Трагедия Шекспира в лондонском Глобусе

                “Тит Андроник» Шекспира, в «Глобусе»




Погода стоит мрачноватая и прохладная - тучи ходят по небу и изредка на землю сыплет мелкий дождь.
Поэтому, мы собрались в «Глобус», не только с подушками, но и одеяла прихватили.
Я до сих пор вспоминаю с содроганием «Короля Лира», здесь же в «Глобусе», когда от холода и ледяного ветра совершенно окоченел и только ждал, когда эта пытка закончится. Актёры на сцене, были иногда полуодеты, но ведь они двигались, а мы сидели тихо и неподвижно...
Народу на сей раз было не так много и вокруг сцены стояло человек сто пятьдесят, не больше. А нам повезло и мы сидели по центру сцены и прямо напротив, на втором ярусе — а их всего три. Ярусы эти прикрыты крышей из соломы, на которой уже и мох местами зеленеет. Но вот между ярусами и сценой открытое пространство и видно как дождь падает на головы зрителей. Сцена, на которую, самые бойкие из них опираются локтями, тоже прикрыта сверху, хотя иногда и туда дождик достаёт.
К счастью, на этот раз было не так холодно, и нам хватило водонепроницаемых курток. Хотя ветерок, откуда то сверху задувал иногда активно и приходилось запахиваться.
Спектакль начался в два часа дня и потому, первые сцены, с большими барабанами и какими то вышками, на которые взбирались герои, совсем не смотрелись боевыми, или парадными колесницами. Вообще, в начале представления трудно заставить себя поверить в реальность театральных условностей. Но в «Глобусе», умеют заставить поверить в происходящее. А для этого, иногда достаточно напугать или взволновать зрителей громким шумом или музыкальным сопровождением.
Вот и здесь, из-за сцены послышались громкие крики и стук металла о металл, и на сцене, расталкивая зрителей, появились металлические вышки на колёсиках, о которые, тоже металлическими трубами стучали актёры, одетые в римские одеяния. Запели длинные боевые римские трубы и появилась торжественная процессия, празднующая очередной римский триумф — победу над готами.
Это полководец Тит Андроник возвратился с очередной победой и привёл в цепях пленных и с собой, на колесницу, посадил царицу готов Тамору, тоже в цепях, но рядом.
Римляне, то есть мы, сидящие в «Глобусе» изображали зрителей в Колизее, и от нашего имени седой человек в тоге просил Тита Андроника, стать императором, но тот, утверждая, что он только воин, передал это право одному из братьев знатного римского рода.
Сатурнина, по рекомендации Тита Андроника короновали и он стал очередным императором.
Затем, ему в жёны отдали царицу готов, Тамору, а дочь Тита, Лавиния, осталась со своим возлюбленным, братом нового владетеля Рима.
И вот, через время, царица Тамора, завладела сердцем молодого императора и приблизила к себе бывших пленных соотечественников. Её сына, римляне все-таки успели убить и потому Тамора затаила в сердце злобу.
Это убийство её пленённого сына, было только началом вереницы смертей.
Вскоре подавив волю Сатурнина своими притворными ласками, она с помощью своих готских соотечественников и любовника, убила брата императора Боссиануса, подстерегла Лавинию, дочь Тита,  и приближённые этой мстительной варварской женщины, зверски  изнасиловали дочь победителя готов, а потом отрезали язык, чтобы не проболталась, и кисти рук, чтобы не смогла написать имя насильника.
Появление окровавленной, мычащей и размахивающей обрубками рук Лавинии, зрителей шокировало, но и это был не предел, вполне себе психологически оправданных убийств и членовредительств.
Титу, в конце концов, тоже отрубили кисть, а его сыновей, коварно и зверски, как водится у варваров, убили.
На сцене кровь, буквально лилась и все одежды героев драмы были залиты кровью.
Свирепости и жестокости не было предела и толпа зрителей истерически смеялась над остротами, любовно выписанными Шекспиром, на фоне разгула кровавых страстей .
Я, временами не мог смотреть на сцену, настолько на меня действовала эта кровавая вакханалия. А зрители, веселились, вперемежку с взвизгами испуга.
