Кондоминиум - община

<><><>В буквальном переводе “кондоминиум” означает совместное владение, использование и управление территорией, имуществом. Понятие “кондоминиум” введено законом РФ № 4218-1 от 24.12.1992 года. И далее оно используется и других законодательных актах и положениях в жилищной сфере РФ. Кондоминиум используется в законодательствах стран на постсоветском пространстве в частности в Казахстане и Украине, законы и комментарии которых представлены в одноименной рубрике в интернете. Это понятие позаимствовано из зарубежного опыта вместе с правовыми положениями в период смены жилищной политики, перехода от государственного общенародного владения к владению частному капиталистическому. Жилищные кооперативы (ЖСК), Товарищества собственников жилья (ТСЖ)  являются схожими и параллельными кондоминиуму формами владения и управления недвижимостью.
<><><>Кондоминиум является объединением собственников (домовладельцев) в едином комплексе многоквартирного здания или нескольких односемейных домов. Такое объединение означает условия совместного владения и пользования совокупностью земельного участка, жилых, нежилых и помещений общего пользования, подъездных лестниц, лифтов, коридоров, крыши, технических подвалов, инженерного оборудования, придомовой территорией и другими местами общего пользования. Современные жилые комплексы могут представлять собой целый квартал,  или здание как непрерывная лента длиною с километр, заворачивающаяся спиралями, синусоидами, меандрами. Часть помещений в этих зданиях может принадлежать физическим и юридическим лицам, государству, муниципалитетам и органам местного самоуправления, коммерческим структурам, а остальные находятся в общей долевой собственности всех домовладельцев. Такое совместное владение различными формами собственности усложняет управление ими, тем более для неподготовленных жителей.
<><><>Самоуправлению в жилищной сфере отводится огромная роль. Оно призвано не только снять тяжелое бремя финансовой и организационной нагрузки по поддержанию жилья с плеч государства, муниципальных властей и промышленных предприятий. Их коренная задача заключается в том, чтобы через формирование грамотного и влиятельного потребителя жилищных услуг способствовать становлению конкурентного рынка управления и содержания жилищного фонда.
<><><>Кондоминиум и ТСЖ, и ЖСК подразумевают совместное владение и пользование. По своей сути это общинное (общее) владение и это хозяйственно-правовое образование уместно назвать ОБЩИНОЙ. Община семейная, лестничная, подъездная, домовая, дворовая, квартальная, и так до общины района, города, селения. По меньшей мере, такое хозяйственно-правовое обозначение не скроет суть явления, а внесет ясность и возможность расширения жилищной сферы до организационно-политической. Увлечение иностранными терминами затушевывает понимание сути явления, понятно, что термины перенимаются вместе с зарубежным организационным опытом.
<><><>После развала СССР государство передало, а точнее кинуло собственников квартир самим решать проблемы по уходу и ремонту жилфонда в условиях дикого, криминального капитализма. Держать  в образцовом порядке такое сложное инженерное сооружение как высокоэтажное здание дело нелегкое и  новоявленные ОсОО по обслуживанию и ремонту,  жильцы, управленцы к этому не готовы, но деньги брать не известно за что все готовы. Разрыв между  теорией и реальностью при деградации власти огромный, скороспелые законы сами по себе, а на практике происходит все  наоборот, и эта сфера осталась, как и многие другие, бесконтрольной. Законопослушные жильцы по советской привычке дутые счета ропща оплачивали, некоторые перестали платить, другие начали искать правду.
<><><>Сведения по теме ЖКХ почерпнуты главным образом из статьи Ирины Литвяковой «Сами себе хозяева!» и других публикаций рубрики интернета “кондоминиум”. Обзор зарубежных рынков жилья позаимствован из статьи «Ольга Грачева, специально для портала JJC.RU» и других.
<><><>
<><><>1. ЖЕЛАЕМ КАК У НИХ
<><><>Кондоминиумы как тип жилищных комплексов и форма управления ими, в которых одновременно присутствует частная собственность на квартиры и нежилые помещения и общая долевая собственность на места общего пользования, получили широчайшее распространение во многих странах мира. Во всех странах применяются различные системы управления недвижимостью, включая и самоуправление собственников в кондоминиуме. Наиболее существенную часть жилищного фонда кондоминиумы составляют в США, Канаде, Мексике, Австралии, также они распространены в странах Западной Европы и в Южной Америке. В упомянутых странах эта форма заняла долю всех форм домовладения от 10 до 20%. Наибольшее распространение эта форма собственности получила в Канаде и Норвегии.
<><><>Законодательно кондоминиумы были оформлены еще в Древнем Риме. В Средние Века кондоминиумы существовали в Европе, в основном в германских городах-крепостях, служивших убежищем от нападений противников по междоусобным войнам. В Западной Европе вновь появились кондоминиумы по причине дефицита земли в городах. Затем этот подход распространился на страны Латинской Америки и Пуэрто-Рико, где в 1951 году были приняты законы, создавшие правовые рамки для кондоминиумов как части жилищной и финансовой отрасли. Закон Пуэрто-Рико составил основу закона о кондоминиуме, принятого Конгрессом США в 1961 году.
<><><>Как правило, дома, где расположены кондоминиумы, представляют собой современные, хорошо оборудованные здания с просторными холлами и декоративно оформленным интерьером. Каждый кондоминиум имеет свой “кодекс чести” в зависимости от набора удобств и услуг. Непременными их атрибутами являются спортивно-оздоровительный комплекс (тренажерный зал, сауна, бассейн, фитнес, бильярдная и т. п.), банкетный зал, подземный гараж и круглосуточная охрана с видеокамерами. Территория, прилегающая к дому, озеленена, имеет игровые площадки и полностью огорожена.  При описании кондоминиума наиболее точным сравнением по комфорту услуг будет то, что кондоминиум очень напоминают дорогую гостиницу.      
<><><>Полномочия и обязанности Совета ассоциации кондоминиума и владельцев квартир, процедура голосования на ежемесячных собраниях и любых ограничений на использование помещений изложены в Декларации (Уставе) кондоминиума. Особо важен свод правил и ограничений в котором прописано всё. Не редкость запрет на содержание домашних животных, на проведение ремонта (по крайней мере, на тех частях вашей площади, которые видны с улицы), на занятие домашним бизнесом, на сдачу своей квартиры в аренду. Все спорные вопросы решаются на Совете ассоциации, иногда, в ходе обсуждения персоне удастся добиться решения в свою пользу.
