Джон Гилл. Выкуп, найденный во Христе

ВЫКУП, НАЙДЕННЫЙ ВО ХРИСТЕ
На смерть г-на Джона Дэвенпорта (1754)

Бог умилосердится над ним и скажет: освободи его от могилы; Я нашел умилостивление.
Иов 33.24

Случаем, по которому я читаю сейчас это рассуждение, является кончина г-на Джона Дэвенпорта, члена и диакона нашей Церкви, которая по некоторым обстоятельствам очень многим ему обязана в последнее время, и это должно быть надлежащим образом понято в надгробной речи. Упомянутому стиху предшествует другой: "Если есть у него ангел-наставник, один из тысячи, чтобы показать человеку прямой путь его и т.д.".  То есть Бог посещает больного человека, как это описано в предыдущих стихах , Он вразумляет его на ложе сильной болью, которая затрагивает все кости, посылает тошноту и отвращение к еде, даже самой вкусной и нежной, истребляет его плоть, которая истончается до кожи и костей, которые торчат из-под нее, предвещая близкую могилу; потому ангел не губит (1), но губит, как говорит Бротон, убивающая болезнь; или же речь идет о червях в могиле (2), которые уничтожают плоть (ср. Иов 9.26), или же о смерти первой и второй, и об ужасе и страхе ее (3). Поэтому если это время есть надлежащее и полезное, и хорошо для больного, если есть у него ангел-наставник, под которым некоторые (4) понимают ангела как такового, одного из тех тысяч и тем, которые стоят перед Богом и служат Ему, одного из тех служебных духов, что посылаемы на служение к наследникам спасения как в час доброго здоровья, так и в болезни, и в час смерти, когда святые могут быть уверен, что они присутствуют с ними, заботятся об их душах и сопровождают их на небеса, принося то, что утешает больного человека, и что  является правильным для него в таких обстоятельствах. За этот смысл жадно хватаются папские переводчики, хотя следует понять, что он невыгоден для них,  потому что из того, что ангелы могут быть полезными на ложе болезни, никак не следует, что они непрестанно молятся за нас и могут быть посредниками между Богом и человеком. Так что я думаю, что это толкование должно быть отклонено, и скорее под ангелом (посланником) следует понимать служителя Слова (5), который несет служение ангела, поэтому мы читаем об ангелах семи церквей (6), которые есть не кто иной, как их служители, которые имеют поручение от Бога проповедовать Евангелие и толковать Священное Писание, которое они изучают, чтобы правильно разделять и объяснять его, и разум и волю Божию в нем; те из них, которые действительно просвещенны и духовны, и обладают евангельской верой, действительно редки, можно сказать, таких один из тысячи, особенно в наши времена упадка и в таких местах, где слово Божие остается редким и драгоценным, как было, по всей вероятности, там, где жил Иов и его друзья (Еккл.7.28). Их дело - явить и показать человеку, и особенно на ложе болезни, "путь прямой, честный и праведный"; это либо праведность Божья в этом устроении Его провидения, то есть они должны сообщить ему, что Бог праведен во всех путях Своих и делах, чтобы, будучи верным, он не был удручен, думая, что Бог оставил его, и не должен был роптать, но терпеливо подчиниться воле Божией, чтобы ему открылись праведность Богочеловека и посредника Иисуса Христа, и вечная правда, которую Он принес и которая раскрывается в Евангелии и является основой ее. Поэтому основная часть дела служителя - "обратить многих к правде", чтобы они были оправданы (7), то есть обратить и направить их к праведности Христа, которая единственно оправдывает и которая есть прочный фундамент мира, радости и утешения в здоровье и болезни, и наиболее важно правильно возвестить больному, который приближается к вратам смерти, о той праведности, которая ответит за него в скором будущем. Кроме того, дело служителя в это время - показать больному, что является правильным для него; если больной человек глуп и бесчувствен к своему состоянию от природы, должно сообщить ему, что Бог сотворил человека правым, но в грехе он утратил свою непорочность, и сейчас ее нельзя найти в человеке, но только в Другом; он должен трудиться, чтобы убедить его в грехе его природы, и греховности его жизни и действий, а также показать ему чрезвычайную греховность греха, то, что последствие его есть вечная смерть и проклятье, и абсолютную необходимость покаяния за это. Если  больной человек является разумным грешником и чувствует свой грех и вину, и имеет страшное опасение гнева и погибели, то служитель должен предложить ему Христа, и притом распятого; он должен рассказать ему о Его крови, праведности и жертве, и действенность того, что Он взял наши грехи на Себя, и направлять и поощрять его верить во Христа, заверяя его, что всякий верующий в Него будет спасен. Если же больной является хорошим человеком, по-настоящему добрым человеком, и все же имеет страхи и сомнения  в своем оправдании и истинной благодати в нем, и подвергается атакам неверия и искушениям сатаны, то служитель, заметив это,  должен сделать все от него зависящее, чтобы прояснить ему то, что он действительно является возрожденным и обращенным человеком, что внутри его есть истина, и что в нем действительно началась добрая работа благодати, которая будет завершена; и это, как справедливо замечает один служитель (8), самая трудная работа, которая вообще есть у служителей Евангелия - дать людям понять и увидеть свое оправдание, и то, что Бог благ к ним, и служитель, имея жалость и сострадание к больному, говорит о благодати Божией к нему и может молиться за него так:  "Господи Боже, избавь этого больного от погибели, искупи жизнь его, ибо я вижу в Евангелии Твоем, что у Тебя есть выкуп или искупление греха его" (9).
