Ч. 1. Художник Тауби Мусович Сундуков

                Часть1. Художник Тауби Мусович Сундуков

                (Моему учителю посвящается)

   Заслуженный художник Кабардино-Балкарской АССР, Анатолий Михайлович Сундуков Анатолий Михайлович Сундуков (1925 — 1989)- живописец, член Союза художников СССР, заслуженный художник Кабардино — Балкарской АССР, был председателем Союза художников Кабарино-Балкарии, - мой учитель по рисунку и живописи. Я хочу рассказать об этом прекрасном человеке. Художник ушёл в Мир иной, но в памяти людской человек жив, пока о нём помнят.

 Как-то читала о том, что самое главное для человека в жизни – это воспитать в себе чувство благодарности. В молодые годы об этом мысль в голову не приходила. Всё принималось, как должное. Сколько лет прошло после молодых-то?! Всплывают в памяти лица, имена тех людей, кому я просто обязана сказать – «Спасибо».  Я благодарю Господа Бога за то, что он поставил на моём жизненном пути многих людей, которые помогли мне в каких-то сложных ситуациях. Среди них был мой учитель по рисованию и живописи, Анатолий Михайлович Сундуков. О нём я и хочу, в знак благодарности, написать доброе слово.

 Заслуженными художниками становятся не сразу – это звание нужно заслужить. А путь к этому начинается с того момента, когда ребёнок берёт карандаш или кисть в руки, в детском возрасте. У него всё так и было: желание рисовать, посещение кружка изобразительного искусства во Дворце пионеров в Нальчике. Его учителем в изостудии был художник Николай Гусаченко, по совету которого в 1939 году четырнадцатилетнему Анатолию Сундукову  удалось поступить в Московскую художественную школу.

Начало Великой Отечественной войны прервало учёбу, а уже в 1942 году молодой художник ушел на фронт.  Я прочла в Интернете о том, что он был сапером.  Участвовал в обороне и освобождении Кавказа, воевал в  Восточной Пруссии. После победы еще 7 лет сражался с бандитами в Прибалтике, Западной Украине, Белоруссии. Прослужив 11 лет, советский офицер Анатолий Сундуков, вернулся на родину, в Кабарду, но уже вместе с любимой и единственной женой Неонилой Степановной, с которой познакомился на танцах в западно-украинском городе Броды.

Он решил учиться живописи дальше. Они вместе поступили в 1953 году в знаменитый Художественный институт имени Репина – в Ленинградскую  Академию художеств, но не сразу это удалось сделать.  Как рассказывал сам Анатолий Михайлович нам, своим студийцам, о том, как учился он там живописи. «После окончания Великой Отечественной войны да после демобилизации поехал я вместе с женой учиться живописи в Ленинград. С первого раза поступить в Академию художеств  не удалось, по конкурсу не прошёл. Но от мечты отступать не стал. Годы были трудные, нужно было семью содержать, поэтому я устроился работать кочегаром в Академию художеств. В то время это был Ленинградский художественный институт им. И. Е. Репина.
 
   Ночью работал в котельной, а днём приходил в аудиторию и рисовал вместе со всеми студентами те задания, которые им давали на занятиях. И с лекций не выгоняли, так как преподаватели знали, что работаю по ночам в кочегарке. А на следующий год сдал все экзамены и учился в академии на равных правах со студентами, подрабатывал по ночам кочегаром, так как материальной помощи ждать было неоткуда. Жена тоже училась здесь на искусствоведа». Анатолий Михайлович и Неонила Степановна после окончания Ленинградского художественного института приехали в Нальчик в 1963 году.

  До 1964 года я о них ничего не знала, так как в то время строила по комсомольской путёвке в Новокузнецке Западно–Сибрский металлургический завод, успела выйти замуж за артиста - аккордеониста, уже и дочь родилась. Муж отправил меня с дочерью к своим родителям на Северный Кавказ в гости. Ничто не предвещало беды, но муж, уехав на гастроли, пропал без вести. А меня пригласили работать в школу, в кабардинском селе. Увидел директор, как я играла с ребятами в волейбол летом в школьном дворе, а такого раньше не было. Уроки физкультуры в восьмилетней школе вёл офицер запаса, так забрали часы у него, отдали мне, а в нагрузку – рисование.

 В селе уже все говорили о том, что меня приняли в школу работать учителем. На педсовете обсудили этот вопрос, а я ещё не была осведомлена. Моё образование – техническое училище. Потом была беседа с директором школы.Он был русский, с фамилией, заканчивающейся на "о" - Прокопенко Алексей Иванович. С благодарностью вспоминаю этого человека. Через год сняли его с работы по анонимному письму. А ведь только построил новое здание для начальных классов.

 Физкультура. В Новокузнецке я играла за сборную Запсиба по волейболу, выступала в конькобежных соревнованиях и в лыжных. Методику проведения начала тренировки при игре в волейбол можно было применить на уроках физкультуры, но и помнила свои школьные годы и учителя физкультуры Льва Алексеевича Чистова, помнила то, что мы делали в школе на уроках. А рисование?
 – Я же не умею рисовать. У нас в школе не было рисования, – призналась я честно директору.
 – Ничего, будешь брать в библиотеке книги, и будете с ребятишками срисовывать картинки, – подсказал директор методику уроков рисования. Его жена обрадовалась тому, что с её плеч сняли эту заботу. Она вела математику и рисование. И что было делать мне? Другую работу найти было невозможно в кабардинском селе.

 Хочу заранее сказать о том, что позднее я окончила Кабардино-Балкарский государственный университет, учила 36 лет обучающихся школьников немецкому языку и студентов в педагогическом училище. Отличник народного просвещения. Но начало моего учительского трудового пути было таким. Спасибо Алексею Ивановичу, с его помощью я зацепилась за школьный порог.

Мы с дочерью жили в семье родителей мужа. Школа находилась через дорогу, и я пошла на свои первые уроки. И тут Господь Бог пришёл мне на помощь.

Четыре повествования об Анатолии Михайловиче Сундукове размещаю здесь, на Проза.ру, в других частях.


Фото из Интернета: здание Академии художеств в Ленинграде.

                Продолжение следует…http://www.proza.ru/2014/05/10/295


Рецензии
С Днем Победы СНАЙПЕРА ВОВ....А.М. Сундукова

Виктор Хажилов   09.05.2014 23:26     Заявить о нарушении
Спасибо, дорогой! Ушёл снайпер 25 лет тому назад.Вам Мира и Благополучия!

Алифтина Павловна Попова   10.05.2014 05:02   Заявить о нарушении