<><><>Кондоминиумы как форма домовладения за время своего существования в Соединенных Штатах завоевали огромную популярность среди населения. В отличие от других типов жилья, именно кондоминиум американцы считаю олицетворением качества, комфорта, возможности экономии и надежности. Привлекает собственников жилья непосредственное УЧАСТИЕ ВО ВСЕХ ВНУТРЕННИХ ВОПРОСАХ, в делах ассоциации, самостоятельный выбор управляющих и эксплуатирующих организаций, ПРАВО ВЛИЯТЬ на качество и стоимость предоставляемых ими услуг. Это становится возможным после создания ассоциации собственников жилья и становления СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ДОМОМ, поскольку качество обслуживания и комфортность проживания в кондоминиуме заметно возрастают, а это ощутимо влияет на стоимость недвижимости.
<><><>Большинство американцев проникнуты торгашеским духом предприимчивости. Если американец купил вещь, автомобиль, тем более квартиру, то он готов тут же продать, если подвернется случай. А квартира это лучшие инвестиции, стоит только улучшить комфортность и можно продать по более высокой цене. Заинтересованное в получении прибыли лицо, приобретя квартиру в доме, предназначенном для преобразования в кондоминиум или в новом доме, уже через некоторое время может продать с выгодой.
<><><>Кондоминиум привлекает, прежде всего, одиноких, малосемейных и с неполными семьями, пенсионеров, студентов. Отметим, что это форма ассоциации, общества, в нашей терминологии – “община”. Да и в демократических странах часто используют само слово “община”. Именно ОБЩИННОСТЬ, САМОУПРАВЛЯЕМОСТЬ придает популярность такой форме домовладения. Жилец пришел с работы не замыкается в четырех стенах, ему предоставлены разнообразные виды досуга. Стоит только спустится вниз и там соседи, приятели, общайся по интересам. Особенно у пенсионеров сужается круг общения, а тут круг расширяется, а это сохраняет здоровье и продлевает жизнь. В США часто меняют жилье не только по причине смены места работы или инвестиционности квартиры, но и поиска подобия себе, это создает комфортность существования. Кроме того, если, как это иногда бывает в российских многоквартирных домах, у вас вдруг прорвет трубу в ваше отсутствие, всегда найдутся заинтересованные лица (ваши соседи), которые примут решительные меры к устранению аварии и тем самым спасут ваше имущество. Жилец может уехать на долгий срок, но квартира будет под присмотром старшего по площадке или обслуживающего лица – гостиничный принцип и доверительные отношения между жильцами.
<><><>Все положения, касающиеся прав и обязанностей домовладельца в кондоминиуме, излагаются в предварительном договоре купли-продажи, и каждый покупатель квартиры сразу осознает себя членом ассоциации (общины). В любом случае пользуется жилец всеми услугами или нет, ему придется платить сполна. Поэтому кондоминиумы различаются и по цене и по услугам. По признанию членов Совета ассоциаций, половина собранных сумм уходит на зарплату охране у ворот и поддержку бассейна. Если что-то случится в вашем собственном доме, вам придется платить за все самому или делать ремонт своими руками. В кондоминиуме расходы покрываются за счет резервного фонда, а работы по договору выполняют проверенные подрядчики. Платежи составляют резервный фонд, который является своего рода страховкой. Именно поэтому важно, чтобы все вовремя вносили платежи. Строительство кондоминиумов превратилось в чрезвычайно выгодный бизнес: жилье в таких домах обладает стопроцентной ликвидностью и приносит огромные прибыли застройщикам.
<><><>Уровень дохода и качество жизни в США и Европе позволяет многим выбрать домовладение с жильцами со схожим образом жизни и социальным положением, что позволяет легче и быстрее достичь консенсуса в вопросах управления кондоминиумом. К примеру, обычно не поселяются под одной крышей молодые люди и пенсионеры, семейные и одинокие люди. Не меньшее значение отводится и национальному признаку, имущественной состоятельности.
Где исторически рынок услуг, связанных с жильем, высоко развит, участие в управлении собственным городским домом воспринимается домовладельцами как преимущество. Естественно также, что собственники жилья в кондоминиумах не требуют какой-либо финансовой помощи от муниципалитетов, поскольку всегда сами оплачивали стоимость услуг по содержанию и ремонту своего собственного жилья. Западные домовладельцы просто ценят возможности рационального и экономного расходования своих собственных средств, вложенных в качество и комфортность проживания.
<><><>
<><><>2.  ЖИЛИЩНЫЕ ТРУДНОСТИ
<><><> «Основной причиной создание кондоминиумов является сохранение жилого фонда от преждевременного разрушения и частичная перекладка ответственности с коммунальных служб на жителей. Тем самым, люди, объединившиеся в товарищества, начинают ответственнее относиться к общему, объединенному в кондоминиум имуществу. Если взять программу «Мой двор, мой подъезд», призванную комплексно благоустраивать городские территории, то в ходе ее выполнения коммунальным работникам приходится сталкиваться с такой проблемой: не успеешь покрасить стену в подъезде или поставить лавочку во дворе как их тут же испортят, чем-нибудь разрисуют или поломают. Есть люди, которые до сих пор не желают понимать, что благоустройство делается для них, для их удобства и уюта, вот и не проявляют бережного отношения к тому, что делает город на средства, которые москвичи платят за квартиру и различные коммунальные услуги. Такие явления происходят повсеместно за исключением тех домов, где уже созданы кондоминиумы. Здесь у жителей совсем другая психология. Они чувствуют себя ответственными (повторно теперь не ремонтируют – лишь за их счёт) за сделанный ремонт, за вставленные окна, замки в подъезде и т.д., поэтому берегут свое жилье и рачительно подходят к его эксплуатации».
<><><>Хорошие пожелания и мечты, а в реальности одни трудности. Трудности уже начинаются с законодательства.  Однако не во всех из названных государств решение найдено на законодательном уровне. Для того, чтобы жители могли самоуправляться, они должны быть компетентны и активны, а это зависит от наличия средств, получаемого дохода. В странах с сильной экономикой персона может позволить себе нанять адвоката или консультанта, и она уверена, что так ей обойдется дешевле. В СССР государство все заботы по жилфонду брало на себя, но брало на себя и часть дохода каждого жителя. В странах бывшего соцлагеря сравнительно невысокие доходы населения и низкая его активность, рынок недвижимости, услуг по управлению и содержанию жилья в стадии формирования. 