Но в конце концов, как я скорее думаю с другими (10), что Мессия, Господь наш Иисус Христос, и есть этот Посланник или Ангел, Который шел впереди израильтян в пустыню, где призывалось имя Господа ради прощения беззаконий их; Он Ангел Божьего присутствия, Который всегда предстоит Ему и вводит людей в Его присутствие, и через Которого они наслаждаются Им, и Он есть Ангел завета, Который подтвердил его Своей кровью, и показал его более ясно в Евангелии, как замысел Отца Своего, Которого Он знал, лежа у Него на груди; Он есть существенное Слово Божие, Тот, Кто говорил к Своему народу в совете и завете, и его Ходатай пред Отцом, Которого прообразовал Аарон, Тот, Кто говорит как лучший Посредник, и язык мудрых дан Ему, чтобы сказать слово вовремя, и Он лучше десяти тысяч других, ангелов и людей, Он получил дивное имя и имеет природу, высшую ангелов, будучи их Создателем, Господом и Главой, выше всех царей земных, и нет никого выше Его среди всех существ в небе или на земле, и для верующих в Него Он есть все во всем. Как Пророк Он явил людям правду Божию, строгость Его справедливости и закона, которую достаточно подтвердила Его искупительная жертва, а также Свою идеальную праведность, которую Он принес, и Своим Духом Он убеждает людей в их нужде в Нем и приводит их к Себе, и облекает в Свои одежды, и также предстоит за них пред Богом как их Ходатай, и показывает им, что правильно и хорошо для них, чтобы они могли "любить дела милосердия, поступать справедливо и смиренно ходить с Богом"; и в Нем Бог являет Свою милость и любовь и избавляет от беды и погибели, и предоставляет выкуп за нас. Это не нечто сомнительное и неопределенное, но вполне конкретное, что мы видим из этих слов:
I. Выкуп найден.
II. Блаженный результат и следствие его: избавление от могилы
III. Благодать Божия явлена в предоставлении выкупа и избавлении от ада и могилы. Он благ и верен.
I. Я рассмотрю прежде всего, что значит то, что выкуп найден.
Во-первых, что это за выкуп; во-вторых, каким образом и за счет чего он найден. Выкуп цена, заплаченная за выкуп пленных, или некоторое удовлетворение, данное затем, чтобы они могли быть освобождены. В таком состоянии и положении по своей природе находятся избранные Божии и избавленные Господом, они являются добычей сатаны, который уловил и пленил их в свою волю, они находятся в порабощении своих грехов и ошибок и пленены под законом, и на них ответственность его осуждения и проклятия, и теперь Христос есть выкуп для них от всего этого. Есть два отрывка из Нового Завета, которые в значительной мере могут проиллюстрировать этот текст, ибо есть одно и то же Евангелие в одном Завете, как и в другом, просто в Ветхом оно сокрыто, в Новом же явлено ясно и прямо, и мы можем раскрыть их и объяснить другим. Наш Господь, говоря о Сыне Человеческом, под которым Он имеет в виду Себя, говорит, он пришел не чтобы Ему служили, но чтобы послужить (Мтф.20.28); Он не явился , как дворянин, князь или властелин но чтобы быть слугой для других, и, в частности, чтобы отдать душу Свою для искупления многих, так что жизнь Христа есть цена искупления людей. Опять же, апостол Павел говорит о том, что человек Христос Иисус, Посредник, отдал Себя для искупления всех. Это антилитрон, цена выкупа за весь народ Его, евреев и язычников, о чем "было в свое время свидетельство" (1 Тим.2.6), и оно было наиболее ярко через служение Евангелия ; откуда очевидно, что не богатство, ни праведность, ни покаяние, ни молитвы, ни дела милосердия не являются выкупом людей, но только Сам Христос. Израильтяне, когда они были исчислены, давали полшекеля как выкуп своей души (Исх.30.12-16), но это был не реальный, а лишь прообразный выкуп, прообраз истинного выкупа Иисуса Христа, совершенного "не тленным серебром и золотом, но Его драгоценной кровью" (1 Пет.1.18-19 KJV). Никакие богатства человеческие, богатства Индии и всего мира, не искупят нашу вину или вину нашего ближнего, и не дадут Богу выкупа за него, ибо если  однажды гнев исходит от Господа, даже царский выкуп не может избавить от него, ибо Он не будет почитать ни твои богатства, ни золото, ни все силы твои (Пс.49.6-7, Иов 36.18-19). Ни праведность человека, ни его добрые дела не дадут выкуп за него, это то, что может быть только у Бога, и люди не могут рассчитывать дать этот выкуп, ибо "кто дал Ему, чтобы Он должен был воздать Ему снова?" (Рим.11.35 KJV).
