Иерархия

               

                Философ или жрец?

        Ещё Платон говорил, что государствами должны управлять философы. Но, к сожалению, пока управляют жрецы, а это тип другого человека: умного , изворотливого, но не мудрого. Даже философ может стать жрецом, если он, не смотря на свою любовь к истине, соблазнится красивой идеей и притянет  за уши здравомыслие. Однако это будет лишь наивный жрец, служитель своего мнения, некое самопротиворечие, лабиринт веры и знания.
         
       Чтобы разобраться, кто же является истинным философом, нужно понять, в чём разница между мудрым и умным человеком? Мудрец тот, кто развил свой интеллект на собственном опыте, когда его, много раз испытанные на чуткость, рассудок и сознание вступают в  синтез, который по праву можно назвать разумом. Умника-всезнайку  легко распознать, доверив ему практическое осуществление даже не сложного дела. Например, предложить наколоть дрова, и когда он за пять минут натрёт мозоли, а то и получит куском полена в лоб, это будет его подлинным IQ.

        Когда человек прикладывает ум к своим, а не чужим способностям, он развивает в себе мудрость. Руки – продолжение мозга, и если нет обратной  связи от рук к мозгу, поддерживаемой практикой, то каким бы начитанным и образованным не был человек, его интеллект, напичканный лишь одними понятиями, становится однобоким и далёким от реальности.
       
        Многие  учителя, например, в суфийской традиции, наряду с духовными практиками осваивают ремесла и различные искусства. Когда к мудрецу, избравшему сапожное дело, приходит тот, кто жаждет духовных знаний, мастер даёт ему нить, шило и порванный башмак. Что может подумать человек, готовящийся стать учеником просветлённого мастера, когда ему, вместо первой духовной беседы о мироздании и природе человека, предлагают совершить заурядные действия с простыми вещами? Но перед зорким глазом мастера первая реакция будущего ученика, как и степень ловкости его движений, столь многозначительны, что сразу определяют, не безнадёжен ли тот в духовном плане?

       И в дальнейшем, как правило, пока ученик в совершенстве не овладеет предложенным ремеслом или искусством, учитель не выдаст ему своих глубоких знаний.  Благодаря  осознанному контакту с внешней реальностью, через овладение каким-либо мастерством, ученик сможет чётко уловить  свою индивидуальность и отбросить всё наносное, лишь препятствующее, а не помогающее делу.  И только тогда начинается настоящее изучение своего внутреннего мира, ибо одних указаний, какими бы они не были, слишком мало. Опыт более надёжный партнёр, чем заимствованное знание.
    
       Возвращаясь к психологическому типу жреца, хочу добавить – это человек смешавший знания поколений с желанием собственной неограниченной власти. Иерархия  в нынешних государствах построена именно по жреческому принципу: чем больше знаешь, тем сильнее твоя власть над другими. И овцы согласны со своим пастухом. Но давайте отойдём от системы, построенной на  человеческих страстях, и посмотрим на иерархию человеческого тела.

               
                Голова или рука?

     Любая часть  тела незаменима, и протез – лишь жалкое подобие. Конечно, без рук или ног человек может прожить, а  без головы нет, но они - внешние части мозга, лишаясь их, он становится ущербным, какие бы  иллюзии  не питал  человеческий разум. Поэтому, читая в священном тексте о том, что лучше выколоть себе правый глаз, или отсечь правую руку, чем быть ввергнутым в гиену огненную, эти рекомендации кажутся весьма странными.

      Понимаю, что правая сторона человеческого тела является   диагональным продолжением левого полушария мозга, которому соответствуют  логические схемы, последовательность, а значит и целеполагание. Да, если смотреть на женщину в основном с прелюбодейными помыслами, то есть, как на цель, а не как на образ,  можно действительно сойти с ума. Но столь радикальный метод пресечения логических поползновений, является варварством по отношению к собственному разуму.

      В связи с этим, есть поучительная мысль, одного восточного мудреца, он сравнил секрет счастливого долголетия с пастухом и овцами, указав, что у хорошего пастыря первые овцы не спешат, а последние не отстают. Такая же гармония должна быть между левым и правым полушарием человеческого мозга. Однако люди, захваченные, одни левосторонней культурой, другие – правосторонней, где в первой преобладает логика, а во второй – образ, продолжают оставаться однобокими.
      