<><><> «Соглашение о государственной регистрации объекта кондоминиума должно быть нотариально удостоверено, либо все участники сделки должны лично явиться в регистрирующий орган для подтверждения подлинности воли и подписей». Требуется согласие и подпись всех жильцов, которые в этом деле не могут что-то понимать в правоотношениях и объектах общего пользования. И представим, какие толпы народа должны ходить по кабинетам госучреждений или сколько надо заплатить нотариусам, чтобы кто-то другой занес эту подпись. В этой связи напрашивается полномочный представитель от подъезда, дома.
<><><>В соответствии с законодательством «Избрание той или иной формы управления относится, к компетенции собственников квартир, поэтому должна применяться та форма управления,   которую они считают целесообразной». Жильцы не могут быть компетентны ни в объектах домовладения, ни в управлении ими. Поэтому приходит дядя со своей свитой, который скажет, что я ваш бог и начальник и ему нечем возразить, все будут соглашаться как пингвины, так как другого варианта нет.
<><><>В соответствии с законодательством «Для организации общественной самодеятельности населения по решению администрации районов могут образовываться уличные (квартальные) комитеты, которые избираются   на собрании граждан». В данном варианте уличный комитет создается для надзора за процессом ремонтных и коммунальных работ и информирования районной администрации. Сам комитет ни на что влиять не уполномочен, он не является юридическим образованием и его нигде не надо регистрировать. В отличии от «кондоминиума» домком бесплатен для жителей. Ни дополнительных денег, ни власти, а только дополнительная ответственность.
<><><>Вся эксплуатация (стоимость, материалы, время и т.д.) лежит полностью на плечах жителей приватизированных квартир. Серьезный ремонт дома (крыш, подъездов, систем отопления, водоснабжения и канализации, электросетей) - дорогое удовольствие, но выполнять его тоже придется за счет жильцов. Оплату энергетических и коммунальных услуг предприятия поставщики заинтересованы получать оптом от всего дома, а лучше квартала. В этом должны быть заинтересованы и правления кондоминиумов, ТСЖ (общин), этого требует полнота функций управления.  Например, за электроэнергию, как правило, каждый житель оплачивает непосредственно поставщику, а может перечислять на расчетный счет ТСЖ, а правление ТСЖ  расплачивается со всеми поставщиками услуг. Но при этом возникает ответственность у всей общины  за каждого члена ТСЖ.  Возникает круговая общинная порука, чем и характерен древний принцип общинной формации. Поэтому для простоты слога употребим вместо слов “кондоминиум”. “ТСЖ” “ОБЩИНА”.
<><><>Дом нужно содержать в рамках принятого жильцами бюджета, смету должно  ежегодно утверждать общее собрание жильцов. сборы и взносы, а также отчислять средства в резервный и ремонтный фонд. Общедомовой финансовый фонд  аккумулируется на расчетном счете в банке из  квартплаты жильцов, льготы и субсидии, которые выделяются жильцам из госбюджета, остаются за ними и перечисляются на счет объединения. Государственные дотации на содержание и обслуживание приватизированных зданий тоже по закону не отбираются. В то же время фонд  накопить сложно из-за инфляции. ОсОО, ответственные за коммунальное обслуживание, используя непросвещенность и нетребовательность жильцов, манипулируют тарифами и арендой совместного имущества жильцов, расширяя коррумпированность жилищной сферы.
<><><>Все проблемы из-за некомпетентности, непросвещенности жильцов, обычных людей которые заняты основное время суток зарабатыванием на жизнь, а остальное время утряской бытовых неурядиц и зрелищами. А откуда может появиться компетентность и просвещенность у обычного человека (обывателя)?     В таких условиях возникает недоверие ко всякого рода организационным формам типа «кондоминиума» от неясности и опасения дополнительных материальных затрат.
<><><>Переход на рыночные отношения, в том числе и жилищной сфере, востребовал и рыночных специалистов. На каждый дом или квартал нужен бухгалтер, финансист, экономист, юрист, электрик, сантехник, уборщица и др. Нанимать обслуживающие фирмы не по карману, нужно искать компетентных людей в среде жильцов с надеждой на их общественную сознательность. Опять же нужна чья-то организационная инициатива и общинный подход. При переходе на другие формы организации, первое, что приходит в голову активу – повысить взносы, квартплата не покрывает и минимальных расходов на содержание жилья, не говоря уже о желаемых расходах на улучшение обслуживание жилфонда.
<><><>Сохраняются дотации на содержание жилья и коммунальные услуги для нанимателей и владельцев приватизированных квартир в муниципальном жилищном фонде, эти же дотации сохраняются для членов товариществ собственников жилья, осуществляющих управление своими домами самостоятельно. За малообеспеченными гражданами остаются права на субсидии от государства по оплате коммунальных услуг и квартплаты.  Получение денег из бюджета связано с бюрократией, сложность законов создает условия для коррупции, и здесь нужно компетентное вмешательство.
<><><>Дополнительными финансовыми источниками может быть сдача в аренду нежилых объектов, принадлежащие на правах общей собственности. К таким объектам могут относиться вспомогательные помещения дома, техническое оборудование, придомовая территория.  И для востребования бюджетных средств, и для предприимчивой сдачи в аренду, и для заключения договоров по ремонту и обслуживанию зданий нужны специалисты. Недостаток профессионалов можно компенсировать за счет активности самих жильцов, в этом и заключается ОБЩИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ. На просторах СНГ встречаются малообеспеченные и неплатежеспособные жильцы, которым следует разбудить активность и привлечь к работе по благоустройству дома.
<><><>Как справедливо напоминает автор указанной статьи: «До тех пор, пока люди  не НАУЧАТЬСЯ СОТРУДНИЧАТЬ с частными  организациями по установленным правилам, мы не добьемся надлежащего содержания нашего общего жилья. Если оставить все как есть, то в недалеком будущем будем иметь не город, а развалины. За долги жильцы могут поплатиться собственным имуществом». К этому можно добавить, что “научиться сотрудничать” не только с организациями, а и друг с другом является основой общественного (общинного) развития.
<><><>
<><><>3. ИНДИВИДУАЛИЗМ  В КОЛЛЕКТИВИЗМЕ
<><><>"Индивидуализм" базовое понятие для большинства, если не для всех, современных общественных наук наряду с принципами либерализма в противопоставлении "коллективизму". И как большинство общественных наук индивидуализм отталкивается от психокультуры и даже от психофизиологии (есть люди склонные к индивидуализму, а есть – к коллективизму). А так как ОБЩИНА ассоциируется с коллективизмом, особенно в странах на постсоветском пространстве, а «коллективистические проекты неизбежно ведут к диктатуре и тоталитаризму», то мы этим понятиям должны уделить некоторое внимание, естественно, с точки зрения “научного эгоизма” (НЭГ).