Это долг, который есть у людей пред Богом, и даже если они исполнили его весь, это лишь их обязанность, и поэтому она никогда не может погасить старые долги их грехов или тем самым сделать очистить их; тем более невозможно для Бога, чтобы люди могли что-то заслужить от Него, ибо кроме того что они сами по себе несовершенны и неприемлемы для Бога, они никак не заслуживают Его принятия, оправдания перед Ним и вечного спасения, а если всего этого нет, в чем мы можем быть уверены по Слову Божию, то никто из нас не даст выкупа за души людей и не искупит свои грехи; никакое  покаяние, слезы и унижения не являются выкупом, ибо они не дадут никакого удовлетворения оскорбленному и израненному Богу, Его истерзанной, но неумолимой справедливости и праведному закону. Если грех будет просто прощен по милости, закон никак не будет возвеличен и прославлен, и беззаконие будет только возрастать. Люди могут принести тысячи овнов и несчетные реки елея, но нет у человека такого количества крови и слез, чтобы смыть грех или искупить вину, и он всегда будет осужден пред Богом. Тщетно, глупый человек, ты будешь представлять себе, что твои слезы могут сделать то, чего не смог сделать Сам Спаситель ибо, "хотя в дни во плоти Своей, Он принес молитвы и моления с сильным воплем и со слезами" (Евр.5.7), но не они, а лишь Кровь Его была выкупом наших душ. И если наши слезы и молитвы и могут быть приняты Богом при посредничестве Иисуса Христа, когда они совершаются в вере, и из принципа любви, но не для выкупа или искупления, а во славу Божию, то для многих их дела и молитвы могут стать лишь еще большим проклятием, как для фарисеев. Человек может "отдать все свое добро, чтобы накормить бедных, и все же любви не иметь", то есть не иметь духовного принципа и истинной благодати, в которой любовь, и он погибнет, ибо у него нет Того, Кто искупит его грехи и даст выкуп за его душу, у него нет Христа.  Слово, используемое здесь в оригинале, буквально означает "покрытие" (12), как и английское слово ransom; так же именовалась крышка ковчега, в котором находился закон, и этот ковчег тоже был прообразом Христа,   Который Своей кровью и праведностью покрывает все грехи Своего народа, нарушения им закона Божия, и Его жертва искупает их, или совершает искупление для них. Ради еще одной иллюстрации этой драгоценной истины я кратко объясню, что Христос дал в качестве выкупа, который является достаточным, и кому дается этот выкуп.
1. Что это такое, что Христос дает для выкупа людей? Из Писания ясно, что это Его драгоценная кровь, ибо цена искупления всегда усваивается крови Христа как достойной причине его; именно она есть выкуп и цена искупления, и апостол Петр так говорит об этом: "вы выкуплены не тленным серебром или золотом, но драгоценной кровью Христа" (1 Пет.1.18-19). Это цена достаточная, чтобы  приобрести всю Церковь Божию, чтобы искупить все грехи Его людей и спасти их от погибели, и потому она названа "драгоценной кровью". Кровь драгоценна как таковая; по закону пролитая кровь должна была покрываться землей, кровь нельзя было есть, ибо она представляла душу, хотя это и было лишь прообразом ибо не кровь тельцов и козлов, но кровь Христа есть реальная цена нашего искупления. Опять же, из указанного текста  понятно, что жизнь Христа есть то, что было дано как выкуп, ибо "Он пришел, чтобы отдать душу Свою для искупления многих" (Мтф.20.28). Нет ничего более дорогого и ценного, чем жизнь, а особенно та жизнь, которую имел Христос; Он вполне мог распорядиться Своей жизнью, в отличие от любого другого человека, и Он свободно отдал ее и принял снова, ибо никто не отнимал ее у Него и не вынуждал оставить ее, но Он добровольно отдал Себя в руки людей, закона и смерти,   вместо Своего народа, и в качестве выкупа за него, и ценой этого выкупа была Его жизнь. Более того, Он отдал Самого Себя, как "предавший Себя для искупления всех" (1 Тим.2.6), и потому о Нем часто говорится, что Он возлюбил нас и предал Себя за нас, чтобы избавить нас, и предал Себя в приношение и жертву, и принес Себя непорочного Богу (Тит 2.14, Еф.5.2, Евр.9.14), Свою душу и тело, всю Свою человеческую природу в союзе с Его Божественной Личностью, ибо этот союз не прекратился тогда, когда Он стал ценой выкупа. И что значит "Себя": Он Сам был достаточным выкупом, чтобы закон былд исполнен и справедливость удовлетворена. Это полный выкуп или искупление от греха, от всех грехов, изначального и реальных, от всякого наказания за них, и вследствие его люди освобождены также от власти греха, которой они были пленены, и от самого бытия его, ибо Христос через Свою искупительную жертву покончил с ним и положил конец греху, и сокрыл его во веки, и сделал совершенными освящаемых: это полный выкуп их из рук сатаны: "Господь выкупил Иакова от руки того, кто был сильнее его" (Иер.31.11) и в силу этого выкупа добыча отнята у сильного и пленен плен, ибо тот, кто пленил других, сам был пленен Спасителем и Искупителем грешников. Это выкуп от закона, его проклятия и осуждения, ибо Христос искупил тех, кто были под проклятием его, сделавшись проклятием для них, и приняв на Себя страдание приговора осуждения их, и следовательно, ни о ком, за кого Он умер, нельзя сказать, что они осуждаются: "кто осуждает? Христос Иисус умер" (Рим.8.34), и, умирая. Он отдал Свою жизнь за их выкуп, и так избавил их от проклятия и осуждения закона. Одним словом, это выкуп от ада, его ярости и второй смерти, которой люди подвержены за грех; Христос выкупил Свой народ от власти ада, как наказания за грех, так что Его люди никогда не должны подвергнуться ему, а также выкупил их от второй смерти, власти которой они никогда не испытают,  и Он избавил их от гнева, и от падения в ад, в глубины погибели. Из этого я исхожу, чтобы показать:
