Портреты. Мюллер. Мемуары Шелленберга

Недавно, совершенно случайно, мне попалась на глаза книга мемуаров начальника управления шпионажа и диверсий службы безопасности СД – Вальтера Шелленберга.
Называлась она «Секретная служба Гитлера». Разумеется, я её прочитала. Особенно интересна мне показалась глава «Мюллер». Привожу её почти полностью.

***
               
"В 1945 году, понимая сложившуюся обстановку и таящиеся в ней опасности, Борман был одним из первых, кто сделал попытку переметнуться в восточный лагерь.

Вторым в правящей верхушке, тяготеющей к русским, оказался Мюллер. Впервые серьёзные подозрения  в искренности его мыслей по поводу русских  зародились после продолжительной беседы весной 1943 года.

- Вы, наверное, согласитесь со мной, что советское влияние на Восточную Европу получило распространение не только в среде рабочего класса, оно укоренилось и в кругу образованных людей. Я в этом усматриваю неизбежное историческое развитие нашей эпохи, особенно разящее, когда сталкиваешься с духовной «анархией» западной культуры, куда я отношу идеологию третьего рейха. Национал-социализм в данном случае служит лишь навозом, удобряющим эту духовную пустыню. И наоборот, каждый видит, что в России растут и развиваются единые, по-настоящему бескомпромиссные, духовные и биологические силы. Предлагаемая коммунистами глобальная революция духовного и материального мира служит противовесом западному негативизму, является как бы положительным электрическим зарядом.

В самой сути национал-социализма очень много компромиссов, и он не в состоянии дать что-либо похожее, а вот коммунизм может. Он занимает твёрдую позицию в отношении к жизни, чего не хватает большинству наших западных интеллигентов. Я не говорю сейчас ни о массе немецкого народа (он – упорный, последовательный и храбрый), ни о героизме наших фронтовиков: я говорю сейчас об интеллектуальной элите и её жиденькой духовной основе. Национал-социализм никогда по-настоящему не привлекал и не оказывал влияния на их мировоззрение. Если мы проиграем эту войну, то это произойдёт не по причине слабости нашего военного потенциала, а только из-за духовной скудости наших лидеров.
 
Мы не имеем настоящих вождей. Есть только один вождь – фюрер, и не более. Взгляните, например, на толпу его приближённых, что же мы видим? День и ночь они грызутся между собой то в погоне за благосклонностью фюрера, то за личной властью. Фюрер, очевидно, заметил всё это давным-давно, но по каким-то неизвестным мне соображениям пользуется этим, чтобы править. Вот в чём его самая большая ошибка. Здесь он не проявил государственной мудрости. Ничего не поделаешь, приходится признать, что Сталин делает это намного лучше. Подумайте только, что пришлось вынести его стране за последние два года, а чего стоит заслуженное им доверие своего народа. Сегодня я вижу Сталина  совсем  в ином свете. Он неизмеримо выше вождей западных наций и, будь власть в моих руках, мы немедленно договорились бы с ним обо всём. Это явилось бы таким ударом для Запада, сверху донизу пропитанного притворством, от которого они никогда бы не оправились.

Когда имеешь дело с русскими – всегда знаешь, что к чему: или они сразу оторвут вам голову, или приласкают. А этот западный хлам – вечно там говорят о Боге и тому подобной ерунде, а дай им возможность, они весь народ уморят голодом. Германия намного большего достигла бы, если бы фюрер решился на такой шаг. Но мы всегда и всё делали наполовину; если не поостережёмся, это нас доконает. Гиммлер только тогда уверенно себя чувствует, когда знает, что за его спиной стоит фюрер. Иначе он не бросался бы так из стороны в сторону. В этом отношении Гейдрих был на голову выше него, и фюрер был прав, называя его человеком со стальным сердцем. Борман из тех, кто хорошо знает, чего он хочет, но он вовсе не способен мыслить в государственных масштабах. К тому же, они, как две змеи, всё время грызутся между собой. В этом поединке Гиммлеру тяжело одержать верх…

Я был немало удивлён слышать из уст Мюллера подобные речи. Он всегда называл Бормана рядовым уголовником, а тут внезапно изменил своё мнение. Меня всё больше беспокоила мысль: куда он гнёт? Не пытается ли он поймать меня в западню? Опрокидывая брэнди рюмку за рюмкой, он на своём грубом баварском наречии принялся так поносить декадентский Запад и наших вождей – Геринга, Геббельса, Риббентропа и Лея, что у тех, наверное, в это время горели уши. Чего хотел от меня этот человек, который был переполнен горечью и ненавистью? Такого от Мюллера ещё никому не приходилось слушать. Чтобы придать беседе хоть какую-нибудь лёгкость, я пошутил:

- Хорошо, товарищ Мюллер, давайте все начнём говорить «Хайль Сталин!», и наш батюшка Мюллер станет начальником НКВД.

Его глаза злобно сверкнули, и презрительным тоном с сильным баварским акцентом он медленно проговорил:

- Это было бы совсем неплохо. Я бы вздёрнул вас всех повыше вместе с вашими друзьями, твердолобыми буржуями.

Разговор подходил к концу, а я всё ещё не понимал, чего хочет Мюллер. Он уже не верил в победу Германии и считал, что мир с Россией является единственным выходом из создавшегося положения.

Мюллер очень хорошо знал, что на меня это не произведёт никакого впечатления и что перемирие, заключённое на этот вечер, кончилось. Его неистовая враждебность дорого стоила моим нервам – это походило скорее на дуэль в темноте, и преимущество было на его стороне. Позже стало известно, что в конце 1943 года Мюллер установил контакты с русской секретной службой.

В 1945 году он переметнулся к коммунистам. В 1950 году бывший немецкий офицер, будучи в плену, видел Мюллера в Москве.

Вскоре тот умер".

***

Источник: Вальтер Шелленберг "Секретная служба Гитлера".
Мемуары начальника управления шпионажа и диверсий службы безопасности СД.
Издательство - Киев 1991г.

***

"Вальтер Шелленберг был энциклопедически образованным человеком. После иезуитского колледжа он окончил университет и, став бакалавром искусствоведения, продолжал совершенствоваться в японском языке, изучал английский, французский и русский. Шелленберг сделал головокружительную карьеру - в тридцать лет возглавил германскую политическую разведку, стал генералом СС (самым молодым в рейхе!)... Оказалось, мой герой был человеком весёлым, элегантно одевался, хорошо разбирался в музыке, живописи, антиквариате. Я и пытался показать его молодым, артистичным, постоянно склонным к иронии - по отношению к коллегам, самому себе и даже - начальству...
Рад, что читатели наконец-то получат возможность прочесть мемуары этого незаурядного человека".

Олег Табаков (сыгравший роль Вальтера Шелленберга в телесериале "Семнадцать мгновений весны").


На фото: фрагмент фильма "Семнадцать мгновений весны".

         


Рецензии
Спасибо, Татьяна! Прочитал с интересом. Получается, что что вся мыслящая верхушка вермахта была готова к сотрудничеству с СССР. Хотя судя по биографии Шелленберга времени для написания мемуаров у него практически не было. Уже в 1952-ом году он умер в возрасте всего 42-ух лет. Если только в тюрьме, готовясь к Нюрнбергскому процессу.
Спасибо! С Новым годом! :-)))

Николай Таурин   04.01.2024 16:13     Заявить о нарушении
И Вам спасибо, Николай! С Наступившим!
Я думаю, что время всегда можно найти. Было бы желание...

Татьяна Гармаш   05.01.2024 03:47   Заявить о нарушении