<><><>ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ. Индивидуалисты повторяют тезис, что индивидуализм “естественен”, а коллективисты в идеологической полемике пытаются это опровергать. Естественность предполагает врожденность, а врожденность есть инстинктивное подсознательное влечение. Может ли быть такой инстинкт или чувство, которое одних особей влечет к уединению, а других - к  обществу. И это не просто психологические предпочтения характера, а ПРИНЦИП ОБЩЕСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА и стержень всех социальных наук. Если исходить из теории НЭГ, то наш эгоизм нас и разъединяет, а удовлетворение потребностей и притязаний нашего эго сообща (коллективом)  выражено очень слабо.
<><><>Все мы стремимся не уронить, а высоко поднять значимость своего Я, при случае завладеть несметными богатствами, подарить любвеобильность всему противоположному полу (в традиционном смысле), никому не завидовать, но ощущать к себе сильную зависть. И при этом свою эгоистическую индивидуальность прикрываем лавровым букетом “разума”, наворачивая горы словесной шелухи типа иррациональность, индивидуальность, коллективность и прочее. Эгоизм хитроумно работает в тени, завлекая лицемерными уловками. Человек одновременно индивидуалист и коллективист, индивидуалист, так как эгоист, а коллективист от того, что как “общественное животное”, вынужденное взаимодействовать. Индивидуалист выражает сам себя тем, что приходит домой из коллектива, садится на свой индивидуальный унитаз  и показывает кукиш с обеих рук ВСЕМ! ВСЕМ! ВСЕМ!
<><><>ПСИХОКУЛЬТУРНЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ.  Психокультурные склонности индивидуализма/коллективизма проявляются в том, что тот или иной индивид плохо переносит уединение или тяготится присутствием других людей, даже родных и близких. Эти склонности приобретаются в зависимости от того, в каком окружении возрастал ребенок, Если семьи многодетные, дети и взрослые непрерывно находятся в контакте, то такие дети и в зрелом возрасте будут чувствовать себя в уединении некомфортно, и наоборот. В многодетной семье и дети, растущие в детских приютах, могут отличаться в стремлении к обособленности или общественности, но с возрастом эти стремления у отдельных особей могут поменяться. Но так как в западных странах семьи обзаводятся одним ребенком и комфортные условия жизни позволяют ребенка обособить от непрерывных контактов, то индивидуализм преподносится как признак высокого развития цивилизации, а склонность к коллективизму как ее развитие низкое. Сама комфортная жизнь, наличие таких комфортных атрибутов как автомобили, телевизоры, телефоны, всевозможные виды услуг и богатый ассортимент товаров  заменяет стремление к живому общению. Коллективизм будет более выражен там, где особое значение приобретают коллективные действия при низкой автоматизация труда, там, где с пеленок живое общение заменяет игрушки. В дикой природе, например, зверята произрастают в живом общении без искусственных игрушек, но вырастают эгоистами-индивидуалистами.
<><><>ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ  ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ является разновидностью идеологического внушения. Уже в дошкольных учреждениях и далее в учебных заведениях поощряется соперничество за личный успех в различных формах соревновательности, рейтингов. Выявляются самые умные, талантливые, гениальные, сильные, красивые, эрудированные, и все такое выявление обставляется рекламными шоу. Коллективистская традиция также декларирует развития личности, но если индивидуализм декларирует “все для личности, все для себя ”, коллективизм – для коллектива, для общества, для народа, для страны.
<><><>С точки зрения научного эгоизма индивидуализм поощряет обострение эгоистического соперничества,  которое в той или иной степени и так заложено в каждом человеке. В грубом выражении “индивидуализм поощряет личность ходить по головам ближнего своего для достижения личного успеха”, а коллективизм сдерживает такое “хождение”. И индивидуализм  выигрывает, так как обостренное соперничество мобилизует все силы для борьбы друг с другом и с коллективистскими странами - общественный результат получается ощутимей. Именно результат во всех областях и является гордостью приверженцев индивидуализма.
<><><>ЭТИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ превозносит себя как высоко этическую и  интеллектуальную теорию в противоположность коллективизму, которому придается деструктивная характеристика.
<><><>ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНДИВИДУАЛИЗМ, он же и экономический либерализм провозглашает свободу предпринимательства и невмешательства государственных органов в эту свободу. Вторым основным принципом свободной экономики является отсутствие регулирования  заработной платы и доходов. Развал СССР сопровождался ожесточенной пропагандой индивидуальной свободы в рыночной экономике, а каков результат?
<><><>ПОЛИТИЧЕСКИЙ  ИНДИВИДУАЛИЗМ  разделяет общества и государства на индивидуалистические и  коллективистические типы. Эти типы даже признаются универсальными принципами общественного устройства.  А вот о принципах иерархии и эгоистического соперничества, по которым строиться вся живая и неживая природа, почему-то стеснительно умалчивается. Придуман “индекс индивидуализма” государства и общественной формации. Наибольшим индексом наделены США – 91, Австралия - 90, Великобритания - 89, Канада – 80. Наименьшим индексом наделены Панама - 11, Эквадор - 8, Гватемала – 6. В страны со средним индексом попали Индия – 48, Япония – 46, Аргентина – 46, Иран – 41, При этом в Японии философия коллективизма является национальной традицией, хотя страна причисляется к западной цивилизации.
<><><> «Двумя вариантами современного практического коллективизма являются нацистское германское государство и коммунистическое советское государство» - такое утверждение можно встретить во многих комментариях. К коллективистским относят общества в Древнем Египте, в Древнем Китае, шумерская, индская, хеттская, арабская, андская, майянская цивилизации, как начальный этап общественного развития. Но в этих коллективах вожди различных уровней проявляли свой природный индивидуализм неограниченно. К основным признакам коллективизма индивидуалисты относят авторитарную  идею, ради которой создается коллектив, деспотического  лидера и смиренный народ  (овцы в стаде). Но сами же адепты  индивидуализма относят к коллективистским  многие государственные и общественные структуры к числу которых относятся армию, все силовые структуры и госаппарат, церковь, религиозные секты, политические партии, предприятия, корпорации, организованную преступность и др. По сути, все государственные и общественные структуры обладают коллективистскими признаками.