2. За кого дается этот выкуп. Он предоставлен для многих, то есть для всех, кто были предопределены к вечной жизни, ибо их столько, сколько Отец дал Христу, это многие, за кого  Его кровь была пролита для прощения грехов; это те многие, кто оправдан через познание Его и веру в Него, ибо Он есть Вождь спасения их, ведущий их во славу, и это бесчисленное множество, которого никто не может счесть, названо искупленными (Пс.130.7),  и это закладывает хорошую основу для надежды в Нем, но тогда это не все люди, и это не  для каждого человека, но смысл в том, что он предал Себя за всех избранных или для людей всякого рода, званий и степеней, высоких и низких, богатых и бедных, а также для всех видов грешников, язычников, так и евреев, в зависимости от контекста (1 Тим.1.2-5, 2.6); это те, которые искуплены и освобождены, искуплены из людей, как и искуплены к Богу через Кровь Христа, из всякого колена, языка, народа и племени, и это не могут быть все люди, всякого колена, языка, народа и племени, или каждый человек из них, но это те, кто искуплены и освобождены (Откр.14.4, 5.9); избавленные представлены как народ особенный, и это не все люди, но это Церковь, "торжествующее собрание и община первенцев чьи имена написаны на небесах, те, которые приобретены Кровью Христовой, овцы Его, те, за кого Он отдал Свою жизнь как выкуп. Кроме того, "избавленные Господом придут на Сион с песнопениями вечной радости", рано или поздно, в Церковь земную и небесную, в которую не войдет все человечество (Деян.20.28, Иоан.10.15. Ис.35.10). Добавьте к этому, что если цена выкупа платится за всех, то все будут искуплены и спасены навечно, что  не соответствует действительности, или же эта цена платится напрасно, чего, конечно же, нельзя сказать, не возводя бесчестья на правосудие Божие, и на кровь Христа. Прообразная цена выкупа под законом, пол-шекеля, платилась за выкуп только израильтян,  реальный же  выкуп - не для всех от Израиля в буквальном смысле слова, потому что не все Израиль, которые от Израиля, только остаток по избранию благодати. Этот духовный и мистический Израиль Божий, который Он избрал, есть  народ особенный, весь Израиль Божий, или все избранные, народ, состоящий  из иудеев и язычников, который Он избрал для Себя, искуплением которого стал Христос, и потому, посредством Его Духа и благодати, они действительно израильтяне, в которых нет лукавства. Вследствие этого, "ибо так возлюбил Бог мир", что отдал Сына Своего в умилостивление или искупительную жертву за грехи его, не за грехи евреев только, или его избранных среди них, но за грехи всего мира; или за грехи всех Его людей по всему миру, даже за грехи всех детей Божьих, которые рассеяны (Иоан.3.16, 11.51-52, 2.2). Цена искупления дается для выкупа души тех, кто согрешил и подлежит смерти, второй и вечной смерти, она касается самой прекрасной части человека* и, следовательно, требуется настолько великая цена: "искупление души драгоценно" (Пс.49.8), и ничто не может выкупить ее, но кровь Христа, и это столь дивно потому, что нет ничего другого, что способно искупить душу человеческую от погибели. Прообразная цена искупления выплачивалась для всех израильтян равной и одинаковой, пол-шекеля, богатый давал не больше и бедный не меньше (Исх.30.15); поэтому одна и та же цена Крови  Христа уплачивается за одних, как и за других, ибо, хотя некоторые грехи могут быть больше, чем другие, и некоторые из них большие грешники, чем другие, и искуплены от больших грехов, чем другие, все же одна цена уплачена за всех, ибо всякий грех по сути и объективно бесконечен и требует бесконечного выкупа, чтобы дать удовлетворение и очистить его; и поэтому все, кто получил драгоценную веру, оправданы одной и той же правдой и получают одно и то же спасение. И эта цена за них отдана в руки Бога, потому что именно против Него совершен грех и только Он может простить его и дать за него удовлетворение, ибо если Он Законодатель, то закон, нарушенный грехом, должен быть исполнен; Судия всей земли, чья справедливость должна быть удовлетворена, или Он не оправдает виновного, Тот, Кому люди должны больше, чем десять тысяч талантов, и если им нечем платить, то цена, возложенная на Поручителя, отдается Тому, Кто может погасить долг и выкупить из темницы, и, соответственно, Христос отдал Себя в приношение и жертву Богу, и дал Ему выкуп за Свой народ, и искупил Своих людей Ему Своей Кровью (Еф.5.2, Откр.5.9), и, следовательно, они непременно спасены чрез Него и в Нем вечным спасением. Но я спешу рассмотреть:
