М. П. Мусоргский. Уход от приступа...

Статья обновлена в январе 2023 г.

И.Е. Репин. Портрет композитора М.П. Мусоргского

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Модест Петрович Мусоргский (9 [21] марта 1839, с. Карево, Торопецкого уезда Псковской губернии — 16 [28] марта 1881, Санкт-Петербург) — русский композитор, член «Могучей кучки».

Отец Мусоргского происходил из старинного дворянского рода Мусоргских[1]. До 10-летнего возраста Модест и его старший брат Филарет получали домашнее образование. В 1849 году, переехав в Петербург, братья поступили в немецкое училище Петришуле. Через несколько лет, не закончив училища, Модест поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков, которую закончил в 1856 году. Затем Мусоргский недолго служил в лейб-гвардейском Преображенском полку, потом в главном инженерном управлении, в министерстве государственных имуществ и в государственном контроле.


К моменту вступления в музыкальный кружок Балакирева Мусоргский был великолепно образованным и эрудированным русским офицером (свободно читал и изъяснялся на французском и немецком языках, разбирал латынь и греческий) и стремился стать (как он сам выражался) «музыкусом». Балакирев заставил Мусоргского обратить серьёзное внимание на музыкальные занятия. Под его руководством Мусоргский читал оркестровые партитуры, анализировал гармонию, контрапункт и форму в сочинениях признанных русских и европейских композиторов, развивал в себе навык их критической оценки.

Игре на фортепиано Мусоргский учился у Антона Герке и стал хорошим пианистом. От природы обладая красивым камерным баритоном, он охотно пел на вечерах в частных музыкальных собраниях. В 1852 г. фирмой Бернард в Санкт-Петербурге издана фортепианная пьеса Мусоргского, первая публикация композитора. В 1858 г. Мусоргский написал два скерцо, из которых одно было инструментовано им для оркестра и в 1860 г. исполнено в концерте Русского музыкального общества, под управлением А. Г. Рубинштейна.

Работу над крупной формой Мусоргский начал с музыки к трагедии Софокла «Эдип», но не окончил её (один хор был исполнен в концерте К. Н. Лядова в 1861 г., а также издан посмертно в числе других произведений композитора). Следующие большие замыслы — оперы по роману Флобера «Саламбо»[2] (другое название — «Ливиец») и на сюжет «Женитьбы» Гоголя — также не были реализованы до конца. Музыку из этих набросков Мусоргский использовал в своих позднейших сочинениях.

Следующий крупный замысел — оперу «Борис Годунов» по трагедии А. С. Пушкина — Мусоргский довёл до конца. Премьера на сцене Мариинского театра в Санкт-Петербурге в 1874 г. состоялась на материале второй редакции оперы, в драматургию которой композитор был вынужден внести значительные изменения, поскольку репертуарный комитет театра забраковал первую редакцию за «несценичность». В течение 10 последующих лет «Борис Годунов» был дан 15 раз и затем снят с репертуара. Только в конце ноября 1896 г. «Борис Годунов» снова увидел свет — в редакции Н. А. Римского-Корсакова, который «исправил» и переинструментовал всего «Бориса Годунова» по своему усмотрению. В таком виде опера была поставлена на сцене Большой залы Музыкального общества (новое здание Консерватории) при участии членов «Общества музыкальных собраний». Фирма Бессель и К° в Санкт-Петербурге выпустила к этому времени новый клавир «Бориса Годунова», в предисловии к которому Римский-Корсаков объясняет, что причинами, побудившими его взяться за эту переделку, были якобы «плохая фактура» и «плохая оркестровка» авторской версии самого Мусоргского. В Москве «Борис Годунов» был поставлен впервые на сцене Большого театра в 1888 г. В наше время возродился интерес к авторским редакциям «Бориса Годунова».

В 1872 г. Мусоргский задумал драматическую оперу («народную музыкальную драму») «Хованщина» (по плану В. В. Стасова), одновременно работая и над комической оперой на сюжет «Сорочинской ярмарки» Гоголя. «Хованщина» была почти полностью закончена в клавире, но (за исключением двух фрагментов) не инструментована.
Первую сценическую редакцию «Хованщины» (в том числе инструментовку) в 1883 году выполнил Н. А. Римский-Корсаков. В том же году фирма Бессель и К° издала её партитуру и клавир. Первое исполнение «Хованщины» состоялось в 1886 году в Санкт-Петербурге, в зале Кононова[3], силами любительского Музыкально-драматического кружка. В 1958 году Д. Д. Шостакович выполнил ещё одну редакцию «Хованщины». В настоящее время опера ставится преимущественно в этой редакции.