<><><>ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ/КОЛЛЕКТИВИЗМ . Собственно оба рассматриваемые понятия относятся к идеологической области, являются полностью идеологическими жупелами, если не считать сложившуюся психокультуру в той или иной стране. Уже в начале формирования государств наметились тенденции идеологического расхождения между Россией и Западной Европой. Эти расхождения и противостояния наметились в религии, литературе, политике. С возникновением СССР идеологические тенденции достигли военного противостояния, а с разгромом европейской коалиции нацизма это идеологическое противостояние достигло ужасающих размеров. И здесь все средства хороши, вытаскивается все, что можно вытащить из арсенала мировоззренческой фантастики и превращаются в фантомы политико-идеологических ругательств, обрушиваемых на противную сторону. К таким ругательствам относится “индивидуализм” и “коллективизм”.
<><><> «В современных условиях попытка насадить индивидуализм в качестве всеобщего принципа социальной организации в России породила острейший общественный кризис, один из самых глубоких за всю ее историю. Снятие прежних ограничений, налагаемых традиционным коллективизмом, привело к невиданному развертыванию инициативы и подъему активности, только... КРИМИНАЛЬНОЙ». А потому как противная сторона в шапку не спит.
<><><>
<><><>4. ИСТИННЫЙ ИНДИВИДУАЛИЗМ  ЛИ?
<><><>Современные представления о противоположности коллективистического и индивидуалистического УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА чрезвычайно многообразны и во многом не согласуются друг с другом. В содержательных смыслах этих терминов свирепствует невообразимая путаница. Оформилось направление “истинный индивидуализм”, отрицающей его “ложные” версии. Истинному индивидуализму посвящена объемная  статья под авторством “Московский Либертариум, 1994-2014” в рубрике интернета “индивидуализм”.
<><><>Истинность заключается в том, что подлинность социальных и экономических явлений объясняется не рациональным разумом, а человеческими инстинктами. В работе много приведено цитат и ссылок классиков социальной и экономической мысли таких как Джозайи Такер, Адам Смит, Адам Фергюсон, Эдмунд Бёрк, Джамбаттист Вико (все творится человеком не разумеющим) Бернард Мандевиль, В. Парето, К. Маркс, Ж. Сорель, 3. Фрейд, К.Г. Юнг, которые держались убеждений, что в социальной жизни людьми в большей степени руководят иррациональные соображения, нежели разумные, и что свое поведение люди представляют рациональным по преимуществу задним числом.
<><><> «Сопоставление коллективистических и индивидуалистических обществ показывает, что в это представление о разумности человека нужно внести важное уточнение. Человек не только оправдывает себя задним числом, он также заранее готовится к будущему оправданию. Но это только один аспект еще более широкого различия между взглядом, вообще оценивающим довольно низко роль разума в людских делах и утверждающим, что человек достиг всего несмотря на то, что он лишь отчасти руководим разумом, к тому же крайне ограниченным и несовершенным, и взглядом, согласно которому все люди всегда в полной и равной мере им обладают. Можно даже сказать, что первый взгляд -- это продукт острого осознания ограниченности индивидуального ума и вызванного этим чувства смирения перед безличными и анонимными общественными процессами, посредством которых индивиды создают вещи более великие, чем доступно их пониманию, тогда как второй -- это продукт неумеренной веры в силы индивидуального разума и вытекающего отсюда ПРЕЗРЕНИЯ КО ВСЕМУ, что не было им сознательно спроектировано и не вполне для него постижимо» (Эдмунд Бёрк).
<><><> «Разум с большой буквы не существует в единственном числе, как данный или доступный какой-либо отдельной личности, что, по-видимому, предполагается рационалистическим подходом, но должен пониматься как межличностный процесс, когда ВКЛАД КАЖДОГО ПРОВЕРЯЕТСЯ И КОРРЕКТИРУЕТСЯ ДРУГИМИ»
<><><> «В качестве "ВСЕОБЩЕГО ДВИЖИТЕЛЯ" именно "себялюбие" человека или даже его "своекорыстные интересы" и что в подобных выражениях они описывали, прежде всего, моральную позицию, которую считали широко распространенной».
<><><>Это некоторые цитаты из многих об иррациональности человеческого поведения, приведенных в упомянутой статье. Содержание статьи со ссылками на великие авторитеты свидетельствует, что под маской индивидуализма, иррационализма выступает наш природный эгоизм. Почему же великие авторитеты “ходят рядом” с эгоизмом и не признают его природу в полном объеме? В первую очередь “авторитеты” себя не относят к  “эгоистам” по рождению, а значит, делят людей на эгоистов и не эгоистов, при этом эгоисты обязательно “плохие” люди. Отсюда стереотип мышления, что эгоизм это этическое (идейное) понятие, а не психофизиологическое. Рассуждения основываются на  вымышленном абстрактном человеке, который по своей психофизиологии далек от реальности.
<><><>Как правило, когда ссылаются на “своеволие”, “себялюбие”, “своекорыстие” и другие свойства нашего эго, то забывают говорить, что эти природные свойства нужны каждому, что они проявляются во всеобщем эгоистическом соперничестве, и что они легко обостряются в процессе соперничества. А это обостренное соперничество является законом природы, который, с одной стороны, обеспечивает напряжение всех сил, а с другой – поддерживает зыбкое равновесие. Перечисленные выше умы также участвуют в эгоистическом  соперничестве в форме противоборства идей.
<><><>"Любая большая компания, пусть даже состоящая из самых симпатичных людей, - пишет К.Г. Юнг, - но своему нравственному уровню напоминает неуклюжее, тупое и злобное животное. Чем многочисленнее организация, тем труднее избежать в ней аморальности и слепой тупости... нагромождения и выпячивания самых примитивных черт человека и уничтожения его личности в интересах господствующего над ним организма...» Здесь Юнг достаточно мягко проводит мысль о “господстве инстинктов”, эти инстинкты “выпячиваются” в соперничестве индивидов, и что в толпе уровень “разумности” резко падает.
<><><> «Эгоизм - не любовь к себе, а прямая ее противоположность. Эгоизм - это вид жадности, и, как всякая жадность, он включает в себя ненасытность, в результате которой истинное удовлетворение в принципе недостижимо». (Фромм Э. Бегство от свободы). На такие утверждения всегда назревает вопрос – а считает ли Фромм сам себя эгоистом? Эгоистом, который владеет своим эгоизмом в рамках принятых отношений нравственности. Эгоизм не только жадность, но и воля к власти, высокомерие, лицемерие и вся природная структура личности.