Во-вторых, как был найден этот выкуп и кому он дан. Если мы обратим внимание на изначальный замысел о нем в вечности, то представляется, что он таков: Бог Отец "оказал помощь мужественному, вознес избранного из народа, обрел Давида, раба Своего, и помазал Его Своим святым елеем" (Пс.88.19-20), то есть Он счел Сына Своего наиболее подходящим в качестве Спасителя и Искупителя Своего народа, единственным, Кто был силен, всемогущ и достоин в деле искупления, и как Личность Он в Своем обширном и бесконечном разуме замыслил и избрал  конкретную человеческую природу, чтобы объединить ее со Своим Сыном в свое время, и так придал ей качество  посредника, и, таким образом, выкуп для людей был найден; и это не замысел людей или ангелов, но только Бога; даже не ангелов, потому что они ничего не знали об этом и не стали бы этого искать, пока, когда выкуп был найден, этого не было дано им знать  немедленно от Самого Бога, Который замыслил это до падения человека. У некоторых из них это породило мысль оставить свое достоинство и стать отступниками, чтобы не подчиниться Христу в человеческой природе**, и все же кажется, что большая часть знания об этом событии достигается только через церковь Божию и служение слова в ней, как сказано, что теперь "начальствам и властям на небесах стала известна (через Церковь) многообразная премудрость Божия" (Еф.3.10 KJV), Его дивная мудрость, нашедшая выкуп для людей, и это говорит о том, что прежде их знание этого было несовершенным или же они не были в полной мере удовлетворены им, ибо святые находят полноту удовлетворения в созерцании того, к чему лишь желают приникнуть ангелы (1 Пет.2.12), и даже более того, они лишь благоговейно склоняют головы пред тайной благодати, намеком на что были херувимы чьи лица были обращены друг другу, над крышкой ковчега, этого прообраза Христа, Его умилостивления и выкупа Им Своего народа.  И это не изобретение людей, ибо все человечество, собранное вместе, никогда не нашло бы надлежащий за себя выкуп, и для него навсегда остался бы загадкой вопрос: как оправдается человек пред Богом? (Иов 9.2), или кто даст умилостивление и выкуп за него? Поскольку люди никогда не смогли бы придумать  Сына Божия, как выкуп, Он никогда бы не вступил в их сердца, чтобы они поняли это, потому что, если "мир своею мудростью не познал Бога", он никогда не сможет, во всякой премудрости его, выяснить способ примирить себя с Богом, и мы видим, что мудрейшие язычники ушли от этого, оставшись без откровения при свете природы, слишком тусклом, чтобы Бог открылся им, и даже когда этот замысел искупления и спасения Христом открыт, он рассматривается плотскими людьми с презрением и насмешкой: "мы проповедуем Христа распятого, для иудеев соблазн, а для эллинов глупость" (1 Кор.1.23 KJV), и, следовательно, это никогда не может быть изобретением человека: нет, это изобретение самого Бога, ибо "все от Него", и, особенно, на пути благодати, и, в частности наше примирение, и замысел его.
То, что "Бог во Христе примирил с Собою мир" (2 Кор.5.18), используя для примирения выкуп и искупление, вытекает из Его Божественного совета, ибо Он "совершает все по изволению воли Своей"; если Он имел совет о сотворении человека, то, безусловно, и совет о Его выкупе и восстановлении, который с большим приличием можно назвать советом мира, и который состоялся в вечной Троице об этом великом деле; это плод и следствие Его  бесконечной мудрости, который светит во всех Его делах, особенно же в выкупе и искуплении людей, и в применении его; это "многообразная премудрость Божия, тайная, сокровенная, задуманная до мира к славе нашей"; этот результат вечного замысла Он исполнил во Христе, в Котором Он явил милость к Своему народу и решил спасти его в Господе, Боге их, тех, о ком состоялся Его указ об умилостивлении за их грехи, кто предопределены прежде создания мира, чтобы выкупить их Его драгоценной Кровью. Это обусловлено заветом благодати, который Он заключил со Христом, Которого Он призвал "восстановить колена Иакова и благоволение Израиля", и при том что душа Его принесет жертву за грех и Он отдаст Себя для искупления избранных Своих, Бог обещал Ему потомство непреходящее, долгоденствие на веки веков и все возможное процветание и славу как Человеку и Посреднику, и Он согласился, и сказал: "вот Я пришел исполнить волю Твою" (Ис.49.5-6, 53.10-12, Пс.40.7), которая была не чем иным как волей отдать душу Свою для искупления многих. И поскольку это было к Божьей радости и Его великому удовлетворению, что Он нашел такой выкуп, об этом сказано, что Он  нашел умилостивление; Христос, как таковой, был предметом его восхищения и радости, когда Он стал для Него Посредником от века. Но это должно быть понято как замысел Бога Отца и Сына (13), поскольку совет мира был между Ними обоими (Зах.6.13), и Христос в Септуагинте Ис.9.6 назван Ангел Великого Совета, и Он также есть Премудрость Божия, которая "обитает с разумом и ищет рассудительного знания" (Притч.8.12), не в последнюю очередь о выкупе и искуплении людей. И особенно если найти выкуп означает уже совершить часть искупления (14), это особенно относится ко Христу, о Котором сказано, что Он получил или, в оригинале, нашел вечное искупление (Евр.9.12), и Сам вполне стал этим выкупом; Он есть Примиритель и Тот, Кто принес мир Кровью Креста Своего, и примирил Своих людей с Богом Своими страданиями и смертью, и сделался для них Автором спасения вечного. Но я продолжу и скажу о том:
II. Каковы благословенные результаты и следствия найденного выкупа, избавившего нас от ада и могилы. И здесь я должен спросить, что это за "яма" и "бездна", избавление от которой здесь имеется в виду, и для кого это избавление.
