Рассуждение о доказательстве бытия Бога начало

«Не может служить предметом веры
 то, что не понято».
И. Ньютон

§ 1. Из выбранного нами эпиграфа следует, что целью настоящего труда является определение предмета и сущности всякого вероисповедания вообще и христианского вероисповедания в частности. Под излагаемый здесь взгляд на указанный предмет мы полагаем подвести научное обоснование.
К первым из знаменитых личностей новой эры, кто потребовал доказательств бытия Бога, традиционно относят апостола Фому.
Вот это знаменитое место из Евангелия, послужившее такому отношению к названному апостолу:
«Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.
Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в рёбра Его, не поверю.
После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришёл Иисус, когда двери были заперты, стал посреди их и сказал: мир вам!
Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в рёбра Мои; и не будь неверующим, но верующим.
Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!
Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня: блаженны не видевшие и уверовавшие» (от Иоанна, 20, 24-29).
Помимо иных смыслов, прочитываемых в описанной сцене, в ней явно содержится утверждение о существовании двух путей Богопознания: интуитивного («блаженны не видевшие и уверовавшие») и рационального («ты поверил потому, что увидел»). О первом из них мы поговорим много ниже, а сейчас, возвращаясь к заявленной теме, постараемся дать характеристику поведению апостола Фомы. На наш взгляд он ведёт себя подобно людям, которых теперь принято называть учёными. Фома отказывается поверить в факт и атрибуты Божественного могущества Христа до тех пор, пока им (Фомой) не будут произведены определённые наблюдения и довольно точно обозначенные эксперименты. Только после предоставления запрашиваемых им доказательств он признаёт факт воскресения Иисуса состоявшимся. Очевидно, Евангелист и апостол Иоанн хочет сообщить и указать нам на то, что если кто-либо, по какой-либо причине не может уверовать в бытие Бога без достаточных тому доказательств, то он их  обязательно получит, если приложит достаточные для их поиска усилия.
Мы здесь расходимся во взглядах с так называемыми креационистами, которые утверждают, что замысел, акт и процесс Божественного творения, не доступны рациональному, научному объяснению. Мы готовы утверждать обратное. Кроме того, мы уверены, что самое большое желание Бога состоит в том, чтобы мы Его поняли и научились тому, что умеет Он. Нам представляется, что знаменитый призыв Христа «Будьте совершенны, как Отец ваш небесный совершенен» (от Матфея, 5, 48) следует толковать лишь в том единственном смысле, согласно которому, мы должны, в конце концов, в результате усиленной работы над собой сравняться по своему могуществу с нашим небесным Отцом. – Не каждый из нас в отдельности, а все вместе, ибо Бог всегда представлен множеством. А для того, чтобы сравняться с Ним, нам необходимо Его познать. Поэтому мы полагаем, что правильно поступают те, кто определяет апостола Фому как прообраз первого исследователя, пожелавшего уяснить суть произошедшего Явления, потребовавшего доказательства бытия Бога и получившего их. Так вкратце Евангелист Иоанн рисует путь познания Бога исследователем от науки. К тому же, самые последние слова Христа приведённой цитаты, в равной степени можно адресовать и к остальным одиннадцати апостолам. Евангелие вовсе не свидетельствует о том, что кто-либо из них, не увидев воскресшего Христа, уверовал в Его воскресение.
Продолжение следует...
© Вячеслав Ковалёв, 2010


Рецензии