<><><>
<><><>5. НЕ ХОДИТЕ ДЕТИ НА УЛИЦУ ГУЛЯТЬ
<><><>О поведении индивида в толпе и психологии масс написано много, в том числе и упомянутой выше статье. Следует сразу отметить, что в уличной толпе убежденные индивидуалисты превращаются в коллективистов, доказывая, что “все в одном флаконе”. Приведенные ниже характеристики поведения индивида в толпе иллюстрируют природную эгоистическую структуру личности.
<><><> «При растворении человека в массе его интеллектуальные способности снижаются. Он как бы опускается на несколько ступеней ниже по лестнице цивилизации. Чувства толпы просты и ПРЕУВЕЛИЧЕННО ОСТРЫ. Индивид испытывает в массе чувство неодолимой мощи, позволяющее ему предаться первичным позывам, которые он, будучи один, вынужден был бы обуздывать. Она не знает ни сомнений, ни неуверенности высказанное подозрение тут же превращается для нее в непоколебимую уверенность, антипатия - в дикую ненависть».
<><><>“Снижение интеллекта”, “простые чувства” и “первичные позывы” есть проявление чувств эгоизма на примитивном уровне удовлетворения запросов собственного “Я”.  Интеллект толпы равняется на самого примитивного участника, как и  колонна автомобилей, и тут не до разумных решений. Снижается контроль влечений эгоизма, подобно при наркотическом или алкогольном опьянении.
<><><> «Масса склонна попадать под магическую власть слоВ, способных вызывать в массовой душе бури или же укрощать их. Тот, кто хочет на нее влиять, не нуждается в логической проверке своей аргументации, ему надо представлять все ярко, преувеличивать и всегда повторять одни и те же идеи. Вождь должен иметь таинственную, неотразимую власть, парализующую способность массы к критике и наполняющую ее удивлением и уважением. Эмоциональное заражение тем сильнее, чем больше количество лиц, у которых проявляется тот же аффект. Критическая способность личности замолкает, и человек отдается аффекту. Масса не сомневается в истинности или ложности, она нетерпима и одновременно подвластна авторитету. Она уважает силу и почти не руководствуется добротой, представляющейся ей разновидностью слабости. От своего героя она требует силы, даже насилия. Ирреальное для нее всегда имеет приоритет перед реальным, нереальное влияет на нее почти так же сильно, как реальное».
<><><>И без толпы все мы воспринимаем и руководствуемся эмоциями и редко руководствуемся логикой, не в зависимости от того, что мы слышим реальное или вымышленное. Для логики нужна элементарная подготовка и напряжение аналитического мышления. В толпе, да и в полемических телешоу, эмоциональность усиливается во сто крат.
<><><> «Ослабляется или даже пропадает совсем уважение к власти и общественному порядку. Ослабляется рациональный контроль поведения. Сознание, эмоции и действия толпы ориентируются на негативные задачи - на нанесение ущерба и даже на разрушение существующего политического устройства. Возможность бесчинствовать и ощущать себя частичкой некоей силы становится главным связующим средством толпы».
<><><> «Масса очень внушаема, причем заражаемость есть лишь следствие внушаемости».
<><><>Внушаемость это скорее акт сознательный, а толпа эмоционально заражается подсознательно, зомбируется - магия групповых ритуальных действий. Эта магия использует и силу сознательного и бессознательного резонансного подражания.
<><><>Внушаемость присуща и индивидуалисту и коллективисту. Внушаемость и воспринимаемость. Индивидуализм  импонирует эгоистическим порывам молодости. В отечественной социологии молодежи тематика индивидуализма приобрела достаточно заметное значение в последнее время. Но сколько бы мы не рассуждали о вреде толпы “оппозиция” все равно будет призывать народ к этому приему воздействия.
<><><>
<><><>6. ЖИЛИЩНОЕ ДВИЖЕНИЕ В ДВОРОВУЮ ОБЩИНУ 
<><><>В полемике о национальной идее распространены мнения, что основу объединяющей нацию идеи должна быть положена “забота о простом человеке”. Но что понимать под “заботой” – качество жизни по аналогии с “американской мечтой”, религиозную духовность или просвещенность?  По нашему мнению на первом месте объединительной национальной идеи должна быть положена просвещенность населения, а просвещенный человек благодаря способности к объединению усилий быстро приобретет качество жизни и духовность.
<><><>Но беда в том, что о “просвещенности” у самой интеллигенции противоположные представления. Возьмем, например, вопрос о причине человеческих невзгод, распрей и трагедий. Ответ может быть – от греховности, от невоспитанности, от природного эгоизма. В зависимости от причины можно строить и “план спасения”. Не меньшая разноголосица наблюдается и в вопросах демократии, самоуправления, прозрачности политических процессов, гражданского общества и других.
<><><>Реально самоуправление народа, пусть в какой-то части управленческих функций и полномочий, может быть реализовано на самом нижнем уровне иерархии – местном районном, поселковом (муниципальном) управлении. На уровне  поселковой общины соприкасаются и совмещаются государственное управление, местное самоуправление и  гражданское общество. Сколько бы не говорили о демократии, но это на уровне парламентов, правительств, президентов, а до низов она не доходит. Сколько бы не создавалось добровольных обществ и объединений, они будут решать каждый свою частную задачу и трансформироваться в придаток государственной бюрократической системы.
<><><>Все противоречия снимает городская община - форма реального участия всех граждан в процессах властвования, уже тем, что может формулировать мнение “широких масс населения”. На уровне лестничной площадки, подъезда, дома  устанавливается и конкретизируется форма взаимоотношений между государством и обществом.  Какие первые шаги инициативной группы по реализации “домового проекта”? Для начала в своей просветительской миссии нужно представлять и пропагандировать объединительные преимущества городской общины. Поэтому следует напомнить, уточнить и расширить положения, которые мы изложили в предыдущих статьях этой серии.
<><><>Установление своей иерархии является первым шагом в формировании дворовой соседской общины. Без такой реальной иерархии о каком-то диалоге, просветительстве говорить бессмысленно, теоретические посылы, если они и будут, останутся посылами. Напомним, что предложенная выборная структура городской общины представляет собой “обратную” властную вертикаль. В этой вертикали жители на лестничной площадке или соседских частных домов выбирают себе старшего уполномоченного, которому доверяют во всех отношениях, а уполномоченный охотно берется со всеми активно взаимодействовать. Старшие по лестничной площадке выбирают уполномоченного по подъезду, которые выбирают уполномоченного по дому, образуя при этом домовой актив. Уполномоченные по дому выбирают ответственных по кварталу, далее по микрорайону, району, округу, области. На самом верхнем уровне образуется совет дворовых общин как общественный совет при президенте.