       В теле человека все его части живут в полной согласованности и каждая из них вносит свою информацию в общую картину сознания. Большинство сложнейших процессов происходит под сознанием, дабы оно не отвлекалось  миллионами мельчайших деталей и могло сосредотачиваться на главном в адаптации с миром, однако они - его глубокий фундамент. Поведение человека всегда окрашено суммой результатов прошедших в скрытой от сознания  зоне мозга. Эти результаты работа всего организма, и так называемая иерархия человеческого тела состоит в распределении ролей между группами его клеток, образующими его органы и работающими с полной самоотдачей на общее дело жизнеобеспечения, чего не скажешь об управленческих структурах  государств.
            
       Иерархия у пчёл или муравьёв выстроена, как единый организм. Такая система  есть в отдельном человеке, однако его внутренняя иерархия будет не полной без союза мужчины и женщины. Суть их земной эволюции заключается в том, что они уже вдвоём могут распределять в себе все функции более разделенной организации насекомых, где есть, например, у пчёл, и матка улья, и трутни её оплодотворяющие, и строители сот с охраной, а также разведчики, добытчики, приёмщики и укладчики.

       Если и объединяются высокоразвитые земные существа в большие группы, например, животные в стада, прайды или стаи, а люди в племена, то они скорее напоминают семью, нежели жесткую иерархическую систему. Да, вожаком становится сильнейший и умнейший, однако на его место может претендовать каждый, кто мобилизует в себе свои способности. Ведь сила, данная природой  в разных степенях, легко компенсируется опытностью.

        В  семейно-видовых группах появляются ростки осознанной воли - стремление к лидерству. Единения высокоразвитых земных существ по новому принципу - без жесткого закрепления ролей - становятся гибкими и живучими. Ведь, например, у муравьёв с гибелью матки распадается весь муравейник.
       
        Воля к лидерству в новых группах, где их члены относительно равны,  основана на всё том же инстинкте самосохранения, но она знает меру, ибо взаимопомощь - возможность лучшей безопасности. Взаимозаменяемость становится основой их выживаемости. Интуитивно связывая своё лидерство с наилучшей адаптацией в группе, и, в то же время, ощущая силу в единстве, вожак непроизвольно начинает чувствовать ответственность за всех её членов, он становится головой единого тела.
               

                Народ или государство?

      Давайте вспомним для чего, собственно, народы обосновали свои государства? Для безопасного проживания на своей земле! Пока одни её возделывали, другие стали охранять. Но постепенно защитники выстроили свою иерархию и стали собственниками охраняемой страны, закабалив братьев-тружеников. Последние, в дальнейшем, начали  осознанно подчинять себя действующей несправедливости в образовавшихся державах, дабы не потерять остатки своих свобод, вдруг оказавшись под игом чужеземцев, а то и жертвами физической расправы.

      Разобщение народа, страх, насаждение религиозных догм, оправдывающих божественную миссию правителей, это те рычаги власти, которыми всегда пользовались  эксплуатирующие элиты. Посредством усложнения государственной структуры, интересы правящих каст стали полностью доминировать над интересами народа.
    
     Долговременная  эволюция жизни на Земле, в авангард которой зачислил себя homo sapience, начала благодаря его радениям быстро приобретать искусственные формы.   Как только племена стали возделывать землю, выращивая на ней большие урожаи, они окончательно утвердились на определённой территории и разрослись в города-государства. Потребовалась армия и военачальствующий царь, ради укрепления и необходимости дальнейшего расширения границ.

     Из-за искусственных условий развития, способствующих быстрому росту населения, пропал живой контакт между правителем и большинством подчинённых, какой был у вождя с его племенем, отчего на смену чувства семейственности пришла надменность по отношению к  безликим сатрапам. Великое множество граждан набирающей обороты страны в  глазах её владыки обратилось в глупую толпу и бездушную массу, направляемую через его приближённых посредников к желанным для государственной верхушки целям. Так, постепенно, государственная голова потеряла естественную обратную связь со своим телом – народом.
       
      Народ стал рассматриваться, как инструмент для осуществления  имперских сверхзадач. Стремительный рост  всевозможных потребностей в тепличных условиях государства естественно побуждает правителя к захватническим войнам. Как говорил Макиавелли: «Стал государем – готовься к войне». Ещё в древности китайские законники, и не только они, вывели оптимальную формулу укрепления государства: «Страна, где народ боится государственных законов и послушен в войне, нападает с помощью силы единства; выступая в поход один раз, она извлекает десятикратную выгоду». Развитие  известных нам цивилизаций неизбежно сопровождалось изощрённой эксплуатацией и войнами.
      
