Дрифтерный промысел лососевых рыб

ИСТОРИЯ И ЭВОЛЮЦИЯ МОРСКОГО ДРИФТЕРНОГО ПРОМЫСЛА ЛОСОСЕВЫХ РЫБ

Морской промысел лососей, вернее, прибрежный с маломерных судов, осуществлялся японскими рыбаками практически с начала века в основном в водах Японии, Сахалина, Курильской гряды наряду с береговым концессионным промыслом во всех основных районах Дальнего Востока. Статистика морского промысла тех лет отсутствует.

В 1944 году Япония лишилась береговых концессий, а также возможностей прибрежного промысла вдоль Курильских островов и Южного Сахалина. Для обеспечения населения лососевой продукцией, являющейся традиционным объектом питания, Япония в послевоенные годы начинает интенсивно создавать современный для тех лет дрифтерный флот, все время модернизируя суда, орудия лова и наращивая его мощь. К началу 1950-х гг. дрифтерные уловы Японии в море становятся весьма серьезным фактором воздействия на состояние запасов лососей, воспроизводящихся в водах СССР, Америки и Канады, и причиной заметного сокращения их подходов к берегам.

В 1956 г. была создана Советско-Японская рыболовная Комиссия (СЯРК), призванная ограничить возрастающий пресс дрифтерного промысла в море для обеспечения нормального уровня воспроизводства запасов лососей. Однако, из-за отсутствия международной правовой базы, способной обеспечить регламентацию промысла лососей в нейтральных водах морей и океана, долгие годы согласованные меры регулирования промысла лососей принимались, как правило, только в ситуациях, когда отсутствие этих мер грозило сокращению эффективности морского промысла.

В 1960-е годы японские флотилии работали практически во всей акватории северной части Тихого океана, исключая 12-мильные прибрежные зоны государств.
К началу 1970-х годов, когда наступил период длительной депрессии запасов дальневосточных лососей, связанный с переловом (Вронский, 1980a, 1986; Вронский, Синельников, 1985; Курмазов, 2001а-b), Япония вынуждена была начать согласовывать меры по существенному сокращению численности флотилий, установлению запретных районов и сроков промысла.

К середине 1970-х годов совершенно отчетливо проявилась депрессия запасов азиатских и американских стад лососей, выразившаяся в резком сокращении подходов и снижении уровня их воспроизводства.  С этого времени в практику регламентации дрифтерного промысла вошли запреты в районах, где, по представлениям ученых, в те или иные сроки лов надо было бы прекратить для защиты популяций, запасы которых оказались в неудовлетворительном состоянии. Вариант такого регулирования, принятого на промысловый сезон 1976 г. в отношении азиатских стад лососей, показан на рис. 107.

В 1977 году специальными пунктами международного морского права была установлена 200-мильная экономическая зона вдоль побережий государств (Вронский, Казарновский, 1979; Курмазов, 2001а-b). Официально признано право государств, на территории которых воспроизводятся анадромные рыбы (в том числе лососи), регулировать их вылов в нейтральных водах дальневосточных морей и Тихого океана. С 1978 г. установлены меры регулирования японского дрифтерного промысла (рис. 108) и квота в 42.5 тыс. т, которая впоследствии не изменялась на протяжении более 10 лет.

Принятые меры довольно быстро сказались на состоянии запасов лососей, прежде всего горбуши, как вида короткоциклового, способного быстро реагировать на улучшение условий выживания, в том числе снижения пресса такого фактора смертности, как промысел. Кроме того, в связи с заметным сокращением общей квоты вылова, японские рыбаки стали избирательно относиться к составу своих уловов, стараясь выбирать квоту в основном за счет более ценных видов, таких как нерка, кета, кижуч, чавыча, избегая и, зачастую, выбрасывая значительно менее ценную горбушу, а впоследствии - и кету.

В 1992 г., после заключения четырехсторонней конвенции (СССР, США, Канада, Япония) по анадромным рыбам, промысел лососей в нейтральных водах был полностью прекращен. Страны-участницы получили право на ведение такого промысла только в своих 200-мильных зонах.  Причем специально оговорено, что дрифтерный промысел в силу ряда своих негативных особенностей (высокий прилов неполовозрелых и маломерных рыб, большие непромысловые потери, невозможность распределения рациональной промысловой нагрузки на отдельные популяции и их элементы, высокий уровень травмирования рыб и др.) желательно полностью прекратить.

Россия, учитывая традиционность морского промысла, заинтересованность населения Японии в лососевой продукции и проблемы занятости рыбаков, разрешила этой стране продолжать дрифтерный промысел в своей экономической зоне, оговорив неизбежность процесса постепенного сокращения его объема вплоть до полного прекращения. Квоты определены в пределах 20-30 тыс. тонн, а для промысла в разные годы устанавливались районы, показанные на рисунок-Б. В последние годы японцы ведут промысел только в районах 1, 2 и 3.