Для «Сорочинской ярмарки» Мусоргский сочинил два первых акта, а также для третьего акта несколько сцен: Сон Парубка (где использовал музыку симфонической фантазии «Ночь на Лысой горе», сделанную ранее для неосуществленной коллективной работы — оперы-балета «Млада»), Думку Параси и Гопак. Ныне эту оперу ставят в редакции В. Я. Шебалина.

Последние годы

В 1870-е годы Мусоргский болезненно переживал постепенный развал «Могучей кучки» — тенденцию, которую он воспринял как уступку музыкальному конформизму, малодушие, даже измену русской идее[4]. Мучительно было непонимание его творчества в официальной академической среде, как, например, в Мариинском театре, руководимом тогда иностранцами и сочувствующими западной оперной моде соотечественниками. Но во сто крат больнее оказалось неприятие его новаторства со стороны людей, которых он считал близкими друзьями (Балакирева, Кюи, Римского-Корсакова и др.):

 На первом показывании 2-го действия «Сорочинской ярмарки» я убедился в коренном непонимании музыкусами развалившейся «кучки» малорусского комизма: такою стужей повеяло от их взглядов и требований, что «сердце озябло», как говорит протопоп Аввакум. Тем не менее я приостановился, призадумался и не один раз проверил себя. Не может быть, чтобы я был кругом не прав в моих стремлениях, не может быть. Но досадно, что с музыкусами развалившейся «кучки» приходится толковать через «шлагбаум», за которым они остались.

 — Письмо А. А. Голенищеву-Кутузову 10.11.1877

Эти переживания непризнанности и «непонятости» получили выражение в «нервной лихорадке»[5], усилившейся во 2-й половине 1870-х годов, и как следствие — в пристрастии к алкоголю. Мусоргский не имел обыкновения делать предварительные наброски, эскизы и черновики. Он подолгу всё обдумывал, сочинял и записывал набело совершенно готовую музыку. Эта особенность его творческого метода, помноженная на нервную болезнь и алкоголизм, и послужила причиной замедлившегося процесса создания музыки в последние годы его жизни. Уволившись из «лесного ведомства», он лишился постоянного (хотя и небольшого) источника доходов и довольствовался случайными заработками и незначительной финансовой поддержкой друзей. Последним светлым событием стала устроенная его другом, певицей Д. М. Леоновой поездка в июле-сентябре 1879 года по югу России. В ходе гастролей Леоновой Мусоргский выступил как её аккомпаниатор, в том числе (и часто) исполнял собственные новаторские сочинения. Характерной чертой его позднего пианизма была вольная и гармонически смелая импровизация[6]. Концерты русских музыкантов, которые были даны в Полтаве, Елизаветграде, Николаеве, Херсоне, Одессе, Севастополе, Ростове-на-Дону, Воронеже и других городах, проходили с неизменным успехом, уверившим композитора (хотя и ненадолго), что путь его «к новым берегам» избран верно.

Одно из последних публичных выступлений Мусоргского состоялось на вечере памяти Ф.М. Достоевского в Петербурге, 4 февраля 1881 г. Когда перед публикой вынесли окаймлённый трауром портрет великого писателя, Мусоргский сел за рояль и сымпровизировал похоронный колокольный звон. Эта поразившая присутствующих импровизация была (по воспоминаниям очевидца) его «последним "прости" не только усопшему певцу "униженных и оскорблённых", но и всем живым»[7].

Мусоргский умер в Николаевском военном госпитале в Петербурге[8], куда был помещён 13 февраля после приступа белой горячки. Там же за несколько дней до смерти Илья Репин написал (единственный прижизненный) портрет композитора.


Даже на больничной койке он не смог отказаться от пристрастия к алкоголю. За несколько часов до смерти он послал сторожа за бутылкой коньяка, которую сразу же и выпил. После этого состояние композитора резко ухудшилось.
(eg.ru›culture/714919-pagubnaya-strast…musorgskogo…)


 Мусоргский был похоронен на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры. В 1935—1937 годах в связи с реконструкцией и перепланировкой так называемого Некрополя мастеров искусств (арх. Е. Н. Сандлер и Е. К. Реймерс) площадь перед лаврой была существенно расширена и соответственно линия Тихвинского кладбища была перенесена. При этом на новое место советская власть переместила только надгробия, могилы же закатали асфальтом, в том числе и могилу Мусоргского. На месте захоронения Модеста Петровича ныне находится автобусная остановка[9].