      Можно ли назвать государствами муравейник или улей? Нет, они скорее целостный организм,  сохраняющий определённые границы. Но государства по своей сути подобны ситуации с растянутым желудком: чем больше ешь, тем больше хочется. Они увеличиваются соответственно своему аппетиту. Природные ограничения  теряют свой гармонизирующий эффект в искусственно устроенной  общности людей, где паразитизм приобретает множество форм и возможностей.

      Далее, развитые государства начинают использовать отсталых соседей или колонизировать дальние слабые страны. Как говорится, у кого больше пушек, тот и прав. Правящие касты соблазняют свой народ на избранность Богом и тем самым оправдывают неизбежность войн с варварами или иноверцами.
       
     Сейчас во многих европейских, и не только, странах религиозные претензии замещаются новыми ценностными ориентирами.  Успешно паразитирующие государства  гарантируют своим гражданам комфортный образ жизни. Однако,  как разделён народ  любого государства по кастовой системе, так же определяются по рангам народы, вливающиеся в единую, так называемую, свободную торгово-экономическую зону.
   
      Наблюдается активное привлечение в развитые страны людей других национальностей и вероисповеданий  ради дешевой рабочей силы, а также для  использования их в террористической смене неугодных правительств на оставленных ими родинах. Человек, как член многомиллионной общности людей, скреплённой жесткой государственной системой, почти полностью утерял способность влиять на существующее положение дел, а также хоть сколько-нибудь принципиально изменить образ своей жизни. На фоне массированного вытеснения многовековых народных традиций, заменяемых сначала новыми религиозными взглядами, а потом и политическими идеями, он постыдно теряет остатки  идентичности с духом своих предков.

                Иерархия или синтез?
    
     Что собой представляет  организм? По сути, это творческий союз множества разнообразных клеток, синтезированное распределение ролей, где каждый, составляемый ими орган, несёт  ключевое значение и активно вносит свой вклад в эволюцию живого тела. 

     В этом смысле иерархическая лестница в нынешних государствах принципиально отличается от единства организма обособленностью своих структур, которая скорее похожа на вынужденную интеграцию искусственно разделённых социальных слоёв, нежели на целостное неразрывное взаимодействие и полное использование общего потенциала, свойственные  любой биологической системе.
         
      Чтобы государство стало подлинным организмом, необходима глубокая проникновенность между всеми его слоями, иначе психологическая оторванность составляющих его частей  так и будет вести к очередным распадам вновь и вновь сшиваемых, после революций и гражданских войн, общественных структур.

      Разве инстинкт самосохранения не подсказывает человеческому разуму проявлять заботу о его носителе – самом человеке, и, в конечном итоге, нерадивое отношение даже к какой-либо малой части организма рано или поздно заканчивается смертельной болезнью. И никакие обезболивающие средства, к которым относятся все способы духовного разложения и обезволивания угнетаемых граждан, не помогут равнодушной верхушке  государства оттянуть   на неопределённо долгий срок гибель общества.
      
      Некоторые, даже научные деятели, утверждают, что лень является движителем прогресса. Но как раз лень - существование на поводу инертных низменных желаний, загубит человечество и вместе с ним нашу планету.

      Подлинным двигателем эволюции является творчество на всех уровнях, основанное на стремлении всего живого  адаптироваться к изменчивому миру, а значит сохранять свою гибкость, мобильность, чуткое восприятие и то, что  уже есть у человека - активное сознание.


Рецензии
ЖРЕЦ- есть живо рекущий. Слово-само за себя говорит.
Послушайте жреца славян Богумила Второго, в передаче "Власть-21 век Богумил Второй" и другие его беседы
Государство- это изобретение паразитов, использующий народ для достижения своих паразитарных интересов
Держава- устройство на принципах народовластия по горизонтали, Самодержавие-САМ СЕБЯ ДЕРЖУ.
Философ- мудрствующий лукаво. Ибо философия не бывает конкретной, а по сути иллюзорна.

Надежда Пращурова   22.01.2017 15:24     Заявить о нарушении
На это произведение написано 6 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.