Война и Жизнь рецензия на фильм Так я теперь живу

Война как совокупность военных действий против другой страны, война как противоположность миру, война как знак протеста существующей власти... Сколько бы разновидностей войны не было, она всегда одна, всегда – война. Можно сколько угодно шутить по поводу того, что никакая война нам не страшна, а объединенную Европу мы еще в том веке поставили на место, но нельзя осознать войну, пока одним зимнем вечером она не отдавит тебе пятки, заставив обернуться и посмотреть прямо в глаза. Для нас, поколения Интернета и  надкусанного яблока, война это то, что мы видели в фильмах, читали в «Войне и мире» и слышали  в новостях в перерыве между завтраком и учебой. Для наших прадедушек и прабабушек война была молодостью, потерянной семьей и нескончаемой верой в завтрашний день, вместе с которым придет победа.
Война стала кровавой музой многих режиссеров и литераторов, как времен СССР, так и нашего времени.  Она  всегда была и болью, и надеждой, оголяла эмоции и заставляла жизнь течь быстрее обычного.  Фильму, сюжет которого разворачивается на фоне войны, не нужен рычаг к развитию действия, ведь война самый мощный из рычагов.
Наложим все вышесказанное на реалии двадцать первого века с нашей неизмеримой любовью к фантастике и апокалипсическими настроениями и, вполне закономерно,  получим популярность произведений о «войнах, которых не было». Пока не было.  Таким образом, речь пойдет о фильмах, сюжет которых разворачивается на фоне Третьей мировой войны.
Настоящий «бум» таких сюжетов начался еще в двадцатом веке и имел под собой реальную политическую подоплеку, а именно взвинчивание гонки вооружения. В фильме «На следующий день» режиссера Николаса Мейера описывается ситуация, напоминающая Берлинский кризис 1961 года, которая приводит к  еще одной мировой войне.
События фильма показывают не только нагнетание обстановки начала конфликта, но и последствия ядерной войны: разруху, страх, голод, холод, болезни. Через год в Великобритании был снят похожий фильм «Нити», в нём акцент делался на реалистичность последствий, к которым может привести Третья мировая война. Еще один пример уже отечественного кинематографа это «Письма мёртвого человека» Константина Лопушанского.

Интерес к фильмам о третьей мировой не угасает и в наши дни, однако приобретает он все более фантастический характер. Нас интересует война между мирами, людьми и зомби, людьми и мутантами  намного больше, чем обычная человеческая война. Однако кое-что нас никогда не перестанет волновать  - это война человека за себя, свой дом и право на мир, в котором мы будем жить, любить и воспитывать детей.
Фильм «Так я теперь живу» («How I live now»)  Кевина МакДональда 2013 года выпуска вовсе не напоминает обычный фильм о войне с непрекращающимися боевыми действиями и взрывами бомб на каждом шагу. Вы помните на протяжении всего фильма, что где-то есть война, что она может настигнуть героев в любое время и в любом месте, но вы попадаете в такой же информационный вакуум, в каком находятся герои фильма – проблемные подростки. Вам не сообщают ни больше, ни меньше. Вы не знаете ничего... Чья война? С кем война? Из-за чего эта война? Когда она началась? И вы даже не поймете, когда она закончится и закончится ли вообще.
Сюжет фильма довольно прост. В центре картины  проблемный подросток, девушка по имени Дейзи. Она переезжает из шумного города в маленькую тихую деревушку к родственникам, которых никогда не видела. С этого момента фильм начинает напоминать «Повелителя мух», ибо родственники Дейзи такие же дети, и они предоставлены сами себе. Вообще складывается впечатление, что дом детей – это отдельное пространство фильма, в нем нет места ни  взрослым, ни войне, которая началась из-за взрослых.  Ребята живут в тихом поселке, не смотрят телевизор и не слушают радио, а мать семейства уехала на конференцию в Швейцарию. Именно поэтому они совершенно не знают о том, что происходит вокруг них. Когда до них доходят сведения о развернувшейся Третьей мировой, они оказываются совершенно обескуражены…
Детей рассылают по разным лагерям, но они обещают друг другу вернуться домой, в тот мир, который не видел белого нетающего снега в середине лета. В этот момент в жизни Дейзи начинают появляться взрослые, а  вместе с ними и война. Взрослые убивают ее братьев, взрослые насилуют женщин, взрослые истерзают ее первую любовь. И несмотря на эту взрослую войну, девушка тоже становится взрослой, берет ответственность за чужую жизнь, исполняет обещание и возвращается в тот дом, из которого уходила ребенком, а вернулась сквозь войну.
Дети не должны взрослеть за несколько месяцев и терять всю семью за несколько выстрелов, поэтому раскрыть сюжет фильма на фоне войны неплохая находка сценариста, но для жизни это худшая из находок.


Рецензии