1. Под ямой  обычно понимается могила, и в этой книге и в других местах это слово также означает "тление", ибо тела людей разлагаются. Все люди спускаются в могилу, это "дом собрания всех живущих"; это долгий путь человека домой, по которому он идет и будет идти до воскресения, ибо всем людям положено умереть и спуститься в могилу, хорошим и плохим, искупленным Христом и прочим. Но на самом деле святые избавлены от смерти в качестве наказания; в этом смысле, как наказание и зло, смерть для них упразднена, а могила уничтожена, хотя они не избавлены от самой смерти и могилы, и могут лишь иметь отсрочку на некое время. Это сходно с тем, что больной может быть подкреплен, и он не может быть предан смерти, хотя и сурово наказан, ибо болезнь разрушит его, но не до смерти, и он будет восстановлен в выздоровлении, но такое рядовое событие, как восстановление больного человека, слишком ничтожно по сравнению с таким чрезвычайным и чудесным делом, как выкуп Христа, и не дает ответа на великий замысел его; и поэтому под ямой и бездной скорее следует понимать ад, бездну вечного гнева и погибели (15), и хотя избранные Божии заслуживают его, как и другие, но будучи искуплены, они избавлены от него.
2. Кто и зачемговорит это; те, кто под ямой имеют в виду могилу, могут счесть, что речь идет о выздоровлении Иова, как г-н Бротон говорит, что в итоге Бог "пощадил его от убиения болезнью и ухода в могилу". Болезни  являются слугами Бога, они приходят, когда Он повелевает им , и они уходят, когда Он приказывает им, и иногда Он говорит им, как Он сказал Ангелу-губителю: довольно! Цель, для которой болезнь послана, может быть достигнута, и болезнь завершается; так по молитвам близких и друзей больной может быть избавлен от одра болезни и от могилы, или же, как думают другие (16), речь здесь идет о служителях, которые осещают больного, помогают ему и молятся за него, или же могут быть посланы сказать ему, что он не умрет, но будет жить, как Натан был послан к Давиду и Исайя к Езекии, объявить, что они избавлены от могилы. Но может иметься в виду и обращение Бога Отца к Сыну, Ангелу и Посреднику Его, Который на груди Его предложил выкуп и замысел избавления согласно завету, и предложил отдать Себя в свое время  для искупления Своего народа, и выкупить его от погибели, и если этот замысел был найден и согласован, то он вполне означает избавление от сошествия в яму и бездну (17), и это вполне может быть сказано со стороны и Христа как Спасителя, и Отца как Законодателя. Ибо по справедливости выкуп был свободно найден и дан Христом, и закон раскрыл двери темницы, и плен ада и смерти больше не мог претендовать на избранных, когда цена выкупа была уплачена за них. Или же эти слова можно рассматривать как слова Сына Отцу, ибо Он есть Ангел, Посредник и Ходатай пред Богом,  Который появляется в присутствии Бога и заступается за Свой народ, на основании Своей искупительной жертвы за него, совершенного им искупления и выкупа, данного за Его людей, и настаивает на их освобождении от гнева и гибели, и возвещает Отцу Небесному Его и Свою волю, чтобы они были избавлены от ада и пребыли на небесах, где и Он пребывает в славе Его (Иоан.17.24). Теперь я перехожу к последнему и скажу.
III.  Как благодать Божия явлена во всем этом. Мы сказали, что эти слова произносит не служитель, который помогает больным, являет жалость к ним и молится за них, но Ангел, Посланник, Наставник, Слово, которое у Бога, Ходатай пред Отцем, что благ и милосерд к искупленным Своим, которых Он спас, и самым дивным образом явил Свою благодать и любовь к ним, став Поручителем за них; Он стал их Спасителем и Искупителем, обещав заплатить их долги за них, и отдать Себя в выкуп за них. Благодать Христа известна и ясно видна в принятии Им человеческой природы, когда Он стал причастен плоти и крови Своих детей, будучи Господом всего, явился в образе раба, Тот, Кто был богат и даже как Бог над всем, благословенный во веки, стал беден, и если нет больше любви среди людей, чем отдать свою жизнь за друзей своих, то благодать Христа такова, что Он отдал Свою жизнь за врагов и умер для людей, когда они были грешниками, и не имели никакой любви к Нему. Кроме того, благодать Его явлена в Его дивном и действенном ходатайстве за них и за их обращение, за применение милующей благодати благодать к ним, для сохранения их от всякого зла; для их окончательной стойкости,  для их избавления от ада и смерти, и для их вечного прославления. Или, скорее, Он здесь есть Бог Отец (18), Который назван благим, и так Его имя провозглашено во Христе, "Бог благой и милосерд многомилостивый и истинный, милующий беззаконие, преступление и грех" (Исх.34.6-7), Он же есть Бог всякой благодати, и различными способами проявляется Его милость к сынам человеческим, и особенно в деле их выкупа, искупления и спасения. Его милость явлена в поиске выкупа во Христе, ибо хотя это был замысел мудрости, это был и Его выбор этого удивительного замысла; это было потому, что Бог возлюбил Свой народ вечной любовью, и,  ради этой любви, избрал Своих людей быть святыми и счастливыми, устроил их вечное спасение и призвал их к нему; в Своей бесконечной мудрости Он нашел и использовал лучший способ и средства осуществления этого, и было чудесной благодатью, что Он послал Сына Своего быть Искупителем и ценой искупления, ибо Мудрость не могла найти никого иного, столь достойного и подобающего для этой цели, как Он; было изумительной благодатью то, что Он согласился выкупит погибших грешников от греха, сатаны, закона, смерти и ада, явив в этом всепревосходящую полноту и богатство благодати Своей.  