 Задача  данной  статьи - выяснить  причину  ухода  из  жизни  русского  композитора  МОДЕСТА  ПЕТРОВИЧА  МУСОРГСКОГО  по  его  коду  ПОЛНОГО  ИМЕНИ.

                Смотреть предварительно "Логикология - о судьбе человека".  http://www.proza.ru/2012/03/16/1446

      Рассмотрим таблицы кода ПОЛНОГО ИМЕНИ.    \Если на Вашем экране будет смещение цифр и букв, приведите  в  соответствие  масштаб  изображения\.


  13   33   51   66   83   87  105 116 126 136      149 164 169 175 193 212      228 234 253 270 285 288 298 322 
  М    У    С    О     Р     Г    С     К    И    Й         М   О    Д     Е     С    Т         П    Е     Т     Р    О     В    И    Ч
 322 309 289 271 256 239 235 217 206 196      186 173 158 153 147 129      110  94   88    69   52   37   34   24


  13   28   33   39   57   76       92   98  117 134 149 152 162 186      199 219 237 252 269 273 291 302 312 322
  М    О    Д     Е    С    Т         П    Е     Т     Р    О    В    И    Ч          М   У    С     О    Р     Г    С     К    И    Й
 322 309 294 289 283 265     246 230 224 205 188 173 170 160      136 123 103   85  70   53   49   31   20   10


                МУСОРГСКИЙ  МОДЕСТ  ПЕТРОВИЧ  =  322.


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:   токсический синдром

  322 = (ко)М(а) + У(га)С(ание) ОРГ(анизма) + (токсиче)СКИЙ (синдро)М + О(травление) + (сер)ДЕ(чный) (при)СТ(уп) +  (с)П(иртное) + (токсическо)Е (о)Т(равление) (к)РОВИ + (скон)Ч(ался).

  322 = ,,М,, + У,,С,,  ОРГ,, + ,,СКИЙ  ,,М + О,, + ,,ДЕ,,  ,,СТ,, + ,,П,, + ,,Е  ,,Т,,  ,,РОВИ + ,,Ч,,.          


Код  ДНЯ  СМЕРТИ:  152-ШЕСТНАДЦАТОЕ  +  51-МАРТА =  203.


   25   31   49   68   82   83   88  111 112 131 146 152     165 166 183 202 203
   Ш    Е    С    Т     Н    А    Д    Ц    А    Т     О    Е        М    А    Р     Т    А
  203 178 172 154 135 121 120 115  92   91   72   57       51   38   37   20   1


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  203 = (проис)ШЕСТ(вие) + (оста)Н(овк)А (сер)ДЦА + Т(оксическое) О(травлени)Е (организ)МА + (сме)РТ(ь) (организм)А.

  203 = ,,ШЕСТ,, + ,,Н,,А  ,,ДЦА + Т,,  О,,Е  ,,МА + ,,РТ,,  ,,А.


                322  =  203-ШЕСТНАДЦАТОЕ  МАРТА  +  119-ЛИШЁН  ЖИЗНИ.


Код  числа  полных  ЛЕТ  ЖИЗНИ:  76-СОРОК  +  9-ДВА  =  85.


  18   33   50   65  76       81   84   85
   С    О    Р    О    К        Д     В    А
  85   67   52   35  20        9     4     1


"Глубинная"  дешифровка  предлагает  следующий  вариант,  в  котором  совпадают  все  столбцы:

  85 = С(мертельное) О(травление) (к)РО(ви) (ал)К(оголем) + Д(ыхание) (прер)ВА(но).

  85 = С,,  О,,  ,,РО,,  ,,К,, + Д,,  ,,ВА,,.


Смотрим столбец в нижней таблице кода ПОЛНОГО ИМЕНИ:

252 = АЛКОГОЛЬНОЕ ОТРАВЛЕНИЕ О(рганизма)
_____________________________________________
  85 = СОРОК ДВА


252 = АЛКОГОЛЬНОЕ ОТРАВЛЕНИЕ О*(рганизма)
______________________________________________
  85 = О*Р*Г*АНИЗМА А(лкоголем)

  252 - 85 = 167 = ОСТАНОВКА  СЕРДЦА.

Звёздочкой  помечены  (опорные буквы кода  ИМЕНИ).


Рецензии