В 1993 г. в экономической зоне России  был организован отечественный дрифтерный промысел (рисунок-А), в основном по научным программам, но который  в отдельные годы был сопоставим с выловом Японии.

Сведения о вылове морским промыслом основных видов тихоокеанских лососей с 1952 г., т. е. с момента его развития в послевоенный период, и по настоящее время мы приведем позже в специальном сообщении.
 
В результате комплекса принятых мер запасы большинства стад лососей восстановились до вполне приемлимого уровня. В 1970-е годы, как упоминалось, почти послевоенного уровня достигли запасы горбуши, в 1990-е  годы - до весьма высокой численности поднялись запасы нерки, в последние годы наращивают численность отдельные стада кеты. Однако, с 1990-х гг. начинается значительное падение численности чавычи и низкий уровень запаса сохраняется по настоящее время. Причины этой динамики могут быть следующие.

Запасы азиатской чавычи, в том числе воспроизводящейся в бассейне р. Камчатка, приблизились к историческому максимуму в  середине 1970-х годов, т. е. во время депрессии запасов большинства других лососей. Можно полагать, что одной из причин хорошего состояния запасов чавычи в этот период было смягчение ее пищевых отношений с другими видами лососей.

Величина вылова чавычи в 200-мильной зоне России постепенно сокращается, как и должно быть при реализации принимаемых мер ограничения японского промысла. С другой стороны, необходимо отметить, что японские рыбаки постепенно наращивали и наращивают вылов чавычи в своей 200-мильной зоне.

Япония не имеет своей чавычи и облавливает стада, мигрирующие вдоль ее берегов из районов зимовки и весеннего нагула, лов ведется в прибрежьях вблизи береговой линии ставными неводами, жаберными сетями и крючковыми орудиями лова. Чавыча добывается в качестве прилова при промысле других видов рыб. Вся добываемая здесь чавыча относится к стадам, воспроизводящимся на Камчатке (до 90 % принадлежит к стаду р. Камчатка).

Материалы по прибрежному вылову чавычи Японией в период с 1970 по 1997 гг. свидетельствуют:

Если разбить данные на три периода (1970-1977 гг. - до установления 200-мильных экономических зон; 1978-1992 гг. - после установления 200-мильных зон и до вступления в силу четырехсторонней Конвенции о сохранении запасов анадромных видов в северной части Тихого океана; 1993-1997 гг. - со времени вступления Конвенции в силу), то можно видеть, что среднегодовой вылов чавычи увеличился вдвое с 72 до 147 т. В среднем с 1993 по 1997 гг. доля чавычи в прибрежье Японии составила 17 % от прибрежного улова этой рыбы в России, а в 1997 г. – 32 %. При этом, есть основания считать, что большая часть ее уловов как в прибрежье, так и в море, японскими и российскими сторонами официальной статистикой не регистрируется. Все возрастающий морской и прибрежный промысел чавычи, изымающий значительную долю незрелой рыбы, наносит огромный ущерб рыбному хозяйству России.

Кроме Японии, сравнительно с береговым промыслом на Западной Камчатке, значительное количество чавычи вылавливают также российские дрифтерные суда, работающие в основном по научным программам.

Нет сомнений, что приближение морского дрифтерного промысла к азиатскому побережью и дислокация его в экономической зоне России еще более усилили его негативный пресс на азиатские стада чавычи в связи с тем, что начиная с 1996-2000 гг. здесь отмечено новое двухкратное падение численности подходов этого вида по сравнению с 1990-1995 гг. Но в 2001-2004 гг. численность подходов чавычи начала несколько увеличиваться. Последнее может быть предвестником того, что в будущем может наблюдаться снижение численности нерки и рост численности чавычи и кижуча р. Камчатка (Бугаев и др., 2007).


Литература.

Бугаев В.Ф., Вронский Б.Б., Заварина Л.О., Зорбиди Ж.Х., Остроумов А.Г., Тиллер И.В. 2007. Рыбы реки Камчатка (численность, промысел, проблемы) / Под редакцией д.б.н. В.Ф. Бугаева . –  Петропавловск-Камчатский: Издательство «Камчатпресс».  – 494 с. + ил.


Рисунок - Схема районов работ российских (А) и японских (Б) дрифтерных судов в дальневосточной части Исключительной экономической зоны РФ (регион - .61)(по: Бугаев А., 2003b).



Рецензии
Друг рыбачил на Камчатке, рассказывал - душили там лосося без ума и толку, лишь бы план выполнить. Да и я, что греха таить, поокаянствовал в Атлантике...

Пётр Бутько   28.05.2014 19:52     Заявить о нарушении
Могу представить. Благодарю за активное участие и обсуждение моих произведений. Надеюсь на будущий обмен мнениями.

Виктор Бугаев   29.05.2014 02:42   Заявить о нарушении