Он послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву, чтобы быть жертвой за грех, для очищения его, и быть выкупом Своего народа; здесь Его любовь проявилась в высшей степени, и Он заслужил высочайшую хвалу, ибо человек не может ни дать, ни даже принять такого дара. Если Бог явил бы любовь к Своему народу тем, что отдал бы для их выкупа Египет и Эфиопию (Ис.43.3-4), то  насколько больше доказательств Своей любви Он дал, не пощадив Сына Своего, но предав Его за всех нас? Если бы Он отдал всех ангелов небес и все человечество на земле в выкуп за Своих избранных, это не было бы таким доказательством Его любви, как дар Его Сына. А потом, когда Христос дал душу Свою для искупления, было благодатью принять цену этого выкупа вместо Его народа, как полную и вседостаточную, против которой не могли возражать закон и справедливость и которая могла удовлетворить Бога. Бог не был бы обязан принимать дар вместо грешников, если бы Он не согласился добровольно в завете благодати принять заместительную жертву как надлежащую за них,  в противном случае Он мог бы настаивать на удовлетворении от самого грешника, но такова была Его благодать, что Он принимает выкуп Своего Сына вместо него. Кроме того, благодать Божия явлена в огромности этой цены выкупа, полученной в искуплении, в оправдании человека и прощении грехов тех, за кого он дан; оправдание через искупление во Христе есть дело   благодати Божьей, как говорит апостол: "получая оправдание даром, по благодати Его, искуплением во Христе Иисусе" (Рим.3.24); именно поэтому праведность Христа, Его жизни и крови уделяется в качестве выкупа за Его народ, и тем самым Бог оправдывает и делает праведными не просто по милости, но именно даром, свободно. В этом способе оправдания грешников Он остается строгим и справедливым, при этом оправдывая верующих в Иисуса, и свободная благодать Божия обильно явлена в том, что Он, приняв праведность Христа, также вменяет ее людям без дел и применяет ее к ним Духом Своим; поэтому они призваны также по дару обильной благодати (Рим.5.15-17). Так и прощение грехов является следствием выкупа и принятия его цены, о чем говорит апостол:  "В Котором мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его" (Еф.1.7), и хотя прощение грехов через Кровь Христа, пролитую за них, является актом правосудия, но несмотря на это, оно по милости, и всему богатству ее. Все удовлетворение и искупление есть благодать, которая предоставила Христа как Агнца для всесожжения; благодать отдала Его для умилостивления за грех, и пролила Его кровь для нашего прощения; и также благодать приняла искупительную жертву, и объявила грешникам прощение ради нее, и применяет Кровь Христа к совести грешника, давая ему уразуметь свободную благодать Божию и множество Его милостей в прощении своих грехов. Короче говоря, все спасение проистекает из этого выкупа, и нет иного избавления от бездны и ада, гнева и погибели, как полностью по благодати и не от дел. Бог, спасая людей, действует не по их делам, но только по Своей благодати, это не по делам праведности, которые они сделали, даже самым лучшим, но по великой милости и богатству благодати Его, которой Он спас их через Кровь и праведность Своего Сына, и через возрождение Своим Духом, и это будут прославлять все Его святые всю вечность, непрестанно провозглашая: благодать, благодать здесь!

Таким образом, по нынешнему торжественному случаю я попытался раскрыть и объяснить этот отрывок, насколько Господь позволил. Можно ожидать, что я должен сейчас сказать что-то о нашем покойном друге и брате. Я понимаю, что всегда чуждался того, чтобы хвалить покойных, и со своей стороны не имею ни малейшего желания, а потому и не должен говорить о его гражданских и моральных качествах, о его жизни как отца семейства, хозяина и соседа, ибо вы все знаете это и сами можете засвидетельствовать; скажу лишь немногое о его духовном и вечном состоянии. Богу было угодно призвать его благодатью и открыть ему Своего Сына в молодые годы, и он знал, что значит "сердцем веровать к праведности, а устами исповедовать ко спасению". Он очень рано отрекся от себя ради Церкви Христовой, членом которой был около 26 лет и, несмотря на все свои немощи и несовершенства, он, насколько нам известно, соответствовал своему  исповеданию.  Я не сомневаюсь, что у него была истинная вера, действующая любовью ко Христу и его народу; распятый Христос, Его Кровь и праведность и все Христово были дороги для него, он любил Его, Его народ и Евангелие, и постановления Его, он был скромным христианином, нежным и сострадательным к бедным, с которыми он вел себя очень почтительно и словами и делами; он был очень низкого мнения о себе, ощущая все растление и низость своей природы, чуму своего сердца  и его недостатки и несовершенства в жизни, и потому он лишь с большой неохотой принял должность диакона, как многие из вас хорошо знают, и лишь из-за особой нужды, обязавшей его к этому. Когда я посетил его в конце предсмертной болезни, он сказал мне, что ему предстала восхитительная вечность,  и добавил, что он должен был бы быть очень неблагодарным, если бы он не верил, что Христос пролил Свою кровь для него, и упомянул в разговоре отрывок: "Израиль, ты погубил себя, но во Мне опора твоя" (Ос.13.9 KJV); он отметил, что эти слова некогда очень помогли ему и дали обилие духовного утешения и силы, ибо в них описано все разорение и восстановление человека. И хотя телесное расстройство давало ему говорить лишь сбивчиво, его скорая кончина была легка и без сомнения, но он уснул в Иисусе, и будет одним из тех, кого Господь приведет с Ним. Желаю же вам, дети, идти по его стопам, и подражать ему в каждой вещи, достойной похвалы, гражданской, моральной и духовной, прибегая к средствам благодати, и пусть Господь призовет вас и даст возможность бояться Его и служить Ему как Богу отцов ваших, и занять его место в мире и в Церкви. Закончу несколькими словами то, о чем было сказано.
