Василий Васильевич Верещагин

Василий Васильевич Верещагин.

Прочитала о героических сражениях и доблести русских солдат и офицеров в русско-японской войне, и что 31 марта 1904 года Василий Васильевич Верещагин погиб при взрыве броненосца «Петропавловск», который  натолкнулся на японскую мину у Порт-Артура. Погиб вместе с семьюстами матросами и офицерами и в их числе — адмиралом С. О. Макаровым. Вот это заставило меня написать о художнике.

Василий Васильевич Верещагин (1842-1904) родился в городе Череповце.  Верещагин в своих картинах изображал войны,  изображал тяжелые будни войны, героизм. Он создал ряд картин батального цикла на темы Отечественной войны 1812, Туркестанской кампании и войны на Балканах. Во многих его картинах отражены впечатления о путешествиях по странам Востока.

Верещагин был путешественником. Стремясь (по его собственным словам) «учиться на живой летописи истории мира», ездил по России, на Кавказ, в Крым, на Дунай, в Западную Европу, дважды побывал в Туркестане, участвуя в колониальных походах русских войск.  Два раза — в Индии, участвовал в русско-турецкой войне на Балканах, был в Сирии и Палестине, позже  был в  США, и Филиппинах.  Свои впечатления от стран воплощал в циклах картин. Вот тогда появилась и самостоятельная точка зрения Верещагина по вопросам войны. Как офицер, он принимает участие во всех военных действиях, которые ведет русская армия, - в Средней Азии, на Балканах, в Японии.

Василий Верещагин еще при жизни был известен миру. Его выставки неоднократно устраивались в Западной Европе и Америке. Только за последние десять лет жизни у него было более тридцати персональных выставок, из них половина за границей.

Верещагин занимался экспонированием своих картин: на его выставках рядом с его картинами  выставлялись экзотические предметы быта и оружие, коллекции минералов и чучела животных, звучала музыка — рояль, орган, фисгармония. Действительно, подлинной средой обитания его картин были именно выставки. Свою задачу как художника  видел в показе различных негативных явлений в жизни человечества, мешающих прогрессу: ужасов войны, несправедливостей. "Каждая моя картина должна что-либо сказать, по крайней мере, только для этого я их и пишу", говорил Верещагин. Сюжет для него был одним из главных критериев творчества. Борьба искусством с «ужасным призраком войны» мыслилась Верещагиным как главная задача творчества.

Биография Верещагина интересна. Он родился в небогатой помещичьей семье, окончил петербургский Морской кадетский корпус. Но желания стать офицером не было. Однако, будучи с детства человеком самолюбивым, оканчивает корпус первым учеником, и с увлечением занимается рисованием. Подает в отставку, поступает в  Академию художеств, но через три года бросает ее. Потом отправляется на Кавказ,  где много рисует, у него появляется  три толстых альбома рисунков и акварелей, затем едет в Париж. К концу шестидесятых годов он уже вполне сформировавшийся художник.

Верещагин много путешествовал, участвовал во многих войнах, можно назвать его судьбу авантюрной. «Дать обществу картины настоящей, неподдельной войны  нельзя, глядя на сражение в бинокль.  «Нужно самому все прочувствовать и проделать, участвовать в атаках,  штурмах, победах, поражениях,  испытать голод, холод, болезни, раны» -  так говорил художник.  Впервые в военных действиях он участвовал в 1867 — 70 годах, он был прикомандирован к русской армии, стоящей на русско-китайской границе в Туркестане. Смелостью и решительностью не был обделен.   Награда - Георгиевский крест за личное мужество была тому свидетелем.

Верещагин живет в Петербурге, Ташкенте, Мюнхене, Париже, в конце жизни - в Москве.
По туркестанским впечатлениям, уже позднее, в годы пребывания в Мюнхене, Верещагин создал серию картин. Центральная  картина туркестанской серии — «Апофеоз войны» (1871) — наделена текстом: «Посвящается всем великим завоевателям, прошедшим, настоящим и будущим». Это картина пафосная,  являет собой аллегорическое обвинение войне вообще. Интересно, как сам Верещагин описал жанр своей картины «Апофеоз войны» - «если не считать ворон, это натюрморт, в переводе с французского  мёртвая природа…»

Картина была написана в 1871 году. «Апофеоз войны» — одно из самых ярких произведений Верещагина. На картине изображена пирамида из человеческих черепов на фоне разрушенного города и обугленных деревьев, среди раскалённой степи. Вокруг пирамиды вьются вороны.  Детали картины, в том числе жёлтый колорит полотна, символизируют смерть и опустошение. Хорошо видны шрамы от сабель и дыры от пуль на черепах. А ясное синее небо подчёркивает мертвенность картины. В этой картине высказано глубокое чувство историка и человека, который любил жизнь.

В последние годы жизни художник совершил путешествия на Филиппины, на Кубу; но последней страной, которую он увидел, была Япония. Где он и погиб.


Рецензии
Сильная статья. Спасибо.

Сэлл Славиков   14.02.2022 02:37     Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.