<><><>Мы уже рассматривали преимущества такой естественной иерархии в предыдущих статьях и подробнее в статье “Общинная формация” . “Естественная” - потому, что она формировалась в древних общинах и в сохранившихся общинах формируется по сей день. К этому можно добавить, что любая агентура, криминальная структура организованной преступности, финансовая пирамида, выстраивают свою иерархию по такой естественной схеме “вольного казачества”. Cуть в том, что малая группа людей (первичное звено) обычно от 3 до  12  человек выбирает себе старшего, а чаще в таких структурах старший подбирает себе соратников. В таких первичных звеньях большой разницы нет, кто кого выбрал, важен инициативный представитель.
<><><>Смысл управления в этом случае сводится не к требованию высшими иерархами выполнения каких-то действий нижними звеньями, а к оперативной передаче информации. В дворовой общине таким первичным звеном является семья, какой бы численности она не была. Для того чтобы изложить и продвигать интерес семьи достаточно его представителя, как это было и есть в любой общине. Можно говорить о власти народа тогда, когда большая часть его достаточно информирована по всем жизненно важным вопросам, а достичь этого именно таким пирамидальным построением. Такая схема иерархии позволяет сформулировать и передать  семейные мнения и представления “лестничной площадки”, передать на самый высокий президентский уровень иерархии. Явно, что такая схема выполнит задачу и роль всех РЕФЕРЕНДУМОВ, ПЛЕБИСЦИТОВ, “независимых” СОЦОПРОСОВ, при этом такой диалог власти всех уровней непосредственно с народом приобретет непрерывность.
<><><>Все правовые акты используют такой гражданский институт как “ОБЩЕЕ СОБРАНИЯ ЧЛЕНОВ (ЖИЛЬЦОВ)”  Все молча понимают, что собраться негде, организовать собрание трудно, нет постоянного диалога между организаторами и жителями, а если и соберутся где-то, как-то, сколь-то, то постоят как пингвины, поднимут руки за что-то и за кого-то и разойдутся, но по другому законодатели написать не могут.
<><><>Отметим, чтобы информация надежно, оперативно и непрерывно циркулировала, необходима  оптимальная схема иерархии союза дворовых общин. По теории управления число связей у руководителя любого ранга должно соответствовать семи. Число это условно, но если уполномоченный по кварталу взаимодействует с тремя дворовыми уполномоченными у него возможностей по частоте и длительности общения, по объёму и качеству информационного обмена и просветительству больше, нежели у которого двенадцать дворовых уполномоченных. При этом имеет значение существенность или мелочность сведений и умозаключений. Мелочность вопросов и информации принесут больше вреда, чем пользы для плана действий.
<><><>В предыдущем подразделе мы рассматривали психологию толпы с тем, чтобы убедиться в деструктивности уличных протестов. В толпе убежденные индивидуалисты превращаются в дебильных коллективистов. В уличные шествия толпы люди идут, чтобы выразить эмоции, выплеснуть накопившийся эмоциональный заряд. Но разум в толпе использовать невозможно, просто некогда, тем более и вне толпы разумом люди пользуются редко. В плане ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗУМА иерархическая сеть союза дворовых общин выгодно отличается. В процессе общения, взаимного просвещения и обмена информацией есть достаточно времени для размышлений и преобразований эмоционального заряда в логику происходящего. Так что при развитии общинной демократии уличные протесты потеряют смысл.
<><><>Еще один важный параметр стабильности функционирования общины – естественная или оптимальная численность общинников. Если община или любая общественная организация разрастается, то общинники расслаиваются по различным признакам, и это расслоение превращается естественным образом в господскую иерархическую структуру. Образуется слой авторитетных общинников, которые передают атрибуты авторитетности по наследству, таким образом, закрепляется властный слой. Такую иерархическую кристаллизацию общества особенно наглядно свидетельствует история еврейских общин, поскольку в них расслоение по имущественному признаку слишком велико.
<><><>Сельская община ограничивала свою численность  сельхозугодьями, рост численности приводил к напряженным отношениям. Поэтому часть молодых общинников эмигрировала, уходила на отхожий промысел, попадала в рабство, пополняла ряды завоевателей-грабителей. Чтобы в общине торжествовала справедливость и нравственные отношения численность общины  должна быть ЕСТЕСТВЕННОЙ.  Если даже жизненными ресурсами община не ограничена, то естественная численность ограничивается ВЗАИМНЫМ КОНТРОЛЕМ, что бы кто-то в своих эгоистических поползновениях не выпячивался.
<><><>Нынешняя теория “гражданского общества” как раз и получает критику в плане разрастания своей численности. По “закону Паркинсона” любая структура имеет тенденцию к разрастанию разбуханию, поскольку маленький и большой руководитель об этом мечтает и действует в этом направлении. В нынешних условиях любая гражданская общественная организация имеет стремление к разрастанию, слиянию с государственными и бизнес структурами и мечты о гражданском обществе остаются мечтами. Структуры гражданского общества в процессе развития и укрепления неизбежно становится коммерческими и бюрократическими, этому способствует скудные бюджетные и спонсорские гранды. Таких примеров много, вспомним общества по усыновлению, в том числе и усыновлению за границу.
<><><>Городская община как базовая структура гражданского общества имеет естественную и оптимальную численность, ограниченную числом квартир на лестничной площадке. По этой же причине она не имеет тенденцию к разрастанию в течении длительного времени, выходящего за срок жизни нескольких поколений. “Лестничной площадке” не с кем больше сливаться, коммерцизироваться и обюрокрачиваться, как только с площадкой, расположенной выше или ниже. Если даже нежилые помещения, чердачные или подвальные сдаются домовым советом в аренду, то это на виду у жителей и контролируемо.
<><><>Система городских общин вполне способна взять под свой контроль все общественные и государственные организации на своей территории, чем значительно снизит коррупционные и криминальные составляющие. В своем развитии ассоциация дворовых общин сможет усилить гражданский контроль за политическими процессами, о прозрачности которых так много говорят и так мало делают. При этом она не затрагивает основы государственности, ни демократии, ни либерализма, ни индивидуализма, не посягает на "подавляющее большинство", она существует параллельно и в развитии как развитие гражданских основ общества
<><><>Создавшиеся проблемы жилищно-коммунального хозяйства являются хорошим поводом для объединения жителей в гражданский политический союз в форме дворовой общины. О значении жилья в нашей жизни каких-либо разъяснений не требуется. Это первая жизненная потребность важнее здорового питания. Если у человека нет постоянного жилья, или оно непригодно, где-то течет, где-то сыпется и валится, даже посторонний чувствует себя удручающе. Как мы себе представляем человека без места жительства и профессиональных занятий? Есть люди склонные к постоянной перемене мест, но таких единицы.
