательное обнародование его имени. На сегодня общее число альтруистов, участвующих в глобальной филантропической кампании, составляет 105 человек.
        Доброе дело огласки не терпит. Верно, но оно и не пострадает, если мы узнаем, кто его затеял. К примеру, подписавший «Обет дарения» автор «Звездных войн», кинорежиссер Джордж Лукас объектом своего добровольного финансового покровительства избрал человеческую малопросвещенность: «Значительную часть моего состояния я отдаю на развитие образования, ибо именно в нем вижу путь к спасению людского рода». Наши люди искусства тоже могут не отстать от Лукаса. Монументальные выплески художнического таланта Зураба Церетели высятся почти на всех континентах планеты. В глубинах его широкой натуры наверняка уже вызрел и талант сверхщедрого филантропа, нетерпеливо дожидающийся буйного расцвета на родине предков. Так за чем же дело стало? В конце концов, ведь не российской Академии художеств завещать праведным трудом нажитые миллиарды.
        Да и у не совсем праведных наших денежных магнатов есть шанс раз и навсегда похоронить досужие разговоры о непонятном происхождении их капитала. К бывшим высокопоставленным государственным сановникам у простого народа есть много вопросов. Ума не приложу, всего за пару дней по каким сусекам экс-министр обороны Ираклий Окруашвили наскреб 6 миллионов долларов для залоговой отмазки от тюремного заключения? Или откуда взялась сотня миллионов долларов у экс-министра экономики Вано Чхартишвили? Или каким образом насобирал полсотни миллионов той же валюты бывший тбилисский мэр Вано Зоделава? Любопытную публику сразу же перестанут терзать нехорошие сомнения, как только господин Зоделава поведет себя в стиле заокеанского коллеги, нью-йоркского мэра Майкла Блумберга. Уж не знаю, достижению каких высоких целей послужат миллиардные пожертвования американского градоначальника, но то, что послужат — вне всяких сомнений.
        Предвижу возражения со стороны скептиков, которым даже мысль об организации в Грузии чего-то подобного трансконтинентальному «Обету дарения» кажется диковинной нелепостью. Да, банковские счета «ихних» джентльменов и наших господ ощутимо разнятся. Но и несопоставим масштаб благородных устремлений, для одних распространяющийся на всю планету, для других — на свою маленькую родину, обнищавшее население которой сотню отечественных миллионеров, прояви они некопеечное сердоболие, поставит вровень с планетарной значимостью миллиардеров-подписантов «Обета дарения».
        Социальное неравенство было, есть и будет всегда. Оно и при покойном социализме гримасничало вовсю, а при гальванизированном капитализме безобразничает еще пуще. Но человек всегда должен оставаться человеком, и достигнув чрезмерного уровня достатка, взять на себя моральное обязательство вытаскивать из трясинной нищеты тех, кому повезло в этой жизни меньше. Хотя бы ради того, чтобы дети неудачников тоже не стали пасынками судьбы на своей родине и не увеличили катастрофического для государства преобладания пауперизированных слоев населения над среднеклассовой прослойкой. Средний класс — оплот государства. Беднота — головная боль, с возрастом переходящая в постоянную мигрень. Грузины, увы, наряду со многими народами мира — стареющая нация, средний класс у нас в эмбриональной стадии развития. Вот и делайте, господа, выводы…
        Пятая часть страны оккупирована. В стране триста тысяч беженцев. Возвращаться им некуда. Обеспечить их достойным жильем в ближайшие годы практически невозможно. С работой в стране тот же коленкор. Огромной массе трудоспособного населения трудиться негде. Когда наступят лучшие времена — неизвестно. Недавно премьер-министр страны покаянно признался, что члены прежнего парламента и правительства долгое время получали жалованье из его глубокого кармана. Следуя логике этого покаянного признания, можно заключить, что миллиардер Бидзина Иванишвили непосредственнейшим образом способствовал перерождению государства несостоявшегося при Шеварднадзе в государство авторитарно-полицейское при Саакашвили. Безрадостная метаморфоза имела место быть. Теперь мы все в ожидании иной. Радостной. Как там у Гоголя: «Я тебя породил, я тебя и убью». Сурово, но нам не привыкать.
       Уж больно настойчиво идеализировало марксистско-ленинское учение роль народных масс в общественной жизни. Яркая личность в гораздо большей степени предопределяет судьбоносные повороты истории. Грузия ныне не очень плавно вписывается в очередной. Народные массы следуют за личностью. До поры до времени безропотно. И на ее милосердии, между прочим, как прежняя власть, не паразитируют. Чего и новой власти желаю. А «Обет дарения» для Грузии? Это другое. Здесь душа нужна. Дарители пока что в очередь не становятся.                .               


Рецензии