Рассказывали даже, что кто-то из зрителей падал в обморок, кого-то от вида обильной крове и извращённых насилий тошнило. У служителей театра были заготовлены для людей со слабым желудком картонные емкости для блевотины!
А я, не столько наблюдал за злодействами на сцене, сколько слушал реплики и уговаривал себя не верить в такую кровожадность римлян А зрители, по ходу пьесы, становились невольными участниками представления — черз их толпу проходили герои драмы, а иногда на их головы, то вино плескалось, то вода из кубков, и хорошо ещё, что не кровь из ран и перерезанного горла.
 Конечно, впечатления от спектакля в «Глобусе», отличаются от впечатлений в благообразном, покрытом золотом и бархатом, современном театре. Здесь, мы словно каким то чудом, становимся теми зрителями, для которых писал Шекспир и драматурги той эпохи и потому переживания и катарсис, действительно заставляют нас многое перечувствовать и задуматься над историей рода человеческого. Ведь именно о человеческой истории, о злодействах, коварстве и благородстве писал английский гениальный драматург, надеясь воспитать в народе добротолюбие и презрение к злу и лицемерию!
Боюсь, что девушкам стоявшим около сцены в полуметре от кричащих надсадно от злобы и страсти актёров, будут несколько ночей сниться кошмары. Думаю, что такое же впечатление оставляли пьесы Шекспира и пятьсот лет назад, во времена открытых театров. Актёры и музыканты, использовали всё пространство театра и потому , зрители вздрагивали когда из-за их спин появлялись или убийцы или жертвы погонь.
Я уже не говорю о зловещих ударах барабанов и всхлипы длинных труб, которые возбуждали в древнем Риме не только воинов на бой, но и скобели по погибшим.
Когда злодейства клики Таморы дошли до точки, оставшийся в живых, один из двух десятков сыновей Тита, возглавил восстание и месть обнаглевшим «пришельцам».
Но просто убить, Тит уже не хотел, он жаждал страшной мести и подстроил так, что заставил Тамору и императора, есть в праздничном пироге тела своих готских недругов.
Сатурнин, не выдержав таких издевательств, бросился на Тита и заколол его, но Тамора умерла прямо за пиршественным столом, уткнувшись в пирог, с поджаренными остатками своих приближённых.
Её любовник, темнокожий Аррен, долго носился с своим сыном от Таморы, таким же чёрным как он, и в конце концов его убили, а ребёнок в пелёнках, остался жить.
Наконец всех злодеев убили, сын Тита провозглашен был новым императором, и на сцене остались несколько трупов, в том числе Тамора, Сатурнин и сам Тит, который незадолго до своей смерти, ещё и задушил свою дочь, чтобы она, больше не мучилась!!!
Когда «благородство и справедливость» восторжествовало в Риме, над коварством и свирепостью варваров, спектакль закончился...
Зрители, отозвались на конец этой драматической, но психологически обусловленной резни, громкими аплодисментами и криками одобрения, а все убитые «восстали» и совершили несколько кругов в хороводе по сцене и вокруг неё, под музыку театрального, старинного оркестра.
Такое зверское зрелище показалось бы непереносимым, без этого финального танца, который всех примирял и показывал, что всё рассказанное и показанное лишь выдумка гениального английского драматурга. Злодеи и их жертвы весело отплясывали на сцене, а зрители радовались счастливому избавлению от этого «игрушечного» кошмара.
Над упомянуть ещё одну деталь.
Во время перерыва, многие зрители ели мясные бутерброды и пили красное вино, похожее на сценическую кровь.
А мне и думать не хотелось о легкомысленном жевании, после этой старинной драмы, похожей на человеческую мясорубку. Но над отметить, что таких чувствительных как я было немного и никто из зрителей не падал в обморок и никто не попросил ёмкости для блевотины...
Думаю, что английский и вообще мировой зритель-турист, а таких в театре на каждом представлении бывает много, уже такого насмотрелись в фильмах Тарантино, что некоторых, эти кровавые жертвоприношения, только смешили.
Тарантино, оказывается только продолжил и развил линию «реалистической» драматургии Шекспира!


               Начало мая 2014 года. Лондон. Владимир Кабаков   


Рецензии