<><><>Во времена СССР, да и во всем соцлагере можно было постоять в очереди кто 5, а кто 20 лет и получить квартиру не аристократического качества, но можно обжить. А кто ездил по новостройкам получал по несколько квартир себе, детям и внукам. Все было просто и понятно, зарплата у кого-то маленькая, но и квартплата мизерная. А нынче в нашу эпоху дикого капитализма законы меняются как перчатки. Советуют быть просвещенным во всех вопросах, а то родное государство тебя же и нагреет не на один рубль, а обслуживающие частные компании и того больше. А где же взять это просвещение темному человеку, а просветителей кто просветит? Юридические фирмы предлагают курсы и консультации за деньги, но от этого все равно вода в кране ржавая, штукатурка сыпется, а потолок течет (плати и все получится?).
<><><>Вот тут и востребована просветительская активность мощного просветительского общества, вот тут и уместно увязать решение проблем ЖКХ с решением всех житейских политических вопросов. При этом “дух коллективизма и сотрудничества”, активность жителей по общинному самоуправлению на голову с крыши не свалится. Формировать гражданское самосознание, "непросвещенного" большинства если кому-то придется, то длительное время, Само это просвещение и информированность населения должно быть первозадачей любой структуры гражданского общества, если хотите -  национальной идеей. Кто же может претворить “активное социальное творчество широких масс населения” в реальную действительность? А эта “лестничная” активность масс зависит от инициативы интеллигенции, как и центральной и районной власти.
<><><>Если домовые комитеты уже где-то сформированы на основе добровольного согласия жителей дома и  участвуют в контроле за ремонтными и обслуживающими работами, то эти факты ОБЩЕСТВЕННОЙ ИНИЦИАТИВЫ граждан свидетельствуют о потенциале самоорганизации в дворовые общины. Все будут согласны, что  «необходимо поддерживать любые инициативы граждан, касающиеся улучшения условий их проживания», но кто и как эту “необходимость” будет реализовывать, кроме самих инициаторов в условиях домовой общины.
<><><>Естественно, что политическая активность простого человека похожа на утопию, тем более, что “в нашем подъезде” обитают всякие “жмурики”. Это в странах тотальной демократии личности уже созрели материально и духовно для того, чтобы  приобрести жилье вместе с желаемыми соседями. Но здесь надо помнить, что качество государства зависит от качества его граждан. Поэтому если Вы истинный не только индивидуалист, но и патриот, то просвещение аборигенов в своем подъезде благороднейшее занятие. Некоторые молодые люди едут в экзотические страны для занятий благотворительностью. В своем подъезде можно встретить вполне экзотические личности, которые жаждут стать достойными Вашего просвещения. Общинный девиз “Все за одного” реализуется не только общинной ответственностью за своевременною оплату жилья, но главным образом, за нравственный уровень и моральный дух каждого общинника.
<><><>Здесь уместно привести пример конфликтности политических процессов в Украине. Если бы все жители были организованы по принципу дворовых общин, то в насилии, как властей, так и жителей друг над другом не было бы необходимости, оно бы не возникло. Мирные будто бы уличные протесты, палаточные стояния и сидения преобразились в силовое давление на власть,  Вряд ли такой политический процесс и такой способ смены власти можно считать разумным. Преобладали эгоистические эмоции во всех участниках с обеих сторон. Если со стороны президентской власти избегали кровопролития под умелый шантаж западных партнеров, чем подставили себя под уничтожение, то со стороны претендентов на власть рассчитывали на победное кровопролитие. Историей доказано, что в любом случае такая политическая “развлекаловка” заканчивается для многих потерями и трагедиями, политический процесс затягивается на очередной голодомор.  По той простой причине, что господская власть сменяется на другую еще более господскую власть. А об общинной формации никто представления не имеет, так как она затоптана господами от начала возникновения государств.
<><><>В каждой нашей статье, и не только в нашей, мы напоминаем о абсолютной роли СМИ в формировании общественного мнения. Но СМИ выполняют свою узкую задачу и не могут обеспечить широкие слои населения созидательной информацией. Несмотря на декларации о свободе слова и печати СМИ монополизированы властями, по меньшей мере, противоборствующими группировками во властных структурах. являются частью бюрократической системы, выполняют ее требования.  Но отвоевать свою информационную нишу одна из неотложных задач гражданской дворовой общины.
<><><><> ©   DS.  08.05.2014


Рецензии
Здравствуйте , Борис Васильевич!
Большое спасибо Вам за продолжение интересной и актуальной темы о "Дворовой республике"! Очень познавательно.
"Недостаток профессионалов можно компенсировать за счет активности самих жильцов, в этом и заключается ОБЩИННОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ." - это подходит к нашему 12-тиэтажному дому в г. Воронеже, у нас есть активные инициативные люди, которые читают и знают законы и умеют добиваться справедливости.
Кстати, (похвалюсь!)об опыте воронежцев, добившихся капитального ремонта многоквартирных домов через суд, уже рассказывали на центральном ТВ, и есть города последователи этого примера (Липецк, Тольятти, Барнаул и др.)!
Вот так-то!))
С уважением -

Валентина Юрьева-50   10.05.2014 01:26     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Валентина! Спасибо за отзывчивость.
Если ”рассказывали на центральном ТВ”, то должно быть и где-то в интернете описание опыта организованности. Такой опыт и следует обобщать и распространять. Здесь главный момент - что и как объединяет людей для совместных действий?

Древний Старец   10.05.2014 09:39   Заявить о нарушении
Я - многовнуковая бабушка и, наверное, потому ☺ не активистка(?!), с жильцами нашего дома общаюсь на уровне "здравствуйте, да - согласна, да - подпишу...".
Раньше на нашем этаже проживала замечательная соседка, которая знала все новости, все законы и нас периодически просвещала.
Наш дом был заселён в 1973 году. А капитальный ремонт, положенный по срокам эксплуатации всех систем коммуникаций, ни разу не проводился. Это и послужило поводом для обращения жильцов за помощью к юристам...)

Валентина Юрьева-50   10.05.2014 12:21   Заявить о нарушении