Поскольку выкуп существует, он найден и дан, и Бог явил в нем Свою милость столь дивным образом, это может быть поощрением для разумных грешников, которые угнетены чувством вины греха, чтобы надеяться на Него: "Да уповает Израиль на Господа, ибо у Господа милость" (Пс. 130.7), и "с Ним избавление", и если так, то нет ни места, ни причин для отчаяния: "вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира" (Иоан.5.29); мы можем взирать на Него как Спасителя и Искупителя от греха, Его Кровь очищает и Его правда  оправдывает от всякого греха, и Его жертва искупает все беззакония, и Бог ради него прощает все грехи. Поэтому истинно верующие во Христа имеют все причины радоваться и веселиться, ибо они знают цену искупления, отданную за них, и то, что они избавлены через Него от гнева и разорения; они, искупленные, придут на Сион с песнями и радость вечная будет над головой их, и потому они могут упражняться в этой вере и обретать утешение через свой интерес в Искупителе, как говорит апостол: "мы хвалимся Богом чрез Господа нашего Иисуса Христа, посредством Которого мы получили искупление" (Рим.5.11); и у них есть все основания восхищаться отличительной благодатью и призывать свои души, и все, что в них есть, благословить имя Господа за прощение своих грехов, искупление их жизни и спасение их душ от погибели, и благодать, явленная в этом, научает их  "жить целомудренно, праведно и благочестиво в этом злом мире".

[1] Aben Ezra, Alshech, R. Simeon Bar Tzemach in loc.
 [2] Bolduc. in loc.
 [3] Vid. Schuitens in bc. Таргум приводит слово ;;;;;; “смерть.”
 [4] Targum, Grotius. Mercerus, & alii.
 [5] Munster, Clarius, Codurcus, Bolducias, Junius & Tremellius, Caryll, and others.
 [6] Откр. 1:20.
 [7] ;;;;; Дан.l 12:3
 [8] Caryll in loc.
 [9] Junius & Coduncus.
 [10] Cocceius Schmld. Joh. Henr. Michael & Schuitens in bc. Vid. Witfii Occonom. Foederum, I. 2. c. 3. § 3. P. 112. & 1. 4. c 3. 30-37, p. 463-465.
 [11] ;; fi, non incertam nunc. sed contra certain & necessariam insert coaditionem; sine qua Peccator iratum numen experiens, & jam morti primae ac secundae proximus, a pernic liberari acquit; ergo non doctor intenditur, nob angelus, sed Goel. Schultens in loc.
 [12] Ex hic de homine, & de Deo peccati condonationi quod fuum est, conferente, exemplis eodem verbo utriusique actum exprimentibus apparet, ;; optime reddi per tegere & tegendo illiniendoque inducere ac delere. Gusset. Comment. Ebr. p, 398.
 [13] Verum recte de utroque, patre & filio, id dicitur, tanquam veris auctoribus confilii de nostra redemptione. Job. Henr. Michaelis notae uberiores in loc.
 [14] Так это толкует Кокцеюс.
 [15] Ne descendat in soveam, insernalem ac aeternam pernicicm. Michael. not. in loc.
 [16] Так у голландских комментаторов и Кэрила.
 [17] ;;; то же самое что р;;;, как замечают Раши и Ибн Эзра. Utrumque consignat redemp-tionem, vel liberationem captivi, quae sit soluto pretio, vel& substitnta anima loco animae, vita loco vitae.
 [18] ;;;;;. Место, Тот, Кто заполняет все пространство и время, у Ярхи и Ибн-Эзры (Неясно, что именно из комментариев Раши Гилл имеет в виду; специально Иова Раши не комментировал, в отличие от Ибн Эзры и р. Шимона Цемаха - авторитетного комментатора XV в. с Майорки. Нам не удалось ознакомиться с английским переводом: Avery K. S. A translation of Abraham Ibn Ezra's commentary to the book of Job: with introduction, notes, and appendices. Masters Research thesis, Department of Middle Eastern Studies, The University of Melbourne 1987)
* Здесь никак не следует понимать так, что тело не подлежит искуплению. Гилл вполне согласился бы с традиционным христианским утверждением (на которое он прямо не ссылается), что "не воспринятое не исцелено" (св. Григорий Богослов), и Христос исцелил всего человека (ср. Иоан.7.23 - излюбленный текст восточнохристианской антропологии, подчеркивавшей в противовес платонизму спасение тела).
** Распространенный апокрифический сюжет, вошедший даже в Коран и представляющий значительную сложность при объяснении влияния на баптистское богословие, ибо Гилл не пользовался енохианской и другой раннефарисейской литературой, появившейся в Европе лишь в конце XVIII в.

Перевод и комментарий (С) Inquisitor Eisenhorn


Рецензии